Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Анализ рынка недвижимости



 

Рынок недвижимости, в отличие от других рынков товаров и услуг, относится к числу молодых. Отправной точкой его развития: следует считать 1990 г., когда «Закон о собственности в СССР» признал понятие частной собственности, которое в дальнейшем (Земельный кодекс РСФСР 1991 года, Гражданский кодекс РФ 1994 года, Градостроительный кодекс РФ 1998 года) было законодательно оформлено и для земельных участков, зданий и сооружений и их обособленных частей — помещений.

Материальная база рынка недвижимости на начальном этапе развития складывалась из двух источников. Первый — это бесплатная приватизация жилья гражданами, бесплатная и платная приватизация нежилых помещений и земельных участков «рынок первичной приватизации недвижимости), Второй — это формирование в рамках строительной отрасли и вне ее сегмента коммерческого строительства и продажи объектов (первичный рынок строительства и продажи недвижимости). В дальнейшем формировался вторичный рынок недвижимости — рынок перепродажи ранее приватизированных или впервые проданных но­вых объектов.

Сегодня рынок недвижимости представляет собой сферу вложения капитала в объекты недвижимости и систему экономических отношений, возникающих при операциях с недвижимостью. Эти отношения появляются между инвесторами при купле-продаже недвижимости, ипотеке, сдаче объектов недвижимости в траст, в наем и т. д.

Понятие «рынок недвижимости» юридически не закреплено, поэтому приведенное ниже определение сформулировано на основе изучения работ отечественных и зарубежных источников.

Рынок недвижимости — это сектор национальной рыночной экономики, представляющий собой совокупность объектов недвижимости, экономических субъектов, оперирующих на рынке, процессов функционирования рынка, т. е. процессов произ­водства (создания), потребления (использования) и обмена объектов недвижимости и управления рынком, и механизмов, обеспечивающих функционирование рынка (инфраструктуры рынка)

Структура рынка включает:

♦ объекты недвижимости;

♦ субъекты рынка;

♦ процессы функционирования рынка;

♦ механизмы (инфраструктуру) рынка.

Рынок недвижимости в национальной экономике выполняет следующие функции:

♦ эффективное решение социальных задач, связанных с созда­нием и использованием полезных свойств недвижимости;

♦ отчуждение полных или частичных прав собственности на объекты недвижимости от одного экономического субъекта к другому и защиту его прав;

♦ свободное формирование цен на объекты и услуги;

♦ перераспределение инвестиционных потоков между конку­рирующими видами объектов недвижимости;

♦ перераспределение инвестиционных потоков между конку­рирующими способами использования земель.

Важное значение рынка недвижимости как сектора рыночной экономики подтверждается:

♦ колоссальной стоимостью национального богатства, матери­ализованного в недвижимости, из которого, по крайней мере, половина может быть вовлечена в рыночный оборот и приносить ренту — владельцам, доход — предпринимателям, налоговые и другие платежи — в федеральный, региональные бюджеты, бюджеты муниципальных образований;

♦ достигнутой уже сегодня высокой долей рынка недвижимости в валовом национальном продукте;

♦ достигнутым в ряде регионов и городов высоким уровнем доходов бюджета от первичной продажи, сдачи в аренду государственной и муниципальной недвижимости (в том числе земли);

♦ высоким уровнем сборов в бюджет от налогов на недвижимость и сделок с ней;

♦ большим количеством рабочих мест, созданных в ходе становления и развития рынка недвижимости.

Рынок недвижимости состоит из семи основных элементов:

1. Спрос

2. Предложение

3. Цена

4. Менеджмент

5. Маркетинг

6. Инфраструктура

7. Деловые процедуры

Рассмотрим подробнее каждый элемент.

Спрос — это количество земельных участков, имущественных комплексов и прав на них, которые покупатели готовы приобрести по складывающимся ценам за определенный промежуток времени. При прочих равных условиях спрос на недвижимость изменяется в обратной зависимости от цены. Спрос формируется под влиянием многочисленных факторов — экономических, социальных, демографических, природно-климатических.

Предложение — это количество земли и другого недвижимого имущества, которое собственники готовы продать по определенным ценам за некоторый промежуток времени.

Цена — это количество денег, уплаченных за единицу недвижимости в совершенных сделках.

Стоимость — это наиболее вероятный денежный эквивалент собственности. Это наивысшая цена, которую принесет продажа участка на конкурентном и открытом рынке.

Специфические особенности рынка недвижимости

Сочетание бесконечного многообразия физических характеристик объектов недвижимости, с одной стороны, и множества различных прав на недвижимость, с другой стороны, приводит к возникновению уникально сложного рынка. В отличие от других видов рынка рынок недвижимости, кроме специфики обращающихся на нем товаров, имеет еще ряд общих особенностей, которые необходимо учитывать при совершении операций:

1) локализация рынка, поскольку его товары неподвижны, уникальны, а ценность их в значительной мере зависит от внешней окружающей среды;

2) открытая информация о состоянии рынка бывает неполной и не всегда достоверной, так как сделки с недвижимостью часто носят эксклюзивный и конфиденциальный характер;

3) владение недвижимым имуществом и сделки с ним обычно предполагают четыре вида затрат:

♦ единовременные выплаты, сравнительно крупные инвестиции;

♦ на поддержание объекта в функциональном состоянии;

♦ налог на недвижимое имущество;

♦ государственные пошлины и другие сборы на сделки;

4) спрос определяется не только и не столько потребительскими качествами самих объектов, сколько их местонахождением;

5) низкая эластичность предложения, так как по ряду причин невозможно сразу построить много новых квартир;

6) товары-объекты недвижимости могут быть определены правами третьих лиц в разных комбинациях;

7) сравнительно высокая степень государственного регулирования рынка законодательными нормами и зонирование территорий;

8) товары рынка недвижимости служат не только средством удовлетворения собственных потребностей покупателей, но и объектом их инвестиционной деятельности;

9) относительно небольшое число участников рынка;

10) большая изменяемость спроса по регионам, районам и микрорайонам.

