Право – естественная форма экономических отношений. Экономические отношения могут стабильно функционировать, если они закреплены в правовой форме. Единой юридической основной всех отношений экономического цикла является право собственности. Обмен трудовой деятельностью, результатами труда осуществляется на основе частного права между равноправными собственниками. Право есть способ саморегулирования экономики. В условиях экономики все собственники должны быть юридически свободны, чтобы самостоятельно решать, что производить, в каком объеме и количестве, по какой цене продавать. Юридическая свобода – необходимое условие для выявления экономической необходимости. Она дает возможности производителю слышать сигналы рынка и учитывать их.
Существуют 2 мнения об их соотношении. Согласно первому подходу среди этих понятий нет главного. Основным фактором развития общественных отношений выступают интересы людей. В некоторых случаях они реализуются сначала в праве, а затем в экономике (например, в эпоху буржуазных революций сначала принимались закона, а на их базе строились новые экономические отношения). Иногда интересы людей реализуются сначала в производственных отношениях, а затем закрепляются в праве. Политика же выступает посредником между данными явлениями. Согласно второму подходу экономика определяет политику и право, экономика является базисом, а политика и право - надстройкой. Политика здесь также выступает в виде посредника между экономикой и правом.
Роль права в политической сфере жизни общества:
· Право служит одним из средств связи между обществом и его политической системой (в законах, принимаемых законодательными органами, выражаются интересы большинства людей, различных слоев и классов);
· Право аккумулирует волю общества, всех его политических сил;
· Право делает политическую систему более стабильной;
· Право устанавливает правовые формы организации, функционирования и смены государственной власти, способы и методы политической борьбы;
· Легализует в правовых актах (конституции, законах) субъектов политической организации – государство, политические партии, движения;
· Посредством публичного права закрепляются политический строй общества, механизм функционирования политической системы;
· Право обеспечивает, гарантирует политические свободы человека, их реализацию.
Юридический процесс – это урегулированный процессуальными нормами порядок деятельности компетентных государственных органов, состоящий в подготовке, принятии и документальном закреплении юридических решений общего или индивидуального характера.
Особенности юридического процесса заключаются в следующем:
· во-первых, это властная деятельность компетентных органов и должностных лиц;
· во-вторых, это деятельность, осуществление которой урегулировано процессуальными нормами;
· в-третьих, это деятельность, направленная на принятие юридических решений общего (нормативные акты) или индивидуального (акты применения права) характера.
Юридический процесс - это сложная, длящаяся во времени деятельность,состоящая из процессуальных стадий, которые имеют строго определеннуюпоследовательность. По содержанию он представляет собой цепьвзаимосвязанных процессуальных действий и процессуальных решений,фиксируемых в соответствующих документах.
По характеру принимаемых решений юридический процесс может быть правотворческим и правоприменителъным. Результат правотворческого процесса - нормативные правовые акты. Процедуры принятия нормативных актов и степень урегулированности этих процедур процессуальными нормами существенно различаются в зависимости от органа правотворчества: парламент, Президент, министр, областная дума, губернатор области, руководитель предприятия и т. д. Особую значимость имеет законодательный процесс, а потому со стадии законодательной инициативы и до вступления закона в силу он регулируется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, регламентами Государственной Думы и Совета Федерации. Результат правоприменительного процесса - принятие индивидуального юридического решения по рассматриваемому делу или вопросу.
В литературе предлагается выделить еще одну разновидность юридического процесса - праворазъяснительный
По отраслевому признаку выделяются: гражданский, арбитражный, уголовный и административный процесс.
Юридический процесс — это всегда определенная совокупность последовательно совершаемых действий и постановляемых актов. И эта совокупность может быть в известных случаях значительной, включать многие действия различного характера. Например, расследование уголовного дела, правотворчество и др.
В этой связи представляется целесообразным подразделение юридического процесса на этапы, вычленение в нем стадий. Так, в законотворческом процессе выделяются 4 стадии: законодательная инициатива, обсуждение законопроекта, принятие закона, опубликование закона.
