Вопрос 1. Основные направления учения о праве. Общая характеристика правовых доктрин.
Вопрос 2. Понятие и сущность права. Его социальная ценность.
Вопрос 3. Соотношение экономики, политики и права.
Вопрос 4. Принципы права.
Вопрос 5. Функции права.
Вопрос 6. Понятие и виды правовых систем. Соотношение права и правовой системы. Общая характеристика основных правовых систем современности.
Вопрос 7. Правосознание и правовая культура.
Ответ 1.
Основные методологические подходы к правопониманию.
Изучение феномена права носит название правопознания. Это философия права. В зависимости от мировоззренческих установок исследователя различают несколько типов правопонимания, соответствующих основным направлениям философской мысли.
На правопонимание оказывают влияние также:
1. исторические условия функционирования права и рамки культуры, в которых жил и работал исследователь;
2. философская, нравственная, религиозная, идеологическая позиция познающего его субъекта;
3. основа той или иной концепции (источник правообразования или сущность самого явления), а именно, что понимается под источником права (человек, бог, космос) и под его сущностью (воля класса, мера свободы человека);
4. устойчивость концепций в одних случаях и их динамичность, способность адаптироваться к развивающимся общественным отношениям - в других.
Что значит понимать право?
Правопонимание – это научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающие в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему, как целостному социальному явлению.
Субъект правопонимания - конкретный человек
o гражданин,
o юрист,
o ученый.
Объект правопонимания - право в планетарном масштабе, право конкретного общества, отрасль, институт.
Содержание – знание субъекта о его правах и обязанностях, конкретных и общих правовых дозволениях.
* В зависимости от того, что рассматривается в качестве источника образования права - государство или природа человека, различают естественно-правовую и позитивистскую теорию права.
Естественно-правовая теория берет начало в Древней Греции и Древнем Риме, сложный путь развития, расцвет VII-VIII вв. Т. Гоббс, Дж. Локк, А.Н. Радищев.
Кроме позитивного права, которое создается государством, существуют стоящие над ним естественные неотъемлемые права, принадлежащие человеку от рождения. Естественное право, как нравственные и правовые идеи, принципы, идеалы, требования не является правом в юридическом смысле слова, а представляют ближайшую и необходимую предпосылку естественного права.
Естественный тип правопознания характеризуют следующие основные положения:
Теоретическое и практическое различение права и закона наряду с позитивным (принятым законодателем) правом существует «высшее», «настоящее», т. е. естественное право, свойственное человеку от природы (право на жизнь, свободу, право собственности и др.
Естественно-правовая методология исходит из того, что «право – это социальный феномен упорядочения человеческой жизни, имманентный человеческому бытию, обладающий в этом качестве большей ценностью, чем закон, ибо право есть необходимый регулятор межчеловеческих отношений, который отличается от «производного», «несовершенного», а иногда, даже неприемлемого закона тем, что право всегда истинно, разумно, естественно, действительно, человечно и т.д.».
Не всякий юридический закон, будучи даже безупречным по форме, содержит в себе право. Содержание любого закона должно быть подвергнуто проверке с позиций его соответствия «естественным» - человеческим, божественным, общественным, природным и другим нормам: все, что противоречит в позитивном праве естественному праву, не может считаться правом.
Среди сторонников естественно-правовой доктрины нет единства взглядов на вопрос: кто и как должен оценивать соответствие политического права естественному праву?
3. Отождествление права и морали. Право и мораль концептуально едины. Сам термин «правовое» означает содержательное, соответствие юридических предписаний требованиям морали, где мораль выступает определяющей правотворческой и правоприменительной доминантой права.
Источник прав человека находится либо в божественном промысле, либо в человеческой природе (с момента рождения).
Ее преимущества, достоинства:
1. Утверждает идею естественных, неотъемлемых прав человека.
2. Различает право и закон, естественное и позитивное право.
3. Отмечает, что закон может быть неправовым.
4. Сыграла большую роль в критике феодализма, послужив теоретической базой революций VII-VIII вв.
Недостатки:
1. Такое понимание права снижает его формально-юридическое свойство. Представление о справедливости различно.
2. Такое понимание права связано не столько с правом, сколько с правосознанием.
Позитивистская теория оппозиционна естественно-правовой.
Позитивистская теория основывается на позитивизме.
Основные положения позитивизма:
1. В отличие от естественно-правовой доктрины позитивизм отождествляет право и закон, изданный государственной властью.