Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Цивилизационный подход



 

Суть цивилизационного подходасостоит в том, что при характеристике развития конкретных стран и народов следует учитывать не только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовно-культурные факторы. К ним можно отнести особенности духовной жизни, форм сознания, в том числе религии, миропонимания, мировоззрения, исторического развития, территориальной расположенности, своеобразие обычаев, традиций и т. д. В совокупности эти факторы образуют понятие «культура», которое служит специфическим способом бытия того или иного народа, конкретной человеческой общности.

 

У. Ростоу, который классифицировал государства по стадиям экономического развития, зависимым, в свою очередь, от научно-технических достижений:

- традиционное (аграрное).

- индустриальное.

- постиндустриальное.

 

А. Тоинби

В качестве типологической характеристики цивилизации он, в частности, называл религию, образ мышления, общность историко-политической судьбы и экономического развития и др. По этим критериям А. Тойнби первоначально выделил до 100 самостоятельных цивилизаций, но затем сократил их число до двух десятков, часть из которых утратила свое существование.

 

А. Тоинби считал, что по типу цивилизации можно выделить типы государств, однако такую типологию он разработать не смог.

 

Цивилизационный подход позволяет объяснить многовариантность развития государств и их неодинаковость.

 

Выделяют главным образом этапы цивилизации, например

 

  1. локальные цивилизации. Существуют в отдельных регионах и у отдельных народов.
  2. особенные цивилизации. Китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и т.д.
  3. всемирная цивилизация охватывающее все человечество. Формируется в настоящий момент исходя из принципа глобального гуманизма включающие достижения духовности созданные на протяжении всей истории мировой цивилизации. Не отрицает национальных особенностей на первое место выдвигается ценность человека, его право на свободное развитие и проявление своих способностей.

 

 

В литературе выделяют первичныеи вторичныецивилизации. Государства в этих цивилизациях отличаются по их месту в обществе, социальной природе, выполняемой роли. Для государств в первичных цивилизациях характерно, что они играют ключевую роль в развитии социально-экономической сферы, обеспечивают не только политическое, но и хозяйственное и социальное функционирование общества. Вместе с тем государство связано с религией в единый политико-религиозный комплекс, т. е. религия выполняет политическую функцию, поскольку обожествляет правителя. К первичным цивилизациям принято относить древнеегипетскую, ассиро-вавилонскую, шумерскую, японскую, сиамскую и др.

Государство вторичной цивилизации не так всесильно, как в первичных цивилизациях, оно не составляет элемента базиса, но здесь устанавливается различие между государственной властью и культурно-религиозным комплексом. Религия имеет не столько политическое значение, сколько составляет часть культуры общества, хотя правитель не вправе нарушать религиозные догматы, в противном случае его власть не будет признана законной. Среди вторичных цивилизаций обычно называют западноевропейскую, восточноевропейскую, североамериканскую, латиноамериканскую и др.

 

Помимо социокультурного направления цивилизационной типологии выделяют второй ее вид – универсалистский. Суть его в том, что развитие государственности рассматривается как единый для всех стран и всего человечества путь развития политико-правовой жизни общества исключительно по восходящей линии. И в этом близость этого направления формационному подходу.

Универсалистский вид цивилизационного подхода различает две основные цивилизации: традиционалистскую (аграрную) и техногенную. Первая из названных цивилизаций характеризуется нерасчлененностью общественной жизни на экономическую, политическую, социальную и духовную, слитностью общества и государства, последнее же отличается определенной стагнацией (медленным развитием, неизменностью форм). К государствам аграрной цивилизации принято относить Древний Египет, Древнюю Индию, Китай, Вавилон, средневековые Запад и Восток.

Техногенная цивилизация непосредственно связана с научно-техническим прогрессом, характеризуется активным развитием общественной и государственной жизни, расширением рынка, ростом экономики, науки, образования и в целом высоким уровнем жизни населения. Цивилизации данного вида присущ демократический тип государства, формирование у него черт правового и социального.

Несмотря на ряд позитивных свойств этой цивилизации, она имеет и негативные проявления в лице всеохватывающей глобализации и как следствие – ухудшение экономического положения в странах «третьего мира» и в постсоциалистических государствах, возрастание транснациональной преступности и т. д. Все это ставит перед человечеством серьезные проблемы, которые требуют совместных усилий для их преодоления.

