Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Странствия евреев по пустыне



Странствуя по пустыне вслед за Духом Божиим, воп­лотившемся в огненном столпе (колонне), израильтяне, спустя семь недель после Исхода подошли к горе Синай. У подошвы этой горы (отождествляемой большинством исследователей с горой Сас-Сафсафех, а другими с Сербалом) при грозных явлениях природы заключён был окончательный Завет (договор), между Богом и евреями как избранным народом, предназначенным отныне быть носителем истинной религии и нравственности. Основу Завета составили знаменитые Десять заповедей (Десятис­ловие или Декалог), высеченные Моисеем на двух Скрижалях Завета после сорокадневного уединения на горе Синай. Эти заповеди содержат основные начала данной Богом религии и нравственности. Там же произо­шла религиозная и общественная организация народа: была сооружена Скиния (походный Храм), по воле Всевышнего колено Левия (левиты) было выделено для её обслуживания, а из самого колена были выделены коэны — потомки Аарона, брата Моисея, призванные осуществ­лять само священнослужение.

После годичной стоянки у священной горы народ, насчитывавший более 600 000 человек, способных носить оружие (что для всего народа составит более 2 000 000 человек), отправился в дальнейший путь к Земле Обето­ванной, то есть к Ханаану.

Несмотря на то, что цель странствий — земля Ха­наан, была установлена ещё при выходе из Египта, народ проводит в пути 40 лет в наказание за то, что, евреи усомнились в своей способности (а значит и в силе опекающего их Бога) захватить обетованную (обещан­ную) землю. Путь израильтян по пустыне сопровождался как трудностями и бедствиями, так и божественными чудесами: дарованием манны небесной, появлением воды из скалы и многими другими. Движение было медлен­ным, лишь через 40 лет странствования уже новое поколение подошло к границам Ханаана к северу от Мёртвого моря, где сделало последнюю остановку на берегу Иордана. Там с вершины горы Нево Моисей окидывает взглядом будущее место жительства еврейс­кого народа и, сделав нужные распоряжения и назначив своим преемником опытного воина Иисуса Навина, умирает, так и не вступив в Ханаан.

Библейский сюжет не ограничивается, однако, только описанием событийной истории. Он изобилует как Божественными наставлениями, так и часто тщательным описанием их исполнения. Способы принесения жертв, формы божественной службы приводятся в книгах Второзаконие и Левит в тесной связи с моральными нормами и эстетическими воззрениями, которые форми­руют основной корпус заповедей.

Хронология Исхода

Традиционная религиозная точка зрения опирается на «430 лет», которое евреи, согласно Исх.12:40, провели в Египте с момента прихода туда патриарха Иакова, а с другой стороны, согласно 3Цар.6:1, это событие случи­лось за 480 лет до закладки Храма Соломона в Иеруса­лиме. Общепринято относить начало строительство этого Храма к 960-970 гг. до н. э., что даёт около 1445 г. до н. э. как дату исторического Исхода. Эта дата, однако, являе­тся противоречивой внутри самого религиозного летоис­чиления, поскольку воцарению Соломона предшество­вала как эпоха Судей, так и царствование его отца — царя Давида. Даже только эти два периода в совокупности лет превосходят упомянутые 480, даже не принимая в расчёт ни годы странствий евреев по пустыне (40 лет), ни время правления самого царя Соломона.

С другой стороны, используя как позднюю, так и раннюю датировку Древнеегипетской хронологии, 1445 г. до н. э. приходится на время правления Тутмоса III, который, согласно археологическим данным, был извес­тен своими завоевательными походами в Ханаан, что не могло принести ему столь быстрого владычества над огромным количеством евреев-рабов.

