Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Объединение юридических лиц

Корпоративное право

Тема №1: «Предмет, метод и система корпоративного права».

1. Понятие, признаки и предмет корпоративного права;

2. Метод корпоративного права;

3. Место корпоративного права в системе российского права. Система корпоративного права.

1.КП – система норм, установленных органами управления корпорации, выражающих волю ее членов, обязательных для участников корпорации и охраняемых силой корпоративного принуждения, а при их недостаточности, силой государственного принуждения.

Признаки КП:

1)Корпоративное право является подотраслью гражданского права, но обладает в отношении гражданского права некоторой автономией.

2)КП – система норм, в которой можно выделить несколько блоков: финансовые, управленческие, трудовые.

3) Корпоративная норма обязательна для участников корпорации.

4) Корпоративная норма, как правило, выражает волю её участников.

5) Корпоративные нормы обеспечиваются принуждением, во-первых, самой корпорации, в виде санкции корпоративных актов, во-вторых, государственных органов, в случае, когда имеет место нарушение законодательства.

Предметом корпоративного права являются общественные отношения, возникающие в процессе регулирования внутриорганизационной деятельности корпорации.

2.Особенности метода КП:

- порядок возникновения, изменения, прекращения правоотношений – корпоративные правоотношения, как правило, возникают в результате принятия и применения корпоративных актов (учредительный документ и т.д.);

- общеюридическое положение участников правоотношения – участники корпоративных отношений абсолютно равноправны, но при принятии общих решений участники вынуждены подчиняться им.

- характер установления прав и обязанностей – в принятии решений принимают участие специальные уполномоченные на управление органы (например общее собрание участников, совет директоров, и т.д.) ,в методе корпоративного права преобладают корпоративные нормы.

- способы и средства защиты прав и обеспечение исполнения обязанностей – санкции корпоративного права обеспечиваются прежде всего самой корпорацией, но если их не достаточно, участник может прибегнуть к принудительной силы государственных органов.

3.Соотношение КП И ГП:

Отличия:

Гражданское право, в отличие от корпоративного, регламентирует широкую сферу имущественных и связанных с ними неимущественных отношений.

Сходства:

ГК выступает в качестве источника и для корпоративного права, однако, корпоративное право не подменяет собой гражданское законодательство, т.к. нормы корпоративного права формируются на его основе и не могут противоречить нормам ГК.

Предпринимательское право и корпоративное право:

Предмет ПП шире, чем корпоративного т.к. внутрифирменные отношения являются лишь частью предпринимательского права. ПП затрагивает не только деятельность корпорации, но и индивидуальных предпринимателей. Корпоративное право не охватывает госуд. Регулирование бизнеса.

Трудовое и корпоративное право:

КП регулирует локальное нормотворчество в процессе применения наёмного труда в организациях, в отличие от государственного регулирования, установленного трудовым кодексом.

…. Является работник и работодатель, а в корпоративном – это участники корпорации и орган управления корпорацией.

Система корпоративного права.

Система корпоративного права состоит из 2х частей: общей и особенной.

Общая часть включает в себя нормы, которые носят общий характер и применимы к большинству институтов отрасли: предмет и метод, принципы КП, общие положения о юридических лицах, виды корпораций и их правовой статус.

Особенная часть регламентирует отдельные стороны корпоративных отношений: правовое регулирование корпоративных финансов, корпоративных ценных бумаг, управление в корпорации, применение труда в корпорации, договорная работа в корпорации.

 

Тема №2: «Основные виды корпораций в РФ».

1. Общая характеристика системы корпораций в РФ;

2. Хозяйственные товарищества как корпорации;

3. ООО И ОДО как корпорации;

4. Акционерные общества,

5. Производственные кооперативы;

6. Объединения корпораций.

1.Корпорация – это коллективное объединение лиц и капиталов, признаваемое юридическим лицом и осуществляющее социально полезную деятельность.

А)Корпорация – объединение капиталов ( хозяйственные общества).

Б)Корпорация – объединение лиц на основе членства.

В) Корпорация – организация, имеющая статус юридического лица.

Любая корпорация является юридическим лицом, но не любое юридическое лицо может быть корпорацией.

Г)Корпорация – осуществляет общественно полезную деятельность.

Классификация:

По характеру прав - на имущество участников корпорации:

- корпорация, в отношении которой учредители имеют обязательственные права;

- корпорация, учредители которой не имеют имущественных прав в отношении имущества корпорации (объединение корпорации например);

Юридические лица, в отношении которых учредители имеют вещные права корпорациями не являются.

По цели деятельности – коммерческие и некоммерческие.

2. Хозяйственные товарищества – коммерческая организация, с разделённым на доли (вклады) участников складочным капиталом.

Виды:

- полное – товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключённым между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам, принадлежащим им имуществом.

Создание, документы, вклады:

Учредительным документом полного товарищества является учредительный договор. Он подписывается всеми участниками. В нём должны быть указаны: наименование юридического лица, место нахождения, порядок управления, условия о размере и составе складочного капитала, размер и порядок изменения долей участников; размер, состав, сроки и порядок внесения вкладов, ответственность участников за нарушение обязанности по внесению вкладов.

