Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Источник прав человека находится либо в божественном промысле, либо в человеческой природе (с момента рождения)



ТЕМА 7. СУЩНОСТЬ ПРАВА

Вопрос 1. Основные направления учения о праве. Общая характеристика правовых доктрин.

Вопрос 2. Понятие и сущность права. Его социальная ценность.

Вопрос 3. Соотношение экономики, политики и права.

Вопрос 4. Принципы права.

Вопрос 5. Функции права.

Вопрос 6. Понятие и виды правовых систем. Соотношение права и правовой системы. Общая характеристика основных правовых систем современности.

Вопрос 7. Правосознание и правовая культура.

 

Ответ 1.

Основные методологические подходы к правопониманию.

Изучение феномена права носит название правопознания. Это философия права. В зависимости от мировоззренческих установок исследователя различают несколько типов правопонимания, соответствующих основным направлениям философской мысли.

На правопонимание оказывают влияние также:

1. исторические условия функционирования права и рамки культуры, в которых жил и работал исследователь;

2. философская, нравственная, религиозная, идеологическая позиция познающего его субъекта;

3. основа той или иной концепции (источник правообразования или сущность самого явления), а именно, что понимается под источником права (человек, бог, космос) и под его сущностью (воля класса, мера свободы человека);

4. устойчивость концепций в одних случаях и их динамичность, способность адаптироваться к развивающимся общественным отношениям - в других.

Что значит понимать право?

Правопонимание – это научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающие в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему, как целостному социальному явлению.

Субъект правопонимания - конкретный человек

o гражданин,

o юрист,

o ученый.

Объект правопонимания - право в планетарном масштабе, право конкретного общества, отрасль, институт.

Содержание – знание субъекта о его правах и обязанностях, конкретных и общих правовых дозволениях.

* В зависимости от того, что рассматривается в качестве источника образования права - государство или природа человека, различают естественно-правовую и позитивистскую теорию права.

 

Естественно-правовая теория берет начало в Древней Греции и Древнем Риме, сложный путь развития, расцвет VII-VIII вв. Т. Гоббс, Дж. Локк, А.Н. Радищев.

Кроме позитивного права, которое создается государством, существуют стоящие над ним естественные неотъемлемые права, принадлежащие человеку от рождения. Естественное право, как нравственные и правовые идеи, принципы, идеалы, требования не является правом в юридическом смысле слова, а представляют ближайшую и необходимую предпосылку естественного права.

Естественный тип правопознания характеризуют следующие основные положения:

Теоретическое и практическое различение права и закона наряду с позитивным (принятым законодателем) правом существует «высшее», «настоящее», т. е. естественное право, свойственное человеку от природы (право на жизнь, свободу, право собственности и др.

Естественно-правовая методология исходит из того, что «право – это социальный феномен упорядочения человеческой жизни, имманентный человеческому бытию, обладающий в этом качестве большей ценностью, чем закон, ибо право есть необходимый регулятор межчеловеческих отношений, который отличается от «производного», «несовершенного», а иногда, даже неприемлемого закона тем, что право всегда истинно, разумно, естественно, действительно, человечно и т.д.».

Не всякий юридический закон, будучи даже безупречным по форме, содержит в себе право. Содержание любого закона должно быть подвергнуто проверке с позиций его соответствия «естественным» - человеческим, божественным, общественным, природным и другим нормам: все, что противоречит в позитивном праве естественному праву, не может считаться правом.

Среди сторонников естественно-правовой доктрины нет единства взглядов на вопрос: кто и как должен оценивать соответствие политического права естественному праву?

3. Отождествление права и морали. Право и мораль концептуально едины. Сам термин «правовое» означает содержательное, соответствие юридических предписаний требованиям морали, где мораль выступает определяющей правотворческой и правоприменительной доминантой права.

Источник прав человека находится либо в божественном промысле, либо в человеческой природе (с момента рождения).

Ее преимущества, достоинства:

1. Утверждает идею естественных, неотъемлемых прав человека.

2. Различает право и закон, естественное и позитивное право.

3. Отмечает, что закон может быть неправовым.

4. Сыграла большую роль в критике феодализма, послужив теоретической базой революций VII-VIII вв.

Недостатки:

1. Такое понимание права снижает его формально-юридическое свойство. Представление о справедливости различно.

2. Такое понимание права связано не столько с правом, сколько с правосознанием.

 

Позитивистская теория оппозиционна естественно-правовой.

Позитивистская теория основывается на позитивизме.

Основные положения позитивизма:

1. В отличие от естественно-правовой доктрины позитивизм отождествляет право и закон, изданный государственной властью.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.