И наконец, указанная дата не удовлетворяет резуль­татам археологических раскопок, относящихся к периоду завоевания евреями Ханаана: раскопки в Хацоре показали смену материальной культуры его жителей от кнаанейс­кой на культуру древних евреев относяшуюся к 1250-1150 гг. до н. э.; в Лахише подобный же переход датируе­тся 1150 г. до н. э.; в Мегиддо — ок. 1145 г. до н. э.;

Помимо религиозной историографии, высказывалась теория, которая относила дату Исхода ко времени изгна­ния гиксосов из Египта. К таким выводам приходили как древние историки (Манефон, Иосиф Флавий), так и некоторые современные исследователи-египтологи. Следуя этой теории, время прибытия патриарха Иакова в Египет приходится на период правления гиксосов, приблизительно на 1730 г. до н. э. и, отнимая от этой даты 400 лет египетского плена, мы получаем ок. 1350 г. до н. э. приблизительным годом Исхода из Египта. Трудно, однако, допустить, что изгнанные из Египта гиксосы и послужили прообразом упоминаемых в Библии евреев уже хотя бы потому, что первые правили Египтом, как минимум, на протяжении двух столетий, тогда как евреи покидали Египет в статусе только что отпущенных рабов.

Те исследователи, которые всё же представляют Ис­ход реальным историческим фактом, относят его ко времени правления Рамзеса II, то есть к периоду между 1279 и 1212 гг. до н. э. (или между 1290 и 1224 гг. до н. э. по другой версии древнеегипетской хронологии). Несмо­тря на то, что эта датировка мало согласуется с религиоз­ной, многие[источник не указан 36 дней] исследователи утверждают, что для такого значительного события просто не остаётся другого приемлемого периода в известной нам историографии.

Альтернативные версии

Существует значительное число альтернативных тео­рий хронологии Исхода, в разной степени согласующихся как с религиозной, так и с современной археологической точкой зрения.

Вулканическая теория

Одним из возможных объяснений событий, изложен­ных в Библии, некоторые считают извержение вулкана на острове Санторини и последовавшее за ним цунами, достигшего дельты Нила приблизительно в 1600 г. до н. э. С цунами связываются необычные явления природы во время десяти казней египетских и рассечение вод Черм­ного моря во время перехода через него сынов Изра­иля.[1][2][3]

Дарование Торы на горе Синай тоже рассматривается некоторыми авторами как проявление извержения вулкана, предполагаемым местом такого извержения часто называется гора Алаль Бадр на территории совре­менной Саудовской Аравии. В той местности жило и племя исповедующее веру в Йеве (Яхве).

«Неопалимая купина» по экспериментам учёных[4] может являться кустом акации аравийской, растущей на склонах вулканических кратеров. Эксперименты пока­зали, что в пламени газовой горелки при температуре выше тысячи градусов горение ветвей куста невидимо. Куст медленно обугливается, «горит, но не сгорает», как описано в Библии. Куст мог расти возле невидимого источника горючих вулканических газов, и неожиданно вспыхнуть, произведя впечатление на пророка Моисея. Ни Египет, ни Синайский п-ов не являются вулканичес­кими зонами, ближайшие вулканы только в Саудовской Аравии, конкретно вулкан Алаль Бадр.

В Библии (Втор.1:2) говорится о 11 днях пути от Ка­дес-Варни (место на востоке Синайского п-ова) до Хорива (горы Синай), что примерно равно 660 км — расстоянию до Алаль Бадр, наиболее мощного вулкана, извержение которого могло быть видно издалека.

Библия фактически прямо говорит (если признать, что гора Синай — это вулкан) о вулканическом изверже­нии, видимом как столб дыма днём, а ночью как огненное зарево; и о путешествии Моисея и евреев к горе Господа (откуда «огненный град» пал с неба на Египет), которая дрожала под ногами, пламенела и была в клубах облач­ных:

«И Господь произвёл гром и град, и огонь разливался по земле; и послал Господь град на землю Египетскую; и был град и огонь между градом, [град] весьма сильный, какого не было во всей земле Египетской со времени населения её. И побил град по всей земле Египетской всё, что было в поле, от человека до скота, и всю траву полевую побил град, и все деревья в поле поломал» (Исх.9:23-25)

