Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Функция поддержания мирового порядка



Носит всеохватывающий характер и предполагает создание условий для стабильного развития международного сообщества в условиях защищенности от внутренних и внешних угроз, а также справедливого и демократического по своему характеру миропорядка. Это предполагает выдвижение на первый план прав и интересов человека, обеспечение благополучия всех народов, приоритет интересов международного сообщества, без чего не могут быть гарантированы национальные интересы отдельных государств. Данная функция охватывает, во-первых, деятельность по разоружению, ликвидации ядерного оружия, запрещение его производства и применения; ограничение или полная демилитаризация международных пространств и т. д.; во-вторых, обеспечение сотрудничества государств в таких сферах, как борьба с организованной преступностью, в том числе контрабандой, наркобизнесом, нелегальной миграцией, международным терроризмом; в-третьих, участие мирового сообщества в регулировании межнациональных и межконфессиональных конфликтов, поскольку они сопровождаются нарушением прав человека, особенно в отношении национальных и религиозных меньшинств, что требует международного вмешательства; в-четвертых, соблюдение принципа территориальной целостности государств и признание нерушимости существующих границ; повышение международной ответственности за нарушение мирового порядка.

Функция сотрудничества с другими государствами в различных сферах, в том числе в решении глобальных проблем,

Появилась в постконфронтационный период отношений между государствами. Ее фундамент составляет поиск взаимоприемлемых решений проблем, которые затрагивают интересы каждого народа и человечества в целом, не могут быть решены на национальном или региональном уровне и требуют международного реагирования.

К числу глобальных относятся, например, голод и нищета в развивающихся странах, разгул насилия и преступности, проблема ресурсов, всеобщая заинтересованность мирового сообщества в предотвращении крупных экологических катастроф, которые перерастают территориальные пределы одного государства.

Объединение международных усилий здесь происходит в двух главных направлениях: 1) ограничение вредных воздействий на окружающую среду; 2) рациональное использование природных ресурсов. Такое сотрудничество позволяет: предупреждать промышленные аварии; обеспечивать готовность к чрезвычайным ситуациям и раннее оповещение о них; снижать серьезные последствия катастроф.

Мировое сообщество заинтересовано также во всеобщей охране природных ресурсов и окружающей среды от крупномасштабного вреда, причиненного токсичными выбросами промышленного производства, утечкой нефти из танкеров и нефтепроводов, загрязнением радиоактивными отходами, угрозы так называемого парникового эффекта (изменение озонового слоя планеты) и др.

Большие проблемы связаны с освоением космического пространства, других планет и небесных тел; удалением космического мусора, появление которого вызвано многочисленными запусками космических объектов.

Расширение человеческого вмешательства в природную систему нередко приводит к исчезновению некоторых видов животных и растений. Таким образом, под угрозой находится генофонд планеты. Всеобщая озабоченность в сохранении сырьевых и энергетических ресурсов как общечеловеческого достояния привела к международно-правовой договоренности о согласовании национальной политики отдельных государств в области энергетики, ископаемого топлива, невозобновляемых природных ресурсов.

Эффективность межгосударственного сотрудничества зависит от многих факторов, в том числе от:

-обмена научной информацией, проведения совместных исследований, разработки научных прогнозов относительно неблагоприятных изменений глобального климата и природных ресурсов;

-распространения опыта контроля за правонарушениями в сфере окружающей среды;

применения рыночных механизмов для предотвращения ущерба природе (налоговых льгот, кредитов, системы штрафов и др.);

- согласования национальной политики государств в экологической сфере;

механизма взаимодействия государств в чрезвычайной экологической обстановке.

Особую значимость представляет проблема укрепления стабильности в СНГ – зоне жизненно важных, стратегических интересов России.

Таким образом, сотрудничество государств обусловлено взаимозависимостью всех стран мира и признанием человеческих ценностей в качестве главных ориентиров в межгосударственном общении.

Однако на международной арене наблюдаются не только сотрудничество, но и соперничество государств, которое определяется уровнем их конкурентоспособности. Следовательно, констатируя возросшие возможности для сотрудничества государств в различных сферах, нельзя в то же время отрицать взаимоисключающих интересов, противоречивую сложность современного мира.