К моменту регистрации полный товарищ должен внести не менее половины вклада, остальное вносится в сроки, установленные учредительным договором. При невыполнении этой обязанности, участник выплачивает 10% годовых от невнесённой части вклада, если иное не определено учредительным договором.

Полным товарищем может быть только коммерческая организация или индивидуальный предприниматель.

Управление:

В законе различается понятия «управление» и «ведение дел товарищества». Ведение дел осуществляется любым участником. Порядок управления определяется учредительными документами.

Ответственность:

Ответственность полных товарищей является солидарной и субсидиарной.

Прибыль и убытки:

Распределяются пропорционально доли каждого участника, если иное не оговорено в учредительном договоре. Устранить полного товарища от участия в прибыли или убытках нельзя. Выбывший из товарищества участник несёт ответственность по долгам товарищества в течении 2х лет со дня утверждения отчета о деятельности товарищества за год, в котором он выбыл.

- на вере (коммандитное) – товарищество, в котором кроме полных товарищей, имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанные с деятельностью товарищества в пределах своих вкладов и не принимают участия в предпринимательской деятельности.

Создание, документы, вклады:

Учредительным документом является учредительный договор, который подписывается только полными товарищами. В учредительном договоре указывается то же, что и в полном товариществе + информация о совокупном размере вкладов, вносимых вкладчиками. Количество участников – 1 полный товарищ + 1 участник. Вкладчики могут выйти из товарищества по окончании финансового года, а так же передать вклад. Полные товарищи имеют преимущественное право покупки вклада при его продаже 3-им лицам. Внесение вклада вкладчиком удостоверяется свидетельством об участии, а порядок внесения вкладов полными товарищами такой же, как и в полном товариществе.

Управление:

Осуществляется полными товарищами в том же порядке, что и в полном товариществе. Вкладчик не участвует в управлении, он может лишь знакомиться с годовой финансовой отчётностью.

Ответственность:

Ответственность у полных товарищей субсидиарная и солидарная. Вкладчики отвечают только в пределах своего вклада.

Прибыль и убытки:

Прибыль между полными товарищами распределяется так же как и в полном товариществе. Вкладчик имеет право получить часть прибыли, приходящийся на его вклад.

3.ООО – учреждённое один или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделён на доли, определённых учредительными документами размеров и участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков в пределах своих вкладов.

Создание, документы, вклады.

Участниками ООО могут быть и физические и юридические лица без ограничений. Количество участников не может превышать 50. Учреждение общества осуществляется по решению его учредителей. В решении должны быть отражены результаты голосования учредителей и принятые ими решения, в т. ч. о утверждении устава, избрании органов управления, образования ревизионной комиссии. Избрание органов управления и ревизионной комиссии осуществляется большинством – не менее ¾ от общего числа голосов. Учредители заключают договор об учреждении общества, который определяет порядок осуществления ими совместной деятельности по учреждению общества, размер уставного капитала, стоимость долей и сроки их оплаты. Этот договор не является учредительным документом ООО.

Учредительным документом ООО является устав, который должен содержать:

1. Полное/сокращенное наименование;

2. Место нахождения;

3. Состав и компетенция органов управления (в т. ч. круг вопросов, по которым решения принимаются квалифицированным большинством или единогласно)

4. Сведения о размере уставного капитала;

5. Права и обязанности участников;

6. Сведения о порядке выхода участников из общества;

7. Порядок перехода доли в уставном капитале другому лицу;

8. Сведения о порядке хранения документов и о порядке предоставления информации участникам и другим лицам.

Основой обязанностью участника ООО является внесение вклада. Денежная оценка не денежных вкладов утверждается решением общего собрания участников единогласно. Если стоимость доли участника, вносимой в не денежной форме, составляет более 20 000 рублей, привлекается независимый оценщик. Срок для внесения вкладов не может превышать 1 года со дня регистрации ООО. На момент гос. регистрации уставный капитал должен быть оплачен не менее чем на половину.

Управление:

Высшим органом управления является общее собрание участников. К его компетенции относится:

1) Определение основных направлений деятельности;

2) Изменение устава;

3) Образование исполнительных органов и прекращение их полномочий;

4) Избрание ревизионной комиссии;

5) Утверждение годовой финансовой отчетности.

6) Принятие решения о распределении чистой прибыли.

7) Принятие внутренних документов общества.

8) Принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг;

9) Утверждение аудитора, в случае назначения проверки;

10) Принятие решения о реорганизации или ликвидации общества;

11) Назначение ликвидационной комиссии и утверждение ликвидационных балансов.

Созывается общее собрание не реже раза в год.