Достоинство цивилизационного подхода видится в том, что он ориентирует на познание социальных ценностей, присущих конкретному обществу. Он более многомерен, чем формационный, так как позволяет рассматривать государство не только как организацию политического господства одного класса над другим, но и как большую ценность для общества. С позиций цивилизационного подхода государство служит одним из важных факторов духовного развития общества, выражения разнообразных интересов людей, источником их единения на основе культурно-нравственных ценностей.

Цивилизационный и формационный подходы к изучению общества нельзя противопоставлять, они взаимно дополняют друг друга и должны применяться в комплексе.

Это позволяет наиболее полно характеризовать тип государства с учетом не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов.

 

В типологии государств выделяют так называемые государства переходного типа. В отличии от стабильных государств, в рамках гос-в переходного типа закладываются основы дальнейшего развития государственности.

 

Такого рода государства признавали в свое время основоположники марксистского учения, когда «государственная власть на время получает известную самостоятельность по отношению к обоим классам» – экономически господствующему и эксплуатируемому. В.И. Ленин также писал о возникновении в России государства переходного типа (от феодального к буржуазному) в период проведения буржуазных реформ 60–70-х годов XIX в.

 

Представляется, что государства переходного состояния можно отнести к самостоятельному типу по следующим основаниям.

Во-первых, переходное состояние нередко занимает длительный период и может составить целую эпоху.

Во-вторых, переходное состояние предполагает не только смену власти, формы государства, различных государственно-правовых институтов, но и изменение ценностей общества, качественного его состояния, общественных структур, связей и отношений.

В-третьих, переходное государство – явление конкретно-историческое, обладающее национально-культурной ориентированностью, и отражает накопленные конкретным народом духовные и иные ценности.

 

Очевидно, что данный тип государств может быть выделен и в том, и в другом подходах(формационном и цивилизационном)

 

В учебной юридической литературе используются и иные классификации. Заслуживает внимания классификация государств по их отношению к религии, т. е. по типу государственно-конфессиональныхотношений. Данный критерий позволяет выделять светские, клерикальные, теократическиеи атеистическиегосударства.

В светскомгосударстве все виды религиозных организаций отделены от государства, они не вправе выполнять ни политические, ни юридические функции, не могут вмешиваться в дела государства. Для правового режима религиозных организаций в светском государстве характерны следующие особенности:

1) государство и его органы не вправе контролировать отношение своих граждан к религии;

2) государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность, если не нарушается действующее законодательство;

3) государство не оказывает ни одной из конфессий ни материальной, ни финансовой, ни какой-либо иной помощи;

4) религиозные организации не выполняют по поручению государства юридических функций;

5) конфессии, в свою очередь, не вмешиваются в политическую жизнь страны, а занимаются лишь деятельностью, связанной с удовлетворением религиозных потребностей населения.

Государство охраняет законную деятельность религиозных объединений, гарантирует свободу совести и свободу вероисповедания, обеспечивает равенство всех религиозных организаций перед законом.

Статус светского государства конституционно закрепили Российская Федерация, Германия, Франция, все государства СНГ и др.

Клерикальнымсчитается государство, где та или иная религия официально имеет статус государственнойи занимает привилегированное положение по сравнению с другими конфессиями. Статус государственной религии предполагает тесное сотрудничество государства и церкви, которое охватывает различные сферы общественных отношений. Для статуса государственной религии характерны следующие особенности:

1) в сфере экономических отношений – признание права собственности на широкий круг объектов – землю, здания, сооружения, предметы культа и др.;

2) церковь получает от государства различные субсидии и материальную помощь, налоговые льготы;

3) церковь вправе участвовать в политической жизни страны и нередко имеет свое представительство в государственных органах;

4) церковь наделяется рядом юридических полномочий, например правом регистрировать брак, рождение, смерть, а также регулировать брачно-семейные отношения;

5) церковь осуществляет контроль в области образования, воспитания, ведет религиозную цензуру печатной продукции, кино, телевидения и др.

