Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Право и его роль в экономической, политической сферах жизни общества



Роль права в экономической сфере жизни общества:

Право – естественная форма экономических отношений. Экономические отношения могут стабильно функционировать, если они закреплены в правовой форме. Единой юридической основной всех отношений экономического цикла является право собственности. Обмен трудовой деятельностью, результатами труда осуществляется на основе частного права между равноправными собственниками. Право есть способ саморегулирования экономики. В условиях экономики все собственники должны быть юридически свободны, чтобы самостоятельно решать, что производить, в каком объеме и количестве, по какой цене продавать. Юридическая свобода – необходимое условие для выявления экономической необходимости. Она дает возможности производителю слышать сигналы рынка и учитывать их.

Существуют 2 мнения об их соотношении. Согласно первому подходу среди этих понятий нет главного. Основным фактором развития общественных отношений выступают интересы людей. В некоторых случаях они реализуются сначала в праве, а затем в экономике (например, в эпоху буржуазных революций сначала принимались закона, а на их базе строились новые экономические отношения). Иногда интересы людей реализуются сначала в производственных отношениях, а затем закрепляются в праве. Политика же выступает посредником между данными явлениями. Согласно второму подходу экономика определяет политику и право, экономика является базисом, а политика и право - надстройкой. Политика здесь также выступает в виде посредника между экономикой и правом.

Роль права в политической сфере жизни общества:

· Право служит одним из средств связи между обществом и его политической системой (в законах, принимаемых законодательными органами, выражаются интересы большинства людей, различных слоев и классов);

· Право аккумулирует волю общества, всех его политических сил;

· Право делает политическую систему более стабильной;

· Право устанавливает правовые формы организации, функционирования и смены государственной власти, способы и методы политической борьбы;

· Легализует в правовых актах (конституции, законах) субъектов политической организации – государство, политические партии, движения;

· Посредством публичного права закрепляются политический строй общества, механизм функционирования политической системы;

· Право обеспечивает, гарантирует политические свободы человека, их реализацию.

3. Юридический процесс: понятие, содержание, стадии. Правовые процедуры и судебные процессы.

Юридический процесс – это урегулированный процессуальными нормами порядок деятельности компетентных государственных органов, состоящий в подготовке, принятии и документальном закреплении юридических решений общего или индивидуального характера.

Особенности юридического процесса заключаются в следующем:

· во-первых, это властная деятельность компетентных органов и должностных лиц;

· во-вторых, это деятельность, осуществление которой урегулировано процессуальными нормами;

· в-третьих, это деятельность, направленная на принятие юридических решений общего (нормативные акты) или индивидуального (акты применения права) характера.

Юридический процесс - это сложная, длящаяся во времени деятельность,состоящая из процессуальных стадий, которые имеют строго определеннуюпоследовательность. По содержанию он представляет собой цепьвзаимосвязанных процессуальных действий и процессуальных решений,фиксируемых в соответствующих документах.

По характеру принимаемых решений юридический процесс может быть правотворческим и правоприменителъным. Результат правотворческого процесса - нормативные правовые акты. Процедуры принятия нормативных актов и степень урегулированности этих процедур процессуальными нормами существенно различаются в зависимости от органа правотворчества: парламент, Президент, министр, областная дума, губернатор области, руководитель предприятия и т. д. Особую значимость имеет законодательный процесс, а потому со стадии законодательной инициативы и до вступления закона в силу он регулируется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, регламентами Государственной Думы и Совета Федерации. Результат правоприменительного процесса - принятие индивидуального юридического решения по рассматриваемому делу или вопросу.

В литературе предлагается выделить еще одну разновидность юридического процесса - праворазъяснительный

По отраслевому признаку выделяются: гражданский, арбитражный, уголовный и административный процесс.

Юридический процесс — это всегда определенная совокупность последовательно совершаемых действий и постановляемых актов. И эта совокупность может быть в известных случаях значительной, включать многие действия различного характера. Например, расследование уголовного дела, правотворчество и др.

В этой связи представляется целесообразным подразделение юридического процесса на этапы, вычленение в нем стадий. Так, в законотворческом процессе выделяются 4 стадии: законодательная инициатива, обсуждение законопроекта, принятие закона, опубликование закона.