 

Завершая характеристику функций современных государств, следует указать на следующие тенденции в их развитии:

 

1) расширение функций государств, сферы охвата государственным влиянием жизни общества. При этом некоторые функции перерастают внутригосударственную значимость (экологическая, охраны и защиты прав человека) и приобретают одновременно внешние аспекты;

2) кардинальное изменение содержания многих функций, что обусловлено целью формирования новой демократической государственности;

3) утверждение приоритета общесоциального, гуманистического начала в функционировании государства;

4) возрастание национальной и социальной ценности государства, что определяется тем, что оно является источником устойчивого правопорядка и безопасности общества, главным защитником прав и свобод человека; выступает арбитром в социальных, в том числе национальных, конфликтах; обладает уникальными средствами управления; формирует правовой климат в обществе.

 

  1. Понятие и структура механизма государства

 

Если форма государства, выражает внутреннее содержание государственной

власти, то механизм государства — это ее внешнее строение, определяющее порядок

организации и взаимодействия органов государственной власти.

Механизм — одно из проявлений государства. Слово «механизм» выбрано для

того, чтобы показать, что государство проявляется во множестве государственных

органов, учреждений, связанных иерархической подчиненностью, которые правомочны совершать действия от имени государства.

 

Под механизмом государства следует понимать целостную, единую и иерархическую систему взаимосвязанных и взаимодействующих государственных органов, организаций и учреждений, как непосредственно осуществляющих государственную власть, так и способствующих ее осуществлению и обеспечивающих ее осуществление.

 

Понятие механизма государства раскрывается через характерные черты или

признаки, позволяющие отграничить его как от негосударственных структур в политической системе общества, так и от отдельно взятых государственных органов.

  1. Механизм государства — это система государственных органов, основанная на единстве принципов его организации и деятельности.
  2. Механизм государства характеризуется сложной структурой, отражающей определенное место, которое занимают в ней различные виды и группы (подсистемы) государственных органов, их соотношением и взаимосвязями.
  3. Между государственным механизмом и функциями государства существует тесная взаимосвязь. Функции государства осуществляются, получают свое реальное воплощение посредством деятельности государственного механизма, всей системы объединяемых им и взаимосвязанных между собой государственных органов. Вместе с тем от функций государства зависит структура государственного механизма, они непосредственно влияют на возникновение, развитие и содержание деятельности тех или иных органов государства.
  4. Механизм государства для обеспечения возложенных на него задач управления делами общества, воздействия на сложные социальные процессы и сферы, выполнения связанных с этим государственных функций располагает необходимыми материальными средствами. К ним относятся различные материальные ценности, бюджетные средства, имущество, сооружения, подсобные помещения, а также предприятия, учреждения, организации, необходимые для функционирования государственных органов.

 

В учебной и научной литературе наряду с понятием «механизм государства»

используется понятие «аппарат государства» и соответственно встает вопрос о соотношении этих понятий. В научной и учебной литературе этот вопрос решается

по-разному. И «механизм», и «аппарат» государства могут быть рассмотрены в нескольких аспектах. Существует «широкий» и «узкий» подход к пониманию рассматриваемых категорий.

Государственный механизм в «широком понимании» рассматривается как совокупность всех государственных органов, организаций, учреждений, участвующих

в реализации функций государства а также материальных средств, необходимых

для их реализации.

В «узком» же смысле механизм государства определяется как

система исключительно органов государства, непосредственно участвующих в осуществлении государственной власти.

Государственный аппарат при «широком» подходе к его пониманию определяется как совокупность всех государственных органов, всех структур государственной власти. В «узком» смысле государственный аппарат включает в себя только органы исполнительной власти, органы государственного управления, то есть государственный аппарат рассматривается как система управления, состоящая из профессиональных чиновников. Наряду с данной точкой зрения имеются и другие мнения, в соответствии с которыми «государственный механизм» и «государственный аппарат» представляются как идентичные понятия. Считается, что термин «механизм» лишь подчеркивает целостность аппарата, его направленность на результативную деятельность.

 

Несомненно, что «механизм» и «аппарат» государства понятия достаточно близкие друг другу по своему содержанию и значению, но тем не менее между ними существует различие. «Механизм государства» представляет динамическую характеристику организации государственной власти и отражает те взаимосвязи и взаимодействия, которые существуют между органами государственной власти.

Аппарат государства указывает на структурно-организационное строение государственной власти, показывает, из каких органов эта власть сформирована, и, следовательно, отражает статику государственной власти.

 

 

Структура механизма государства многообразна и изменчива, она

включает:

• органы государственной власти;

• государственные учреждения;

• государственные организации (предприятия).

