Государство и право находится в поле зрения не только юридических наук, но и таких наук, как философия, история, социология, политология. Перечисленные науки относятся к числу общественных, ни одна из них не подменяет теорию государства и права. Они лишь способствуют лучшему пониманию государства и права, поскольку изучают их природу в более широком контексте.
Философия объясняет наиболее общие закономерности общественного бытия, в том числе и те, которые относятся к государству и праву. Понятийный аппарат философии является теоретико-методологическим ориентиром для всех общественных наук, включая теорию государства и права и иные юридические науки.
История, исследуя в хронологическом порядке этапы развития общества (виды изменяющихся общественно-экономических, типы цивилизаций), конкретные факты государственно-правовой жизни народов, не делает обобщающих выводов, не ищет в них, в отличие от теории государства и права, каких-либо общих закономерностей.
Социология, исследуя общество в целом, отдельные его институты, процессы, группы, не может оставить без внимания такие социальные институты как государство и право в силу глобального характера их воздействия на общественную жизнь. Но социология изучает государство и право лишь в их связях с элементами социума. Например, изучается социальная основа государства, социальность государства, социальная ценность права.
Политология предметно близка к государству и праву, поскольку государство - важнейший субъект политической системы общества, государство проводит определенную политику в жизнь путем правового регулирования общественных отношений. Но политическая власть (она не сводится к власти государственной), политические отношения, процессы, партии, лидеры могут, должны и изучаются как некая самостоятельная, самодостаточная данность. Это же можно сказать и о структурно-функциональных элементах экономики, социального управления. Государство и право самым тесным образом связано и с экономической жизнью общества, и с управлением обществом - тем не менее и экономическая наука, и наука социального управления имеют свой собственный предмет исследования.
Понятие и классификация принципов права.
Принципы права — основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе права, выражающие его сущность и определяющие его функционирование.
Принципы пронизывают все правовые нормы. Они могут быть закреплены в нормативных актах, но могут, не будучи закрепленными, логически вытекать из совокупности норм права
Таким образом,принципы права - это законодательно закрепленные основополагающие начала, отражающие его сущность и определяющие содержание и порядок реализации правовых предписаний в социально значимых ситуациях.
Общие принципы права
Общие - исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие сущность и социальную природу права в целом, к ним относятся:
1.принцип демократизма — выражается в законодательном предоставлении возможностей широким слоям населения принимать участие в обсуждении и принятии нормативных актов, влиять на содержание и практику применения уже действующих, реально использовать все формы представительной и непосредственной демократии;
2.принцип гуманизма - заключается в том, что право закрепляет такие отношения между обществом, государством и индивидом, которые основаны на человеколюбии, уважении личности, создании всех условий для ее нормального существования и развития, приоритетности прав и свобод человека (ст. 21 Конституции РФ). Однако, на наш взгляд, гуманизм не ограничивается объявлением человека высшей ценностью. Подлинный гуманизм предполагает доброе и бережное отношение не только к человеку, но и к животному миру, окружающей действительности в целом. Без этого не будет и полноценной ответственной личности. Гуманизм — это не только уважительное отношение к отдельному человеку, но и человечеству в целом. Он состоит не только в предоставлении прав, но и в возложении обязанностей;
3. принцип законности — означает, что все субъекты общественных отношений — государство, его органы, должностные лица, организации и граждане должны точно и неуклонно соблюдать законы и подзаконные акты, которые, в свою очередь, должны не противоречить друг другу, обеспечивая верховенство закона, соответствовать конституции и объективным закономерностям общественного развития (ст. 15 Конституции РФ);
4. принцип равноправия - выражается в законодательном закреплении равенства всех граждан независимо от национальной, половой, религиозной и иной принадлежности, должностного или иного положения. Они должны иметь равные общегражданские права и обязанности, в одинаковой степени отвечать перед законом (ст. 19 Конституции РФ);
5. принцип справедливости - заключается в том, что при регулировании отношений преимущественно используются средства убеждения в необходимости определенного поведения, при правонарушении поступок человека оценивается в соответствии с моральными воззрениями большинства членов общества, а мера наказания — в соответствии с характером содеянного;
6.принцип единства прав и обязанностей - состоит в направлении поведения участников регулируемых отношений с помощью детально сбалансированных, взаимно корреспондирующих прав и обязанностей;