Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие о правоотношении, его основные элементы



Правовые отношения (правоотношения) — те из них, которые регулируются нормами права. С точки зрения права каждый участник правоотношений обладает набором определенных прав и обязанностей, поэтому правовые отношения можно определить как общественные отношения, возникающие на основе взаимных прав и обязанностей участвующих в них лиц. Правоотношение - это общественное отношение, урегулированное правовой нормой. Правоотношения возникают между людьми, гражданами-предпринимателями, государственными органами, предприятиями, фирмами, кооперативными и иными организациями. Элементы правоотношений. Правоотношение состоит из четырех элементов: субъектов правоотношения; субъективного права; юридической обязанности; объектов правоотношения. Субъект правоотношения. Субъект правоотношения - это человек и (или) организация, которые согласно действующим нормам права могут вступать и вступают в конкретные правоотношения. Для этого они должны обладать двумя свойствами: правоспособностью и дееспособностью. Поскольку правоотношения являются общественными отношениями, их субъектами нельзя считать вещи, животных и т.д. Субъектами также не могут быть лица, не обладающие правоспособностью и дееспособностью. Правоспособность - это признанная государством способность обладать правами и обязанностями. Каждый человек (физическое лицо) получает правоспособность в момент рождения и лишается ее в момент смерти. Юридическое лицо получает правоспособность в момент государственной регистрации и лишается ее в момент завершения процесса ликвидации. Дееспособность гражданина — способность субъекта своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права и исполнять гражданские обязанности. По сути она означает способность человека нести правовую ответственность за вред, который он причинил своими действиями. В отличие от правоспособности дееспособность предполагает наличие у человека определенного уровня психической зрелости. Поэтому дееспособностью не обладают люди, которые не способны отвечать за свои действия: некоторые психически нездоровые люди (если это признано судом) и дети до определенного возраста. Дееспособность юридических лиц возникает одновременно с правоспособностью — с момента регистрации их устава и ограничивается уставными целями и задачами, для достижения которых создано это юридическое лицо. Дееспособность физических лиц связана с тем, что в правоотношение должны вступать участники, обладающие зрелым и здравым умом, сознающие значение своих действий. Этими свойствами не обладают дети и душевнобольные лица. Они не смогу т сами по своему усмотрению вступать в конкретные правоотношения. По общему правилу дееспособность физических лиц возникает в возрасте 18 лет, а в отдельных случаях — в более ранние сроки. Дееспособность граждан может быть ограничена. В соответствии со ст. 30 ГК РФ «гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности...». Правоспособность и дееспособность, взятые вместе и характеризующие лицо именно как субъект права, образуютправосубъектность. Только закон может устанавливать и признавать особое юридическое качество — правосубъектность. Ее невозможно произвольно установить, изменить или отменить. Правосубъектность не зависит от воли и желания частных лиц и организаций. Она так же, как и составляющие ее звенья — правоспособность и дееспособность, возникает, изменяется или прекращается только с помощью закона. Субъективное право. Субъективное право - это установленные нормой права вид и мера возможного поведения. Субъективное право включает четыре правомочия: определенного поведения управомоченного лица; требования совершения определенных действий от обязанного лица; принудительного осуществления обязанностей путем обращения в компетентные органы государства; пользования определенным социальным благом, ценностью. Юридическая обязанность. Юридическая обязанность — это предписанные лицу и обеспеченные возможностью государственного принуждения вид и мера должного поведения, которым необходимо следовать в интересах управомоченного, т. е. носителя субъективного права. От исполнения обязанности нельзя отказаться и нельзя быть недобросовестным при ее исполнении. Любое отклонение от обозначенной в правовой норме меры будет рассматриваться как правонарушение и влечь нежелательные правовые последствия для обязанного лица. Юридическая обязанность, которая является обратной стороной субъективного права, включает необходимость: совершать определенные действия или воздерживаться от них; реагировать на законные требования управомоченного; нести юридическую ответственность за неисполнение этих требований; не препятствовать управомоченному пользоваться тем благом, на которое тот имеет право. Объекты правоотношения. Объекты правоотношений - материальные и духовные блага, ради которых люди вступают в конкретные отношения: природа, предметы, произведенные человеком, деньги, ценные бумаги и др. Объектами правоотношений могут быть результаты интеллектуальной деятельности, а также блага, связанные с жизнью и здоровьем человека (например, в уголовно-правовых отношениях). Характеристика правоотношений будет неполной, если не назвать ту роль, которую играют в ходе их возникновения и реализации юридические факты.Юридический факт — это конкретное жизненное обстоятельство, с которым закон связывает возникновение, изменение и прекращение правоотношений. Юридические факты формулируются в гипотезах правовых норм. Юридические факты делятся на две группы: события; действия.

События - жизненные ситуации, которые происходят независимо от воли людей (естественная смерть человека, стихийное бедствие и др.) и с наступлением которых закон в ряде случаев связывает возникновение правоотношений (наследование, выплата страховых сумм и т. д.). Действия - жизненные обстоятельства, наступление которых зависит от воли и сознания людей как будущих участников возникающих правоотношений.