Уставом может быть предусмотрено создание совета директоров (наблюдательного совета). К компетенции совета директоров могут быть отнесены:

1) Определение основных направлений деятельности;

2) Образование исполнительных органов;

3) Установление размера вознаграждения членам исполнительных органов;

4) Принятие решения об участии ООО в объединениях коммерческих организаций;

5) Назначение аудитора;

6) Принятие внутренних документов

7) Создание филиалов и представительств;

8) Одобрение крупных сделок и сделок, в которых имеется заинтересованность.

9) Решение вопросов, связанных с подготовкой и созывом общего собрания.

Предусматривается создание исполнительных органов: это может быть единоличный орган (директор), либо помимо него коллегиальный орган (управление).

Ответственность:

Участники несут ограниченную ответственность в пределах стоимости своих вкладов. Участники, не полностью оплатившие доли, несут солидарную ответственность по обязательствам общества в пределах, стоимости неоплаченных долей.

Прибыль и убытки:

Прибыль распределяется между участниками в порядке, определенном уставом, который должен быть принят единогласно. Если такой порядок не установлен, то прибыль делится пропорционально долям участников.

ОДО

Ответственность:

Участники ОДО солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в кратном размере стоимости их вкладов.

4.АО – коммерческая организация, УСТАВНЫЙ Капитал которой разделён на определённое число акций, удостоверяющих обязательственные права участников по отношению к обществу.

Виды АО:

1) ОАО – ИСПОЛЬЗУЕТСЯ СИСТЕМА ОТКРЫТОЙ ПОДПИСКИ НА АКЦИИ и допускается свободная продажа акций. Число акционеров не ограниченно. Законом установлен минимальный размер уставного капитала – 1 000 МРОТ.

2) ЗАО - акции распределяются только среди заранее определённого круга лиц, открытая подписка на акции запрещена, акционеры ЗАО имеют преимущественное право покупки при отчуждении акций 3-им лицам. Число акционеров ЗАО не может превышать 50. Минимальный размер уставного капитала ЗАО составляет 100 МРОТ.

Создание, документы, вклады:

Решение об учреждении АО принимается на учредительном собрании, на котором заключается письменный договор, определяющий порядок осуществления учредителями совместной деятельности, размер уставного капитала, категории и типы акций, порядок их оплаты и права и обязанности учредителей. Учредителями могут выступать и физические и юридические лица. Учредительным документов является устав, который должен содержать:

1) Полное/сокращенное наименование;

2) Место нахождения;

3) Тип общества;

4) Количество, номинальная стоимость и категория акций;

5) Права акционеров;

6) Размер уставного капитала

7) Структура и компетенция органов управления;

8) Порядок подготовки и проведения общего собрания акционеров;

9) Сведения о филиалах и представительствах.

В АО должен вестись реестр акционеров, в котором указываются сведения о каждом зарегистрированном лице и количество его акций. В ОАО открытая подписка допускается только после полной оплаты уставного капитала. Не менее 50% акций должно быть оплачено в течении 3х месяцев с момента государственной регистрации общества.

Управление:

Высшим органом управления АО является общее собрание акционеров. Оно должно проводиться ежегодно. К его компетенции относятся:

1) Внесение изменений/дополнений в устав;

2) Реорганизация/ликвидация общества;

3) Определение числа членов совета директоров и их избрание;

4) Определение количества номинальной стоимости и категории объявленных акций;

5) Увеличение/уменьшение уставного капитала;

6) Избрание ревизионной комиссии;

7) Утверждение аудитора;

8) Выплата дивидендов;

9) Утверждение годовой финансовой отчетности;

10) Определения порядка ведения общего собрания;

11) Избрание членов счетной комиссии;

12) Консолидация и дробление акций;

13) Принятие решений об одобрении крупных сделок и сделок, в которых имеется заинтересованность;

14) Принятие решения об участии в объединениях коммерческих организаций;

15) Утверждение внутренних документов.

В АО может создаваться совет директоров. К компетенции совета директоров относится:

· Определение приоритетных направлений деятельности общества;

· Созыв общих собраний, утверждение повестки дня;

· Увеличение уставного капитала путём размещения дополнительных акций в пределах объявленного числа акций;

· Размещение облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг;

· Выкуп размещенных обществом ценных бумаг;

· Образование исполнительного органа;

· Рекомендации по размеру дивиденда и порядку его выплаты;

· Использование резервного фонда и иных фондов общества;

· Утверждение внутренних документов (кроме тех, которые утверждаются общим собранием);

· Создание филиалов представительств;

· Одобрение крупных сделок и сделок, в которых имеется заинтересованность;

· Утверждение регистратора общества.

Управление:

Руководство текущей деятельностью общества осуществляется исполнительными органами единолично и коллегиально. К компетенции исполнительных органов относятся опросы, не отнесённые к компетенции общего собрания и совета директоров.

- договора об осуществлении прав, удостоверенных акциями или об особенностях осуществления прав на акции. По такому соглашению стороны обязуются определённым образом осуществлять свои права на акции, либо воздерживаться от них. Например, согласовывать вариант голосования, приобретать или отчуждать акции по заранее определённой цене, воздерживаться от отчуждения акции до наступления определённого обстоятельства и т. д.

