Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Термины для подготовки к коллоквиуму

1. Теории государства и права– это наука и учебная дисциплина, изучающая основные закономерности возникновения и развития государства и права, как социальных явлений, характер их взаимодействия между собой и с другими государственными и правовыми явлениями (всей государственно-правовой надстройкой).

2. Государство – политико-территориальная, суверенная организация публичной власти в социально-дифференцированном обществе, имеющая специальный аппарат управления и принуждения, издающая законы, собирающая налоги.

3. Функции государства– это основные направления регулятивного воздействия на общественные отношения, выражающие его сущность и предназначение в обществе

4. Общество– это совокупность индивидов, объединенных историческими, географическими, экономическими, политическими, культурными связями и отношениями и находящиеся в постоянном взаимодействии по поводу распределения различных материальных, социальных и духовных благ.

5. Механизм государства – это совокупность органов, учреждений и должностных лиц, осуществляющих задачи и функции государства. Состоит из государственного аппарата и материальных придатков (армия, тюрьмы, образовательные и медицинские учреждения и т.д.).

6. Государственный аппарат – иерархическая система, связанных между собой общими принципами организации, органов государственной власти и управления, при помощи которых государство практически реализует свои задачи и функции.

7. Орган государства – это относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, создаваемое государством в целях осуществления определенного вида государственной деятельности, наделенное соответствующей компетенцией и опирающееся в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства.

8. Государственная власть – это способность и возможность государства осуществлять свою волю, оказывая воздействие на сознание и деятельность индивидов, их объединений на основе монопольного права издавать веления, обязательные для всего населения, и опирающаяся на специальный государственный аппарат, как на одно из средств для соблюдения законов и распоряжений.

9. Легитимность– это принятие власти населением страны, признание ее права управлять социальными процессами, готовность ей подчиняться.

10. Суверенитет– это независимость государства от какой-либо иной власти как внутри государства, так и во вне его.

11. Форма государства – это способ организации высших органов государства, территориальное устройство власти и методы ее осуществления.

12. Форма правления – это порядок образования и организации высших органов государственной власти, способы их формирования, характер взаимоотношение друг с другом и населением.

13. Форма государственного (территориального) устройства – способ организации административно-территориального распределения государственной власти, характеризующий порядок взаимоотношений между центральными органами государственной власти и органами государственной власти территориальных образований, в совокупности составляющих единую территорию государства.

14. Унитарное государство– это единое, централизованное государство, части которого (административно-территориальные образования) не обладают признаками государственности.

15. Федеративное государство– это сложное, союзное, децентрализованное государство, части которого (субъекты) обладают признаками государственности.

16. Конфедерация– это союз суверенных государств, объединившихся для решения военных, политических или экономических задач.

17. Империя– это форма государства, сложившаяся в результате насильственного присоединения суверенных государств (независимых территорий), с частичным сохранением их государственности (самостоятельности).

18. Политический режим – это совокупность средств и способов осуществления государственной власти сложившейся в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил.

19. Гражданство – устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в наличии их взаимных прав, обязанностей и ответственности (термин применяется в государствах с республиканской формой правления).

20. Подданство – односторонняя правовая связь лица с государством, олицетворяемого монархом, выражающаяся в наличии у этого лица обязанностей по отношению к государству (монарху).

21. Тип государства – взятая в единстве совокупность наиболее общих черт и признаков различных групп государств, образующих систему их важнейших свойств и критериев, порождаемых конкретной исторической эпохой.

22. Правовое государство – это особая форма организации политической власти, основанная на принципах верховенства закона, разделения властей, взаимной юридической ответственности между государством и индивидом, создающая условия для наиболее полной реализации прав и свобод человека и гражданина и в котором действует система юридических гарантий, посредством которых с одной стороны обеспечивается баланс и консенсус законных интересов личности, общества и государства, а с другой оказывается эффективное противодействие противоправным посягательствам как в сфере публичного, так и в сфере частного права.

23. Гражданское общество – это сложно структурированная, самоорганизованная и относительно независимая от государства система отношений и социальных институтов, формируемая свободными гражданами, обладающими высоким уровнем экономической самодостаточности, правовой и политической культуры и развитым правосознанием,.

24. Право– это обусловленное природой человека и общества и выражающая степень свободы личности, система регулирования общественных отношений, которой присуще общеобязательность, нормативность, формальная определенность, обеспеченность возможностью государственного принуждения и процессуальный порядок реализации.

25. Функции права – основные направления правового воздействия на общественные отношения, определяемые сущностью и социальным назначением права.

26. Принципы права – это исходные начала, положения, идеи, лежащие в основе формирования и функционирования права.

27. Тип правопонимания – этоопределенная идеализированная модель права, отражающая в наиболее общем виде существенные свойства определенного множества конкретных представлений и понятий о праве, которые, в свою очередь, соответствуют этой идеализированной модели как образцу.

28. Форма права – способы внешнего выражения и закрепления права, с помощью которых государство придает своим велениям общеобязательный и официальный характер.

29. Правовой обычай – санкционированное (признаваемой) государством исторически сложившееся в результате многократного повторения общее правило поведения, обеспечиваемое силой государственного принуждения.

30. Правовой прецедент – решение по конкретному делу, являющееся обязательным при разрешении аналогичных дел.

31. Нормативный договор – соглашение двух и более субъектов права, содержащее юридические нормы и распространяющийся на неопределенный круг лиц.

32. Нормативный правовой акт – это письменный официальный документ, исходящий от компетентного органа, принятый в порядке правотворества, содержащий нормы права, обеспечиваемый силой государственного принуждения.

33. Конституция– это нормативны правовой акт высшей юридической силы, принятый, изменяемый и охраняемый в особом порядке и регулирующий фундаментальные основы функционирования государства и его взаимодействия с обществом и отдельной личностью.

34. Правовая доктрина- это компетентное суждение, мнение, толкование известного и авторитетного ученого-правоведа по правовой проблеме, высказанное устно или изложенное в письменном источнике (научном труде) и положенное в основу решения по правому вопросу.

35. Юридическая сила – это способность нормативного правового акта воздействовать на поведение человека или общественное отношение.

36. Норма права – это общеобязательное, формально-определенное правило поведения общего характера, исходящее от государства и охраняемое им, применяемое неоднократно и действующее независимо от его исполнения.

37. Гипотеза– элемент правовой нормы, указывающий на условия, при наступлении (ненаступлении) которых реализуется закрепленное в норме правовое предписание.

38. Диспозиция– элемент правовой нормы, который непосредственно закрепляет субъективные права и юридические обязанности участников общественных отношений.

39. Санкция – элемент правовой нормы, который закрепляет неблагоприятные или благоприятные последствия, наступающие в случае нарушения или соблюдения диспозиции правовой нормы.

40. Правотворчество – это деятельность компетентных субъектов по принятию, изменению и отмене юридических норм.

41. Субъекты правотворчества – это органы государства, местного самоуправления, должностные лица, общественные организации и общество в целом, которые уполномочены издавать, изменять и отменять юридические нормы.

42. Закон – это нормативный правовой акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государства, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.

43. Подзаконный нормативно-правовой акт – это акт правотворчества, который основан на законе и не противоречит ему, призванный конкретизировать основные положения закона применительно к определенным общественным отношениям.

44. Обратная сила закона – применение закона к фактам и отношениям, возникшим до наделения его юридической силой.

45. Юридическая техника – совокупность правил, средств и приемов разработки, оформления, публикации и систематизации нормативных и индивидуальных правовых актов.

46. Правовая аксиома - это правовое положение или принцип, имеющий характер исходной (элементарной) истины, не вызывающей сомнений, не требующей доказательств и не допускающей иных толкований.

47. Презумпция- это предположение о существовании факта, пока не будет доказано обратное в установленном законом порядке.

48. Преюдиция –предположение о существовании факта в силу того, что ранее он уже был установлен решением суда, вступившим в законную силу, принятым между теми же сторонами или в силу широкой известности.

49. Юридическая фикция – предположение о юридическом существовании факта, который в действительности не существует или о существовании которого достоверно не известно.