Сточки зрения законности все юридические действия людей подразделяются на: правомерные; неправомерные. В свою очередь, правомерные действия делятся на юридические акты, которые специально совершаются людьми в целях вступления их в определенные правоотношения (например, заключение брака, подача искового заявления в суд), июридические поступки, которые специально не направлены на возникновение, изменение или прекращение правоотношений, однако влекут по закону определенные правовые последствия (например, гражданин написал письмо в газету в целях решения экологической проблемы района, после публикации письма у гражданина появляется право авторства на эту публикацию, хотя такой цели при написании письма он не преследован). Неправомерные действия — это правонарушения (в том числе уголовные преступления), неисполнение договорного или иного обязательства, совершение недействительной сделки, причинение вреда. Закон связывает с неправомерными действиями наступление неблагоприятных юридических последствий. Неправомерные действия как юридические факты можно подразделить на преступления (как наиболее опасные деяния) и проступки (дисциплинарные, административные и гражданско-правовые).

49. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВООТНОШЕНИЙ.Правоотношения подразделяются на виды. Существуют различные критерии классификации правоотношений. Одним из наиболее простых и наиболее распространенных критериев является классификация правоотношений в зависимости от отраслевой принадлежности норм, на основе которых они возникают, изменяются или прекращаются. Используя данный критерий, все правоотношения подразделяют на административно-правовые, уголовно-правовые, гражданско-правовые и так далее. Широко распространена классификация правоотношений в зависимости от количества участвующих в них сторон и характера распределения между ними прав и обязанностей. По этому критерию различают односторонние, двусторонние и многосторонние правоотношения. Основная отличительная особенность односторонних правоотношений заключается в том, что каждая из двух участвующих в них сторон имеет по отношению к другой или только права, или только обязанности. Типичным примером может служить договор дарения. Характерным признаком двустороннего правоотношения является наличие у каждой из двух участвующих сторон взаимных прав и обязанностей (договор подряда, найма, купли-продажи). Отличительной особенностью многостороннего правоотношения является участие в нем трех или более сторон и наличие у каждой из них прав и обязанностей по отношению друг к другу. В таком правоотношении каждому субъективному праву одной стороны соответствует юридическая обязанность другой стороны. Примером может послужить любая гражданско-правовая сделка в которой помимо двух сторон участвует посредник. Существуют и другие критерии классификации правоотношений. Выделение некоторых из них имеет важное теоретическое и практическое значение. Таково в частности, подразделение правоотношений на регулятивные, связанные с установлением субъективных прав и обязанностей сторон и их реализацией, и на охранительные, возникающие в случае нарушения субъективных прав и обязанностей сторон и способствующие их восстановлению. Таковым также является деление правоотношений на относительные и абсолютные. Правоотношения, в которых осуществление субъективного права одного лица может достигаться лишь через соответствующие действия другого, обязанного лица, в юридической литературе принято называть относительными. Правоотношения же, в которых субъективное право выступает в виде обеспеченной в законодательном порядке возможности собственного поведения, свободы осуществлять свое право, относят к категории абсолютных. Классическим примером является содержание правомочий собственника - самостоятельно владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом. Требования собственника, которые при этом могут возникнуть и зачастую возникают, сводятся лишь к устранению препятствий, стоящих на пути к осуществлению его субъективного права.

