Под принципами понимаются основополагающие, руководящие идеи и начала, в соответствии с которыми формируется ГМ и функционируют его органы. Эти принципы достаточно многообразны и их можно классифицировать.
По форме их нормативного закрепления:
1. Конституционные – находят своё прямое и непосредственное закрепление в Конституции:
Законность. Основной императив принципа законности закреплён в ч.2 ст. 15; Законность выражается в обращенном ко всем без исключения органам государственной власти и их должностным лицам безусловном требовании строгого, точного, неуклонного и неукоснительного соблюдения законов. Принцип законности содержит такие требования, как:
–верховенство закона и непосредственное действие конституционно закреплённых прав и свобод человека и гражданина;
–осуществление всех государственных властных функций исключительно на основе законов;
–особая ответственность органов государства и государственных служащих за обеспечение законности;
–решительное пресечение любых нарушений закона, неотвратимость ответственности за совершенные преступления и иные правонарушения.
· Демократизм. Закреплён в ст. 3 – единственным источником власти является многонациональный народ России; Принцип демократизма предполагает, прежде всего, широкое и активное участие народа в формировании и деятельности органов государственного аппарата, в осуществлении государственной власти. Демократизм обеспечивает равные возможности, с учетом личностных качеств человека, для участия в управлении государством. Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в ОГВ и ОМСУ.
· Разделение властей. Ст. 10 – основной императив. Раскрывается этот принцип так же в других статьях Конституции - единая государственная власть осуществляется на основе разделения на относительно самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную, судебную. Реализация принципа разделения властей обеспечивается действием «системы сдержек и противовесов».
· Единство государственной власти. Ст. 3;
· Единые цели и задачи ГВ. В целях недопущения узурпации разделяется на 3 самостоятельные ветви, но мы не можем говорить об их независимости;
· Принцип гуманизма. Ст. 2 – признание человека, его прав и свобод являются высшей ценностью, ст. 7;
· Принцип федерализма. Ст. 5 и гл. 3; Конституция РФ во 2 и 4 ч. ст. 5 провозглашает, что Российская Федерация состоит из равноправных субъектов, которые во взаимоотношениях с федеральными органами власти являются равноправными между собой. Взаимоотношения федеральных органов государственной власти и органов субъектов федерации должны строиться на основе строгого распределения предметов ведения и полномочий между ними.
· Принцип равного доступа к государственной службе, ч. 4 ст. 32; При поступлении на государственную службу недопустима какая-либо дискриминация по политическим, национальным, расовым, религиозным и иным социальным мотивам. Единственными критериями отбора должны служить образование, возраст, профессионализм, компетентность, деловые качества.
· Принцип гласности
2. Внеконституционные – закреплены в иных ФЗ, таких как «О системе Гос. службы», «О государственной гражданской службе», «О политических партиях»…Речь идёт о детализации и конкретизации положений конституционных принципов
· Профессионализма – ГС осуществляется на профессиональной основе. Служащие получают вознаграждения из государственного бюджета. Компетентность – соответствующие навыки, умения;
· Внепартийность ГС – в органах ГВ не могут создаваться первичные организации политических партий. При осуществлении своих полномочий гос. служащие не могут быть связаны решениями партийных/иных объединений, членами которых они являются;
· Ответственность в границах компетенции – ОГВ, гос. служащие должны нести ответственность в тех пределах, которые определяются их компетенцией;
· Сочетание линейных и функциональных начал в формировании и функционировании ГМ – в формировании есть 2 модели построения деятельности органов. Линейная модель: нижестоящий орган по всем вопросам своей деятельности подчиняется только одной непосредственно вышестоящей инстанции. Функциональная модель: нижестоящий орган по каждому из направлений своей деятельности подчиняется отдельной непосредственно вышестоящей инстанции.
Плюсы линейной модели: прямое регулирование, оперативность, персонализация ответственности; минусы: субъективизм в принятии решения, отсутствие внутреннего контроля, некомпетентность S.
Недостатки функциональной модели: возможность дачи противоречивых указаний, размывание ответственности.
· Сочетание отраслевых и территориальных начал в осуществлении ГВ – предоставление права S осуществлять ГВ в территориальных особенностях;
· Осуществление ГВ на началах коллегиальности и единоначалия. Коллегиальная система – решения принимаются коллективно путём обсуждения или голосования. Единоначалие – орган возглавляется единоличным руководителем. Во многих единоначальных органах есть коллегии;
· Научности в организации и осуществления ГВ – должна осуществляться на строго научной основе с учётом объективных законов естественного развития.
По широте действия:
1. Общие– охватывают всю систему ГМ;
2. Специальные – распространяют своё действие на определённые системы/подсистемы ГМ.