Под системой законодательства понимается совокупность нормативных правовых актов, в которых объективируются внутренние содержательные и структурные характеристики права.
Систематизация представляет собой упорядочение действующего нормативного материала, приведение его в единую систему с целью удобства пользования.
Необходимость систематизации вызывается рядом причин, среди них - пробелы в праве, ошибки законодателя, юридикотехническое несовершенство актов, наличие множества изменений и дополнений нормативно-правовых актов, возможные противоречия между отдельными нормами права, наличие устаревших норм права, большое количество разрозненных нормативных актов по каким-либо вопросам, наличие недостаточно ясных, неточных формулировок, терминов и т.д. Систематизация призвана обеспечить такое важное свойство права как системность, которая предполагает взаимосвязанность отдельных нормативных предписаний, что придает комплексность, целостность правовому регулированию (в первую очередь все сказанное относится к кодификации).
Традиционно в юридической литературе выделяют такие формы систематизации как
· кодификация. Кодификация - упорядочение нормативного материала с изменением его внутреннего содержания, осуществляющееся путем объединения правовых норм в единый, логически цельный, внутренне согласованный акт. Кодификация - это не просто внешняя обработка нормативного материала, а его внутренняя переработка, которая затрагивает содержание нормативных предписаний. По сути, кодификация является видом законотворчества, с той разницей, что текущее законотворчество создает отдельные акты по тем или иным вопросам, а кодификация упорядочивает значительную часть уже существующего и действующего законодательства, изменяя, дополняя и преобразуя его.
· инкорпорация. Инкорпорация - это форма систематизации, представляющая собой внешнюю обработку нормативного материала путем его объединения в сборники в определенном порядке без изменения содержания.
В отличие от кодификации инкорпорация предполагает только внешнюю обработку нормативного материала, например, исправление типографских опечаток, грамматических или синтаксических ошибок в тексте нормативного акта, исключение правовых актов или их частей, официально отмененных последующим законодательством, опущение подписей под нормативными актами и т.п. Результатом инкорпорации являются сборники, объединяющие нормативный материал по каким-либо критериям в целях удобства пользования.
· консолидация. Консолидация - это такая форма систематизации, при которой происходит объединение нескольких нормативно-правовых актов, действующих в одной области общественных отношений, в единый сводный нормативно-правовой акт без изменения содержания. Иными словами, консолидация нормативного материала - это укрупнение нормативно-правового акта.
· учет нормативно-правовых актов. Учет законодательства представляет собой деятельность по сбору, хранению и поддержании в контрольном состоянии нормативных актов, а также по созданию поисковой системы, обеспечивающей нахождение необходимой правовой информации в массиве актов. Учет осуществляется практически всеми государственными органами и юридическими лицами для удовлетворения собственных потребностей в правовой информации (-либо в коммерческих целях, для обеспечения правовой информацией других субъектов).
66. Национальное и международное право: вопросы соотношения.
Национальное право образует совокупный массив отраслей права, регулирующих отношения внутри одного государства и отличающихся своеобразием национальных, исторических и культурных особенностей конкретного народа.
Международное право концентрирует совокупный опыт человеческой цивилизации и является результатом согласования воли субъектов международного общения, главным образом — государств.
Вопрос о соотношении права международного и национального и сегодня вызывает дискуссии.
Согласно одной теории (монистической) — это одна правовая семья, объединяющая в себе отличающиеся правовые системы. По другой теории (дуалистической) — это две самостоятельные правовые системы, развивающиеся параллельно, независимо друг от друга.
Современное преобладающее мнение состоит в акцентной оценке взаимодействия права международного и национального. Взаимовлияние проявляется уже на правотворческой стадии (общая законодательная практика государств может привести к складыванию соответствующей обычной нормы международного права). Еще более четко взаимодействие права и международного, и национального проявляется на уровне правоприменения: сегодня судья в национальном суде любого государства не может игнорировать при решении конкретного спора применимые нормы международного права.
Сохраняется сегодня и дискуссионность еще одного давнего вопроса — о соотношении международного права и реальной политики государств; о том, существует ли конфликт между политикой государства и международным правом.
В последнее время говорят о возникновении кроме национального и международного права еще и третьего — наднационального права. Для примера ссылаются на то право, которое создается органами Европейского союза.