Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Нормативный правовой акт: понятие, виды. Отличие от нормативного правового договора



Нормативно-правовой акт - это официальный документ компетентного государственного органа, направленный на возникновение, изменение или отмену норм права.

Нормативно-правовые акты обладают как общими признаками, характеризующими все правовые акты, так и специфичными, отличающими их от иных видов правовых актов. Так, нормативно-правовые акты имеют государственновластную природу, исходят от компетентных органов государства, существуют в форме официальных документов со всеми необходимыми атрибутами, обязательны для исполнения и поддерживаются силой государственного принуждения в случае их нарушения - в этом состоят их общие признаки как разновидности правовых актов. Кроме этого, нормативно-правовые акты направлены на возникновение, изменение или отмену норм права - в этом их специфический признак.

Термин "нормативно-правовой акт" следует отличать от термина "нормативный акт". Нормативный акт - более широкое понятие, он обозначает любой акт, содержащий нормативные предписания. Это могут быть как нормативные предписания правового характера, так и иные нормативные предписания, например, уставы политических партий, иных видов общественных объединений - все это виды нормативных актов. Нормативно-правовой акт - это разновидность нормативных актов, он включает в себя только нормативные предписания правового характера.

Основным критерием классификации нормативно-правовых актов является юридическая сила нормативного акта.

Юридическая сила нормативно-правового акта - это технико-юридическая характеристика нормативно-правового акта, выражающая степень его подчиненности иным нормативным актам, его место в иерархии нормативных актов, которая зависит от места государственного органа, принявшего этот акт, в системе органов государства.

В зависимости от юридической силы все нормативно-правовые акты делятся на две группы:

- законы;

- подзаконные акты.

Также как и НПА, нормативный договор содержит нормативные предписания, обязательные для исполнения. Можно было бы ограничиться указанием на то, что закон обладает высшей юридической силой, а поэтому все иные предписания, в том числе и содержащиеся в договоре нормативного характера, должны ему соответствовать. Международный договор - это разновидность нормативного договора, поэтому получается, что в некоторых случаях юридическая сила нормативного договора будет большей, чем сила НПА. Основной особенностью договоров является не степень их юридической силы, а положение сторон, принимающих договор нормативного содержания. Нормативные договоры заключаются сторонами, находящимися в равном юридическом положении. Связи между нормоустанавливающими субъектами в данном случае носят горизонтальный характер (а не вертикальный, как в случае с НПА), поэтому субъекты, будучи не в состоянии навязать друг другу собственную волю, вынуждены договариваться, устанавливая правила, приемлемые для обеих сторон, путем заключения соглашения. В случае с НПА ситуация иная. НПА - это всегда властный акт, он исходит от органов власти и устанавливает требования, не подлежащие изменению или отмене со стороны всех иных субъектов. При всей демократичности процедуры законотворчества предписания НПА в определенном смысле навязываются обществу, ибо государственная власть как субъект нормотворчества состоит в вертикальных отношениях, отношениях власти и подчинения со всеми иными субъектами общественной жизни. Поэтому общеобязательные нормы, установленные государством, являются з НПА. А общеобязательные нормы, установленные юридически равными субъектами, являются нормативным договором, ибо эти субъекты не способны влиять друг на друга (например, государства в случае заключения международных договоров, профсоюзы и отраслевые министерства в случае заключения трудовых соглашений, трудовой коллектив и администрация предприятия в случае заключения коллективных договоров и т.д.).

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.