51. Структура правосознания и его функции.Существуют различные формы общественного сознания, посредством которых люди осознают (отражают) существующий мир. Правое сознание представляет собой одну из форм общественного сознания (по аналогии правовая норма есть одна из разновидностей социальных норм). Как и другие формы общественного сознания (мораль, наука, религия), правовое сознание отражает окружающую человека действительность, в нашем случае — в сфере права, т. е правовую действительность. Такое отражение осуществляется в формах юридических знаний и их опенках. Для правого сознания характерны следующие признаки: оно является одной из форм общественного сознания; состоит из идей, теорий, чувств, эмоций, взглядов и других компонентов, выражающих оценочное психологическое отношение людей к правовым явлениям; обращено не только к настоящему, но и к прошлому и будущему; ориентирует субъектов права в социально-правовых ситуациях, выступает своеобразным «внутренним» посылом для выбора и принятия юридически значимого поведения. Таким образом, правое сознание — совокупность идей, теорий, чувств, эмоций, взглядов и других компонентов, выражающих оценочное психологическое отношение людей к правовым явлениям и в целом к праву — действовавшему, действующему и желаемому. Структура правого сознания. В структурном отношении правосознание состоит из двух основных компонентов: правовая идеология - это систематизированное научное выражение взглядов (теории, концепции, доктрины, программы) о праве и его роли в регулировании общественных отношений (например, естественно-правовая, либерально-правовая идеология и др.); правовая психология - это концентрированное выражение чувств, эмоциональных переживаний, привычек, стереотипов, ценностных отношений, возникающих в связи с оценкой и реализацией правовых норм и выражающих оценочное психологическое отношение людей к правовым явлениям. В разработке первого компонента правосознания — правовой идеологии принимают участие ученые, политики, которые при создании соответствующих теорий, концепций о праве должны объективно оценивать реальность, учитывать политическую расстановку сил, уровень общественного сознания, интересы как большинства, так и меньшинства населения. С учетом этого правовая идеология может обосновать и оценить существовавшие, существующие и вновь возникающие правоотношения и другие правовые явления. Правовая психология является непосредственным отражением культуры, обычаев, традиций наций, народностей, различных социальных слоев общества. Через правовую психологию реализуется самооценка личности, т. е умение критически оценивать свое поведение с точки зрения его соответствия нормам права. Функции правосознания. В теории государства и права выделяются следующие функции правосознания: Регулятивная функция. При определенных условиях правосознание выступает регулятором общественных отношений посредством ценностно-правовой ориентации. Результат этой регуляции может проявляться в виде правомерного или противоправного поведения; Оценочная. Правовые нормы, другие элементы правовой системы выступают объектами оценки. Оценочная функция вызывает определенное отношение личности к разным явлениям правовой жизни. С ее помощью оценивается отношение к праву и законодательству, правоохранительным органам, правовому поведению окружающих, своему правовому поведению;Познавательная функция (гносеологическая) — состоит в накоплении знаний о праве и возможности дальнейшего осмысления правовой действительности; Прогностическая функция - состоит в возможности предвидения, предсказания будущего состояния правовой системы; Правотворческая. Правосознание опосредованно воздействует на сам процесс и результаты правотворчества, находит свое выражение в нормативных актах. В некотором смысле правосознание является даже источником права. Однако здесь следует отметить и обратную связь. Существующее позитивное право оказывает воздействие на правосознание граждан, формирование представлений о правах, обязанностях, ответственности. Виды правосознания. Правосознание классифицируется по различным критериям: по уровню осмысления правовых явлений: обыденное (эмпирическое) правосознание складывается под влиянием окружающей обстановки, на основе семейного воспитания, практического жизненного опыта; профессиональное (специализированное) правосознание складывается в результате юридического образования и профессионального опыта. Профессиональное правосознание складывается вереде профессиональных юристов; научное (теоретическое) правосознание складывается в результате научного осмысления правовых явлений. Научное правосознание формируется на базе глубоких правовых обобщений, специальных исследований государственно- правовой материи.

Обыденному сознанию соответствует правовая психология, а профессиональному и научному сознанию — правовая идеология;

52. Деформация правосознания: понятие, виды и способы преодоления.Деформация правосознания – изменение отношения индивида или группы к праву в целом, к правовым или социальным ценностям, влекущее за собой неадекватное восприятие правовой реальности.Формы деформации: 1. Правовой нигилизм – осознанное преуменьшение силы и значения права, уклонение от исполнения правовых требований, связанных с отсутствием у субъектов веры в справедливость и оправданность правовых норм. 2. Правовой инфантилизм – недооценка действенной роли права вследствие его незнания или недостаточности знания. 3. Профессиональная деформация (например, для лиц в ПВО системе)

4. Правовой идеализм – (правовой фетишизм) – преувеличение роли и значения права в жизни общества, стремление решить при помощи правовых средств неправовые задачи. Нигилизм вообще (в переводе с лат. - "отрицание") выражает негативное отношение субъекта (группы, класса) к определенным ценностям, нормам, взглядам, идеалам, отдельным, а подчас и всем сторонам человеческого бытия. Формы проявления правового нигилизма в обществе: 1. Прямое сознательное нарушение законов, если оно основано на убеждённости нарушителя, что противозаконного он ничего не делает. Преступность - мощный катализатор правового нигилизма, мрачная зона которого стремительно расширяется, захватывая все новые и новые сферы влияния. Злоумышленники не боятся законов, умело обходят их, используя разного рода правовые "дыры" и "щели". Страна все глубже погружается в трясину тотальной коррупции, которая сводит на нет все реформаторские усилия, разлагает нравственные и правовые устои общества, подрывает престиж России на международной арене. "Девятый вал" преступности угрожает захлестнуть все общество, приостановить его демократическое развитие. Слово "нигилизм" - слишком мягкое для отражения всего происходящего в данной области. 2. Массовое неисполнение норм права значительной частью населения 3. Распространение антиправовой психологии (например, эстетизация преступности). 4. Распространение настроений в обществе, оправдывающих преступность 5. Война законов (например, противоречие ФЗ и субъектов ФЗ) 6. Нарушение норм права в угоду целесообразности 7. Низкий авторитет суда и иных ПВО 8. Массовое нарушение прав и свобод Человека государственно-властными структурами. Человек перестает ценить, уважать, почитать право, так как он не видит в нем своего надежного гаранта и опору. В таких условиях даже у законопослушных граждан вырабатывается нигилизм, недоверие к существующим институтам. Признание и конституционное закрепление естественных прав и свобод человека не сопровождается пока адекватными мерами по их упрочению и практическому претворению в жизнь. А невозможность осуществить свое право порождает у личности чувство отчуждения от него, правовую разочарованность, скепсис. Основные направления преодоления правового нигилизма: Укрепление режима законности Наличие реальных механизмов отстаивания прав и свобод, их многообразие Совершенствование правовой системы, т.е. минимизация подзаконных актов Правовое воспитание Пропаганда правомерного поведения Повышение авторитета судебной и ПВО системы Подытоживая все сказанное, можно выделить некоторые общие, наиболее характерные черты современного правового нигилизма. Это: во-первых, его подчеркнуто демонстративный, воинствующий, конфронтационно-агрессивный характер, что обоснованно квалифицируется общественным мнением как беспредел или запредельность; во-вторых, глобальность, массовость, широкая распространенность не только среди граждан, социальных и профессиональных групп, слоев, каст, кланов, но и в официальных государственных структурах, законодательных, исполнительных и правоохранительных эшелонах власти; в-третьих, многообразие форм проявления - от криминальных до легальных (легитимных), от парламентско-конституционных до митингово-охлократических, от "верхушечных" до бытовых; в-четвертых, особая степень разрушительности, оппозиционная и популистская направленность, регионально-национальная окраска, переходящая в сепаратизм; в-пятых, слияние с государственным, политическим, нравственным, духовным, экономическим, религиозным нигилизмом, образующими вместе единый деструктивный процесс; в-шестых, связь с негативизмом - более широким течением, захлестнувшим в последние годы сначала советское, а затем российское общество в ходе демонтажа старой и создания новой системы, смены образа жизни.