Органы государства — это важнейшее звено государственного механизма, поскольку именно на них возложено непосредственное осуществление государственной власти. Они наделяются властными полномочиями, выражающимися в возможности принимать от имени государства юридически значимые решения и обеспечивать их реализацию.

В структуру механизма государства входят представительные органы государственной власти, получающие властные полномочия от источника власти (монарх,парламент, президент); органы государственного управления, составляющие систему исполнительной власти (правительство, министерства, органы исполнительной власти на местах); судебные органы государственной власти, призванные осуществлять правосудие — справедливое, в строгом соответствии с законом рассмотрение и разрешение юридических дел, вынесение по этим делам окончательного решения; контрольно-надзорные органы (прокуратура, Счетная палата), осуществляющие контроль и надзор за соблюдением и исполнением законов. Механизм государства не может существовать без аппарата принуждения — «силовых структур», которые составляют армия; органы внутренних дел; Федеральная служба безопасности; разведка, контрразведка; пограничная служба; аппарат судебных исполнителей; система исполнения наказаний; иные органы, исполняющие функции принуждения.

 

Государственные учреждения — это часть механизма государства, представляющая собой организационно-структурированные формирования, выполняющие задачи и функции государства на основе решений органов государства и находящиеся в подчинении у последних. Примерами учреждений являются поликлиники, больницы, детские сады, школы, государственные высшие учебные заведения, библиотеки и т. д. Все они финансируются из государственного бюджета, что показывает их государственный характер, существуют для выполнения задач и функций государства, но при этом не могут издавать общеобязательных властных велений. Учреждения занимаются каким-либо узким направлением деятельности и находятся в подчинении государственных органов, распоряжения которых для них обязательны. Государственные организации создаются для осуществления хозяйственной деятельности в целях производства продукции, выполнения различных работ и оказания многочисленных услуг для удовлетворения потребностей общества, частных лиц, извлечения прибыли.

На различных ступенях развития человеческого общества механизм государства имел свои особенности, своеобразную структуру. Это объясняется экономическими, социальными причинами, национальным составом населения государства, размерами его территории, географическим положением и другими факторами. В результате изменений, происходящих в общественной жизни, возникают новые и отмирают устаревшие структуры государственного аппарата. Однако во все исторические эпохи государственный аппарат выступает основным организующим началом политической системы общества.

 

 

  1. Орган государства. Понятие и признаки.

 

Первичным элементом механизма государства, является орган государства.

 

Орган государства это составная часть механизма государства, представляющая собой создаваемый в установленном государством порядке особым образом организованный и структурированный коллектив физических лиц, наделенный для решения возложенных на него задач и реализации функций государства государственно-властными полномочиями на основе установленной законом компетенции, деятельность которого обеспечивается силой государственного принуждения.

 

 

Признаки Органа государства.

 

  1. Государственный орган наделен властными полномочиями, то есть юридически-закрепленными возможностями осуществлять государственную власть, принимать от имени государства юридически-значимые решения и обеспечивать их реализацию.

 

Государственно-властное полномочие характеризуется тем, что

 

а) порядок формирования и деятельности органа, его структура и компетенции(обязанности и права) закрепляются нормами права.

 

б) орган государства наделен правом издания юридических актов содержащие обязательные общие и индивидуальные правовые предписания.

 

в) установленные этими актами предписания обеспечиваются прежде всего мерами убеждения, воспитания, поощрения, будучи одновременно с тем охраняемыми от нарушений возможностью применения принудительной силы государства;

 

г) государственный орган опирается на материальное обеспечение своих предписаний, благодаря возможности распоряжаться определенной частью средств из государственного бюджета.

 

Наличие у организации, учреждения перечисленных выше взаимосвязанных элементов, образующих понятие государственно-властного полномочия, позволяет определить его как государственный орган. Обладание властными полномочиями — важнейший признак государственного органа.

Содержание и объем полномочий государственного органа определяются его компетенцией, то есть установленной законом совокупностью его обязанностей и прав. Для органа государства на первом месте стоят обязанности по отношению к гражданам и обществу в целом. Правами же орган государства наделяется лишь постольку, поскольку это необходимо для наиболее эффективного исполнения возложенных на него обязанностей.

Государственный орган наделен определенной экономической и организационной обособленностью и самостоятельностью.

 

Каждый государственный орган сообразно своей компетенции выполняет свойственные ему функции. Механизм государства действует через отдельные государственные органы: функции государства в целом осуществляются посредством функций отдельных государственных органов. Государственный орган, выполняя свои функции, тем самым одновременно участвует в реализации различных функций государства.