Акционерное соглашение заключается в письменной форме путём составления документа, подписанного сторонами. Акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков в пределах стоимости, принадлежащих им акций. Акционеры, не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответственность по обязательствам общества в пределах стоимости, не оплаченной части акции.

Прибыль и убытки:

Распределение прибыли в АО осуществляется путём выплаты дивидендов, решение о размере которых принимается общим собранием. При этом, размер дивидендов не может быть выше, рекомендованного советом директоров.

5.Производственным кооперативом (артель) – добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом или ином участии и объединении его членами имущественных паевых взносов.

ФЗ «О производственных кооперативах» от 8.05.1996г.

Создание, документы, вклады:

Образуется производственный кооператив по решению учредителей, число членов кооператива не может быть менее 5. Членами кооператива могут быть физические лица, юридические лица, которые могут участвовать в деятельности кооператива через своих представителей.

Члены кооператива обязаны участвовать в его деятельности личным трудом, число членов кооператива, не принимающих такого участия, должно быть не более 25% от общего числа членов этого кооператива. Число наёмных работников не должно превышать 30% числа членов кооператива. Учредительным документом кооператива является устав, в котором должно быть отражено:

1) Фирменное наименование;

2) Место нахождения;

3) Размер паевых взносов;

4) Порядок внесения паевых взносов;

5) Ответственность за нарушения обязанностей по внесению взноса;

6) Характер и порядок личного участия членов кооператива в его деятельности;

7) Порядок распределения прибыли и убытков;

8) Размер и условия субсидиарной ответственности членов кооператива по его долгам.

9) Состав и компетенция органов управления кооператива;

10) Порядок выплаты стоимости пая лицу, выходящему из кооператива;

11) Порядок вступления в кооператив новых членов;

12) Порядок выхода из кооператива;

13) Основания исключения членов кооператива;

14) Порядок образования имущества кооператива;

15) Перечень филиалов и представительств;

16) Порядок реорганизации/ликвидации кооператива.

Члены производственного кооператива вносят паевые взносы, которые составляют первоначальное имущество кооператива. К моменту государственной регистрации член кооператива должен внести не менее 10% своего взноса, остальная часть вносится в течение года. Оценка паевого взноса, превышающего 250% МРОТ должна производится независимым оценщиком.

Управление.

Высшим органом производственного кооператива является общее собрание его членов.

К исключительной компетенции общего собрания относятся:

§ утверждение устава и изменение в него.

§ Определение основных направлений деятельности кооператива;

§ Приём в члены кооператива и исключение из него;

§ Установление размера паевого взноса, порядок образования фондов кооператива;

§ Образование наблюдательного совета;

§ Образование исполнительных органов (если уставом это не отнесено к полномочиям наблюдательного совета);

§ Избрание ревизионной комиссии;

§ Утверждение годовой финансовой отчетности;

§ Распределение прибыли и убытков;

§ Принятие решений о реорганизации/ликвидации кооператива;

§ Создание филиалов/представительств;

§ Решение вопросов об участии кооператива в хозяйственных товариществах, обществах или ассоциациях.

Каждый член кооператива имеет один голос. В кооперативе с числом членов более 50, может быть создан наблюдательный совет. Наблюдательный совет создаётся из членов кооператива, количество которых определяется общим собранием. Наблюдательный совет осуществляет контроль за деятельностью исполнительных органов, но и решает другие вопросы, не отнесённые уставом к полномочиям общего собрания. Исполнительные органы осуществляют текущее руководство деятельностью кооператива, в их состав входят: председатель и (или) правление. Если в кооперативе более 10 членов, правление должно быть создано. Правление избирается общим собранием на срок, предусмотренный его уставом. Правление возглавляет председатель кооператива.

Ответственность.

Члены производственного кооператива несут субсидиарную ответственность по долгам кооператива своим имуществом. Порядок ее распределения определяется уставом.

Прибыль и убытки.

Прибыль распределяется между членами кооператива в зависимости от их личного, трудового или иного участия и размера паевого взноса. Порядок распределения прибыли определяется уставом. Часть прибыли, распределяемая, исходя из размера паевых взносов, не должна превышать 50%, подлежащая распределению прибыли. При наличии убытков в кооперативе, устав может обязать участников внести дополнительные взносы.

Объединение юридических лиц.

Объединение юридических лиц – это некоммерческая корпорация, образованная несколькими юридическими лицами, для осуществления деятельности в их интересах.

Российское законодательство предусматривает один вид таких объединений - ассоциация (союз). Члены ассоциации сохраняют юридическую самостоятельность и преследуют общие цели , которые могут быть связанны или не связанны с предпринимательской деятельностью. При этом, в любом случае союз будет называться ассоциацией.

Членами объединения юридических лиц могут быть как коммерческие, так и некоммерческие организации.

Создание, документы, вклады.

