· Выбирая рынок для действий необходимо ответить на вопросы: 1) следует ли корп заниматься диверсификацией только по ед виду ресурсов и соотв ТОП-хар-кам или лучше осн-ся на нескольких? 2) какие конк ресурсы и ТОП-хар-ки должны служить основой див-ции?
· Связ див – большое потенциал создания ценности, организационные трудности; конгломерат – наоборот.
· Связанная диверсификация – основана на единой технологии пр-ва, единой продукции, общих каналах маркетинга, взаимосвязанных запросах отд группы потребителей или какой-л комбинации этих составляющих.
· Успешность выбора коорд пр и р зависит от ТОП-хар-к корп, способности поддерживать и наращивать эти хар-ки, от потенциала создания ценности на их основе и эф-ти реализации этого потенциала.
II. Географическая координата
· территориальные границы рынка? (локальные, рег, нац, междунар, глобальные)
· бизнес, ориентированный на лок и рег рынки, жизнеспсобен, когда:
- скоропортящаяся продукция;
- транспортные издержки сост знач долю затрат;
- сущ разнообразие потребит запросов в зависимости от региона;
- трудно получить экономию от масштаба;
· решения при выходе на заруб рынки:
- выбор обслуживаемых стран: какие, в каком порядке корп выходит туда; обратить внимание на черты страны: ур-нь рисков (возм-ть экспроприации бизнеса, особенности зак-ва, политич и эконом стабильность)
- выбор исп-мых стратегий: глобальная/многонац стратегия (необходимо добиться макс возм экономии)
- выбор функциональных видов деят-ти для заруб рынков; виды деят-ти: 1) экспорт, 2) размещение складов и рынков, 3) размещение пр-ва, 4) помимио складов, рынков, пр-ва еще и отдел исследований и разработок
- выбор формы собственности: 1) полностью зависимая дочерняя структура (легко управлять, незнание рынка) 2) совместное предприятие (знание рынка, возм-ти для контакта с властными стру-рами, не”чужеродная” продукция) 3) лицензирование/франчайзинг/исп-ние местного агента (низкие риски, но низкие поступления, вероятен слабый бизнес)
- выбор типа подотчетности: кому подчиняется мендежер БЕ? Необходимо координировать все БЕ
III. Вертикальная координата
- Решение о звеньях вертикальной цепи (добыча сырья, обработка, пр-во компонентов, пр-во конечного продукта, потребление), в которых участвует корпорация.
- Немногим интеграция необходима технологически
- Зачастую эффективней подписать отработанный долгоср контракт с внешним поставщиком, чем самому заниматься данным пр-вом, т.к. интеграция требует доп расходов, более сложную административную систему
- Вертик интеграция необходима в случае угрозы блокирования рынка конкурентами (стр 105)
- Вертик интеграция может быть желательна, если для реализации сист инноваций необходимо доведение конфиденциальной инф-ции до БЕ (я так поняла, что если, например, у нас новые технологии, но их необходимо передать и поставщикам, чтобы осущ-ть пр-во, то мы интегрируемся, чтобы не раздать знания, но не уверена)
- При вертик инт возможно появление отриц синергии
- Если вертик интегрированные БЕ не могут обслуживать конкурентов, у них может не быть экономии от масштаба как у независимого поставщика -> невыгодно
Координация координат, опр-щих масштаб
Между коорд необходима взаимосвязь:
1) решения, связанные с координатами продукции и рынка и координатой географического охвата, должны приниматься в контексте конкретной отрасли, поскольку георг границы сильно влияют на экономию (если при такой прод можно эк-ть на масштабе, то удлинняем георг коорд-ту)
2) большая протяженность по кажд коорд-те влияет на сложность стр-ры корп: упр-ть труднее (чаще всего: длинная коорд прод и рынка -> короткая коорд вертик интеграции и наоборот)
Опр-ние масштабов и степени связанности
На основе чего корп стремиться связывать БЕ др с др? (на основе общих ресурсов и ТОП-хар-к)
Выявление возм-тей, создающих ценность
Новые БЕ должны генерировать эк ценность. Чтобы опр-ть создается ли ценность надо ответить на вопросы: