Договорная теория происхождения государства была разработана в XVII-XVIII вв. в трудах Г. Гроция, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищева и др.
По мнению представителей договорной теории, государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в «естественном», первобытном состоянии. Государство — не проявление божественной воли, а продукт человеческого разума. До создания государства был «золотой век человечества» (Ж. Ж. Руссо), завершившийся появлением частной собственности, расслоившей общество на бедных и богатых, приведшей к «войне всех против всех» (Т. Гоббс).
Согласно этой теории единственным источником государственной власти является народ, а все государственные служащие, как слуги общества, обязаны отчитываться перед ним за использование властных полномочий. Права и свободы каждого человека не являются «подарком» государства. Они возникают в момент рождения и в равной степени у каждого человека. Поэтому все люди от природы равны.
Государство — это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. Изолированные же до происхождения государства индивиды превращаются в единый народ. В итоге у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей, а следовательно, и ответственность за невыполнение последних.
Так, государство имеет право принимать законы, собирать налоги, наказывать преступников и т. п., но обязано защищать свою территорию, права граждан, их собственность и т. д. Граждане обязаны соблюдать законы, платить налоги и проч., в свою очередь, они имеют право на защиту свободы и собственности, а в случае злоупотребления правителями властью — расторгнуть договор с ними даже путем свержения.
С одной стороны, договорная теория была крупным шагом вперед в познании государства, ибо порывала с религиозными представлениями о происхождении государственности и политической власти. Эта концепция имеет и глубокое демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на восстание против власти негодного правителя и его свержение.
С другой стороны, слабым звеном данной теории является схематичное, идеализированное и абстрактное представление о первобытном обществе, которое якобы на определенном этапе своего развития осознает необходимость соглашения между народом и правителями. Очевидна недооценка в происхождении государственности объективных (прежде всего социально-экономических, военно-политических и др.) факторов и преувеличение в этом процессе факторов субъективных.
Гипотеза правовой нормы: понятие и виды
Гипотеза (предположение - если) - это часть правовой нормы, указывающая на жизненные обстоятельства, при наличии или отсутствии которых реализуется сама норма (т.е. само правило поведения - диспозиция).
Гипотеза является обязательным элементом нормы права, т.к. ее отсутствие превратило бы норму права в действующую всегда и при любых обстоятельствах. Другими словами гипотеза – та часть нормы, где указаны условия обстоятельства, наличие которых дает возможность осуществлять правила поведения: исполнять, соблюдать, использовать, применять.
Виды гипотез:
1. По основанию оценки обстоятельств:
- положительные
- отрицательные.
2. По количеству указанных жизненных обстоятельств:
- простые (абсолютно определенные, связывают действие нормы с одним обстоятельством ),
- сложные (связывают действие нормы с двумя или более обстоятельствами) и
- альтернативные (разновидность сложной, одно из двух или несколько указанных последствий).
3. По характеру содержания:
- общие (абстрактные, т.е. определяющие условия действия норм общими родовыми признаками) или
- конкретные (казуистические, т.е. видовые, устанавливающие специальные условия действия норм - в УПК по пунктам перечислены обстоятельства, когда дело не возбуждается или прекращается