Учредительными документами ассоциации являются учредительный договор и устав. Учредительный договор подписывается всеми членами ассоциации, в нём определяются цели объединения, условия участия в нём, определяются условия передачи ассоциаций имущества участников и условий участия в его деятельности. Устав определяет статус ассоциации, в нем должны указываться: наименование и место нахождения ассоциации; срок деятельности; предмет деятельности; сведения о составе; органы управления; порядок распределения имущества после ликвидации ассоциации.

Одной из основных обязанностей членов ассоциации является внесение вступительных взносов. Их размер определяется учредительными документами. Такие взносы могут быть периодическими. Высшим органом управления является общее собрание участников. Его компетенция определяется в уставе. Общее собрание может образовывать исполнительные органы из числа физических лиц.

В России и иностранных государствах в различное время существовали следующие виды объединений юридических лиц. Финансово-промышленная группа (ФПГ) – форма объединения ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В ЦЕЛЯХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ и экономической интеграции для реализации инвестиционных проектов, направленных на повышение конкурентоспособности, расширение рынка сбыта товаров, повышения эффективности производства, создания новых рабочих мест.

· Концерн

· Консорциум

· Кортель

· Корнер

· Кнгломират

· Трест

· Синдикат,

· Холдинг.

 

Тема: «Принципы и функции правового регулирования корпорации».

1) Общее собрание, как орган управления,

2) Совет директоров

3) Коллегиальный исполнительный орган (правление).

4) Единоличный исполнительный орган (генеральный директор).

5) Структурные подразделения корпорации.

1.Управление корпорацией осуществляется в соответствии с нормами ФЗ, локальных нормативных актов. Конкретная структура органов управления корпорации определяется в её учредительных документах и зависит во многом от вида корпорации.

Функции корпоративного управления:

1) Планирование – составление графиков, прогнозирование финансовых результатов и т. д;

2) Организация – проработка структуры предприятия, координация действий между структурными подразделениями;

3) Мотивация – стимулирование усилий всех работников на выполнение задач;

4) Контроль – за принятием решений;

5) Инновационная функция – освоение и внедрение новых технологий;

6) Маркетинговая – сбыт товаров производства, изучение рынков и т. д.

Принципы корпоративного правления:

1) Принцип сочетания централизации и децентрализации управления;

2) Принцип координации деятельности структурных подразделений и сотрудников корпорации;

3) Принцип использования человеческого потенциала;

4) Принцип эффективного использования услуг специалистов, выполняющих сопутствующие бизнесу виды деятельности (бухгалтеры, рекламные агенты, маркетологи, юристы);

5) Принцип уважения и соблюдения закона при принятии управленческих решений.

 

2. Высшим органом управления корпорации является общее собрание его участников. Выделяют следующие виды общих собраний:

1) Ежегодное общее собрание – в АО годовое общее собрание проводится не ранее, чем через 2 и не позднее, чем через 6 месяцев после окончания финансового года; в ООО – не ранее, чем через 2 и не позднее, чем через 4 месяца по окончании финансового года; в производственных кооперативах – не позднее чем через 3 месяца по окончании ФГ. В повестку дня входят вопросы избрания директоров, ревизионной комиссии, аудитора, утверждение годовой финансовой отчетности и распределение прибыли и убытков по результатам финансового года.

2) Внеочередное общее собрание - проводится по решению совета директоров на основании его инициативы по требованию ревизионной комиссии или аудитора или акционеров, владеющих не менее чем 10% голосующих акций. Созыв внеочередного общего собрания осуществляется в течении 40 дней с момента предъявления требований. Если в повестке дня стоит вопрос об избрании членов совета директоров, то совет директоров обязан провести такое собрание в течении 70 дней. В требовании должны быть указаны вопросы, которые подлежат внесению в повестку дня, может быть предложена форма проведения собрания. Совет директоров не вправе вносить изменения в такую повестку. В течении 5 дней совет директоров принимает решения о созыве внеочередного общего собрания или об отказе в этом.

В некоторых случаях могут созываться общие собрания держателей определённых категорий акций. Общее собрание созывается по месту нахождения юридического лица, однако, может быть использовано другое помещение, которое должно быть указано в уведомлении о проведении собраний. Сообщение о проведении общего собрания должно быть сделано не позднее, чем за 20 дней до даты его проведения. Если повестка дня внеочередного общего собрания содержит вопрос об избрании совета директоров, акционеры, владеющие не менее чем 2% акций, могут предложить кандидатов в члены совета директоров. Сообщение о проведении общего собрания может быть направлено заказным письмом, вручено лично под роспись или опубликовано через средства массовой информации. При подготовке в проведении общего собрания, совет директоров определяет:

a) Форму проведения собрания;

b) Дату, место и время проведения общего собрания, почтовый адрес, по которому направляются бюллетени (при заочном голосовании);

c) Дату составления списка лиц, имеющих право участвовать в общем собрании;

d) Повестка дня общего собрания;

e) Перечень информации, которая должна быть предоставлена акционерам;

f) Форму уведомления о проведении общего собрания;

g) Форму и текст бюллетеня для голосования.

