Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Правовая система – это упорядоченная совокупность правовых явлений и процессов, исторически сложившаяся и действующая в конкретный период времени в конкретном обществе



В структуру правовой системы общества, прежде всего, включается вся система норм права, действующих в стране. Понятия «система права» и «правовая система общества» следует разграничивать – последнее является более широким по объекту и содержанию и включает в себя первое. Система права – это внутренняя структура позитивного права, основными элементами которой выступают юридические нормы, правовые институты и отрасли права. Правовая система общества – это весь комплекс правовых феноменов общественной жизни, включающий систему права, и целый ряд иных юридических явлений.

Необходимо также отличать понятие правовой системы общества от такой системной категории правоведения, как «механизм правового регулирования». Последнее также охватывает значительное число правовых явлений, однако при этом отражает далеко не всю их совокупность, а только типичные структурные элементы, характеризующие основные стадии процесса правового регулирования: норма права, юридический факт, правоотношение и т. д. МПР – понятие, призванное отразить процесс « работы» права и правовой системы, показать закономерности их практи­ческого действия, обозначить максимально абстрактную модель их практического функционирования.

Понятие же правовой системы общества ориентировано на от­ражение максимального числа юридических феноменов, на рас­крытие их количественного и качественного разнообразия и объяснение законов их взаимодействия.

Помимо права, в правовую систему включают правотворче­скую деятельность соответствующих субъектов, приводящую к созданию юридических предписаний. В понятии правовой системы включается также система правоотношений, которые опос­редуют процесс практической реализации правовых норм в пове­дении субъектов. Важным звеном правовой системы является субъективно-психологическое отношение людей к действующе­му праву, совокупность их юридических знаний, опыта, эмоций и оценок правовых явлений. При этом особую роль в правовом ре­гулировании общественных отношений играют правовая идеоло­гия и правовая наука. Особое место в правовой системе занимает такая специфическая деятельность субъектов правоотношений, как толкование права. Кроме того, необходимым элементом пра­вовой системы общества является практика реализации и приме­нения норм права, сложившаяся в конкретном обществе.

Таким образом, в структуре правовой системы общества можно выделить следующие блоки элементов: 1) нормативный; ,2) правообразующий; 3) субъективно-психологический; 4) идеологиче­ский, 5) научный (доктринальный); 6) блок правоотношений; 7) правоинтерпретационный; 8) блок реализации права; 9) блок право­применения.

Особенности понятия «правовая система» по сравнению с дру­гими понятиями правовой науки заключаются в следующем.

Во-первых, оно отражает собою не какое-то отдельное право­вое явление, а всю совокупность таких явлений, сложившуюся в обществе. Правовая система – это упорядоченный мир юриди­ческих явлений, институтов и процессов во всем его разнообразии.

Во-вторых, данное понятие характеризует юридическую над­стройку общественных отношений как национальное и конкретно-историческое явление. Правовая система каждого отдельного об­щества уникальна, поскольку является отражением неповторимо­го пути его исторического развития, В правовую систему входят не только типичные, закономерные юридические явления, присущие любому обществу, такие, например, как норма права или правоот­ношение. В нее включается также целый ряд случайных и не­устойчивых правовых феноменов, таких, например, как пробелы, коллизии в действующем законодательстве, правовой нигилизм отдельных субъектов, ошибки в юридической практике и др.

В-третьих, особенность понятия «правовая система общества» состоит в том, что оно характеризует национальную специфику правовых явлений как в статике, так и в динамике, в ее историче­ском развитии. Изучение национальной правовой системы пред­полагает уяснение не только особенностей ее структурного строе­ния, но и выявление специфики ее эволюции во времени, анализ пройденного ей исторического пути. Ни одна современная право­вая система не может быть полностью понята в ее существенных свойствах без учета истории ее развития.

 

* Правовая наука в правовой системе общества

Наука представляет собой особую форму познания окружающего мира. Сущность науки заключается в накоплении, анализе и систематизации истинных знаний, достоверной информации о жизни природы, общества, человека. Наука включает в себя как накопленную совокупность знаний, так и практическую деятельность ученых, связанную с получением новой научной информации. Значение научных исследований заключается в том, что они позволяют правильно понимать сущность естественных и социальных явлений и процессов, объяснять закономерности их существования и развития, прогнозировать их возможное будущее, а значит, могут служить основой для успешного воздействия на окружающий мир со стороны человека.

Юридическая наука (юриспруденция, правоведение) – это си­стема полных, всесторонних и истинных знаний о сущности и закономерностях государственных и правовых явлений обще­ственной жизни. Часто под юридической наукой понимают также практическую деятельность ученых-правоведов, связанную с по­лучением подобных знаний.

Правоведение относится к числу древнейших наук. Первые сис­темные представления о государстве и праве были изложены уже в работах мыслителей Древней Греции – Платона (427–347 гг. до н. э.) и Аристотеля (384–322 гг. до н. э). Наиболее интенсивно правоведение начинает развиваться в XVII в., в эпоху буржуазных политических революций. В тот период она испытала на себе вли­яние идей Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка и др. В XVIII–XIX вв. проблемы государства и права были предметом исследования та­ких философов, как Ж.Ж. Руссо, Ш.Л. Монтескье, Г.В.Ф. Гегель, И. Кант и проч. Среди дореволюционных представителей юриди­ческой науки, занимавшихся, в частности, теорией государства и права, можно выделить С.А. Муромцева, М.М. Ковалевского, Н.М. Коркунова, Г.Ф. Шершеневича, Б.Н. Чичерина, Б.А. Кистяковского, Е.Н. Трубецкого, Л.И. Петражицкого, А.Н. Хвостова, И.В. Гессена, П.А. Сорокина. Значительный этап в истории право­вой науки связан с именами К. Маркса, Ф. Энгельса, Г.В. Плехано­ва, В.И. Ленина, создавших развернутое учение о государстве и пра­ве на основе применения метода диалектического материализма.

Интерес к научным исследованиям государства и права не ос­лабевает и в современный период. В рамках правоведения продол­жает формироваться новое научное знание, исследуются различ­ные стороны, аспекты государственно-правовой жизни, представ­ляющие научный и практический интерес.

Правоведение, как и всякая наука, отличается от других форм познания человеком окружающего мира следующими характери­стиками:

1) юридическая наука представляет собой систему истинного знания, она строит свои положения и выводы на основе достоверно установленных и проверенных фактов. В системе научного знания не должны присутствовать какие-либо мифы и домыслы;

2) задачи юридической науки, в конечном счете, сводятся к выявлению закономерных устойчивых свойств государственных и правовых явлений, а также закономерностей развития процессов, происходящих в государственно-правовой сфере жизни общества. Полученные знания юридическая наука оформляет главным об­разом в виде системы теоретических понятий или суждений о на­учных закономерностях;

3) научные знания о государстве и праве существуют в системе, в едином комплексе. Установленные правоведением научные фак­ты не должны противоречить друг другу. Напротив, они должны быть взаимосвязаны, должны дополнять друг друга и в единстве всесторонне раскрывать все закономерные связи и свойства госу­дарственно-правовых явлений;

4) юридическая наука есть система развивающегося знания. Теоретические представления о государстве и праве являются на­учными только в том случае, если они своевременно и правильно отражают изменения исследуемых явлений.

Юридическая наука играет важную роль в процессе правового регулирования общественных отношений и развития правовой системы общества. Являясь формой теоретического отражения правовых феноменов и выполняя познавательную функцию, она в то же время способна быть фактором правового прогресса.

Результаты научных исследований ученых-юристов находят применение в практике правотворческой, правоинтерпритационной, правоприменительной деятельности и иных формах юридической практики, в положениях действующего законодательства и т. п. Кроме того, многие практикующие юристы одновременно занимаются научно исследовательской деятельностью и используют свои научные знании при решении конкретных юридических задач.

 

ПРАВОВЫЕ СЕМЬИ СОВРЕМЕННОГО МИРА

Правовые системы отдельных государств являются уникальными. Вместе с тем у ряда правовых систем можно обнаружить некоторые сходные черты, отразить которые позволяет понятие правовой семьи.

Правовая семьяэто совокупность нескольких национальных правовых систем, имеющих общие исторические корни и отличающихся общностью правовых принципов, источников, структуры права и других правовых явлений.