53. Правовой нигилизм: понятие, формы проявления, социальная опасность.Правовым нигилизмом называют форму правового сознания, выражающуюся в отрицательном или равнодушном отношении к правовым нормам. Причинами возникновения правового нигилизма считают:

деспотичный характер государственной власти; особенность исторического развития государства; использование репрессивного законодательства;

пробелы в законодательстве, в правовой системе; наличие административно-командных методов в политической и экономической сферах общества;

отсутствие в государстве демократических и правовых традиций;

переходный период, который вызвал трудности в правовой системе;

несовершенное развитие судебной и правоохранительной деятельности.

Формы правового нигилизма и пути его преодоления. 1. Правовой нигилизм, который по своему содержанию выражается в отрицательном отношении к праву. Это отношение к праву имеет различную степень интенсивности. Поэтому различают пассивные и активные формы правового нигилизма. Пассивная форма выражается в неверии в возможности права, в непризнании его позитивной роли в обществе (славянофилы). Активная форма характеризуется враждебным отношением к законам, пропагандой своего мировоззрения среди других граждан (анархизм). Юридический нигилизм может быть характерен для общества в целом, социальной группы или отдельной личности. Он может быть стойким и спонтанным. Однако в любом случае правовой нигилизм не доходит до стадии сознательного нарушения правовых норм. Он означает лишь непризнание права, отсутствие веры в его социальную ценность. Истоки подобного отношения к праву коренятся в недоверии к власти, в рассмотрении закона как указания, приказа со стороны государства, в безнаказанности должностных лиц, в расхождении предписаний законов и действительности, в пороках правосудия и т. д. Этому во многом способствует несовершенство и противоречивость законодательства, неспособность власти обуздать преступность, гарантировать гражданам их права и защитить от произвола и т. д. Порой беззаконие творится от имени закона, формально прикрывающего преступные интересы частных лиц и подтверждающего изречения: «где два юриста — там три мнения», «закон что дышло: куда повернешь — туда и вышло». К формам проявления правового нигилизма можно отнести восприятие права лишь как средства оформления политических решений, принятия несовершенных, необеспеченных правовых актов, нарушения прав человека, слабой защищенности личности, которая во многом явилась результатом реализации принципа из известной сказки Л. Филатова: «Действуй строго по закону, то бишь действуй... втихаря» и т. д. Пути преодоления правового нигилизма связаны с повышением уровня правовой культуры, выработкой гуманистической и эффективной правовой политики, переоценкой социальных ценностей, принятием качественных законов, выражающих интересы адресатов, повышением эффективности деятельности правоприменительных органов и др. 2. Перерожденческое правосознание (негативное отношение к праву, вызывающее осознанные противоправные поступки, связанные с эгоистическими, корыстными и т. п. мотивами), которое в отличие от правового нигилизма выражается в умышленном, виновном нарушении требований действующего законодательства.

3. Правовой идеализм, который означает переоценку возможностей права. Это явление получает особенно широкое распространение в годы революционных перемен или при формировании нового законодательного органа, когда в ответ на социальные ожидания у недостаточно опытного законодателя формируется убеждение, что достаточно принять хорошие законы, и все проблемы будут решены. Некоторые политические деятели для повышения своей популярности умышленно используют такую эйфорию, инициируя законы, явно не способные привести к желаемому результату. Однако возможности права весьма ограничены. Оно способно, отражая реальную действительность, либо стимулировать позитивные, либо ограничивать негативные явления и процессы действительности. Несбыточные ожидания могут скомпрометировать не только право, но и деятельность законотворческих органов, убить веру в демократию. Об этом свидетельствует законотворческая практика нашего государства: принятие во времена президента Ельцина многих популистских законов и опубликование политических заявлений (о борьбе с организованной преступностью и г. д.), не обеспеченных возможностями государства. Пороки правового идеализма не столь очевидны. Они проявляются гораздо позже создания закона в форме недостижения ожидаемых результатов от его действия, а также в порождении неверия в возможности закона, т. е. в правовом нигилизме.

