Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие, признаки и принципы правового государства



Возникновение и развитие идеи правового государства.

С идеей правового гос-ва связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Аристотель, Платон, Цицерон и т.д.) считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та полит-ая форма общежития людей, при кот закон общеобязателен как для граждан, так и для самого гос-ва. Центр-ое место занимают проблемы правовой организации гос жизни, исклю­чающей монополизацию власти в руках 1го лица или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом, обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права.

В период разложения феодализма идеи правового гос-ва изложили Н. Макиавелли и Ж. Боден. В своей теории Н. Макиавелли предпринял попытку объяснить принципы политики. Цель гос-ва - в возможности свободного пользования имуществом и обеспечении безопасности для каждого. Лучшая гос. форма - республика, кот отвечает требованиям равенства и свободы. Ж. Боден опре­деляет гос-во как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача гос-ва - обеспечить права и свободы.

В период ранних буржуазных революций:Г. Гроций теоретик школы ест права. Существует право ест-е и право волеустановленное. Источником ест права явл природа человека, чел разум. К предписаниям ест права он относит воздержание от чужого имущества, обязанности со­блюдения обещаний, возмещение ущерба, а также "воздаяние" людям заслуженного наказания. Волеустановительное пра­во, исходящее от гос-ва, должно всецело соотв-ть принци­пам ест права. Правовые институты феодализма объявлялись противоречащими природе чел, поэтому выдвигалось требование нов права, "отвечающего законам разума". Целью гос-ва - охрана ч/с посредством таких правоустановлений, кот обеспечивали бы каждому чел сво­бодное пользование своим достоянием с согласия всех.

Б. Спиноза дал теор-ое обоснование де­мокр-го гос-ва, кот, будучи связано законами, обес­печивает действительные права и свободы человека.

Т. Гоббс разработал ряд прогрессивных положений о господстве права в общественной жизни, кот впоследствии были развиты революционными буржуазными мыслителями. Обоснование формального равенства перед законом, незыблемость договоров. Отстаивал понимание свободы чел как права делать все то, что незапрещено законом.

Т. Джефферсон, автор Декларации независимости США, практически воплощает идеи правового гос-ва на ам континенте. С позиции теории общественного договора и естественных неотчуждаемых прав чел. Подвергает критике монархическую форму правления и отстаивает принцип народного суверенитета.

Прогрессивная политико-правовая мысль Зап Европы в ли­це Р.Иеринга, Г. Еллинека, Л. Дюги, Р. Паунда, Г. Спенсера и др. Правовым можно считать лишь такое гос-во, где законодатель так же подзаконен, как и гражданин.

Идеи правового гос-ва нашли широкое отражение и в рус­ской политико-правовой мысли. Они излагались в трудах Д.И. Писарева, А.И.Герцена, Н.Г. Чернышевского, А. И. Радищева, П.И. Пестеля, Н.М.Муравьева и др мыслителей, подвергавших обоснованной критике беззакония феодализма. Теор-ую завершенность рус концепция правового гос-ва получила предоктябрьского периода: Н.М. Коркунова, С.А. Котляревского, П.И. Новгородцева, С.А.Муромцева, В.М. Гессена, Г.Ф. Шершеневича, Б. Н. Чичерина, Н. А. Бердяева и др.

В последние годы четко обозначились новые подходы к оценке их роли в политической системе общества. Концептуальные положения и пути форми­рования правового государства с учетом конкретных условий развития страны излагаются в трудах С.С. Алексеева, А.В. Венгерова, В.Е.Гулиева, Н.Н. Деева, В.Д. Зорькина, и др.

 

Понятие, признаки и принципы правового государства.

Правовое гос-во в буквальном смысле означает господство права, - это государство, которое характеризуется развитой правовой системой и верховенством закона в общественной жизни, системой соц контроля над властью и наличием эффективных механизмов, кот гарантируют правовую защищенность и безопасность личности, активное и беспрепятственное использование принадлежащих ей прав и свобод.

Принципы правового гос-ва:

1. Верховенство закона. Приоритет, закона в двух аспектах.

1) верховенство закона на как сов-ти общих норм в механизме соц управления общества. Закон в этом качестве выступает как легитимное ср-во обеспечения организованности и порядка в обществе.

2) верховенство закона в действующей нац системе права. Это означает:

а) важнейшие отношения в обществе, его основоп-ие ценности и приоритеты урегулированы с помощью закона-акта, изданного высшим органом гос. власти;

б) высшую юр силу и действие закона на территории всей страны;

в) наличие эффективных юр. механизмов, снимающих противоречия м/у подзаконными актами и законом в пользу последнего.

2. Соответствие закона праву. Закон хотя и наиболее важная, но тем не менее - лишь одна из форм выражения права. В правовом гос-ве господствуют законы, кот согласуются с правом,,его принципами и не легализуют (узаконивают) произвол и насилие. Приоритет права над законом означает связанность законодателя неотчуждаемыми правами и свободами чел и теми ценностями, кот они выражают. Законодатель, создавая закон, не может нарушать границ права, узаконивать то, что по своей природе чуждо праву.

3. Реальность прав и свобод чел и гражданина, их гарантированность и защищенность. В правовом гос-ве не только провозглашены (декларированы) права и свободы, но и созданы фактические условия и юр механизмы для пользования ими. Правовое государство предполагает развитое гр-ое общество с утвердившимися принципами соц строя, эффективной рын системой хозяйства, т.е. такой соц-ый и эконом-й уклад, кот обеспечивает достойный уровень жизни людей, их свободное развитие, возможность удовлетворять свои разнообразные интересы и потребности. Защищенность прав и свобод предполагает: безопасность личности, ее имущества, собственности; наличие в правовой системе механизмов, обеспеч восстановление нарушенных прав и препятствующих их нарушению.

4. Приоритет в выборе как гражданами, так и гос-ом (в особенности) правовых ср-в над силовыми способами решения возникающих проблем. В правовом гос-ве право поставлено над целесообразностью, а сила, исп-ая государством, имеет исключительно характер правового принуждения, т.е. обладает свойством легитимности.

5. Правовой характер взаимоотношений индивида и публичной (гос.) власти. С точки зрения правового гос-ва каждый из них – юр-ки равноправная сторона в правовом отношении, имеет как права, так и обязанности, а равно несет взаимную ответственность. В условиях правового гос-ва деятельность граждан регулируется на основе общедозволительного принципа правового регулирования: разрешено все, что не запрещено законом. Деятельность властных структур регулируется в соответствии с принципом: разрешено то, что прямо предусмотрено законом.

Правовое гос-во формируется в определенных социальных, полит. условиях. Оно есть элемент, составляющая конституционного строя и одновременно его гарантия. Поэтому правовое государство возможно лишь на основе утверждения в общественной жизни признаков конституционного строя: суверенитета народа; разделения властей; признания человека, его прав и свобод высшей ценностью в обществе полит. и идеологического плюрализма, многообразия форм собственности и др.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.