Основаниями для объединения той или иной группы нацио­нальных правовых систем в правовую семью служат наиболее важные свойства правовых систем, в частности такие, как:

исторические корни – некоторые родственные правовые системы проходили в своем развитии единые этапы, в ходе которых сформировались их специфические черты;

понятие нормы права – сходства и различия национальных правовых систем очевидно обнаруживаются в вопросе понимания значения, природы, характера и структуры юридической нормы. Так, например, норма в английском праве носит гораздо менее общий и абстрактный характер, чем норма в праве государств континентальной Европы, она представляет собой типичную модель разрешения конкретного юридического дела. Вследствие этой специфики кодификация правовых предписаний в английском праве по континентальному образцу является невозможной;

источники права – в рамках каждой отдельной правовой семьи доминирует один или несколько способов формализации юридических предписаний: письменные акты, решения государственных органов, нормы обычного права, положения религиозных источников, идеологические догмы и др.;

статус юридической практики – он может варьироваться от признания практики источником права до рассмотрения правоприменителя как исполнителя воли законодателя;

статус доктрины (общепризнанных положений юридической науки) – в разных правовых системах роль научных положений различна: их могут рассматривать как непосредственный источник правовых предписаний, как ориентир для толкования законов, как положения, не имеющие юридического значения, и др.;

общие принципы правового регулирования – общность не­скольких национальных правовых систем зачастую основана на схожести фундаментальных принципов, лежащих в основе право­вого регулирования общественных отношений и определяющих его специфику;

система отраслей и институтов права – национальные пра­вовые системы, составляющие ту или иную правовую семью, схо­жи по структуре системы права. Так, например, в праве стран кон­тинентальной Европы традиционно выделяются отрасли конституционного, гражданского, административного, уголовного права и др. Правовой же системе Англии, включенной в семью общего права, такое деление норм неизвестно. Вместо него в английском праве принято исторически сложившееся деление на общее право и право справедливости;

юридические понятия и терминология – сходство правовых систем в рамках единой правовой семьи часто обнаруживается при анализе понятий и терминов, используемых учеными-право­ведами и практикующими юристами, а также закрепленными в текстах юридических документов.

В правоведении имеется несколько различных подходов к клас­сификации правовых семей. Наиболее распространена среди рос­сийских правоведов точка зрения французского ученого Р. Дави­да, согласно которой все национальные правовые системы мира можно сгруппировать в семь правовых семей: 1) романо-германскую; 2) семью общего права; 3) семью социалистического права; 4) семью мусульманского права; 5) семью индусского права; 6) правовую семью стран Дальнего Востока; 7) семью обычного права стран Африки и Мадагаскара.

Существует также точка зрения, согласно которой в качестве отдельной следует выделять славянскую правовую семью (В.Н. Синюков), а так­же правовую семью постсоциалистических стран.

В рамках данного учебного курса представляется достаточным ограничиться краткой характеристикой наиболее крупных право­вых семей современного мира: романо-германской, англо-саксон­ской, семьи мусульманского права и семьи индусского права.

 

Романо-германская правовая семья

Романо-германская правовая семья (семья континентального права, семья европейского права) охватывает правовые системы большинства государств континентальной Европы, в частности Франции, Италии, Испании, Португалии Швеции и др.

Исторически семья сформировалась на основе развития древнего римского права. Рецепция римского права в странах Европы заняла длительный период и завершилась в XIX в. с принятием гражданских кодексов. Романо-германские правовые системы как бы продолжают историю права Древнего Рима, но при этом являются не просто его копией, а результатом длительной эволюции.

Во всех странах романо-германской правовой семьи присутствует одинаковое понимание, оценка и анализ правовой нормы. Норму права трактуют, как правило, поведения, обладающей всеобщностью и выступающее абстрактной моделью, предоставляющее практикам общее руководство для решения конкретных дел. Задача правоприменителя при этом видится в правильной юридической квалификации конкретного казуса и разрешении его при опоре на общую правовую норму, но с учетом имеющихся нюансов, частных обстоятельств и особенностей дела.

В качестве источников права рассматриваются нормативные правовые акты, принятые компетентными органами государства и закрепляющие абстрактные модели общественных отношений. Система источников права основана на принципе иерархической подчиненности. Актом высшей юридической силы признается конституция страны. Следующий уровень в пирамиде нормативных актов занимают законы государства, принимаемые, как правило, парламентами. На основе законодательства органы исполнительной власти разрабатывают систему подзаконны нормативных правовых актов.