Исполнительные органы должны обеспечить подготовку помещения, формирование рабочих органов собрания: секретариат, счётная комиссия, президиум. Если акционеров более 100, то счётная комиссия должна быть создана, в неё должно быть не менее 3х человек, в её состав не могут входить члены совета директоров, ревизионной комиссии, исполнительных органов.

Исполнительные органы должны подготовить информационное сообщение для собрания. При проведении общего собрания должен вестись учёт лиц, принявших участие в общем собрании. При очной форме указывается время регистрации акционеров. При отсутствии кворума для проведения общего собрания, проводится повторное собрание с той же повесткой дня. Повторное собрание будет правомочно, если в нём приняли участие не менее 30 % акционеров. В АО числом более 500 000, может быть предусмотрен меньший кворум. Голосование на общем собрании проводится по принципу: 1 акция – 1 голос, кроме кумулятивного голосования. По итогам голосования счетная комиссия составляет протокол не позднее 15 дней после закрытия собрания. Протокол проведения общего собрания составляется так же не позднее 15 дней в двух экземплярах и подписывается председательствующим и секретарем.

3.Севет директоров (наблюдательный совет) призван осуществлять контроль за исполнительными органами корпорации. В АО с числом акционеров менее 50 функции совета директоров может выполнять общее собрание. Члены совета директоров избираются общим собранием на срок до следующего годового общего собрания. В совет директоров могут избираться лица, не являющиеся акционерами, каждый член совета директоров может избираться не ограниченное число раз. Члены правления не могут составлять в совете директоров более ¼ и генеральный директор не может быть председателем совета директоров. Число членов совета директоров определяется уставом и не может быть менее 5. В АО с числом более 1000 акционеров, в совет директоров должно входить не менее 7 членов, а где более 10 000 акционеров, не менее 9.

Выборы членов совета директоров осуществляются кумулятивным голосованием. Избранными считаются кандидаты, набравшие наибольшее количество голосов. Председатель совета директоров избирается членами совета директоров из его состава большинством голосов.

Председатель совета директоров организует его работу, председательствует на заседаниях, организует ведение протокола, председательствует на общем собрании акционеров. Заседание Совета директоров может созываться председателем совета директоров по требованию членов совета директоров, ревизионной комиссии, исполнительного органа и лиц, определённых уставом. Порядок проведения заседаний Совета директоров определяется внутренним документом. Кворум в Совете директоров определяется в количестве не менее половины от числа членов совета директоров. Решения принимаются большинством голосов. Не допускается передача голосов. На заседании совета директоров ведется протокол, который составляется не позднее 3х дней после его проведения.

4.Образование коллегиального исполнительного органа (правления) осуществляется по решению общего собрания, если уставом это полномочие не отнесено к компетенции совета директоров. Состав правления определяется нормативными актами, в него могут входить:

· Генеральный директор

· Исполнительные директора (если они есть)

· Заместители генерального директора

· Руководители основных служб и подразделений

Членом правления может быть лицо, не являющееся акционером. Правление подотчётно совету директоров и общему собранию. Совмещение членами правления должностей в органах управления других компаний допускается только с согласия совета директоров.

Общее собрание и совет директоров вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий членов правления. Если совет директоров таким правом не наделён, он может приостановить деятельности правления до принятия решения внеочередным общим собранием и назначить временные исполнительные органы.

Правление действует на основании устава, а так же внутреннего документа, в котором устанавливаются сроки и порядок проведения заседаний и порядок принятия решений. Кворум для проведения заседаний правления определяется уставом, но не может быть менее половины от числа членов правления. На заседании правления ведётся протокол, который предоставляется членам совета директоров, ревизионной комиссии, аудитору по их требованию. Проведение заседаний правления организуют: генеральный директор.

Основными обязанностями правления являются:

1) Разработка и предоставление совету директоров годовой финансовой отчетности,

2) Подготовка совету директоров докладов о текущем положении дел в корпорации,

3) Предоставляет необходимую информацию ревизору или аудитору.

 

5.Ген. директор – единоличный исполнительный орган – осуществляет функции по текущему управлению деятельностью корпорации, и является председателем правления.

….

6.Ввиду того, что деятельность корпорации может быть многосторонней, может осуществляться группирование аналогичных функций работников в отдельные структурные подразделения. Структурные подразделения могут строиться на основании различных критериев:

1) Количественный

2) Временной – деление по сменам

3) Пространственный – филиалы, отделения

4) Производственный

Деление структурных подразделений, выполняющих различные виды деятельности одного уровня называется горизонтально. Если деление основывается на подчинении одного подразделения другому – это вертикальное деление. В рамках функциональной структуры, подразделения делятся на:

a) основные

….

Если выпускаются конвертируемые облигации, то решение об их выпуске принимается общим собранием, совет директоров может принимать такое решение только если это указано в уставе. В решении о выпуске облигаций должны быть определены: форма, сроки, иные условия погашения облигации. Размещение облигации допускается только после полной оплаты уставного капитала.

