Легитимность - это уверенность подданных в том, что государь имеет право на власть, что установленный в государстве порядок непреложен как выражение высших ценностей, что он обеспечивает благо и спасение страны и людей. При наличии этой уверенности власть одновременно является авторитетом, и государство прочно стоит на силе и согласии. Утрата любой из этих опор - начало краха государства.
Февральская революция 1917 г. завершила долгий процесс разрушения легитимности государства Российской империи.
Уникальность русской революции 1917 г. в том, что с первых ее дней в стране стали формироваться два типа государственности - буржуазная республика и советская власть. Очевидец и историк того периода Д.Анин пишет: «Разумеется, во Временном правительстве, особенно в его первых составах, главенствовали либералы; но в руководстве Совета, без поддержки и санкции которого правительство было бессильно, решающую роль играли меньшевики».
Эти два типа власти были не просто различны по их идеологии, социальным и экономическим устремлениям. Они находились на двух разных и расходящихся ветвях цивилизации. То есть, их соединение, их «конвергенция» в ходе государственного строительства были невозможны. Разными были фундаментальные, во многом неосознаваемые идеи, на которых происходит становление государства - прежде всего, представления о мире и человеке. При этом выбор делался в два тура - на основании сравнительно мирного «соревнования» (февраль 1917 г. - октябрь 1917 г.), а затем в ходе военного столкновения (1918-1921 гг.). Кстати сказать, поначалу особых идеологических различий между двумя типами власти и не было видно. Временное правительство не скупилось на «социалистическую» риторику.
Имевшими большой авторитет в общественном мнении западниками был создан ряд «светлых мифов» о Западе и одновременно ряд «черных мифов» о России. Все более широкими становились контакты русской интеллигенции с Западом, где с конца первой трети XIX века в общественном мнении стала господствовать русофобия - представление Российской империи как деспотической тирании, душительнице всякой мысли и свободы. В этой установке удивительным образом совпадали идеологические противники - и консерваторы, и либералы, а потом и марксисты Запада. С большим трудом добились европейские правительства участия России, в соответствии с ее обязательствами по Священному союзу, в подавлении революции 1848 г. в Австро-Венгрии - и тут же всеми газетами Россия была названа «жандармом Европы». Такое представление о России «импортировалось» на родину, где благожелательно перепечатывали и комментировали модную на Западе книгу французского маркиза де Кюстина, в которой он дал примитивную карикатуру на государственное устройство России.
С конца XIX века быстрая утрата легитимности власти в России стала все более очевидной. Революционеры разных направлений (кроме социал-демократов) стали широко использовать террор, и красноречивым симптомом болезни государства был тот факт, что реакция общества была чуть ли не благожелательной. По делу Веры Засулич, совершившей покушение на петербургского градоначальника Ф.Ф.Трепова, суд присяжных вынес вердикт: «Не виновна».
С Февраля по Октябрь Россия пережила единственный в своем роде опыт. Похоже, его не переживал ни один народ в истории. В стране одновременно и без взаимного насилия возникли два типа государственности - буржуазное Временное правительство и Советы. Они означали два разных пути, разных жизнеустройства. И люди в течение довольно долгого времени могли сравнивать оба типа. Через семь месяцев верх взяли те, кто пошел дорогой Октября и советского строя. По сути, никакой революции в Октябре не было, был просто закреплен факт: Временное правительство иссякло, его власть перетекла к Советам.
Наши патриоты-антисоветчики говорят, что это был фатально ошибочный выбор. Тем самым они утверждают (хотя и молчаливо), что либерально-буржуазный путь в большей мере соответствовал сути России, ее культуры и типа духовности. Иначе их понять никак не возможно. Третьего пути реально не было, даже крестьянский анархизм оформился лишь через столкновение белых и красных.
Для принятия или отрицания оценки, данной нашими нынешними патриотами выбору 1917 г., надо понять, кем и почему тот выбор был сделан. Подойду к проблеме через частность, идя от исторической данности - утраты жизнеспособности самодержавия и революции февраля 1917 г.
Процессы слома буржуазного государственного аппарата и создания нового были взаимосвязаны. Для советского государственного строительства было характерно абсолютное недопущение разрывов непрерывности в наличии власти.
Становление системы Советов было процессом «молекулярным», хотя имели место и локальные решения. Так произошло в Петрограде, где важную роль сыграли кооператоры. Еще до отречения царя, 25 февраля 1917 г. руководители Петроградского союза потребительских обществ провели совещание с членами социал-демократической фракции Государственной думы в помещении кооператоров на Невском проспекте и приняли совместное решение создать Совет рабочих депутатов – по типу Петербургского совета 1905 г. Выборы депутатов должны были организовать кооперативы и заводские кассы взаимопомощи. После этого заседания участники были арестованы и отправлены в тюрьму – всего на несколько дней, до победы Февральской революции.