Принцип приоритетности закона перед иными правовыми документами восторжествовал уже в XIX в., когда почти во всех государствах романо-германской правовой семьи были приняты кодексы и писаные конституции.

Вместе с тем в конституциях некоторых государств закреплен также принцип, согласно которому международные договоры государства имеют силу, превышающую силу внутригосударственного законодательства.

Широкое распространение во всех странах романо-германского права в XIX–XX вв. получила кодификация законодательства. При этом сходство выразилось не только в самом наличии кодификации, но и в самой ее структуре, видах и количестве принимаемых кодексов.

В большинстве стран романо-германской правовой семьи судебная практика не признается источником права. Лишь в порядке исключения из общего принципа в особых случаях может быть установлена обязанность судьи следовать линии прецедента.

Так, например, в ФРГ авторитет прецедента придан решениям Федерального конституционного суда, в Швейцарии – решениям Федерального суда, в Португалии – решениям пленума Верховного Суда.

Однако при этом в большинстве стран романо-германского пра­ва широко используются различные механизмы, обеспечивающие единообразие судебной практики.

Роль правовых обычаев в правовом регулировании зависит от содержания обычной нормы и ее соотношения с принципами и нормами права. Весьма широко используются в практике применения и толкования права обычаи secundum legem (в дополнение к закону). В то же время область применения обычаев praeter le­gem (кроме закона) и обычаев adversus legem (против закона) весьма ограничена, хотя сама возможность их использования не отрицается доктриной.

В течение длительного времени доктрина была основным источником права в романо-германской правовой семье, поскольку именно в университетах были выработаны в период XIII–XIX вв. основные принципы европейского права. И лишь в период новейшей истории первенство доктрины было заменено первенством закона.

Во всех странах романо-германской правовой семьи юридиче­ская наука разделяет все правовые нормы на публичное и частное право. Для юристов, воспитанных в традициях этой семьи, очевид­но, что отношения между управляющими и управляемыми субъ­ектами отличаются значительным своеобразием по сравнению с отношениями между частными лицами и поэтому требуют иной правовой регламентации, использования особых принципов, средств и методов воздействия.

Характерной чертой романо-германского права является также его четкая структурированность, деление на отрасли. В частно­сти, в праве большинства государств континентальной Европы тра­диционно выделяют такие отрасли, как гражданское (торговое), уголовное, административное, авторское, семейное, гражданско-процессуальное и уголовно-процессуальное.

 

Англосаксонская правовая семья

Семья общего (англосаксонского) права включает в себя на­циональные правовые системы Англии, США, Канады, Австра­лии, Новой Зеландии и других государств – бывших английских колоний. Считается, что примерно треть населения мира регули­рует свои отношения, руководствуясь принципами и нормами общего права.

Исторической родиной общего права является Англия. После завоевания территории Англии норманнами (1066 г.) действую­щая система судов, выносивших решения, основанные на местных обычаях, была разрушена. Вместо этого в стране была создана сеть королевских судов, применяющих не местные обычаи, а об­щее для всей страны право — систему созданных ими прецеден­тов. Процесс становления системы общего права продолжался око­ло трех столетий. Период XVI–первой половины XIX в. считается периодом расцвета общего права. В этот же период формируется новая конкурирующая правовая система – право справедливости, источниками которого стали решения суда лорда канцлера, принимаемые по спорам, заявлениям и жалобам, поступающим на имя короля. Со временем аппарат лорда-канцлера был преобразо­ван в особый суд, рассматривающий дела в соответствии с правом справедливости. С конца XIX в. в Англии началась работа по сис­тематизации судебных прецедентов и преодолению конкуренции общего права и права справедливости. Все суды были уравнены в правах и получили возможность пользоваться обеими системами права.

Своеобразие общего права обнаруживается, прежде всего, в трактовке природы и назначения юридической нормы, под которой понимают казуальное положение, взятое из основной части решения суда и определяющее его правовую позицию по делу. Норма англосаксонского права вытекает из решения конкретного юридического казуса, она гораздо менее абстрактна, чем норма континентального права.

Общее право представляет собой систему прецедентов, со­зданных судьями при рассмотрении конкретных дел. Поэтому общее право называют правом судей или правом казусов.

Степень обязательности прецедента в англосаксонском праве зависит от положения вынесшего его органа в механизме судебной системы. Обязательные прецеденты создаются, как правило, лишь высшими судебными органами государства (в Англии – Верхов­ный суд и палата лордов). Решения же других судов и квазисудеб­ных органов могут служить примерами для судей, но не образуют обязательных прецедентов.

Законы и иные нормативные правовые акты, по традиции иг­рают в странах общего права второстепенную роль, ограничиваясь лишь внесением поправок и дополнений в право, созданное судья­ми. Однако в последнее время положение в значительной мере из­менилось. Во многих современных государствах общей правовой семьи, в частности в Англии, законы и подзаконные акты факти­чески играют ту же роль, что и аналогичные источники права на европейском континенте.

Другие источники права (обычаи, доктрина) играют по срав­нению с судебной практикой и законом в современном англосак­сонском праве второстепенную роль, хотя и используются в практике правосудия.

В частности, в Англии некоторые доктринальные труды, напи­санные учеными-судьями, получили статус авторитетных книг (books of authority), ссылки на которые в юридическом процессе допустимы и могут повлиять на решение по делу.

В семье общего права придается повышенная значимость процессуальному праву по сравнению с материальным правом.

В семье общего права отсутствует деление права на частное и публичное, а также на отрасли права, признаваемые конти­нентальным правом: гражданское, торговое, административное и др. Поскольку все суды имеют общую юрисдикцию, то потреб­ность деления норм по отраслям отсутствует.

Отличительным признаком семьи общего права является так­же оригинальный понятийный аппарат, особая правовая тер­минология, существенно отличная от той, которая используется в романо-германском праве. Так, например, в английском праве не используются такие понятия континентального права, как роди­тельская власть, узуфрукт, юридическое лицо, подлог, непреодо­лимая сила и т. п. Однако в нем можно встретить такие незнакомые юристу континента понятия, как доверительная собственность, встречное удовлетворение, эстоппель, треспасс и др.

Семья мусульманского права

Мусульманское право (шариат) окончательно сложилось в X в. и не претерпело сколько-нибудь значительных изменений по на­стоящее время. Истоки права связывают с именем пророка Му­хаммеда (571632 гг. н. э.), изложившим в своих публичных про­поведях систему религиозных и правовых взглядов, полученных им непосредственно от Аллаха. Система этих взглядов закреплена в священной книге мусульман – Коране. К концу X в. исламскими правоведами и судьями путем толкования Корана была сформу­лирована система конкретных правовых норм, образовавших за­вершенную систему права, которая была канонизирована – объ­явлена священной, не подлежащей никакому пересмотру. В связи с тем, что мусульманское право имеет божественное начало, госу­дарство лишается права заниматься законотворчеством.

Мусульманское право регулирует отношения только между мусульманами. Отношения мусульман с представителями иных религиозных конфессий регулируются светскими законами либо соглашениями сторон.

Основными источниками мусульманского права являются тексты религиозных писаний. Прежде всего, это священная кни­га мусульман Коран (114 сур (глав), содержащих более 4000 корот­ких стихотворных фрагментов). Среди религиозных строф Корана встречаются и правовые строфы (около 250, в том числе 70 строф по вопросам гражданского права, 30 – по вопросам уголовного права, 15 – по вопросам уголовного процесса, 70 по вопросам правового положения личности (мужчины).

Положения Корана дополняются другими источниками. В част­ности, Сунна (сложилась в период с VII по IX в.) содержит свод правил поведения, записанных учениками Мухаммеда, с учетом его высказывании и поступков. Правовые положения Сунны носят казуальный характер, поскольку связаны с конкретными эпизо­дами жизни пророка. Положения (адаты) Сунны не являются равноценными – их делят на аутентичные, хорошие и слабые. Обязательное значение придается только аутентичным адатам, которые образуют основу мусульманского права и конкретизированы в его третьем источнике – Иджме.

Иджма содержит систему правовых норм, которые были выведены авторитетными богословами и юристами путем толкования и разъяснения правовых строф Корана и адатов Сунны. Иджма признается основным источником права при разрешении конкретных дел.