«Господь же шёл пред ними днём в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью. Не отлучался столп облачный днем и столп огненный ночью от лица народа» (Исх.13:21-22, Втор.1:33)

«Гора же Синай вся дымилась от того, что Господь сошёл на неё в огне; и восходил от неё дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась» (Исх.19:18)

«И взошёл Моисей на гору, и покрыло облако гору, и слава Господня осенила гору Синай; и покрывало её облако шесть дней» (Исх.24:15-16)

Гипотеза Дрюса и Хана

Сотрудники Колорадского университета Карл Дрюс и Вейкинг Хан предположили, что сильный ветер мог временно разделить на две части озеро Манзала (вероят­ное «Чермное море» Библии, часто принимаемое в поздних переводах Библии за Красное море). Анализ археологических данных, снимков, сделанных спутником, и географических карт позволил Дрюсу и его коллегам с большой точностью вычислить, какой была глубина этого водоема 3 000 лет назад. Восточный ветер, в течение 12-ти часов дующий со скоростью 100 км/час, вероятно, мог отогнать одну часть озера к западному берегу, отодвинув другую часть вод на юг, к Нилу. Такое разделение вод позволило бы перейти озеро по широкому «проходу» (3-4 км в длину и 5 км в ширину) с илистыми берегами, образовавшемуся на его дне. «Проход» мог продержаться около четырех часов, затем воды сомкнулись снова. По мнению исследователей, в Книге Исхода, содержащей описание этого события («И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды»), речь идет не о Красном море, а о «море камышей». Ученые полагают, что местом действия стала дельта Нила.

К подобным выводам в исследованиях приходили ранее и другие учёные.

Другая группа учёных[9] в исследованиях смодели­ровала и показала в эксперименте на местности, что «разхождение вод» могло случится из-за сильного ветра на месте современного пляжа на севере Красного моря, где в эпоху Моисея уровень воды был на 180 метров выше. Одновременно с этим учёные научно обосновали и связали в логичную последовательность «10 Казней египетских».

Связь с атонизмом

В 1939 году в своей работе «Моисей и монотеизм» Зигмунд Фрейд связал учение Моисея с религией, принятой в Египте во время правления фараона Эхнатона. Эта религия имела черты монотеизма. Она основывалась на поклонении только одному божеству из древнеегипет­ского пантеона — богу Атону. Далее Фрейд предпола­гает, что после провала этой религии в Египте один из учеников Эхнатона предпринял попытку объединить под её эгидой другой народ, совершив вместе с ним побег из Египта. Это относит дату Исхода сразу за датой кончины Эхнатона, то есть после 1358 г. до н. э. Идея Фрейда нашла поддержу у Джозефа Кэмпбелла, а современный египтолог Ахмет Осман даже предположил, что Моисей и Эхнатон — одно и то же лицо.

Всё же большинство современных египтологов не соглашаются отнести период Моисея к периоду, последо­вавшему за отменой религиозных реформ Эхнатона.

Скрижа́ли Заве́та

Скрижа́ли Заве́та или Скрижали свидетельства (от ивр. לוּחוֹת הַבְּרִית‎, лухот а-брит) — две каменные плиты, на которых были начертаны Десять заповедей.Содержание [убрать]

Заключение Завета

Согласно Пятикнижию[1], Скрижали Завета были даны Моисею Богом на горе Синай. Десять заповедей («…наставление и заповедь, которые Я написал») были высечены на плитах «с обеих сторон, с той и с другой было на них написано. И скрижали эти было дело Божье, а письмена — письмена Божьи» (Исх.32:15-16). Эти скрижали Моисей разбил, увидев поклонение народа золотому тельцу (Исх.32:19). Впоследствии Моисей по Божьему велению высек из камня новые скрижали и поднялся с ними на гору второй раз (Исх.34:1-4). На этих скрижалях Бог во второй раз написал те же Десять заповедей (Втор.10:1-5). Скрижали Завета именуются также «скрижалями свидетельства» (Исх.34:29), так как они свидетельствуют о Завете, заключенном Богом с народом Израиля.