26 октября (8 ноября) 1917 года II Всероссийский съезд Советов принял декрет «Об учреждении Совета Народных Комиссаров», сформировав, таким образом, первое в мире рабоче-крестьянское правительство, председателем которого был избран В. И. Ленин. Этот декрет определил основы правового положения Советского правительства. Практическая же деятельность Совета Народных Комиссаров (СНК) свидетельствовала о том, что его полномочия в известной мере выходили за рамки понятия «правительственная власть», характерного для органа, осуществляющего подзаконную исполнительную и распорядительную деятельность. Юридически это выражалось в издании Совнаркомом не только актов государственного управления, но и декретов — актов законодательного характера.
В отличие от первого Советского правительства последующие составы СНК формировались на заседаниях Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) соответствующего созыва, избранного в свою очередь съездом Советов. Такие особенности полномочий и порядка создания СНК были обусловлены необходимостью обеспечить оперативное руководство жизнью молодой республики, принимать оперативные меры по борьбе с ее многочисленными врагами.
Руководство отдельными отраслями государственной жизни поручалось комиссиям (вскоре они стали называться народными комиссариатами), председатели которых входили в СНК. Народные комиссариаты, как указывалось в декрете, обязывались в тесном единении с массовыми организациями рабочих, крестьян, солдат, матросов и служащих обеспечить проведение в жизнь программы, сформулированной II Всероссийским съездом Советов.
Наркоматы наследовали функции прежних министерств. Осуществляли в рамках своей компетенции планирование, управление, принимали непосредственное участие в законотворчестве. 4 ноября 1917 г. ВЦИК принял резолюцию о праве СНК издавать неотложные декреты в рамках общей программы Всероссийского съезда Советов. Таким образом, три органа были наделены законодательными полномочиями: Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и СНК.
Во главе каждого наркомата стоял народный комиссар (нарком), который имел заместителей. Совещательным органом при наркоме была коллегия. Наркомы по должности являлись членами Совнаркома (СНК), который с 26.10(8.11)1917г. по 10.3.1918г. размещался в Смольном. Большинство Наркоматов до середины ноября 1917г. находились там же, затем - в зданиях бывших министерств.
Состав и структура Наркоматов в основном сложилась к январю 1918г:
Наркомат внутренних дел (НКВД), создан 26.10(8.11).1917г., аппарат сформировался к январю 1918г.; наркомы А. И. Рыков (1917), Г. И. Петровский (1917-19);
Наркомат государственного призрения (НКГП), создан 29.10(11.11).1917; нарком А. М. Коллонтай;
Наркомат гос. имуществ (НКГИ), создан 9(22).12.1917; нарком В. А Карелин;
Наркомат земледелия (НКЗ), создан 26.10(8.11).1917; наркомы В. П. Милютин (1917), А. Г. Шлихтер (1917), А. Л. Колегаев (1917-18);
Наркомат местного самоуправления (НКМС), создан 9.12.1917(1.1.1918); нарком В. Е. Трутовский;
Наркомат по военным делам (Наркомвоен), сформирован в ноябре 1917; нарком Н. И. Подвойский (ноябрь 1917 - февраль 1918);
Наркомат по морским делам (НКМД), сформирован в январе-феврале 1918; нарком П. Е. Дыбенко;
Наркомат по делам национальностей (Наркомнац), создан 6.10(8.11).1917; нарком И. В. Сталин;
Наркомат почт и телеграфов (НКПТ), создан 26.10(8.11).1917; наркомы Н. П. Авилов (Глебов) (1917), П. П. Прошьян (1917-18);
Наркомат продовольствия (Наркомпрод), создан 26.10(8.11).1917; наркомы И. А. Теодорович (1917), А. Г. Шлихтер (1917-18), А. Д. Цюрупа (1918-21);
Наркомат просвещения (Наркомпрос), создан 26.10(8.11).1917; нарком А. В. Луначарский (1917-29);
Наркомат путей сообщения (НКПС), создан 26.10 (8.11).1917, первоначально назван Наркомат по железнодорожным делам; наркомы М. Т. Елизаров (1917-18), А. Г. Рогов (1918);
Наркомат торговли и промышленности (НКТП), создан 26.10(8.11).1917; наркомы В. П. Ногин (1917), А. Г. Шляпников (врио наркома 1917-18), В. М. Смирнов (1918);
Наркомат труда (НКТ), создан 26.10 (8.11).1917; наркомы А. Г. Шляпников (1917-18), В. В. Шмидт (1918-28);
Наркомат финансов (НКФ), создан 26.10(8.11).1917; наркомы И. И. Скворцов-Степанов (1917, к работе не приступал; фактически руководил В. Р. Менжинский), Менжинский (1918);
Наркомат юстиции (НКЮ), создан 26.10(8.11). 1917; наркомы А. Ломов (Г. И. Оппоков) (1917, к работе не приступал; фактически руководил П. И. Стучка), И. З. Штейнберг (1917-18).
10-11.3.1918г СНК и все Наркоматы переехали из Петербурга в Москву. 3
До принятия Конституции РСФСР 1918 г. центральные органы государственной власти и государственного управления приняли ряд декретов, при помощи которых разрешали наиболее существенные проблемы становления и развития социалистической государственности.