В судопроизводстве, как уголовном, так и гражданском, принято выделять больше стадий. Так, в теории гражданского процесса процессуальная стадия определяется как совокупность последовательно совершаемых процессуальных действий, объединенных ближайшей целью. Традиционно выделяются семь стадий:
1) возбуждение судопроизводства;
2) подготовка дела к судебному разбирательству;
3) судебное разбирательство;
4) пересмотр дела в суде кассационной инстанции;
5) пересмотр дела в судах надзорной инстанции;
6) пересмотр дела по вновь открывшимся обстоятельствам;
7) принудительное исполнение судебного решения.
Юридический процесс содержит в себе как различные правовые процедуры, так и судебные процессы (судопроизводства). Данные правовые конструкции имеют немало общего. Как судебный процесс, так и любая правовая процедура представляет собой нормативно установленный порядок осуществления юридической деятельности, т.е. определенную юридическую форму. Но при ϶ᴛᴏм процессуальные формы (уголовно-процессуальная, гражданско-процессуальная и др.) регламентируют действия в судопроизводствах, устанавливая порядок отправления правосудия по гражданским, административным, уголовным делам. Процедурный режим в разных органах может быть существенно различным (ср.: процедуру принятия закона Государственной Думой и порядок прохождения гражданами врачебно-трудовой экспертной комиссии, порядок заключения брака и привлечения к административной ответственности шофера, управляющего автомашиной в нетрезвом состоянии). Нормативный режим юридических процедур и судебных процессов предполагает их обеспеченность – в той или иной степени – правовыми санкциями.
Вместе с тем между юридическое процедурой и судебным процессом есть принципиальные различия. Судопроизводство – ϶ᴛᴏ установленный законом порядок деятельности суда и участников процесса, правовая форма судебной юрисдикции по применению санкций соответствующих юридических норм для защиты и охраны субъективных прав граждан и организаций, а также для раскрытия преступления, изобличения и наказания виновных либо осуществления конституционного контроля за нормативными актами и правоприменительной практикой. Через судопроизводства процессуальными средствами осуществляется судебная власть.
Согласно статье 117 Конституции РФ, в России в настоящее время признаны следующие судебные процессы: гражданский, арбитражный, уголовный, административный и конституционный.
Процедуры применяются во внесудебных неюрисдикционных производствах: в законотворчестве, выборах депутатов, назначении на должность граждан, образовании новых юридических лиц, осуществлении прав и добровольном выполнении обязанностей. В большинстве случаев для этого достаточно реализации только диспозиций, но не санкций соответствующих норм права. Процедурные правила в первую очередь обращены к органам и учреждениям представительной и исполнительной власти.
При всем разнообразии юридических процедур они всегда – составная часть гражданского, семейного, трудового, жилищного и другого права. Стоит отметить - они закреплены материально-правовыми нормами в отличие от судебных процессов, каждому из которых должна соответствовать процессуальная отрасль права. Нормативные акты процедурного, характера обязательны в российском законодательстве – без них невозможно нормальное функционирование как отдельных правовых институтов, отраслей права, так и всего права России.
Билет №25
1. Сущностная характеристика государства. Основные изменения в современном понимании сущности гос-ва.
Сущность – главное, определяющее, устойчивое и закономерное в данном явлении.
Марксизм обосновал, что политическая власть является одновременно и важнейшим признаком государства, и основным содержанием его сущности. Гос-во по своей сущности есть организация политической власти общества. Марксистское понимание общества нуждается в переосмыслении и уточнении. Ошибочна трактовка гос-ва исключительно с классовых позиций: политическая власть – насилие одного класса для подавления другого.
Такой подход искажает представление о гос-ве, упрощает и односторонне понимает его сущность и социальное назначение. В данном понимании идет ориентир на приоритет принудительной, насильственной стороны данного явления.
Другое понимание сущности государства – общечеловеческое, предназначение гос-ва в таком понимании состоит в том, чтобы быть инструментом социального компромисса, смягчения и преодоления противоречий, поиска согласия и сотрудничества различных слоев населения. Согласно этому гос-во как единственный официальный представитель должно обеспечить выполнение и общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфических классовых задач.