Правовой инфантилизм, при котором, в связи с недостаточностью жизненного опыта и знания основ действующего законодательства, человек не может полноценно ориентироваться в правовой действительности. Явления социальной деформации в настоящее время проникли во все сферы общественной жизни. Негативные проявления правового нигилизма – экстремизм, преступность в подростковой и молодежной среде – получили широкое распространение и обрели более опасный для российского общества характер, по сравнению с прошлыми периодами времени. Данные отрицательные девиации наносят огромный вред и государству, и обществу, задерживая их развитие. В связи с этим правовой нигилизм молодежи следует рассматривать в качестве социальной проблемы современного российского общества, требующей безотлагательного решения.

55. ПРАВОВАЯ АККУЛЬТУРАЦИЯ — привитие элементов правовой цивилизации традиционным обществам или обществам, уступающим в правовом развитии. Правовая аккультурация, в понимании антропологов права, — это «глобальная трансформация, которую испытывает одна правовая система от контакта с другой правовой системой, этот процесс предполагает использование различных по природе и силе воздействия средств принуждения» (Н. Рулан). Фактор правовой аккультурации в значительной мере способствовал возникновению права. В основе правовой аккультурации передача права принудительно или без принуждения одним обществом другому. Если рассматривать правовое развитие во всемирном масштабе, то этот процесс характеризуется непрерывным влиянием одной правовой системы, более развитой, на другие, менее развитые. Происходит заимствование, т.е. перенос элементов развитой правовой системы в правовую систему, уступающую в развитии, и как следствие этого ее реинтеграция. Так, колонизация крупными европейскими державами, прежде всего Англией и Францией, неевропейского ареала обусловило навязывание (экспансию) права метрополии на местное сообщество. Покоренные Халифатом, а позднее Османской империей, народы в результате исламизации постигали законы шариата. В современных условиях правовая аккультурация приобретает глобальное измерение, правовое развитие отдельно взятой страны подчиняется законам движения права в его планетарном масштабе. Западные специалисты, в частности, указывают на фактор американизации права. Анализ признаков и понятия правовой аккультурации позволил выявить следующие виды правовой аккультурации: 1. По форме протекания юридических процессов выделяются открытая и скрытая (латентная) правовая аккультурация. Если открытая аккультурация напрямую связана с юридической экспансией и рецепцией и характеризует, прежде всего, сферу публичного права, то латентная - с правовой ассимиляцией и интерференцией и относится преимущественно к сфере частного права. В реальной практике правовая аккультурация, как правило, происходит не в одной какой-либо форме, а в их совокупности и взаимодействии. 2. По методам протекания процессов взаимодействия правовых систем юридическая аккультурация может быть: а) добровольной — вступающие в контакт общества стремятся к более глубокой интеграции, трансформируя свои правовые системы; б) насильственной - правовая система в целом или отдельные ее элементы открыто навязываются обществом-донором обществу-реципиенту; в) вынужденной - либо статус общества-реципиента (его отдельной части) зависит от уровня усвоения элементов правовой системы политически доминирующего общества, либо сохранение политического, экономического и любого другого господства связано с необходимостью признания ряда правовых институтов и норм подчиненного социума. 3. По своим результатам правовую аккультурацию можно разделить: а) на юридическую ассимиляцию, которая предполагает полную или практически полную утрату исконной правовой культуры обществом-реципиентом и столь же полное усвоение новой; б) юридическую трансформацию, предполагающую частичное (в том или ином объеме) изменение права общества-реципиента при сохранении своих базовых черт; в) юридическую интерференцию, связанную с изменениями каждой из вступивших в контакт правовых систем.

56. Понятие, формы, механизм правового воспитания.Правосознание людей, объединенных в социальные общности, - явление во многом объективное, складывающееся под воздействием сочетания многочисленных факторов: социально-экономических, политических, этнопсихологических, культурно-исторических. Но это вовсе не означает, что на процесс формирования сознания людей в юридической области нельзя воздействовать целенаправленно. Наоборот, правосознание, как и сознание нравственное, религиозное, научное, нуждается в систематическом рациональном формировании, стимулировании, позитивном социальном развитии. Система мер, направленных на интеграцию в сознание людей политико-правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры, выступает как правовое воспитание.

Правовое воспитание - это целенаправленная деятельность государства, общественных организаций, отдельных граждан по передаче юридического опыта; систематическое воздействие на сознание и поведение человека в целях формирования определенных позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентации, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм. Правовое воспитание включает в себя следующие элементы: 1) субъекты воспитания (органы государства, госслужащие, политики, преподаватели, журналисты и др.); 2) объекты воспитания (граждане, трудовые коллективы, социальные группы и т.д.); 3) содержание воспитания (приобщение людей к политическим и юридическим ценностям, идеям, принципам, опыту, информации и т.п.);