АО может размещать облигации с единовременным сроком погашения или со сроком погашения по сериям. Погашение облигаций осуществляется в денежной форме, либо имуществом, если это было предусмотрено решением о выпуске. В АО допускается не ранее 3-его года существования АО при надлежащем утверждении 2-Х годовых балансов.

Облигации могут быть именными или на предъявителя при выпуске именных облигаций, общество обязано ввести реестр их владельцам. Допускается возможность досрочного погашения облигации по желанию их владельца. В этом случае, в решении о выпуске, должны быть указаны стоимость погашения,… которые могут быть приобретены в результате конвертации. В корпорации может быть для обеспечения облигации создан облигационный фонд.

Обращение ценных бумаг.

Обращение ценных бумаг происходит на вторичном рынке, который состоит из двух частей: биржевой и внебиржевой. Организация, которая профессионально занимается обращением ценных бумаг, называется «фондовой биржей». Фондовая биржа может создаваться в форме акционерного общества или некоммерческого партнёрства. Порядок вступления членов фондовой биржи определяется ее внутренними документами. Участниками внутренних торгов могут быть только дилеры, брокеры и управляющие.

Порядок допуска к участию в торгах и прекращение такого допуска, определяется правилами установленными фондовой биржей. Фондовая биржа обязана утвердить следующие документы:

1) правила допуска к участию в торгах

2) правила проведения торгов на фондовой бирже.

Если биржа оказывает услуги, непосредственно связанные с совершением сделок с ценными бумагами, утверждаются правила листинга (делистинга) ценных бумаг или правила размещения ценных бумаг без процедуры листинга.

Процесс обращения ценных бумаг связан с ведением реестра владельцев ценных бумаг – сбор, фиксация, обработка, хранение, предоставление данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг. Такую деятельность осуществляют только юридические лица, которые именуются держателями реестра (регистраторами).

Реестр владельцев ценных бумаг – список зарегистрированных владельцев с указанием количества, номинальной стоимости и категорий, принадлежащих им ценных бумаг. Если число владельцев ценных бумаг превышает 500, держателем должна быть независимая специализированная организация.

Эмитент, поручивший ведение реестра регистратору 1 раз в год может требовать предоставление реестра за вознаграждение, не превышающее стоимости его изготовления. Держатель реестра имеет право взимать со сторон сделки плату, соответствующую количеству распоряжений о передаче ценных бумаг. Форма реестра может быть бумажной и электронной.

Реквизиты реестра должны содержать:

· полное наименование

· номер регистрационной книги

· держатель реестра

· дата начала книги

· подписи двух должностных лиц – держателей реестра

· печать.

Данные,включаемые в реестр:

· Ф.И.О акционера

· Место жительства акционера

· Банковский реквизит

· Количество, номинальная стоимость и категории, принадлежащих им акций

· Количество акций, выкупленных самим обществом

· Общая цена акций

· Сведения о выплате дивидендов

· Наименование документа, подтверждающего совершение сделки с акциями

· Дата приобретения/отчуждения акций

· Дата произведенной записи

 

Тема: «Правовое регулирование корпоративных финансов».

1. Уставный капитал корпорации

2. Фонды и резервы корпорации

3. Кредитование корпорации. Правовое регулирование вексельного обращения.

4. Финансовая отчетность корпорации.

5. Порядок выплаты дивидендов.

1.Функции уставного капитала:

· Стартовая – он является материальной базой для самостоятельной хозяйственной деятельности корпорации.

· Гарантийная – определяет минимальный размер имущества, гарантирующий интересы кредиторов.

· Функция определения доли участия в хозяйственном обществе.

Уставный капитал может включать в себя:

1) Денежные средства

2) Различные виды имущества

3) Права пользования

4) Иные права, которые отчуждаемы и имеют денежную оценку.

Уставный капитал может быть увеличен двумя способами: увеличение номинальной стоимости акций (решение принимается общим собранием); путём выпуска дополнительных акций (принимается общим собранием или советом директоров, если это определено в уставе). Если решение принимается советом директоров, то оно должно быть принято единогласно. Дополнительные акции могут быть размещены только в пределах стоимости объявленных акций. В решении о размещении дополнительных акций указываются количество акций каждого типа, способ размещения, цена размещения, форма оплаты дополнительных акций. Сумма, на которую увеличивается уставный капитал за счет имущества общества при увеличении номинальной стоимости акций. Не допускается увеличение уставного капитала путём выпуска доп. Акций, если в результате образуются дробные акции.

Уставный капитал АО может быть уменьшен так же двумя способами:

1) Путём уменьшения номинальной стоимости акций

2) Путём сокращения общего количества акций

Уменьшение уставного капитала путём погашения акций допускается только если это предусмотрено уставом. Общество не вправе уменьшить уставный капитал, если в результате такого уменьшения, его размер станет меньше минимума, установленного законом. Решения об уменьшении уставного капитала принимается общим собранием. Решение об уменьшении уставного капитала путём уменьшения номинальной стоимости акций принимается общим собранием большинством в ¾ голосов и только по предложению совета директоров.