В судопроизводстве, как уголовном, так и гражданском, принято выделять больше стадий. Так, в теории гражданского процесса процессуальная стадия определяется как совокупность последовательно совершаемых процессуальных действий, объединенных ближайшей целью. Традиционно выделяются семь стадий:

1) возбуждение судопроизводства;

2) подготовка дела к судебному разбирательству;

3) судебное разбирательство;

4) пересмотр дела в суде кассационной инстанции;

5) пересмотр дела в судах надзорной инстанции;

6) пересмотр дела по вновь открывшимся обстоятельствам;

7) принудительное исполнение судебного решения.

Юридический процесс содержит в себе как различные правовые процедуры, так и судебные процессы (судопроизводства). Данные правовые конструкции имеют немало общего. Как судебный процесс, так и любая правовая процедура представляет собой нормативно установленный порядок осуществления юридической деятельности, т.е. определенную юридическую форму. Но при ϶ᴛᴏм процессуальные формы (уголовно-процессуальная, гражданско-процессуальная и др.) регламентируют действия в судопроизводствах, устанавливая порядок отправления правосудия по гражданским, административным, уголовным делам. Процедурный режим в разных органах может быть существенно различным (ср.: процедуру принятия закона Государственной Думой и порядок прохождения гражданами врачебно-трудовой экспертной комиссии, порядок заключения брака и привлечения к административной ответственности шофера, управляющего автомашиной в нетрезвом состоянии). Нормативный режим юридических процедур и судебных процессов предполагает их обеспеченность – в той или иной степени – правовыми санкциями.

Вместе с тем между юридическое процедурой и судебным процессом есть принципиальные различия. Судопроизводство – ϶ᴛᴏ установленный законом порядок деятельности суда и участников процесса, правовая форма судебной юрисдикции по применению санкций соответствующих юридических норм для защиты и охраны субъективных прав граждан и организаций, а также для раскрытия преступления, изобличения и наказания виновных либо осуществления конституционного контроля за нормативными актами и правоприменительной практикой. Через судопроизводства процессуальными средствами осуществляется судебная власть.

Согласно статье 117 Конституции РФ, в России в настоящее время признаны следующие судебные процессы: гражданский, арбитражный, уголовный, административный и конституционный.

Процедуры применяются во внесудебных неюрисдикционных производствах: в законотворчестве, выборах депутатов, назначении на должность граждан, образовании новых юридических лиц, осуществлении прав и добровольном выполнении обязанностей. В большинстве случаев для этого достаточно реализации только диспозиций, но не санкций соответствующих норм права. Процедурные правила в первую очередь обращены к органам и учреждениям представительной и исполнительной власти.

При всем разнообразии юридических процедур они всегда – составная часть гражданского, семейного, трудового, жилищного и другого права. Стоит отметить - они закреплены материально-правовыми нормами в отличие от судебных процессов, каждому из которых должна соответствовать процессуальная отрасль права. Нормативные акты процедурного, характера обязательны в российском законодательстве – без них невозможно нормальное функционирование как отдельных правовых институтов, отраслей права, так и всего права России.

 


 

Билет №25

1. Сущностная характеристика государства. Основные изменения в современном понимании сущности гос-ва.

Сущность – главное, определяющее, устойчивое и закономерное в данном явлении.

Марксизм обосновал, что политическая власть является одновременно и важнейшим признаком государства, и основным содержанием его сущности. Гос-во по своей сущности есть организация политической власти общества. Марксистское понимание общества нуждается в переосмыслении и уточнении. Ошибочна трактовка гос-ва исключительно с классовых позиций: политическая власть – насилие одного класса для подавления другого.

Такой подход искажает представление о гос-ве, упрощает и односторонне понимает его сущность и социальное назначение. В данном понимании идет ориентир на приоритет принудительной, насильственной стороны данного явления.

Другое понимание сущности государства – общечеловеческое, предназначение гос-ва в таком понимании состоит в том, чтобы быть инструментом социального компромисса, смягчения и преодоления противоречий, поиска согласия и сотрудничества различных слоев населения. Согласно этому гос-во как единственный официальный представитель должно обеспечить выполнение и общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфических классовых задач.