4) методы воспитания (убеждение, поощрение, наказание, др. приемы педагогического воздействия на объект воспитания); 5) формы воспитания. Содержанием правового воспитания является приобщение людей к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободах личности, выработка у граждан устойчивой ориентации на законопослушное поведение. Таким образом, формы, средства и методы правового воспитания выступают организационным и методологическим механизмом, с помощью которого субъекты правового воспитания воздействуют на общественное и индивидуальное сознание, помогая последнему воспринять правовые принципы и нормы. К основным элементам механизма правового воспитания, прежде всего, относят формы, т.е. конкретные способы организации воспитательного процесса. В современных условиях применяются самые разнообразные формы правовой работы (воспитания) с населением: 1) правовой всеобуч - передача, накопление и усвоение правовых знаний в школе, средних специальных и высших учебных заведениях; 2) пропаганда права средствами массовой коммуникации; 3) правовая воспитательная работа в связи с теми или иными конституционными мероприятиями (референдумы, выборы и т.д.); 4) юридическая практика как передача и усвоение юридической информации, знаний посредством участия граждан в правореализующей, и, прежде всего, в правоприменительной деятельности и т.д.; 5) самовоспитание через анализ правовых явлений, самообразование, личный опыт. Система мероприятий правового всеобуча включает работу специальных правовых семинаров, школ, курсов, которые организуются государственными и общественными органами и организациями, как на коммерческой, так и на бюджетной основе. К формам правовоспитательной работы через средства массовой информации относятся беседы на правовые темы, “круглые столы” специалистов права, дискуссии по актуальным вопросам политико-правовых отношений, тематические передачи “Человек и закон”, комментарии нового законодательства специалистами и т.д. Правовое воспитание не сводится только к правовой информированности граждан. Это глубинный процесс, связанный с осознанием прав и свобод человека и гражданина. Положений Конституции и действующих законов.

57. Правомерное и законопослушное поведение. Структура и виды правомерного поведения.Основная разновидность правового поведения — поведение правомерное, ибо подавляющее большинство граждан и организаций в сфере права действуют именно таким образом. Правомерное поведение — это массовое по-масштабам социально полезное осознанное поведение людей и организаций, соответствующее правовым нормам и гарантируемое государством. Правомерному поведению присущи следующие признаки. Во-первых, правомерное поведение соответствует требованиям правовых норм. Человек действует правомерно, если он точно соблюдает правовые предписания. Это формально-юридический критерий поведения. Нередко правомерное поведение трактуется как поведение, не нарушающее норм права. Однако такая трактовка не вполне точно отражает содержание данного явления, ибо поведение, не противоречащее правовым предписаниям, может осуществляться вне сферы правового регулирования, не быть правовым. Во-вторых, правомерное поведение обычно социально полезно. Это действия, адекватные образу жизни, полезные (желательные), а порой и необходимые для нормального функционирования общества. Положительную роль оно играет и для личности, ибо благодаря ему обеспечивается свобода, защищаются законные интересы. В-третьих, правомерному поведению присущ признак, характеризующий его субъективную сторону, которую, как и у любого другого действия, составляют мотивы и цели, степень осознания возможных последствий поступка и внутреннее отношение к ним индивида. При этом мотивы отражают не только направленность (нарушает или нет нормы права), но и характер, степень активности, самостоятельность и интенсивность поведения в ходе реализации. Субъективная сторона свидетельствует об уровне правовой культуры личности, степени ответственности лица, о его отношении к социальным и правовым ценностям. Социальная роль правомерного поведения чрезвычайно высока. Она представляет собой ту наиболее эффективную реализацию права, которая охраняется государством. Именно через правомерное поведение осуществляется упорядочение общественных отношений, необходимое для нормального функционирования и развития общества, обеспечивается устойчивый правопорядок. Правомерное поведение является важнейшим фактором решения стоящих перед обществом задач. Однако социальная роль правомерного поведения не сводится к удовлетворению общественных нужд. Не менее важная его функция состоит в удовлетворении интересов самих субъектов правовых действий. Поскольку общество и государство заинтересованы в таком поведении, они поддерживают его организационными мерами, поощряют, стимулируют. Деяния субъектов, препятствующие совершению правомерных действий, пресекаются государством. Вместе с тем социальная значимость различных вариантов правомерного поведения различна. Различно и их юридическое закрепление. Некоторые виды правомерных действий объективно необходимы для нормального развития общества. Это защита Родины, исполнение трудовых обязанностей, соблюдение правил внутреннего трудового распорядка, правил дорожного движения и т. д. Варианты такого поведения закрепляются в императивных правовых нормах в виде обязанностей. Выполнение их обеспечивается (помимо организационной деятельности государства) угрозой государственного принуждения. Другие варианты поведения, не будучи столь необходимыми, являются желательными оля общества (участие в выборах, вступление в брак, обжалование неправомерных действий должностных лиц и т. д.). Указанное поведение закрепляется не как обязанность, а как право, характер реализации которого во многом зависит от воли и интересов самого управомоченного. Многие варианты подобного поведения закреплены в диспози-тивных нормах.

Возможно правомерное социально допустимое поведение. Таковы, например, развод, частые смены работы, забастовка. Государство не заинтересовано в их распространенности. Однако это действия правомерные, дозволенные законом, а потому возможность их совершения обеспечивается государством. Социально вредное, нежелательное для общества поведение нормативно закрепляется в виде запретов. Правомерное поведение в этом случае заключается в воздержании от запрещенных действий. Правомерные действия можно классифицировать по разным основаниям: субъектам, объективной и субъективной стороне, юридическим последствиям и др. (см. схему на с. 406). Так, в зависимости от субъектов права, осуществляющих правомерные действия, последние делятся на правомерное индивидуальное и групповое поведение. Под групповым понимается «объединение действий членов определенной группы, которые характеризуются определенной степенью общности интересов, целей и единством действий». Сюда относится закрепленная правом деятельность трудового коллектива, государственного органа, организации - юридического лица.