Документы для государственной регистрации изменений в устав в связи с уменьшением уставного капитала предоставляются в регистрирующий орган не ранее, чем через 90 дней с момента принятия решения.

АО не вправе принимать решения об уменьшении уставного капитала в следующих случаях:

1) До момента полной оплаты уставного капитала

2) До момента выкупа всех акций, которые должны быть выкуплены по требованию акционеров в соответствии со ст. 75 Закона об АО.

3) Если на день принятия решения АО отвечает признакам банкротства или если такие признаки появятся в результате такого уменьшения.

4) Если на день принятия решения стоимость чистых активов меньше суммы уставного капитала АО, резервного фонда и оно станет меньше в результате такого уменьшения.

5) До момента полной выплаты объявленных дивидендов.

В течение 3х рабочих дней после принятия решения, общество обязано сообщить об этом в регистрирующий орган и дважды с периодичностью 1 раз в месяц поместить об этом информацию в СМИ.

Кредитор не позднее 20 дней с момента опубликования такого уведомления вправе потребовать досрочного прекращения обязательства или его досрочного исполнения. Срок исковой давности по данным требованиям составляет 6 месяцев со дня последнего опубликования уведомления.

Суд вправе отказать в удовлетворении требований, если АО докажет, что:

1) В результате уменьшения уставного капитала права кредиторов не нарушаются,

2) Обеспечение предоставлено для надлежащего исполнения обязательства является достаточным.

 

2.Фонды и резервы корпорации.

Для грамотного распоряжения корпоративными финансами, целесообразно создание в корпорации специальных финансовых фондов и резервов. О порядке образования таких фондов может быть принят специальный корпоративный акт. Общая сумма балансовой прибыли складывается из доходов от реализации продукции и от внереализационных мероприятий (сдача в аренду имущества и т. д.), уменьшенных на сумму расходов и потерь по этим операциям.

Фонды – общества, которые формируются за счет чистой прибыли. Могут сформировываться следующие фонды:

· Фонд развития производства- для возможности закупки нового оборудования, производства исследования для увеличения мощности и качества продукции

· Фонд развития персонала – повышение квалификации, дополнительные меры стимулирования.

· Фонд распределения прибыли – суммы на выплату дивидендов

· Фонд участия персонала в прибыли –

· Фонд социально-страхового обеспечения –

· Облигационный фонд – создаётся, если общество планирует выпуск облигаций. Его размер должен обеспечивать не менее 50% от суммы, предполагаемых процентных выплат держателя.

· Резервный фонд – предназначен для покрытия убытков, выкупа акций, или погашения облигаций, если отсутствуют иные средства. Размер резервного фонда определяется обществом и не может быть менее 5% размера уставного капитала. Формируется за счет ежегодных отчислений, которые определяются уставом, но не менее 5% чистой прибыли до достижения размера, предусмотренного уставом.

· Фонд акционирования работников – формируется для размещения акций среди работников общества

Кредитные отношения – сделки, при которых одна сторона уступает другой в собственность какие-либо ценности на условиях возврата их эквивалента по прошествии некоторого времени. Ведущую роль в процесс кредитования играют банки. Государство воздействует на финансовый рынок, устанавливая ставку рефинансирования. Помимо банковского кредитования может применяться взаимное кредитование предприятий. Одним из средств такого кредитования выступает вексель.

Вексель – письменное долговое обязательство установленной формы, удостоверяющее безусловное обязательство одной стороны уплатить в установленный срок определённую денежную сумму другой стороне и право последней требовать этой уплаты. В зависимости от условий возникновения долга, векселя подразделяются на 3 группы:

1) Коммерческие (товарные, покрытые) – основаны на сделке купли-продажи товаров в кредит и выдаче векселя влечёт отсрочку платежа. Помимо покрытых векселей могут встречаться безденежные (фиктивные), которые бывают 3х видов:

· Дружеские – передаются платежеспособным предприятиям, предприятиям, испытывающим затруднения, чтобы то расплатилось векселем с кредиторами или учло его в банке.

· Встречные – когда две нуждающиеся в деньгах компании обмениваются безденежными векселями

· Бронзовые (дутые) – не имеют реального обеспечения, выписываются от имени не сущетсвующей фирмы с целью получения денег.

2) Финансовые – являются следствием возникновения отношений займа. Одна сторона получает денежную сумму, другая – вексель. Разновидностью служат:

· Казначейские – выдаются государственными

3) Обеспечительные – используются в качестве средства обеспечения своевременности и точности исполнения обязательства по какой-либо сделке. Такой вексель предъявляется только если не исполняется обеспеченное векселем обязательство.

Законодательство выделяет два вида векселей:

· Простой – простое и ничем не обусловленное обязательство векселедателя уплатить по наступлению определенного срока конкретную сумму векселедержателю.

· Переводной (тратта) – письменный документ, содержащий приказ векселедателя, адресованный плательщику – должнику уплатить деньги в определённый срок, получателю – держателю векселя или по его приказу другому лицу.

В РФ действует ФЗ от 11 марта 1997 года «О простом и переводном векселе».

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.