В клерикальном государстве, несмотря на сильные позиции государственной религии, тем не менее слияния государства и церкви не происходит. Объявление той или иной религии государственной, как правило, означает, что государство уважает исповедуемую большинством населения религию и придерживается религиозных традиций, составляющих духовно-культурную ценность народа. К клерикальным в настоящее время могут быть отнесены Великобритания, Норвегия, Швеция, Дания, Испания, Япония и др.

Для теократическихгосударств характерны следующие признаки:

1) государственная власть принадлежит церкви, которая имеет статус государственной религии;

2) религиозные нормы составляют основной источник законодательства и регулируют все сферы частной и публичной жизни;

3) глава государства одновременно является высшим религиозным деятелем, верховным священнослужителем, например в городе-государстве Ватикане. Согласно Конституции Ирана государственное управление страной находится под контролем Факиха (богослова-законоведа). В ограниченном объеме признаются принципы разделения властей и парламентаризма. Парламент образуется выборным путем, и Конституция не предусматривает его роспуска кем-либо. Исполнительная власть возглавляется Президентом, который избирается на прямых выборах, но утверждается религиозным главой государства. Он же назначает Генерального прокурора, председателя Верховного суда, объявляет амнистию и т. д. Послания Факиха стоят выше законов, и ими должны руководствоваться судебные органы.

Теократическими являются Иран, Пакистан, Саудовская Аравия, Марокко и др.

В атеистическихгосударствах религиозные организации преследуются властями. Это выражается, в частности, в том, что:

1) церковь лишается своей экономической основы – собственности;

2) религиозные организации либо запрещаются, либо находятся под жестким контролем государства;

3) религиозные объединения не обладают правами юридического лица и не могут совершать юридически значимых действий;

4) священнослужители и верующие репрессируются;

5) запрещается проведение в общественных местах религиозных обрядов, ритуалов, издание и распространение религиозной литературы;

6) свобода совести, по существу, сводится к свободе пропаганды атеизма.

Государствами воинствующего атеизма были Советское государство, а также некоторые бывшие социалистические государства. Так, Конституция Албании 1976 г. запрещала в этой стране всякую религию.

В современной России общество воспринимает религию, различные конфессиональные объединения граждан как часть культуры народа, как носителей общечеловеческих ценностей, исторических национальных традиций и фактор духовно-нравственного возрождения нации.

 

11. Понятие формы государства. Факторы, определяющие многообразие форм государства.

Форма государства, как ключевая категория государствоведения, характеризует внешнее устройство и организацию ГВ . Существует несколько подходов к понятиям формы государства:

· Структурный подход. ФГ определяется через перечисление её основных элементов – совокупность формы правления, государственного устройства и политико-правового режима. Позволяет определить структурный состав. Структурный подход не вполне показывает содержательную структуру.

Три элемента формы государства:

1) Форма правления - совокупность способов организации верховной государственной власти и ее распределения между центральными органами государства, которые определяют степень и характер участия народа в формировании органов государственной власти (республика/монархия)

2) Форма государственного устройства - система способов распределения государственной власти между центральными и местными органами государства, определяющая его внутреннюю структуру, национально-территориальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между территориальными единицами этого государства (федерация, конфедерация, унитарное гос-во).

3) Политико-правовой режим – система приемов и способов осуществления государственной власти, характеризующих степень участия народа в гос. управлении и степень правовой свободы граждан.

Некоторые авторы говорят о том, что наряду с этими тремя элементами необходимо выделять и четвертый– политическую динамику (характер политического развития власти и общества).

· Системно-содержательный подход. Позволяет определить содержание категории и показать системные взаимосвязи между структурными элементами. ФГ определяется, как совокупность способов, организации, распределения и осуществления ГВ, характеризующееся степенью участие народа в формировании и реализации этой власти.

Форма государства часто определяется как организация политической власти.

Форма государства — это внешняя организация, внешнее строение государственной власти, которая показывает, как организованна власть в государстве, кому и на каких началах она принадлежит, как распределяется государственная власть по вертикали (центральные и местные органы власти) и горизонтали. С точки зрения системного подхода форма государства представляет собой совокупность способов, организации, распределения и осуществления государственной власти, которые определяют степень участия народа в формировании органов государственной власти и ее реализации.

