Реализация права, т. е. претворение правовых предписаний в жизнь, в поведение людей, невозможно без уяснения содержания юридических норм, выяснения воли законодателя, заключенной в них. Этот процесс выявления воли в юридической науке и практике определяется понятием "толкование права".
Толкование права — это интеллектуально-волевая деятельность по установлению подлинного содержания правовых актов в целях их реализации и совершенствования.
Толкование — не обычный мыслительный процесс, не просто акт познания, а деятельность (интеллектуально-волевая, организационная), процесс, протекающий во времени. Он включает в себя два самостоятельных компонента: уяснение и разъяснение.
Толкование права, его виды и способы. Интерпретационные акты. Правовые средства: признаки, виды.
Толкование права представляет собой деятельность, которая осуществляется в сфере реализации права. Эту деятельность могут осуществлять различные субъекты. По поводу сущности толкования права в литературе выработаны следующие точки зрения. 1.Толкование права - уяснение смысла нормы права. 2.Толкование права - разъяснение смысла нормы права. 3.Толковане права - разъяснение и уяснение нормы права в совокупности. Наибольшее распространение приобрела третья точка зрения, в соответствии с которой процесс толкования состоит из двух этапов. 1.Уяснение, т.е. толкующий субъект (интерпретатор) объясняет для себя сущность правовой нормы. 2.Разъяснение, т.е. интерпретатор объясняет смысл правовой нормы всем заинтересованным субъектам. Толкование - уяснение представляет собой внутренний мыслительный процесс, происходящий в сознании интерпретатора и не имеющий внешних форм выражения. Толкование - разъяснение представляет собой мыслительный процесс, но обладающий внешней формой, которая проявляется в письменном виде (издание официального документа) либо в устной форме (дача советов, рекомендаций). Необходимость толкования в государственно- правовой жизни вызвана совокупностью объективных и субъективных факторов и они следующие. 1.Нормы права выражаются с помощью слов и предложений, которые различными субъектами могут пониматься по разному, поэтому чтобы добиться единообразного понимания и применения законодательства осуществляется толкование. 2.В правовых нормах может отражаться юридические термины и конструкции, а также термины других наук, которые требуют специальных знаний, поэтому возникает необходимость в толковании. 3.Правовая норма представляет собой краткосформулированное правило поведение. Краткость и сжатость формулировок требует их расшифровки. 4.Расплывчивость и двусмысленность некоторых формулировок требует их разъяснения.
Классификацию толкования осуществляют по различным основаниям. По объему толкование может быть: 1.ограничительным, т.е. смысл правовой нормы понимается уже чем ее лексическое значение; 2.распространительным - смысл правовой нормы понимается шире, чем ее лексическое значение. 3.адекватное, т.е. смысл правовой нормы совпадает с ее лексическим значением. В зависимости от субъектов осуществляющих толкование оно подразделяется: 1.аутеническое толкование - исходящее от органа издавшего толкуемый нормативно-правовой акт; 2.легальное толкование - исходящее от специально уполномоченного на толкование органа; 3.доктриальное толкование - исходящее от ученых, которые толкуют правовые нормы в лекциях, учебниках, монографиях и т.д.; 4.судебное толкование - осуществление судами при рассмотрении конкретных дел; 5.казуальное толкование - осуществление неофициальными лицами по конкретному случаю (экспертами, адвокатами). Способы толкования права - приемы, которые позволяют уяснить смысл правовой нормы. Такими приемами являются: 1.грамматический, т.е. уяснение смысла правовой нормы на основе анализа текста путем выяснения значения отдельных слов; 2.логический, т.е. разъяснение смысла правовой нормы путем использования законов логики, при этом анализу подвергаются не нормы и их текст, а логическая связь между положением и законом; 3.систематический, т.е. смысл одной правовой нормы уясняется на основе анализа содержания другой правовой нормы; (Данный способ предопределен общим признаком права - системностью. Особо важное значение данный способ принимает при применении права по аналогии.) 4.специально-юридический - объяснение юридических терминов и юридических конструкций; 5.историко-политический - смысл правовой нормы уясняется на основе анализа исторических условий, в которых был принят нормативно-правовой акт и анализа социально-политических целей, которые ставились при принятии акта.
§Интерпретационные акты.
Акты, действующие в праве обладают юридической сущностью и могут быть следующих видов: 1.нормативно-правовые акты - акты, издаваемые компетентными государственными органами и содержащие общие нормы права; 2.Акты применения права - индивидуально правовые акты, которые конкретизируют положения общей нормы права применительно к конкретной ситуации; 3.Интерпретационные акты - акты толкования права, которые представляют собой официальный юридически значимый документ. В юридической литературе по поводу правовой природы данных актов существуют две точки зрения: 1.интерпретационные акты как источники права; 2.интерпретационные акты не являются источниками права, так как они не устанавливают, не отменяют, не изменяют нормы права, а только объясняют их содержание. Данная точка зрения имеет большее распространение. Интерпретационные акты обладают следующими признаками: 1.ненормативность, так как не содержат норм права; 2.отсутствие самостоятельного значения, так как они действуют в единстве с теми нормативными актами, нормы которых толкуют.
Интерпретационные акты в виду разнообразия их характеров подвергают классификации. В зависимости от юридической значимости они могут быть: 1.интерпретационные акты нормативного толкования, т.е. акты, которые распространяют свое действие на неопределенный круг лиц; 2.акты казуального толкования, т.е. издаваемые в отношении конкретных лиц. В зависимости от органа, издавшего интерпретационный акт, эти акты могут быть: 1.легальные, изданные специально уполномоченным органом; 2.аутентичный акт, т.е. изданный тем же органом, что и принял толкуемый нормативный акт. В зависимости от отрасли права интерпретационные акты могут быть: 1.гражданско-правовые акты; 2.уголовно-правовые акты; 3.административно-правовые акты.
§Правовые средства: признаки, виды.
Правовые средства - это правовые явления, выражающиеся в инструментах (установлениях) и деяниях (технологии), с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение социально полезных целей. Общие признаки правовых средств: 1.выражают собой все обобщающие юридические способы обеспечения интересов субъектов права, достижения поставленных целей (в чем проявляется социальная ценность данных образований и в целом права); 2.отражают информационно-энергетические качества и ресурсы права, что придает им особую юридическую силу, направленную на преодоление препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов участников правоотношений; 3.сочетаясь определенным образом, выступают основными работающими частями (элементами) действия права, механизма правового регулирования, правовых режимов (т.е. функциональной стороны права); 4.приводят к юридическим последствиям, конкретным результатам, той или иной степени эффективности правового регулирования; 5.обеспечивается государством. В зависимости от степени сложности правовые средства подразделяют на первичные (элементарные) и комплексные (составные). К первичным относят простейшие и неделимые предписания - субъективные права и юридические обязанности, поощрения и наказания, льготы и запреты и т.д. К комплексным - комбинированные, состоящие в свою очередь из простейших - договор, норма, институт, правовой режим и т.д. По выполняемой роли они делятся на регулятивные (дозволения) и охранительные (меры защиты); по предмету правового регулирования - на конституционные, административные, гражданские, уголовные и др.; по характеру - на материально-правовые (рекомендации) и процессуальные (иск); по значимости последствий - на обычные (штраф) и исключительные (смертная казнь); по времени действия - на постоянные (гражданство) и временные (премия); по виду правового регулирования - на нормативные (установленные в нормах права запреты) и индивидуальные (акт применения права, акты реализации прав и обязанностей); по информационно-психологической направленности - на стимулирующие (льготы) и ограничивающие (приостановления) и т.д.