50. Систематизация законодательства – деятельность компетентных субъектов по упорядочиванию действующего законодательства в целях повышения эффективности пользования им на практике.

51. Кодификация– форма систематизации, направленная на коренную как внешнюю, так и внутреннюю переработку нормативного материала путем подготовки и принятия нового нормативного правового акта (кодекса).

52. Инкорпорация– форма систематизации, состоящая в объединении нормативных актов в сборник без изменения их содержания.

53. Консолидация –это приведение множества обычно близких по содержанию нормативных правовых актов в систему путем их объединения в неизменном виде или с частичной переработкой в единый укрупненный акт, который заменяет вошедшие в него акты.

54. Система права- это объективно обусловленная внутренняя структура права, отражающая единство и одновременно дифференциацию взаимосогласованных юридических норм, институтов, подотраслей и отраслей права.

55. Отрасль права – наиболее крупная, обособленная совокупность юридических норм, институтов и подотраслей, регулирующая однородные общественные отношения своим специфическим методом.

56. Институт права – совокупность юридических норм, осуществляющих комплексное регулирование общественных отношений одного вида отраслевым методом.

57. Правовое регулирование -это целенаправленное воздействие государства на общественные отношения и поведение человека через систему правовых средств.

58. Предмет правового регулирования – это подконтрольные государству наиболее важные для развития государства, жизнедеятельности общества и отдельного индивида повторяющиеся волевые действия людей.

59. Метод правового регулирования – совокупность средств, способов и приемов, на основе которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений.

60. Стадии правового регулировании – это этапы процесса претворения общего правового предписания в конкретные акты реализации прав и обязанностей субъектов правоотношений.

61. Механизм правового регулирования – это последовательная система взятых в единстве правовых средств, применяемых на каждой из стадий правового регулирования, посредствам которой абстрактное нормативное предписание воплощается в объективной действительности.

62. Акт реализации норм права – это юридически значимые, правомерные, фактические действия субъектов правоотношений.

63. Правовой режим – это специфический порядок правового регулирования, выражающийся в особом сочетании способов, методов и типов правового регулирования и комплексном использовании различных правовых средств в целях создания желаемого социального состояния и конкретной степени благоприятности (или не благоприятности) для удовлетворения интересов субъектов права.

64. Правовые средства - это различные правовые явления, выраженные в форме юридических инструментов и деяний, с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права и обеспечивается достижение социально полезных целей.

65. Правовая система – целостный комплекс правовых явлений, обусловленных объективными закономерностями развития общества, осознаваемых и постоянно воспроизводимый людьми и их организациями (государством) в целях регулирования общественных отношений.

66. Правовая семья – совокупность национальных правовых систем, объединенных общностью генезиса, источников права, основных правовых понятий и конструкций, способов, методов и принципов юридической деятельности.

67. Правоотношение – это урегулированная нормами права и возникающая на основе юридических фактов индивидуализированная связь между участниками общественных отношений, которые наделяются субъективными правами и несут юридические обязанности, обеспеченные возможностью государственного принуждения.

68. Объект правоотношения – материальные, духовные и иные социальные блага, которые служат удовлетворению интересов и потребностей граждан, организаций и по поводу которых субъекты права вступают в правоотношение, осуществляют права и обязанности.

69. Субъекты правоотношения – лица, обладающие правосубъектностью, реализующие в рамках правоотношения субъективные права и юридические обязанности взаимно корреспондирующего характера.

70. Правоспособность– закрепленная за субъектом права способность обладать субъективными правами и нести юридические обязанности.

71. Дееспособность– закрепленная за субъектом права способность самостоятельно, своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя обязанности и исполнять их.

72. Деликтоспособность– способность лица нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение.

73. Юридическое лицо – это организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

74. Субъективное право – вид и мера возможного поведения субъекта правоотношения обеспеченная обязанностью другой стороны.

75. Юридическая обязанность – вид и мера должного поведения субъекта правоотношения в интересах управомоченной стороны, обеспеченная возможность государственного принуждения.