ФГ, как и любая другая государственно-правовая категория, является динамичной. Постоянно развивается, изменяется. Развивается и со структурно-содержательной т.з. В середине ХХ века стал вопрос, что только лишь вопросы организации власти не показывают всей специфики института. Нужно смотреть не только на организацию власти, но и в чьих интересах она осуществляется. Возник третий элемент – политико-правовой режим.

Кропонюк предлагает наряду с 3мя традиционными элементами выделять политическую динамику, характеризующую процесс развития реализации ГВ. Есть и другой аспект – форма государства внутренне изменчива, если говорить об одном государстве – то его форма меняется: смена политико-правовой действительности, конституционных начал. Форма конкретного государства может меняться без внесения поправок в конституционные акты. Всё зависит от соотношения политических сил в стране.

Форма каждого государства уникальна. Мы не сможем найти 2х государств, которые были бы тождественны друг другу, но существуют определённые типичные черты соотношения элементов, которые позволяют формы государства классифицировать. В частности, в современной литературе есть подход классификации ФГ:

1. монократические. Вся полнота ГВ сосредотачивается в едином управляющем центре. Отсутствует разделение властей. Жёсткая централизация не только по горизонтали, но и вертикали – отсутствие МСУ – подчинены центральным органам. Политическая жизнь – идеологическое и политическое единообразие – господство 1й идеологии и существование одной политической партии, которая носит государственный характер.

2. поликратические. Децентрализация ГВ – несколько центров осуществления ГВ. Предлагает разделение управляющих центров и предоставление большей самостоятельности регионам. Существует и нормативно закреплено разделение властей, которая обеспечена эффективной системной сдержек и противовесов. Развитая система МСУ – выборность местных органов власти. Политическая жизнь – политический и идеологический плюрализм. Права и свобода личности не просто провозглашены, а реально гарантированы и обеспечены. За личностью признаётся максимально широкий объём прав и свобод в данном историческом условии.

3. сегментарные – промежуточное звено между монократией и поликратией. Права и свобода личности провозглашены, но не в полной мере реально гарантированы. Разделение властей закреплено и существует, но механизм сдержек и противовесов не отработан. МСУ существует, но недостаточно развито.

Существует большое количество различных факторов, которые могут оказывать влияние на форму государства:

1. Территориально-географические факторы:

· Размеры территории государства. Оказывает влияние на государственное устройство. Маленькое – унитарное, большое – федеративное.

· Наличие на территории государства крупных географических объектов.

· Место расположения государства. Континентальное или островное. Оказывает влияние на форму правления.

· Наличие, расположение и объём на территории государства полезных ископаемых. Оказывает влияние на политический режим, форму государственного устройства

2. Внутренние – находят проявления на территории самого государства:

· Внутриэкономические. Тип экономики: распределительный или обменный. Распределение – централизация, обмен – децентрализация. Оказывает влияние на режим. Уровень экономических отношений – режим. Укладность экономики: одноукладность или многоукладность.

· Социальные. Национальный (этнический) состав населения: моно/полинациональное – устройство. Характер и степень социальной стратификации общества – социальные группы, как организованы, какие интересы они преследуют – режим, форма правления. Степень социальной мобильности общества – форма правления.

· Политические. Расстановка политических сил внутри страны: какие силы есть, как организованы, в какой степени имеют возможность донести волю до государства – форма правления. Степень остроты борьбы между политическими силами – режим, форма правления. Характер и уровень политического сознания и политической культуры общества – степень политической активности населения – режим.

· Духовно-культурные. Религиозный фактор: моно/поликонфессиональное – взаимоотношение государства и религии (теократическое/светское) – форма правления, устройство. Ментальность общества – форма правления.

3. Внешние факторы

· Влияние окружения. Наличие враждебного кольца требует концентрации ресурсов.

· Внешне-политическое заимствование. Ни одно государство не может состоять в изоляции, они взаимодействуют и воспринимают приемлемые для них формы.

· Внешне-политическое давление. Одни государства более сильные в политическом отношении диктуют государствам свою волю и навязывают свою форму.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.