Правовые средства - это правовые явления, выражающиеся в инструментах (установлениях) и деяниях (технологии), с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение социально полезных целей.
Общие признаки правовых средств:
- они выражают собой все обобщающие юридические способы обеспечения интересов субъектов права, достижения поставленных целей (в чем проявляется социальная ценность данных образований и в целом права);
отражают информационно-энергетические качества и ресурсы права, что придает им особую юридическую силу, направленную на преодоление препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов участников правоотношений;
- сочетаясь определенным образом, выступают основными работающими частями (элементами) действия права, механизма правового регулирования, правовых режимов (т. с. функциональной стороны права);
приводят к юридическим последствиям, конкретным результатам, той или иной степени эффективности правового регулирования;
- обеспечиваются государством.
Классифицировать правовые средства можно по различным основаниям. В зависимости от степени сложности их подразделяют на первичные (элементарные) и комплексные (составные).
Если к первым относятся простейшие и неделимые предписания — субъективные права и юридические обязанности, поощрения и наказания, льготы и запреты и т. п., то ко вторым — комбинированные, состоящие из простейших, — договор, норма, институт, правовой режим и проч. По выполняемой роли они делятся на регулятивные (дозволения) и охранительные (меры защиты); по предмету правового регулирования — на конституционные, административные, гражданские, уголовные и др.; по характеру — на материально-правовые (рекомендации) и процессуальные (иск); по значимости последствий — на обычные (штраф) и исключительные (смертная казнь); по времени действия — на постоянные (гражданство) и временные (премия); по виду правового регулирования — на нормативные (установленные в нормах права запреты) и индивидуальные (акт применения права, акт реализации прав и обязанностей); по информа- ционно-психологической направленности — на стимулирующие (льготы) и ограничивающие (приостановления) и т. д.
Средство — связующее среднее звено между целью и результатом. Поэтому правовые средства, выступая специфическим посредником с неизбежностью включают как фрагменты идеального (средства-установления — права, обязанности, поощрения, наказания и т. д.), так и фрагменты реального (средства- деяния, направленные на использование инструментов — прежде всего акты реализации прав и обязанностей).
78.Правосознание и правовое воспитание: вопросы законодательства.
Правосознание находится в одном ряду и в прямом взаимодействии с иными формами общественного сознания и обладает всеми качествами и характеристиками, свойственными общественному сознанию вообще. В силу этого правосознание выступает как явление идеальное, непосредственно не наблюдаемое.
Правосознание — это одобрительная или отрицательная реакция людей на вновь принятые законы, на конкретные проекты нормативных актов и т. п. Правосознание представляет собой систему таких переживаний и идей, в которых выражается отношение людей не только к праву, но и иным явлениям правовой действительности.
Таким образом, правосознание как особая форма общественного сознания характеризуется тем, что:
- носителем правосознания является человек или общность людей;
- оно отражает государственно-правовые явления;
- выражается посредством эмоций, идей, переживаний и теорий, а также юридических понятий и категорий;
- носит оценочный характер, так как отражает не только состояние, но и сопоставление перспектив развития политико- правовых явлений, их связь с окружающей действительностью;
- тесно взаимодействует с другими формами общественного сознания (политическим, нравственным и т. д.).
Правовое воспитание (в узком смысле) — целенаправленный процесс воздействия на сознание людей с целыо формирования высокого уровня правовой культуры.
К основным формам правового воспитания относят прежде всего правовое обучение, а также правовое просвещение и правовую пропаганду.
Методы правового воспитания - это многообразные приемы педагогического, психологического и иного воздействия на воспитуемых. К ним относят, прежде всего, убеждение и принуждение, личный пример, поощрение и др. Методы правового воспитания включают в себя убеждение, поощрение, принуждение.
Средства правового воспитания делятся:
- на материальные (нормативные и правоприменительные акты, акты толкования права, газеты, журналы и др.);
- устные (лекции, семинары, беседы и т. п.).
Правосознание, как результат правового воспитания, оказывает влияние на поведение людей вместе с нормами права, наряду с ними, а иногда и вопреки им. Например, можно говорить о регулирующем воздействии правосознания на общественные отношения, если налицо пробел закона или сам закон допускает руководство адресатов норм правосознания в решении отдельных вопросов.
Производительная роль правосознания особенно велика в процессе законодательной деятельности. В ходе правоприменения эта деятельность является дополнительным (наряду с законом и вместе с ним) фактором оценки фактических обстоятельств и решения юридического дела.
При реализации права гражданами правосознанию доверяют меньше, поскольку велика опасность отклонения его от нормы в силу личной заинтересованности. Более того, реальную опасность приобретает негативная роль правосознания из-за его неразвитости, пробельности, отсталости, ориентации на асоциальные ценности.