Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Основные признаки государства и его определение



Каждая эпоха, исходя из уровня достигнутых в эту эпоху знаний, пыталась определить, что же есть такое государство. Цицерон: «Государство – это правовой порядок в обществе». Марксисты: «Государство – это орудия для подавления одного класса другим».

Аристотель: «самодовлеющее общение граждан, ни в каком другом общении не нуждающихся и ни от кого другого не зависящих».

Что есть государство? Существует два основных значения этого термина.

1) государство понимается как страна, т.е политико-географическое образование

2) как правовая организация политической власти, система институтов власти.

Объединяя оба значения, следует рассматривать государство как организацию политической власти, существующую в определенной стране.

Государство — это политико-территориальная, правовая организация суверенной публичной власти, способная делать свою волю общеобязательной для всего населения страны и способная принуждать к исполнению этой воли.

Признаки, отличающие государство от догосударственной и негосударственной организаций:

1. Наличие выделенного из общества и стоящего над ним аппарата власти и управления. Он состоит из обособленного слоя людей, основным занятием которых является выполнение властных и управленческих функций. Они не производят непосредственно ни материальных, ни духовных благ, а лишь управляют. Основными составными частыми аппарата власти и управления (аппарата государственной власти) являются ОЗВ, ОИВ, ОСВ.

2. Наличие аппарата принуждения, он состоит из особых отрядов ВС в виде армии, полиции, разведки, контрразведки, принудительных учреждений. Аппарат власти и управления вместе с особыми отрядами вооруженных людей в литературе нередко называют публичной властью (Марченко).

3. Разделение населения по территориальным единицам. Государство имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается в подданных или граждан государства. Территория государства – своего рода материальная база, без которой оно не может существовать. Это единственное условие существования и функционирования государства.

 

Территория – это пространство, в пределах которого осуществляется государственная власть. Составные части территории государства:

· Земля и ее недра, образующая сухопутную территорию

· Реки, озера, искусственные водохранилища, морские внутренние и территориальные воды, омывающие территорию данного государства (водная территория государства)

· Воздушное пространство над сухопутной и водной территорией (воздушная территория)

· Объекты, приравненные к территории государства (морские и воздушные суда, космические корабли и станции и др.)

Каждое государство обладает на своей территории всей полнотой власти и исключает какое бы то не было вмешательство в дела своего общества и государства иностранных властей. Вся территория государств разбивается на ряд административно-территориальных образований. В разных странах они называются по-разному (округа, провинции, области, края и др.).

4. Суверенитет. Означает:

· Верховенство государственной власти внутри страны

· Независимость на международной арене

· Самостоятельность при принятии решений

Верховенство проявляется в способности государственной власти самостоятельно издавать общеобязательные для всех членов общества правила поведения, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок, определять права и обязанности граждан, должностных лиц, государственных органов.

Суверенитет государства может быть формальным или ограниченным.

Формальный суверенитет юридически и политически провозглашается, а фактически, в силу распространения на него влияния других государств, не осуществляется.

Частичное ограничение суверенитета может быть принудительным и добровольным. Принудительное ограничение – по отношению к побежденному в войне государству со стороны государств-победителей. Добровольное ограничение – допускается самим государством по взаимной договоренности с другими государствами; когда государства объединяются в федерацию и передают ей часть своих суверенных прав.

Наряду с государственным суверенитетом существуют суверенитет народа и суверенитет нации. Суверенитет народа – его верховенство в решении коренных вопросов организации жизни. Суверенитет нации – полновластие нации, ее возможность и способность определять характер своей жизни, осуществлять свое право на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.

5. Займы и налоги Налоги – обязательные платежи, устанавливаемые и взимаемые государством с граждан и юридических лиц. По способу взимания:

прямые (взимаются с доходов и имущества граждан и юридических лиц непосредственно)

косвенные (взимаются путем включения их в стоимость производимой продукции или путем прибавления к цене).

6. Наличие населения. Однако население является составной частью не только государственной, но и догосударственной организации, поэтому можно сказать, что оно выступает в качестве основного признака как государственного, так и первобытнообщинного строя. Поэтому население само по себе не может выступать в качестве отличительного признака государства (Марченко).

7. Некоторые авторы (Коркунов) в качестве основного признака выделяют наличие у государства «самостоятельной принудительной власти». Такое мнение вызывает сомнение по двум причинам:

· Оно характеризует государство как принудительный инструмент, не принимает во внимание того, что государство в своей деятельности использует не только принуждение, но и убеждение.

· Самостоятельная принудительная власть свойственна не только государству, но и в определенных пределах каждой негосударственной организации.

1. Неразрывная связь государства и права. Без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и делает их легитимными, т.е. законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах.

10. Государство издает законы и подзаконныеакты, обладающие юридической силой и содержащие нормы права. Общественные объединения могут принимать решения, обязательные для их внутриорганизационных подразделений и членов, а нормативные акты государства обязательны для всех государственных и муниципальных органов, общественных объединений, частных организаций, должностных лиц и граждан. Правотворчество – исключительная прерогатива государства.

Факультативно выделяются в качестве признаков государства, некоторыми авторами - наличие армии. Это неверно.

 

  1. Типология государства.

Типология государств, т. е. их классификация по типам, содействует более глубокому выявлению признаков, свойств, сущности государств, позволяет проследить закономерности их развития, структурные изменения, а также прогнозировать дальнейшее существование.

 

 

Под типомпонимаются общие, системообразующие сущностные признаки, присущие конкретной совокупности (группе) государств и раскрывающие закономерности их организации и развития.

 

В настоящее время в юридической литературе применяются два основных подходак типологии государств – формационный и цивилизационный

 

  1. Формационный.

Основан на обьединении государств в рамках отдельной общественно-экономической формации.

Главным классификационным критерием служит способ производства (уровень развития производительных сил и производственных отношений), который, в свою очередь, определяется господствующей формой собственности на средства производства. Например, экономическую основу рабовладельческого общества составляла частная собственность рабовладельцев на средства производства и на рабов, которые рассматривались исключительно как производители материальных и других благ.

 

Каждой формации (кроме первобытно-общинной) соответствует свой тип государства и права.

 

Замена одного экономического строя другим влечет изменения в государственно-правовой надстройке. ОЭФ сменяются закономерно.

 

Формационный подход присущ марксистскому учению о государстве. При этом выделялись пять формаций: первобытно-общинная (безгосударственная), рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая. Каждая имеет свой тип государства, кроме первобытно-общинной и охраняет интересы господствующего класса.

 

Переход от одного типа государства к другому происходит в результате социальной революции, причина которой – конфликт возникший в результате несоответствия характера производственных отношений уровню развития производительных сил общества.

 

Проблемы данного подхода

  1. Теория социально-экономических формаций была разработана по материалу европейских стран при этом не был учтен опыт восточных стран, развитие которых шло по другому пути.
  2. Развитие государств носило необратимый характер, формации менялись в строго определенной последовательности, что безусловно шло в разрез с установившейся практикой.
  3. Не подтвердилось положении об отмирании института государства и прихода ему на смену коммунистического общественного самоуправления.
  4. Почему разные народы начав с первобытно-общинной ЭФ в результате пришли к совершенно различным формациям разновременно?

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.