Публичная власть как признак раскрывает государство прежде всего как институциональную систему, совокупность институтов власти, государственный аппарат, государственные властные органы, правоохранительную систему, систему военных органов, карательные, репрессивные органы. Публичная власть включает в себя и специальный слой людей, т.е. государственных служащих, чиновников, которые на материально-финансовой основе осуществляют профессионально властную, управленческую, правотворческую, правосудную, военную, дипломатическую и иные виды деятельности.
Административно-территориальная организация населения как признак государства, прежде всего, раскрывает взаимосвязь таких понятий и реальностей, как власть, население (общество), территория. Данный признак показывает, что государство, каким бы оно ни было (большим или малым, сильным или слабым, развитым или слаборазвитым), всегда существует и функционирует в определенных территориально-пространственных и социальных (население, общество, нация, народ) границах. Поэтому нет мирового государства, мировой публичной власти (мирового правительства).
Суверенитет как признак государства означает верховенство и независимость государства, государственной власти внутри и вне общества, на территории, на которой возникло, существует и действует данное государство, и по отношению к другим иностранным государствам. Как политико-правовое явление суверенитет свойствен государству в целом, но не отдельным его институтам, должностным лицам, представителям, - например, монарху, президенту, правительству, главе правительства, парламенту, депутату парламента, судье.
За последние несколько сот лет сложились различные теории суверенитета - доктрины "государственного суверенитета", "суверенитета народа", "суверенитета нации", "ограниченного суверенитета", "абсолютного суверенитета" вплоть до современных авангардистских теоретических версий об утрате суверенитетом в условиях глобализационных процессов своего научного и политико-практического значения.
Как признак государства суверенитет фиксирует уникальное и единственно возможное место, которое занимает государство в обществе. Он есть непосредственное выражение самостоятельности (пусть и относительной) государства по отношению к обществу в целом, составляющим его социальным классам, группам, сословиям, нациям, этносам, политическим партиям, общественным организациям, отдельной личности.
2.Сущность государства.
Сущность государства - это государственная (политическая) власть. Государство по своей сущности является политическим властным суверенным институтом (организацией). К какому бы типу или какой исторической эпохи государству ни обратиться - мы всегда будем иметь дело с властной, властвующей организацией.
3. Факторы, определяющие природу и сущность гос-ва.
1)социальный фактор. Структура общества
2)Культурный фактор. Государство можно рассматривать и понимать как явление культуры в целом, а не только политической.
3)Моральный
4)Национальный
5)Религиозный
17.11
1)Место тгп в системе соц наук
Философия объясняет наиболее общие закономерности общественного бытия, в том числе и те, которые относятся к государству и праву. Понятийный аппарат философии является теоретико-методологическим ориентиром для всех общественных наук, включая теорию государства и права и иные юридические науки.
История, исследуя в хронологическом порядке этапы развития общества (виды изменяющихся общественно-экономических, типы цивилизаций), конкретные факты государственно-правовой жизни народов, не делает обобщающих выводов, не ищет в них, в отличие от теории государства и права, каких-либо общих закономерностей.
Социология, исследуя общество в целом, отдельные его институты, процессы, группы, не может оставить без внимания такие социальные институты как государство и право в силу глобального характера их воздействия на общественную жизнь. Но социология изучает государство и право лишь в их связях с элементами социума. Например, изучается социальная основа государства, социальность государства, социальная ценность права.
Политология предметно близка к государству и праву, поскольку государство - важнейший субъект политической системы общества, государство проводит определенную политику в жизнь путем правового регулирования общественных отношений. Но политическая власть (она не сводится к власти государственной), политические отношения, процессы, партии, лидеры могут, должны и изучаются как некая самостоятельная, самодостаточная данность. Это же можно сказать и о структурно-функциональных элементах экономики, социального управления. Государство и право самым тесным образом связано и с экономической жизнью общества, и с управлением обществом - тем не менее и экономическая наука, и наука социального управления имеют свой собственный предмет исследования.
2)Принципы исследования гос правовых явлений.
Основной смысл принципа всесторонности заключается в том, чтобы изучать государственно-правовые явления не сами по себе, а во взаимосвязи и взаимодействии с другими соотносящимися с ними явлениями.
Принцип историзма в исследовании государства и права означает рассмотрение существующих государственно-правовых явлений не только под углом зрения их настоящего, но и с позиций их прошлого и будущего.
Основной смысл принципа органического сочетания теории и практикив процессе познания государства и права заключается в том, что изучение различных сторон государства и права на теоретическом уровне и разработка их концепций не могут успешно вестись без накопления соответствующего материала и его первичной обработки на эмпирическом уровне, без обстоятельного анализа и последующего синтеза эмпирических знаний, без глубокого изучения и обобщения сложившихся между ними взаимоотношений.
Принцип комплексностизаключается в том, чтобы исследовать их не только с юридической точки зрения, но и с философской, социологической, полит экономической, политологической.