Соотношение общечеловеческого и классового в разные эпохи не одинаково, это не застывшее состояние, а динамично отражающее реалии социально-экономического и политико-гос развития, достигнутый ур-нь прогресса и демократии.

Раскрывая соотношение общесоциальных и классовых начал гос-ва в современных условиях, трудно не заметить, приоритет общечеловеческих ценностей. Такая гуманистическая тенденция наглядно проявляется в развитых гос-ах Америки и Европы и современном Российском гос-ве.

Гос-во, представляющее собой преимущественно орудие социального компромисса, соответсвует уровню развития демократии, характеризующемуся идеологическим плюрализмом, гласностью, многопартийностью, свободными выборами, разделением властей, верховенством закона, охраной прав и свобод личности, наличием высокоавторитетного и независимого суда.

Демократическое, цивилизованное гос-во, пределы власти которого, полномочия, функционирование строго основываются на праве, высшее назначение которого – признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, является правовым. Сейчас это наиболее высокая ступень во всей многовековой истории развития гос-ва.

Но Россия не до конца правовое гос-во, правовое гос-во рассматривается как цель несмотря на то, что в ст. 15 К РФ закреплено, что РФ – демократическое, федеративное, правовое гос-во…».

 

2. Правотворчество: сущность, содержание, принципы.

Правотворчество – это деятельность компетентных государственных органов, направленная на создание, изменение или отмену правовых норм путем принятия нормативных правовых актов.

Правотворчество - это деятельность прежде всего государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм.

Субъектами правотворчества выступают государственные органы, негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы и т.п.), наделенные соответствующими полномочиями, а также граждане при принятии законов на референдумах.

Правотворчество является составной частью более широкого процесса - правообразования, под которым понимается естественноисторический процесс формирования права, в ходе которого происходит анализ и оценка сложившейся правовой действительности, выработка взглядов и концепций о будущем правового регулирования, а также разработка и принятие нормативных предписаний. Правотворчество выступает как завершающий этап правообразования.

Сущность правотворчества состоит в возведении государственной воли в нормы права, т.е. в форму юридических предписаний, имеющих общеобязательный характер.

Правотворческая деятельность осуществляется в рамках установленных процессуальных норм (процедур), содержащихся в Конституции, регламентах, уставах и т.п. Правотворчество заключается в принятии новых норм права, отмене либо совершенствовании старых путем внесения изменений и дополнений.

Правотворчество характеризуется тем, что:

· оно представляет собой активную, творческую, государственную деятельность;

· основная продукция его - юридические нормы, воплощающиеся главным образом в нормативных актах (кроме этого, в нормативных договорах, правовых обычаях, юридических прецедентах);

· это важнейшее средство управления обществом, здесь формируется стратегия его развития, принимаются существенные правила поведения;

· уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативных актов - это показатель цивилизованности и демократии общества.

Правотворчеству присущи следующие принципы:

· научность (ибо в процессе подготовки нормативных актов важно изучать социально-экономическую, политическую и иные ситуации, объективные потребности развития общества и т.п.);

· профессионализм (заниматься подобной деятельностью должны компетентные, подготовленные люди - юристы, управленцы, экономисты и др.);

· законность (данная деятельность должна осуществляться в рамках и на основе Конституции, иных законов и подзаконных актов);

· демократизм (характеризует степень участия граждан в этом процессе, уровень развития процедурных норм и институтов в обществе);

· гласность (означает открытость, "прозрачность" правотворческого процесса для широкой общественности, нормальную циркуляцию информации).

· оперативность (предполагает своевременность издания нормативных актов).

Так же выделяют:

Народный характер правотворчества. Реализация этого принципа заключается в том, что главный правотворческий представительный орган состоит из депутатов, избранных народом, и призванных представлять интересы своих избирателей. Кроме того, в демократическом государстве все субъекты правотворческой деятельности обязаны выражать интересы граждан.

Принцип справедливости. Этот принцип относится, прежде всего, к содержанию нормативных актов.

Следовательно, принципы правотворчества - это основополагающие идеи, руководящие начала, исходные положения деятельности, связанной с принятием, отменой или с заменой юридических норм, это ориентир для органов, творящих право.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.