Заключение Завета с еврейским народом происхо­дило в три этапа.

Моисей поднялся на гору Синай, и Бог объявил ему первые Десять заповедей. Весь народ видел громы и пламя, и звук трубы, и гору дымящуюся; и увидев то, народ отступил и стал вдали. И сказали Моисею: говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, чтобы нам не умереть. И сказал Моисей народу: не бойтесь; Бог пришёл, чтобы испытать вас и чтобы страх Его был перед вашим лицом, чтобы вы не грешили. И народ стоял вдали, а Моисей вступил во мрак, где Бог.(Исх.20:18-21)

Затем Моисей вторично восходит на гору, где полу­чает ещё много указаний, в частности, детальное описа­ние как и из чего надлежит сделать Ковчег Завета, в котором потом надлежит хранить скрижали. И Господь сказал Моисею: взойди ко Мне на гору и будь там; и дам тебе каменные скрижали, и закон и заповеди, которые Я написал для их научения. И Моисей встал с Иисусом, своим служителем, и Моисей пошёл на гору Божью, а старейшинам сказал: оставайтесь здесь, пока мы не возвратимся к вам; вот Аарон и Ор с вами; кто будет иметь дело, пусть приходит к ним. И Моисей взошёл на гору, и облако покрыло гору, и слава Господня осенила гору Синай; и облако покрывало её шесть дней, а в седьмой день Господь воззвал к Моисею из среды облака. Вид же славы Господней на вершине горы был перед глазами народа Израиля, как поедающий огонь. Моисей вступил в середину облака и взошёл на гору; и Моисей был на горе сорок дней и сорок ночей (Исх.24:12-18)

И далее:«И когда Бог перестал говорить с Моисеем на горе Синай, дал ему две скрижали откровения, камен­ные скрижали, на которых было написано рукой Божьей.» (Исх.31:18)

Спустившись с горы, он застал народ за поклонением золотому тельцу, и разбил скрижали. Левиты встали на сторону Моисея и убили всех, кто пропагандировал идею с тельцом.

После этих происшествий Господь вновь обратился к Моисею: В то время сказал мне Господь: вытеши себе две скрижали каменные, подобные первым, и взойди ко Мне на гору, и сделай себе деревянный ковчег; и Я напишу на скрижалях те слова, которые были на прежних скрижа­лях, которые ты разбил; и положи их в ковчег. И сделал я ковчег из дерева ситтим, и вытесал две каменные скри­жали, как прежние, и пошел на гору; и две сии скрижали [были] в руках моих. И написал Он на скрижалях, как написано было прежде, те десять слов, которые изрек вам Господь на горе из среды огня в день собрания, и отдал их Господь мне. И обратился я, и сошел с горы, и поло­жил скрижали в ковчег, который я сделал, чтоб они там были, как повелел мне Господь.(Втор.10:1-5)

Передача скрижалей — знаковый момент в истории народа. Считается, что с этого момента был заключен союз между Богом и еврейским народом. Это событие произошло 10 тишрея по еврейскому календарю. С тех пор этот день получил название День Искупления (Йом Кипур) — наиболее священный еврейский праздник.

История Скрижалей

Скрижали Завета хранились в Ковчеге Завета, кото­рый находился в Скинии. Впоследствии, Ковчег Завета был установлен Соломоном в построенном им Иерусали­мском храме[2]. По талмудической традиции, разбитые скрижали также хранились в Ковчеге[3], и сыны Израиля носили их с собой, идя на войну[4]. Царь Иосия (Иоши­яху), предвидя разрушение Храма, спрятал Ковчег со скрижалями, чтобы предотвратить их осквернение руками врагов[5].

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.