С внешней, объективной стороны правомерное поведение может выражаться в форме активных действий или бездействия. Близко к этому деление правомерного поведения по формам реализации правовых норм, к которым относятся их соблюдение, исполнение и использование.В зависимости от юридических последствий, которых хочет достигнуть субъект реализации, различают юридические акты, юридические поступки и действия, создающие объективированный результат (здесь правомерные действия выступают как юридические факты). Очень важное значение имеет классификация правомерных действий по субъективной стороне. Субъективная сторона правомерных действий характеризуется уровнем ответственности субъектов, которые могут относиться к реализации норм права с чувством высокой ответственности либо безответственно. В зависимости от степени ответственности, отношения субъекта к своему поведению, его мотиваций различают несколько видов правомерных действий.

Социально активное поведение свидетельствует о высокой степени ответственности субъекта. При реализации правовых норм он действует чрезвычайно активно, стремясь осуществить правовое предписание как можно лучше, эффективнее, принести максимум пользы обществу, реализовать свои способности. Правовая активность может проявляться в различных сферах общественной жизни — производственной, политической и др. Так, в производственной сфере это творческое отношение к труду, постоянное повышение его производительности, инициатива и дисциплинированность в работе.Законопослушное поведение — это ответственное правомерное поведение, характеризуемое сознательным подчинением людей требованиям закона. Правомерные предписания в этом случае используют добровольно, на основе надлежащего правосознания. Подобное поведение преобладает в структуре правомерного поведения. Конформистскому поведению присуща низкая степень социальной активности. Личность пассивно соблюдает правовые предписания, стремится приспособиться к окружающим, не выделяться, «делать как все». Маргинальное поведение хотя и является правомерным, в силу низкой ответственности субъекта находится как бы на грани антиобщественного, неправомерного (в переводе с латинского «маргинальный» — находящийся на грани). Оно не становится неправомерным из-за страха перед наказанием (а не из-за осознания необходимости реализации правовых норм) либо в силу каких-то корыстных мотивов. В этих случаях субъекты лишь подчиняются закону (например, пассажир оплачивает проезд только потому, что в автобусе находится контролер, могущий наложить штраф за безбилетный проезд), но не признают, не уважают его. Несколько особняком в этой классификации стоит привычное поведение, когда правомерные действия в силу многократного повторения превращаются в привычку. Привычное поведение не напрасно называется «второй натурой». Оно становится внутренней потребностью человека. Особенностью привычного поведения является то, что человек не фиксирует в сознании ни социальное, ни юридическое его значение, не задумывается над этим. Так, шофер со стажем останавливается на красный сигнал светофора автоматически, не задумываясь над содержанием сигнала, последствиями его нарушения. Однако привычка не отрицает понимания фактических элементов своего поступка, хотя надлежащая социальная оценка его последствий и отсутствует. Это привычное, но не бессознательное поведение. Структура правомерного деяния представляет собой единство четырех элементов: субъекта, объекта, субъективной и объективной сторон. Субъектами выступают физические (частные) или юридические лица, признанные таковыми в установленном государством порядке. Объектами правомерного деяния являются предметы материального мира или поведение субъектов. Объективная сторона включает все элементы, характеризующие правомерное деяние как акт внешнего действия, ибо о помыслах и чувствах реальных личностей можно судить лишь по одному признаку - по их действиям. Правомерные поступки субъектов отличаются друг

443 от друга, а также от противоправных и юридически нейтральных именно своей внешней стороной. Субъективная сторона правомерного деяния отражает его внутреннюю сторону. Ее характеризуют прежде всего мотивы, из которых исходят правомерно действующие участники общественных отношений, а также цели, па которые направлены их действия или бездействие. Таким образом, правомерное поведение - это усвоение личностью и воспроизведение ею в своем деянии всех социальных норм общества, сознательное, волевое поведение, направленное на достижение личного или общественного блага. Виды правомерного поведения можно классифицировать по различным основаниям. В зависимости от внешнего проявления (волеизъявления) они выступают в виде действий или бездействия, связанных с активной или пассивной формой поведения. Формы реализации права совпадают с формами правомерного поведения (соблюдение, исполнение, использование, применение). Правомерное поведение можно рассматривать в зависимости от его связи с правоотношениями как влекущее их возникновение, изменение или прекращение, иными словами, каждый его акт есть своеобразный юридический факт. В зависимости от субъекта правомерного деяния различают деяния граждан, государственных органов, общественных организаций, а по отраслевой принадлежности норм выделяют поступки административно-правовые, гражданско-правовые, государственно-правовые и т. п. Правомерное поведение связано с правовой активностью - внутренне осознанным, целенаправленным, общественно полезным, инициативным деянием субъектов в сфере права. Объективная сторона правовой активности содержит не просто общественно полезное, целенаправленное, имеющее положительный результат деяние, а главное, инициативное со стороны субъекта деяние. Субъективная же сторона характеризуется не только осознанием потребностей и интересов инициативной деятельности, но и готовностью к ней. Правомерное поведение во всех его разновидностях выступает важной предпосылкой гармоничного развития личности, раскрытия ее творческих и интеллектуальных способностей, формирования нравственных качеств. Совершение правомерных поступков прямо связано с уровнем реализации законности и обеспечением стабильности общественных отношений.