Посредством рыночного механизма и государственного регулирования рынок недвижимости обеспечивает:

— создание новых объектов недвижимости;

— передачу прав на недвижимость;

— установление равновесных цен на объекты недвижимости;

— эксплуатацию (управление) объекта недвижимости;

— распределение пространства между конкурирующими вариантами землепользования;

— инвестирование в недвижимость,

выполняя при этом следующие операции, осуществляемые с недвижимым имуществом:

♦ со сменой собственника:

— куплю-продажу объектов недвижимости;

— наследование;

— дарение;

— мену;

— обеспечение исполнения обязательств (например, реализация заложенных или арестованных объектов недвижимости);

♦ с частичным или полным изменением состава собственников:

— приватизацию;

— национализацию;

— изменение состава собственников, в том числе с разделом имущества;

— внесение в уставный капитал;

— банкротство (ликвидация) хозяйствующих субъектов (с удовлетворением требований кредиторов, в том числе за счет реализации имущества собственников);

♦ без смены собственника:

— инвестирование в недвижимость;

— развитие недвижимости (расширение, новое строительство, реконструкция);

— изменения направления использования, названия торговой марки, юридического адреса и др.;

— управление, эксплуатация;

— залог;

— аренду;

— передачу в хозяйственное ведение или оперативное управление, в безвозмездное пользование;

— регулярно получаемый доход от владения недвижимостью, не требующий от получателя предпринимательской деятельности;

— рента;

— пожизненное содержание с иждивением;

— передача в доверительное управление;

— введение (снятие) сервитутов и иных обременении;

— страхование различных форм и различных операций, в том числе при кредитовании развития недвижимости.

Все эти операции в условиях рыночной экономики осуществляются с использованием рыночных механизмов, а потому они составляют рынок недвижимости.

Рынок недвижимости как составная часть рыночного пространства обладает «классическими условиями» — экономическими спадами и подъемами.

Кроме того, для рынка недвижимости характерны следующие особенности:

1) низкая ликвидность;

2) цикличный характер. Циклы в развитии рынка недвижимости не совпадают во времени с циклами в других отраслях экономики. Спад на рынке недвижимости предшествует спаду, экономики в целом, и, соответственно, подъем на рынке недвижимости наступает раньше, чем в экономике;

3) высокой степенью регулирующего государственного воздействия;

4) наличием стоимостной оценки объекта недвижимости и возрастанием ее с течением времени;

5) высоким уровнем транзакционных издержек.

На спрос и предложение в этом секторе рынка влияют многие факторы. Кроме обычных приоритетов при покупке жилой недвижимости большое значение имеют личные пристрастия к местоположению, время года, социальная однородность соседей. Покупатели большое внимание уделяют наличию максимально полного спектра коммуникаций (автономных систем тепло- и водоснабжения). Предпочтение отдается объектам из кирпича или дерева. В качестве обязательного атрибута к объекту загородной недвижимости рассматривается земельный участок.

Еще одной особенностью рассматриваемого рынка является характер потребительского спроса. Спрос на объекты недвижимости Индивидуализирован и невзаимозаменяем, что затрудняет процесс достижения рыночной сбалансированности и пропорциональности. Величина спроса, как и предложения, на объекты недвижимости во многом определяется географическим (местонахождение объекта на территории города, области) и историческим (дома разного периода постройки) факторами, состоянием инфраструктуры в районе объекта недвижимости (наличие подъездных путей, дорог, метро и других видов транспортной магистрали, предприятий торговли и бытового обслуживания, парков, других мест массового отдыха ит. д.).

Участники рынка недвижимости

Рынок недвижимости, как и любой другой рынок, представляет собой систему организационных мер, при помощи которых участники рынка (покупатели и продавцы) сводятся вместе для определения цены, по которой происходит обмен товара — недвижимости.

Экономическими субъектами рынка недвижимости являются:

1) продавцы (или арендодатели);

2) покупатели (или арендаторы);

3) профессиональные участники рынка недвижимости. В качестве продавца (арендодателя) может выступать любое юридическое или физическое лицо, имеющее право собственности на объект, в том числе государство в лице своих специализированных органов управления собственностью.

В качестве покупателя (арендатора) может выступать юридическое или физическое лицо или орган государственного управления, имеющий право на данную операцию по закону (имеются в виду ограничения на деятельность нерезидентов, иностранных граждан, а также на коммерческую деятельность государственных органов).

Состав профессиональных участников рынка недвижимости определяется перечнем процессов, протекающих на рынке с участием государства, и перечнем видов деятельности коммерческих структур. Соответственно, их можно разделить на институциональных и неинституциональных участников.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.