1. ПО ФУНКЦИЯМ В МЕХАНИЗМЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ:
· Исходные (отправные) – нормы-принципы, нормы-дефиниции, служащие отправным, исходным началом для правотворческих органов. Содержатся прежде всего в Конституциях.
· Правила поведения – основная масса правовых норм; непосредственное регулирование поведения людей, общественных отношений.
· Общие – предписания, охватывающие своим действием все правовые институты той или иной области.
· Специальные – предписания, которые относятся к отправным институтам той или иной отрасли права и образуют в своей совокупности особенную часть отрасли права. (Напр., статья по хулиганству)
2. ПО ПРЕДМЕТУ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ (по отраслям):
Ø Материальные – закрепляют права и обязанности субъектов, их правовое положение;
Ø Процессуальные – регулируют организационные отношения, носят сугубо процедурный управленческий характер.
3. ПО МЕТОДУ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ:
· Императивные – категоричные, повелительные, строго обязательные предписания.
· Диспозитивные – устанавливая тот или иной вариант поведения, предоставляют субъектам возможность выбора варианта поведения в пределах закона или урегулировать отношения по своему усмотрению, но в законных пределах.
· Рекомендательные – устанавливают желательные с точки зрения государства варианты поведения .
· Поощрительные – устанавливают меры поощрения граждан за полезный вариант действий, одобряемый государством и обществом.
Выделяют так же Альтернативные нормы – предполагают несколько условий реализации; возможность выбора для субъектов, применяющих данную норму.
4. ПО ФОРМЕ ВЫРАЖЕНИЯ ПРЕДПИСАНИЯ:
Ø Управомочивающие – представляют субъектам определённые права или возможности совершать положительные действия. («Может», «имеет право», «в праве»)
Ø Запрещающие – государственно-властные предписания, цель которых предотвратить нежелательное для личности поведение. («запрещается, не в праве, не допускается, не может быть»)
5. ПО ВЫПОЛНЯЕМЫМ ФУНКЦИЯМ:
· Регулятивные – содержат предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений.
· Охранительные – направлены на защиту правопорядка, прав и свобод человека, предусматривают меру наказания или иного юридического воздействия на правонарушителя.
6. ПО ВРЕМЕНИ ДЕЙСТВИЯ:
Ø Постоянные
Ø Временные
7. ПО КРУГУ ЛИЦ:
· Общие – распространяются на всех, кто находится на территории данного государства.
· Специальные – распространяются только на определённый круг лиц.
8. ПО СУБЪЕКТУ ПРАВОТВОРЧЕСТВА:
Ø Нормызаконов
Ø Нормы подзаконных актов
Ø Локальные – принимаются на отдельных предприятиях, фирмах, общественных организациях; действуют только в пределах данной организации.
Нормы-дефиниции - содержат определения конкретных юридических понятий.
Нормы-дефиниции - это предписания, содержащие полное или неполное определение правовых категорий и понятий.
Примером таких норм являются нормы, закрепляющие понятия преступления, административного правонарушения, гражданства, предпринимательской деятельности.
Дефинитивные нормы выполняют в основном направляющую функцию в механизме правового регулирования.
Их отсутствие в системе права лишило бы законодательство ясности, а процесс его применения сделало крайне затруднительным, либо вообще невозможным. Отсутствие определений ряда понятий в современном российском законодательстве снижает эффективность юридических норм, вызывает отдельные коллизии в правоприменительной практике.
Норма-предписание - это элементарное нормативное государственно-властное веление, выраженное в статье нормативно-правового акта.
Норма-предписание не домысливается, не выводится логическим путем, она соответствует какому-либо подразделению нормативно-правового акта: статье, части статьи, абзацу, пункту, отдельному предложению или даже его части.
Именно норму - предписание имеют в виду, когда говорят о нормах права вообще.
Нормы предписания - нормы права, из которых непосредственно вытекают права и обязанности участников регулируемых отношений и которые содержат указания на меру должного или возможного их поведения.
Все нормы-предписания подразделяются на регулятивные и охранительные группы норм, каждая из которых, в свою очередь, имеет собственное подразделение.