Соотношение общечеловеческого и классового в разные эпохи не одинаково, это не застывшее состояние, а динамично отражающее реалии социально-экономического и политико-гос развития, достигнутый ур-нь прогресса и демократии.
Раскрывая соотношение общесоциальных и классовых начал гос-ва в современных условиях, трудно не заметить, приоритет общечеловеческих ценностей. Такая гуманистическая тенденция наглядно проявляется в развитых гос-ах Америки и Европы и современном Российском гос-ве.
Гос-во, представляющее собой преимущественно орудие социального компромисса, соответсвует уровню развития демократии, характеризующемуся идеологическим плюрализмом, гласностью, многопартийностью, свободными выборами, разделением властей, верховенством закона, охраной прав и свобод личности, наличием высокоавторитетного и независимого суда.
Демократическое, цивилизованное гос-во, пределы власти которого, полномочия, функционирование строго основываются на праве, высшее назначение которого – признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, является правовым. Сейчас это наиболее высокая ступень во всей многовековой истории развития гос-ва.
Но Россия не до конца правовое гос-во, правовое гос-во рассматривается как цель несмотря на то, что в ст. 15 К РФ закреплено, что РФ – демократическое, федеративное, правовое гос-во…».
Правотворчество – это деятельность компетентных государственных органов, направленная на создание, изменение или отмену правовых норм путем принятия нормативных правовых актов.
Правотворчество - это деятельность прежде всего государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм.
Субъектами правотворчества выступают государственные органы, негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы и т.п.), наделенные соответствующими полномочиями, а также граждане при принятии законов на референдумах.
Правотворчество является составной частью более широкого процесса - правообразования, под которым понимается естественноисторический процесс формирования права, в ходе которого происходит анализ и оценка сложившейся правовой действительности, выработка взглядов и концепций о будущем правового регулирования, а также разработка и принятие нормативных предписаний. Правотворчество выступает как завершающий этап правообразования.
Сущность правотворчества состоит в возведении государственной воли в нормы права, т.е. в форму юридических предписаний, имеющих общеобязательный характер.
Правотворческая деятельность осуществляется в рамках установленных процессуальных норм (процедур), содержащихся в Конституции, регламентах, уставах и т.п. Правотворчество заключается в принятии новых норм права, отмене либо совершенствовании старых путем внесения изменений и дополнений.
Правотворчество характеризуется тем, что:
· оно представляет собой активную, творческую, государственную деятельность;
· основная продукция его - юридические нормы, воплощающиеся главным образом в нормативных актах (кроме этого, в нормативных договорах, правовых обычаях, юридических прецедентах);
· это важнейшее средство управления обществом, здесь формируется стратегия его развития, принимаются существенные правила поведения;
· уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативных актов - это показатель цивилизованности и демократии общества.
Правотворчеству присущи следующие принципы:
· научность (ибо в процессе подготовки нормативных актов важно изучать социально-экономическую, политическую и иные ситуации, объективные потребности развития общества и т.п.);
· профессионализм (заниматься подобной деятельностью должны компетентные, подготовленные люди - юристы, управленцы, экономисты и др.);
· законность (данная деятельность должна осуществляться в рамках и на основе Конституции, иных законов и подзаконных актов);
· демократизм (характеризует степень участия граждан в этом процессе, уровень развития процедурных норм и институтов в обществе);
· гласность (означает открытость, "прозрачность" правотворческого процесса для широкой общественности, нормальную циркуляцию информации).
· оперативность (предполагает своевременность издания нормативных актов).
Так же выделяют:
Народный характер правотворчества. Реализация этого принципа заключается в том, что главный правотворческий представительный орган состоит из депутатов, избранных народом, и призванных представлять интересы своих избирателей. Кроме того, в демократическом государстве все субъекты правотворческой деятельности обязаны выражать интересы граждан.
Принцип справедливости. Этот принцип относится, прежде всего, к содержанию нормативных актов.
Следовательно, принципы правотворчества - это основополагающие идеи, руководящие начала, исходные положения деятельности, связанной с принятием, отменой или с заменой юридических норм, это ориентир для органов, творящих право.