Тормозами управляют с помощью крана машиниста 16, ручка которого имеет семь рабочих положений.
Положение I — зарядка ТМ и уравнительного резервуара 14 объемом 20 л с одновременным выпуском сжатого воздуха из тормозных цилиндров 31 всех вагонов поезда. НМ и ТМ соединяются через широкие каналы золотника крана. При этом уравнительный поршень в кране опускается вниз, открывает впускной клапан и создает второй дополнительный путь зарядки, обеспечивая мощную продувку ТМ.
Магистральные поршни и золотники воздухораспределителей 38 перемещаются в положение зарядки и отпуска и соединяют запасные резервуары 41 с тормозной магистралью. В этом положении через золотники воздухораспределителей рабочие камеры реле давления 45 соединяются с атмосферой. Реле давления срабатывают на отпуск и через свои атмосферные отверстия выпускают сжатый воздух из тормозных цилиндров 31.
После доведения давления в уравнительном резервуаре 14 до зарядного (4,7 кгс/см2) ручку крана машиниста переводят во второе (поездное) положение.
Положение II — ТМ и НМ между собой непосредственно не сообщаются. Вступает в работу редуктор крана машиниста и автоматически поддерживает давление в уравнительном резервуаре 4,7 кгс/см2. Такое же давление кран поддерживает в тормозной магистрали, обеспечивая подпитку при возможных утечках. Давление в ТМ уравнивается с давлением в запасных резервуарах 41
Если в первом положении крана допущена перезарядка магистрали и уравнительного резервуара, то в положении II стабилизатор крана снизит давление и доведет его до нормы, независимо от величины перезарядки и утечек в ТМ. Снижение давления происходит малым темпом, и тормоза в действие не приходят.
Положение III — перекрыша. В ТМ зафиксировано определенное давление. Если в этом положении надолго оставить ручку крана, под действием утечек давление будет медленно понижаться.
Положение IV — перекрыша с питанием магистрали. В это положение переводят ручку крана после торможения, т.е. после снижения краном давления в ТМ на требуемую величину. Кран машиниста, как и в поездном положении II, обеспечивает пополнение утечек. Но если ранее в магистрали поддерживалось нормальное зарядное давление 4,7 кгс/см2, то в положении IV поддерживается пониженное после торможения давление. Поэтому отпуска тормозов не происходит.
Положение V — служебное торможение (ступенчатое или полное). Для торможения в уравнительном резервуаре 14 понижают давление на требуемую величину. Уравнительный поршень крана действует как повторитель и понижает давление в тормозной магистрали поезда на такую же величину, вызывая срабатывание воздухораспределителей на торможение. Порция сжатого воздуха из запасного резервуара 41 через воздухораспределитель 38 попадает в резервуар 40 и в рабочие камеры реле давления 45.
Реле срабатывают и наполняют тормозные цилиндры 31 воздухом из питательного резервуара 54(3). Объемы резервуаров и цилиндров выбраны так, чтобы давление в цилиндрах примерно утраивалось по сравнению с величиной разрядки магистрали. Например, при разрядке ТМ на 0,5... 0 6 кгс/см2 в цилиндрах будет 1,5. 1,8 кгс/см2. Возможно несколько ступеней торможения или торможение в один прием с максимальным давлением в цилиндрах.
Положение V — торможение без разрядки ТМ.
Положение VI — экстренное торможение. Темп разрядки магистрали, на который реагируют воздухораспределители, гораздо выше, чем при служебном торможении. ТМ разряжают до нуля, тормозная волна распространяется со скоростью около 200 м/с, воздухораспределители надежно срабатывают, обеспечивая максимальное давление в цилиндрах.
Переводя ручку крана в положение I, восстанавливают зарядное давление в ТМ, воздухораспределители срабатывают на отпуск. Отпуск возможен полный, ступенчатого отпуска тормоза не имеют.