Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Государство и политические партии. Проблемы становления многопартийной системы в современной России



Политическая партия- один из видов общественных объединений граждан, создаваемый на добровольных началах для участия в политической жизни общества (участие в выборах, представление интересов в органах гос власти, ОМСУ) посредством формирования и выражения политической воли граждан.

Назначение политической партии: - осуществляет ф-ии представительства интересов различных социальных групп, общностей на уровне всей социальной целостности; - осуществляет активную работу по интеграции социальной группы, входящей в сферу политических отношений; - снятие ее внутренних противоречий. Партии имеют свою программу, систему целей, которые они активно пропагандируют и защищают, организационную структуру, накладывают на своих членов определенные обязанности и формируют нормы поведения. Поэтому они служат мощным фактором повышения уровня организованности политической жизни. Истинной целью в деятельности политических партий в конечном счете является завоевание политической власти. В чем связь партий и гос-ва: 1. Зак-ва государств запрещают партиям использовать наименовании, оскорбляющие расовые, национальные и религиозные чувства, нарушающие общепризнанные нормы морали. Символика должна быть индивидуализированной и не совпадать с символикой других государственных и негосударственных структур.2 деятельность партий должна носить законный характер и не нарушать права и свободы граждан. Таким образом, любое гос-во при помощи права в той или иной степени пытается регулировать процессы образования и функционирования политических партий. В связи с усложнением форм и методов деятельности партий в политической жизни, с возрастанием их роли в обществе все заметнее становится тенденция более детальной юридической регламентации их деятельности.

Становление многопартийной системы. С распадом СССР начался активный процесс демократизации во всех сферах общественной жизни. Начали создаваться многочисленные общественные объединения, в том числе и политические партии. Как правило, многопартийные выборы в национальные парламенты характерны для государств с нестабильной социально-политической обстановкой (напрмер, Колумбия – более 55 партий, Индия – 44, Украина – 38, Болгария – 34, Эфиопия – 33..). Участие в таких выборах становится весьма сложной задачей по определению своего политического выбора для электоральной части населения.

В ч.3 ст. 15 К РФ указано, что в РФ признается политическое многообразие, многопартийность. Из этого следует стремление к созданию таких политических партий, которые представляли бы различные социальные группы и позволяли бы говорить о демократичности политической системы в целом. К сожалению, ни одна из действующих политических партий не выражает интересы различных слоев населения.Многопартийность необходима прежде всего для государства. При многопартийности формируется механизм конкуренции, соперничества между партиями, а через них и между классами, социальными слоями. Механизм конкуренции, действующий в цивилизованных формах, в рамках закона, решает ряд задач, крайне важных для политической системы и всего общества, способствует выдвижению альтернативных вариантов социального прогресса, дальнейшей демократизации общественной жизни, расширяет массив активных участников политической системы. Если партийная система неэффективна, то возникновение и углубление противоречий между обществом и государством неизбежно, а это, в свою очередь, способно поставить под угрозу само существование государственных институтов, по крайней мере в том виде, в котором оно сейчас существует.

В современной же России, исходя из ее недавнего советского прошлого, ценность многопартийности бесспорна. Развитие и укрепление конституционных основ организации и деятельности различных политических партий в нашей стране должны служить прежде всего препятствием установлению господства власти одной партии или одного лица с превознесением своей собственной идеологии в ранг государственно-обязательной, безальтернативной. При этом государство, реформируя и совершенствуя правовой статус партий, должно иметь в виду, что многопартийность отнюдь не сводится к наличию нескольких зарегистрированных политических партий. Это должна быть слаженная, функционирующая система, в которой политические партии находятся в равных правовых условиях, честно конкурируют за влияние на основные группы и слои общества, система, в которой обеспечивается принцип ротации партий у власти в зависимости от ясно выраженной воли избирателей. В качестве основного недостатка нашей партийной системы следует выделить наличие партии - политического доминанта, при отсутствии серьезной и системной оппозиции. Влияние политических партий на деятельность Государственной Думы особенно ярко проявляется в процессе принятия законов и других документов. Имея парламентское большинство, партия "Единая Россия" может не только обеспечить принятие нужных ей законов, но и оказывать влияние на организацию работы всей палаты.

Многопартийность является характеристикой не государства и не государственного устройства, а гражданского общества, которое сегодня в нашей стране еще далеко не сформировано. При этом основой политической системы общества является государство, а не партии. Только государство обладает правом принимать законы и требовать их соблюдения на своей территории, государственная власть едина, а государственные функции выполняют формально независимые друг от друга органы, которые, несмотря на разделение властей, способны занимать единую политическую позицию. Такими признаками не обладают политические партии.

Суть проблемы заключается еще и в том, что п. 1 ст. 10 Федерального закона "О политических партиях" устанавливает запрет на вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность политических партий, равно как и вмешательство политических партий в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц. Как можно оценить эффективность этого запрета в условиях, когда подавляющее число руководителей субъектов Российской Федерации являются членами партии "Единая Россия", которая весьма весомо представлена также и в Правительстве РФ? При этом факт совмещения полномочий Председателя Правительства и Председателя партии "Единая Россия" вызывает вполне понятные затруднения в ответе на вопрос о том, в качестве кого он взаимодействует с государственными и негосударственными органами и организациями, общественными объединениями, физическими и юридическими лицами, средствами массовой информации при исполнении своих должностных обязанностей. Многие члены партии "Единая Россия" входят в состав Правительства РФ.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.