В мусульманском праве отсутствует деление норм на част­ное и публичное право. В числе его основных отраслей выделяются уголовное, гражданское, судебное, семейное право, отрасль власт­ных норм (вопросы государственного и административного права).

Классический мусульманский суд состоит из одного судьи (кади). При этом отсутствуют какие-либо кассационные и надзор­ные инстанции. Однако, в ряде современных государств предпринимаются попытки реформирования системы мусульманских судов. Так, Египет, Тунис, Пакистан, Алжир, Турция от них отка­зались полностью, в Судане система таких судов приняла многоступенчатый характер. В то же время в Иране наблюдается про­тивоположная тенденция – Конституция 1979 г. установила обя­зательность соответствия всего действующего законодательства шариату и рассмотрение мусульманскими судами гражданских и уголовных дел.

В XX в., в ряде мусульманских государств стала проводиться активная законотворческая деятельность, была создана система светского права, ориентированная на нормы европейского права. В настоящее время мусульманские и светские законы действуют параллельно, в частности, в Турции, Египте, Сирии, Тунисе, Ираке Южном Йемене и других арабских и африканских государствах.

 

Семья индусского права

Индусское право является самой древней правовой семьей. Ее «возраст» насчитывает более чем четыре тысячи лет. Подобно му­сульманскому праву, индусское право не является национальным правом. Это система норм (большей частью моральных, религиоз­ных и традиционных), образующих основу мировоззрения и пове­дения членов общин Индии и других стран, где исповедуется ин­дуизм (Пакистан, Бангладеш, Бирма, Малайзия, Южный Йемен, Непал и проч.).

Индусское право определяет личный статус человека в общест­ве, регулирует отношения собственности, пользования имущест­вом, наследования, трудовую деятельность общины.

Исторически основными источниками индусского права выс­тупают сборники религиозных песен, молитв, гимнов, созданных во II тысячелетии до н. э. Впоследствии нормы индусского права были закреплены в различных письменных источниках (шастрах). Примером таких источников могут служить «Законы Ману», зако­ны Яджнавалкья, законы Нарады и др.

Согласно индуистской идеологии поведение людей определяется тремя движущими силами: добродетелью, интересом и удовольствием. Соответственно выделяются три вида шастр: дхарама – учит людей искусству добродетели, угодному богу поведению; артха – учит искусству управлять и быть богатым; кама – учит получать удовольствие. Согласно дхармашастре всемирный естественный порядок установлен богами, которые являются и его
хранителями. От человека же требуется лишь надлежащее исполнение своих обязанностей, что обеспечивает поддержание установленного порядка. При этом круг обязанностей зависит от принадлежности субъекта к той или иной социальной группе (касте).

Индуизм выделяет четыре касты: брахманов (священнослужи­телей); кшатриев (воинов и правителей), вайшиев (землевладель­цев и ремесленников) и шудр (слуг). Кроме того, определенные слои населения признавались изгоями общества – кастой непри­касаемых, предназначенной для выполнения наиболее тяжелых и непрестижных работ.

Среди источников индусского права можно выделить также сборники, в которых комментируются положения шастр. Вы­бор дхармашастры и сборника ее комментариев, которые надле­жит исполнять, осуществляют сами жители той или иной общины. Более того, им разрешается пользоваться и местными обычаями (даже если они противоречат дхарме).

Индусскому праву неизвестны такие источники, как законы или судебные прецеденты. Правителям разрешено принимать нормативные акты, но этот вид деятельности не регулируется дхармашастрой, поскольку входит в сферу управления, регулируемую артхашастрой. Дхарма обязывает население повиноваться приказам правителей. Однако всю полноту ответственности за несправедливые нормативные предписания несут лица, их издавшие. Судья, применяющий несправедливый закон, не обязан слепо следовать ему, а должен найти способ вынести справедливое решение.

Параллельно с индусским правом в странах, где исповедуется индуизм, могут действовать и государственные законы. Например, в Индии это кодексы и законы, принятые в период колониаль­ного господства Великобритании, а также нормативные акты, принятые в новейший период истории. Действие государственного права распространяется на всех граждан страны, независимо от религиозных убеждений. В качестве источника права в современной Индии признается и судебный прецедент (в частности, тако­вым является решение Верховного суда). Вместе с тем значительная часть населения продолжает жить, ориентируясь на принципы и нормы индусского права.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.