Созданию аппарата советского хозяйственного управления предшествовало установление рабочего контроля над производством, который был введен 14 (27) ноября по предложению и проекту В. И. Ленина. Осуществляя рабочий контроль над производством, пролетариат не только охранял промышленность от разрушения, но на практике постигал сложное искусство управления хозяйством. На базе рабочего контроля в декабре 1917 г. был образован специальный орган хозяйственного управления — Высший Совет Народного Хозяйства, который «.. .должен быть таким же боевым органом для борьбы с капиталистами и помещиками в экономике, каким Совет Народных Комиссаров является в политике».4
Как орган управления хозяйством ВСНХ был наделен широкими полномочиями. Его основной задачей была организация народного хозяйства и государственных финансов. В соответствии с этим ВСНХ вырабатывал общие нормы и план регулирования экономической жизни страны, объединял деятельность центральных и местных органов управления отдельными отраслями хозяйства, Всероссийского совета рабочего контроля, а также деятельность фабрично-заводских и профессиональных организаций рабочего класса. ВСНХ было предоставлено право конфискации, реквизиции, секвестра, принудительного синдицирования различных отраслей промышленности, торговли и проведения иных мероприятий в области производства, распределения и государственных финансов.
Местными органами ВСНХ являлись областные советы народного хозяйства. В Петрограде был организован СНХ Северного района. Создавались СНХ и в других местах — Центрально-промышленной области, Иваново-Вознесенске, Самаре и др. К маю 1918 г. сеть СНХ составила: областных — 7, губернских — 38, уездных — 69. Эта система органов государственного управления стала основным рычагом в деле развития экономики республики.
Власть Советов с невиданной ранее быстротой распространялась по стране. Центральные органы Советского государства — Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет, Совет Народных Комиссаров и Народный комиссариат внутренних дел руководили всеми сторонами деятельности органов власти на местах, стремились обеспечить, прежде всего, их необходимое организационное единообразие в построении и деятельности.
Чрезвычайно важную роль в деле законодательного оформления первых результатов советского строительства сыграл III съезд Советов, собравшийся в январе 1918 г.
Документы съезда — «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа» и постановление «О федеральных учреждениях Российской Республики» — провозгласили принцип демократического централизма в построении советского государственного аппарата, определили систему, компетенцию центральных и местных органов государственной власти и государственного управления. Съезд особо подчеркнул самостоятельность и полноту прав местных Советов и их исполнительных и распорядительных органов в решении всех местных дел.
Решения III Всероссийского съезда Советов стали основой дальнейшего укрепления советского государственного аппарата, установления правильных взаимоотношений между центром и местами. Коммунистическая партия учитывала, что стремление местных органов к полноте власти, вполне естественное и необходимое в условиях ломки старого государственного аппарата, приводило подчас к ошибкам и извращениям ленинской линии в вопросах советского строительства.
В. И. Ленин считал эти ошибки «болезнью роста». Главную опасность представляли сепаратистские тенденции местных органов. Особенно это стало нетерпимым в условиях начавшейся гражданской войны и иностранной военной интервенции. Чрезвычайный орган страны — Совет Рабочей и Крестьянской Обороны — в одном из своих постановлений подчеркивал, что для поднятия обороноспособности «необходима строжайшая централизация действий, быстрота и точность наполнения, необходимо довести механизм Советской власти до совершенства».
А между тем власть, по образному выражению В. И. Ленина, была «киселеобразной». Существовали различного рода карликовые «республики», уездные и волостные ЦИК и Совнаркомы, в организации аппарата управления наблюдалась чрезвычайная пестрота. Заметный ущерб упрочению Советской власти на местах наносили частые реорганизации и перестройки.
Было чрезвычайно важно в этих условиях, как отмечал Я. М. Свердлов, провести четкое разграничение сфер деятельности органов государственной власти в центре и на местах. Эту проблему общегосударственного значения нельзя было решить текущим декретом. Она должна была получить свое выражение в особом документе — Основном Законе государства. Эту главнейшую организационную задачу разрешила первая советская Конституция, принятая 10 июля 1918 г. V Всероссийским съездом Советов.
В специальном разделе Конституции «Конструкция Советской власти» была законодательно закреплена система органов государственной власти и государственного управления. Высшей властью в республике был Всероссийский съезд Советов. В период между съездами функции высшего законодательного, исполнительного и контролирующего органа принадлежали Всероссийскому Центральному Исполнительному Комитету.
Общее управление делами Российской Республики возлагалось на Совет Народных Комиссаров. Члены СНК возглавляли отдельные наркоматы, которых было образовано 18: по иностранным делам, по военным делам, по морским делам, по внутренним делам, юстиции, труда, социального обеспечения, просвещения, почт и телеграфов, по делам национальностей, по финансовым делам, путей сообщения, земледелия, торговли и промышленности, продовольствия, государственного контроля, Высший Совет Народного Хозяйства, здравоохранения.
При народных комиссариатах существовали коллегии, члены которых утверждались Советом Народных Комиссаров. Народные комиссары и члены коллегий наркоматов были ответственны перед Советом Народных Комиссаров и ВЦИК.