76. Юридический факт – конкретное жизненное обстоятельство, с которым норма права связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношения.

77. Срок давности– период времени, прошедший после момента наступления юридического факта, с истечением которого связывается прекращение возможности наступления юридических последствий.

78. Толкование– это юридически значимая волевая деятельность субъектов по выяснению точного смысла и содержания правовых предписаний в целях их эффективной практической реализации, совершенствования и доведения информации до сведения заинтересованных лиц.

79. Реализация норм права – это деятельность (процесс и результат) по претворению правовых предписаний в объективной действительности, т.е. реальное воплощение содержания юридических норм в фактическом правомерном поведении субъектов.

80. Применение права – это властно-организационная формально-обязательная деятельность управомоченных органов по обеспечению реализации норм права.

81. Правоприменительный акт – это правовой акт, вынесенный компетентным органом при рассмотрении конкретной правовой ситуации для ее разрешения, содержащий индивидуально-властное предписание и являющийся результатом правоприменительной деятельности.

82. Аналогия закона – применение при пробеле в праве к общественным отношениям норм, регулирующих сходные отношения.

83. Аналогия права – принятие при пробеле в праве решения по делу, исходя из общих начал и смысла законодательства (принципов права).

84. Законность– это комплекс политико-правовых явлений, отражающих правовой характер организации и развития социально-политических отношений.

85. Правопорядок – это система организации общественных отношений, сложившаяся в результате практической реализации правовых предписаний и выражающая качественное состояние их регулятивного воздействия.

86. Правовое поведение – это урегулированное нормами права социально значимое, осознанное и волевое поведение субъектов общественных отношений, влекущее за собой юридические последствия.

87. Правонарушение– это социально вредное, противоправное, виновное деяние вменяемого субъекта за совершение которого государством предусмотрена юридическая ответственность.

88. Состав правонарушения – совокупность установленных законом субъективных и объективных признаков общественно вредного деяния, необходимых и достаточных для квалификации деяния в качестве правонарушения.

89. Объект правонарушения – это общественные отношения, охраняемые нормами права, которым причиняется вред в результате совершения правонарушения.

90. Объективная сторона – выраженное вовне противоправное деяние, общественно вредные последствия его совершения и причинно-следственная связь между ними.

91. Субъект правонарушения – юридическое лицо или физическое вменяемое лицо, достигшее необходимого возраста.

92. Субъективная сторона – это элемент состава правонарушения, характеризующий психическое отношение субъекта к совершенному деянию и его последствиям, направленность воли правонарушителя.

93. Юридическая ответственность – это возникшая за нарушение правового предписания и исполненная в добровольном порядке или посредством применения мер государственного принуждения обязанность претерпеть, предусмотренные санкцией юридической нормы, неблагоприятные последствия в виде лишений личного, имущественного или организационного характера.

94. Правосознание – это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни.

95. Правовая психология- это совокупность чувств, эмоций, настроений индивидов, возникающие в результате восприятия ими правовой действительности (правовых предписаний и правовой практики) и отражающие эмоциональную оценку этой действительности.

96. Правовая идеология- это система взглядов, учений, теорий, идей, представлений, убеждений, концепций, в которых отражается отношение людей к действующему и желаемому праву.

97. Дефекты правосознания – это различного рода отклонения и искажения в правовом сознании, которые сложились в результате его несформированности, незрелости, слабом понимании социальной роли права.

98. Правовой нигилизм– форма дефекта правосознания, выражающаяся в отрицательном отношении к праву, непризнании его социально ценности как регулятора общественных отношений, осознанное и волевое игнорирование правовых предписаний.

99. Правовой идеализм- форма дефекта правосознания, выражающаяся в преувеличении регулятивных свойств права, убежденность в реализации правовых предписаний без каких-либо факторов и условий социальной действительности.

100. Законный интерес- это юридически значимые, юридически допустимые и оправданные притязания человека на социальные блага, правовая дозволенность в которой отсутствует указание действовать строго зафиксированным в законе образом и которая не обеспечена конкретной юридической обязанностью других лиц и правом требовать от них соответствующего поведения.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.