Для осуществления функций государственные органы располагают необходимыми материальными средствами, говоря словами Ф. Энгельса, «вещественными придатками», к каковым можно отнести разного рода материальные ценности и многочисленные организации, предприятия, учреждения, хотя и выполняющие текущую государственную работу, но не являющиеся органами государства. Представление о государственном органе было бы неполным без указания на то, что его физическим воплощением являются люди, из которых состоит данный орган, — отдельное лицо или группа, коллектив.

Распространяя на орган государства обязательный признак всякой организации, как объединения людей, следует заметить, что, когда речь идет о физическом воплощении органа государства, имеются в виду не люди вообще, а государственные служащие.

Согласно ФЗ «Об основах государственной службы» государственным служащим являетсягражданин РФ, исполняющий в порядке, установленном ФЗ, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта РФ. Положение, права и обязанности государственных служащих определяются законом и обеспечивают их правовой статус. Объем и порядок использования ими властных полномочий устанавливаются также законом и конкретизируются в должностных инструкциях и др.

 

 

  1. Классификация органов государства.

Разносторонность и многосложность деятельности государственного механизма обусловливают значительное число его органов. По различным научно-обоснованным критериям они классифицируются на соответствующие виды.

 

1) По такому критерию, как юридический источник их легитимности, подразделяются:

 

а) на органы, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов РФ для непосредственного выполнения задач и функций государства (Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, министерства и иные федеральные органы исполнительной власти, суды, прокуратура, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ);

б) органы, учреждаемые в установленном законодательством порядке для обеспечения исполнения полномочий, функционирования указанного в предыдущем пункте вида государственных органов (Администрация Президента, аппараты палат Федерального Собрания, Правительства, высших судебных органов РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ).

 

На основе принципа разделения властей государственные органы подразделяются на

1. законодательные

2. исполнительные

3. судебные.

 

В зависимости от способа образования органы государственной власти делятся:

1. выборные — органы, избираемые непосредственно народом (например, парламент);

2. назначаемые — органы, состав которых назначается вышестоящими органами (например, министерство);

3. смешанные — выборно-назначаемые органы, часть состава которых избирается, а часть — назначается (областная администрация: глава администрации (губернатор) избирается представительным органом субъекта федерации, весь остальной состав администрации — назначается).

 

 

В зависимости от порядка формирования органы государства делятся:

1. первичные — органы, получающие властные полномочия непосредственно от источника власти (парламент);

2. производные — органы, которые создаются первичными (правительство, суды, прокуратура).

 

 

В зависимости от такого критерия, как широта компетенции, выделяют:

1. органы общей компетенции — это органы, правомочные решать вопросы во всех сферах жизни общества либо в подавляющем большинстве таких сфер (например, правительство, администрация субъекта федерации);

2. органы специальной компетенции — органы, правомочные решать вопросы в одной или нескольких смежных сферах общественной жизни (например, министерство, федеральная служба);

3. органы чрезвычайной компетенции — это органы, создаваемые для решения конкретных неотложных вопросов государственной и общественной жизни (специальная комиссия по расследованию причин и условий чрезвычайного происшествия).

 

По длительности действия государственные органы делятся:

1. на постоянные — органы, срок полномочий которых ничем не ограничен;

2. временные — органы, создаваемые на определенный, заранее оговоренный срок. Все органы чрезвычайной компетенции являются временными.

 

В соответствии с принципом федерализма различают:

1. федеральные органы государственной власти;

2. органы государственной власти субъектов федерации.

 

В зависимости от территориального масштаба деятельности органы государства делятся:

1.общегосударственные — это органы, действующие на всей территории государства;

2. региональные — органы, действующие в пределах определенной части территории государства, например на территории субъекта федерации.

 

 

В зависимости от объема властных полномочий различают:

1. высшие органы государственной власти — это органы, возглавляющие определенную систему или подсистему органов государства (правительство в системе органов исполнительной власти, Генеральная прокуратура в системе органов прокуратуры, Верховный Суд в системе судов общей юрисдикции);

2. центральные органы государственной власти — это органы, в своей деятельности подчиняющиеся высшим органам, но имеющие в своем непосредственном подчинении нижестоящие органы (министерства в системе органов исполнительной власти);

3. местные — органы, осуществляющие государственную власть на местах и непосредственно подчиняющиеся центральным органам государственной власти.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.