Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Действие нормативно-правовых актов во времени. Обратная сила и “переживание” нормативного акта



Действие во времени определяется 2-умя моментами: моментом вступления в действие и моментом прекращения действия нормативно-правового акта.

 

Момент принятия и момент вступления в действие нормативно-правового акта - не одно и то же. Они могут совпадать, но совсем не обязательно.

 

Правила вступления в действие законов:

1. Законы могут вступать с точно указанной даты.

2. Вместо даты может быть указан срок, по истечении которого вступает в действие закон.

3. Закон может вступать в действие с момента официального опубликования.

4. Общее правило вступления закона в действие. По нему закон вступает в действие по истечении 10-ти дней после дня официального опубликования. Официальное опубликование – опубликование в официальных источниках (Российская Газета, Парламентская Газета, Собрание законодательства РФ).

 

Правила вступления в действие подзаконных актов:

1. Может быть указана точная дата.

2. Могут вступать в действие с момента принятия или подписания.

3. Могут вступать в действие с момента официального опубликования.

4. Некоторые акты, не подлежащие опубликованию, как например приказы Министра внутренних дел, с момента получения адресата.

5. Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ вступают в действие по истечении 7-ми дней после дня их официального опубликования. Источники официального опубликования – Российская Газета и Собрания постановлений РФ.

6. Ведомственные акты, подлежащие опубликованию, вступают в действие в течение 10-ти дней после дни их официального опубликования (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти).

 

Правила прекращения действия законов и подзаконных актов:

1. Если принят на определенный срок – по истечению срока действия.

2. Официальная отмена или признание утратившим силу.

3. Фактическая отмена – принимается новый акт, регулирующий те же отношения, что и предыдущий, и он фактически отменяет действие предыдущего.

4. Если вступает в силу международный договор, противоречащий этому акту. Такой акт прекращает свое действие.

5. Если принято постановление Конституционного Суда РФ о неконституционности нормативно-правового акта.

 

Действие во времени также предполагает правило, на какие отношения действует нормативно-правовой акт. По общему правилу, нормативно-правовой акт действует на те отношения, которые возникли после его вступления в силу.

 

Переживание закона. Это ситуация, когда формально отмененный закон продолжает действовать по прямому указанию субъекта правотворчества определенный промежуток времени на те отношения, которые возникли в период действия данного акта.

Морозова

Действие актов во времениозначает порядок опубликования и вступления в силу различных по своей силе нормативных правовых актов и ограничение их действия утратой юридической силы.

Нормативные правовые акты вступают в действие:

1) с момента опубликования. Неопубликованные акты не имеют юридической силы и не могут применяться;

2) с момента, указанного в самом акте;

3) по правилам, установленным действующим законодательством.

Так, федеральные законы вступают в силу по истечении десяти дней после их официального опубликования; указы Президента РФ и правительственные акты – по истечении семи дней после официального опубликования; акты исполнительных органов власти – при наличии двух условий: а) после регистрации в Министерстве юстиции РФ, если имеют межведомственный характер и затрагивают права, свободы и обязанности граждан; б) после опубликования по истечении десяти дней после регистрации. При этом источниками официального опубликования ведомственных актов являются «Российская газета» и «Бюллетень нормативных актов федеральных органов власти».

Прекращает свое действие нормативный правовой акт после:

1) истечения срока, на который был принят;

2) официальной отмены или признания утратившим силу;

3) принятия нового акта, которому противоречит ранее действовавший акт. Новый акт по общему правилу перекрывает действие предыдущего, если это акты одинаковой юридической силы;

4) вступления в силу международного договора, которому противоречат акты внутригосударственного значения или их части;

5) признания акта неконституционным;

6) приостановления действия акта правомочным органом. Например, Президент РФ вправе приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия их Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ч. 2 ст. 85 Конституции РФ).

К действию нормативных правовых актов во времени относится и вопрос об обратной силезакона. В принципе каждый нормативный правовой акт распространяет свое действие на будущие общественные отношения, те, которые возникнут после вступления в силу данного акта. Вместе с тем в уголовном и административном праве установлено, что устраняющие ответственность или смягчающие наказание акты имеют обратную силу.

Нормы же, устанавливающие наказуемость деяния или усиливающие меры ответственности, обратной силы не имеют. Но чаще всего в самом законе должно содержаться указание на его обратную силу, если законодатель предполагает распространить действие закона на отношения, существовавшие ранее, до издания данного акта.

  1. Реализация права. Формы непосредственной реализации права.

 

В литературе существует два подхода к определению реализации права. В широком подходе: реализация права – процесс, состоящий из 3-ех стадий:

· Формулирование и закрепление норм права.

· Разработка механизмов и процедур реализации права.

· Действия субъектов, их фактическое правовое поведение.

 

В узком смысле: реализация права – фактическое воплощение правовых предписаний в поведении субъектов.

Следует различать реализацию права и его действие

В принципе близкие понятия, так как реализация права означает одновременно его действие. Вместе с тем действие права более широкое понятие, оно предполагает не только его собственно юридический аспект функционирования (регулирование общественных отношений), но и информационное, психологическое, социальное и иное воздействие на общественные отношения. Реализация же права есть его специально-юридический механизм действия, т. е. непосредственное регулирование общественных отношений, перевод общих, абстрактных моделей поведения в конкретные поступки и деятельность субъектов правового общения.

ДП -это информационное, ценностно-мотивационное и непосредственно регулирующее воздействие права на общественные отношения в пределах определенного пространства, времени и круга лиц.

 

Выделяют внутреннююи внешнююстороны, или уровни, действия права. Внутренняя сторона(уровень) связана с восприятием права. Здесь специфика действия права заключается главным образом в том, чтобы вызвать у адресатов формирование мотивов правомерного поведения и подавить мотивы к неправомерным действиям. На данном уровне действие права выступает психологическим фактором. Только через психику человека право способно вызвать у него соответствующее отношение. Следовательно, восприимчивость нормы права свидетельствует о том, что она окажется эффективной в общественной жизни. Данная сторона служит основой для регулятивного действия права. Вне ценностно-мотивационного влияния невозможно специально-юридическое действие права. Недооценка законодателем указанного момента может привести к тому, что отдельные законы не будут восприняты населением и исполняться им.

Внешняя сторонадействия права включает в себя социально-правовое действие, т. е. реальное функционирование права. Она связана с формами и методами, присущими праву, с формами и методами правомерного поведения и действий обязанных лиц. Данная сторона действия права определяется способностью права самореализовываться в действиях людей и иных субъектов. Нельзя отрывать действие права от деятельности государства, поскольку именно государство обеспечивает действие права, вырабатывает средства регуляции и использует их для регламентации общественных отношений.

 

 

Выделяют 4 основные формы реализации права:

· Использование права – форма, посредством которой реализуются управомачивающие нормы. Использование права – желаемое для государства и общества правило поведения, государство может лишь стимулировать применение этих прав, но не заставить.

· Исполнение права – форма, в которой реализуются обязывающие нормы. В большинстве случаев это тоже активная форма реализации.

· Соблюдение права – форма, посредством которой реализуются запрещающие нормы. Это, как правило, пассивная форма реализации.

· Применение права.

Первые 3 формы – формы непосредственной реализации права. 4-ая – особая форма реализации права. Формы непосредственной реализации права называются так потому, что в этих 3-ех формах реализовать свои права может любой субъект права без прямого участия государства.

 

 

Используем права, исполняем обязанности и соблюдаем запреты.

Реализация права характеризуется следующими особенностями:

1) она всегдасвязана только с правомернымповедением. Это могут быть действия как активные, так и пассивные, т. е. воздержание от совершения противоправных действий. Только правомерное поведение субъектов общественных отношений реализует норму права, неправомерное – нарушает ее;

2) сформулированные в нормативных правовых актах предписания, установления, правила поведения и действий находят в результате их реализации фактическоевоплощение;

3) реализация права служит средством обеспечения правопорядка в обществе;

4) в реализации права заинтересован главным образом тот субъект, который обладает субъективными правами;

5) осуществляется в различных формах, что обусловлено разнообразием общественных отношений; спецификой содержания различных норм права; различием средств воздействия на поведение людей; положением субъектов в системе правового регулирования; многообразием механизмов реализации права и рядом других факторов.

Нередко для реализации юридических норм требуется вмешательство государства. В этих случаях используется правоприменение.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.