59. Основные концепции юридической ответственности в отечественной юридической литературе.Традиционно в правовой науке особое внимание ученых привлекают вопросы сущности юридической ответственности. Однако, несмотря на то, что в научной литературе значительная часть работ посвящена изучению проблем юридической ответственности, до настоящего времени в правовой доктрине нет единства в определении понятия такой категории права, как юридическая ответственность. «Проблема юридической ответственности заслуживает пристального внимания, – пишет А.С. Мордовец. – Только многочисленных определений насчитывается более десяти» [1, с. 211]. Порой в некоторых аспектах различные подходы к пониманию сущности юридической ответственности не только отличаются, противоречат, но и взаимоисключают друг друга.

Как справедливо отмечает профессор Л.П. Рассказов, юридическая ответственность является разновидностью социальной ответственности [2, с. 424]. При этом, с нашей точки зрения, юридическая ответственность являетсяособым видом социальной ответственности, поскольку она неразрывно связана с государством, правовыми нормами, а также противоправным поведением физических лиц и их объединений. «Государство, издавая нормы права, определяет юридическую ответственность субъектов независимо от их воли и желания, она носит государственно-принудительный характер» [3, с. 597]. Важным отличительным аспектом юридической ответственности также является ее правовосстановительная функция.

В настоящее время существуют различные подходы к определению этой правовой категории. Полагаем, что эти концепции условно можно подразделить на четыре группы: позитивный подход к определению понятия юридической ответственности; ретроспективный подход к определению понятия юридической ответственности; смешанный подход, объединяющий основные идеи позитивного и ретроспективного подхода; группа нетрадиционных подходов к определению понятия рассматриваемой нами категории права. Кроме того, в каждой из этих групп имеются свои подходы, что в какой-то мере вносит еще большую несогласованность и противоречивость в выработке универсального определения юридической ответственности. Исторически первым начали исследовать негативный аспект юридической ответственности. Отметим, что этот подход отличается наибольшим разнообразием мнений о понятии юридической ответственности, правовой природе этого института права. С точки зрения О.С. Иоффе и М.Д. Шаргородского, под юридической ответственностью следует понимать «меру государственного принуждения, основанную на юридическом и общественном осуждении поведении правонарушителя и выражающуюся в установленных для него определенных отрицательных последствиях в форме ограничений личного или имущественного характера» [4, с. 314]. Приведенное выше определение юридической ответственности является одними из первых, появившихся в общей теории права. В дальнейшем большинство исследователей основывали свои точки зрения на этой концепции, рассматривая юридическую ответственность как разновидность меры государственного принуждения. Например, данный подход развивал О.Э. Лейст, который отмечал: «Широко распространено определение юридической ответственности как реализации санкций. Однако понятие ответственности по своему объему шире понятия «применение санкций», поскольку включает такие проблемы, как квалификация правонарушения, гарантии достижения объективной истины по делу, применение мер пресечения (обеспечения), права лица, обвиняемого в совершении правонарушения, основания освобождения от ответственности, «состояние наказанности» при реализации штрафных, карательных санкций и ряд других»

Вопросы позитивной юридической ответственности исследованы в трудах таких ученых как: С.С. Алексеева, З.А. Астемирова, Б.Т. Базылева, В.А. Василенко, В.А. Елеонского, М.В. Заднепровской, Т.Д. Зражевской, В.Н. Кудрявцева, Д.А. Липинского, Н.И. Матузова, Г.В. Мальцева, А.С. Мордовеца, Б.Л. Назарова, В.В. Похмелкина, B.C. Прохорова, Б.Т. Разгильдиева, В.Г. Смирнова, В.А. Тархова, А.Н. Тарбагаева, П.А. Фефелова, Р.Л. Хачатурова, Е.В. Черных, Р.Г. Ягутяна, В.А. Якушина и др. Сторонники указанного подхода аргументируют актуальность исследования концепции позитивной юридической ответственности тем, что в ходе трансформации правовой системы Российского государства представляется необходимым «переосмыслить многие основные теоретические положения» [6, с. 3], касающиеся такой многоаспектной категории права, как юридическая ответственность. В отечественной научной литературе позитивную юридическую ответственность понимают неоднозначно, например, как обязанность действовать правомерно; правомерное поведение; элемент правового статуса личности; чувство долга (чувство ответственности); применение мер поощрения; меру свободы. Более того, отсутствует единство применения терминологии. Позитивную ответственность называют интроспективной [7, с. 31]; правовой [8, с. 7]; умеренно-позитивной, активно-позитивной [9, с. 7]; субъективной [10, с. 10]; надлежащим исполнением обязанностей [11, с. 8]; поощрительной [12, с. 23]. Существуют и иные точки зрения о понятии позитивной юридической ответственности [13, с. 40-63]. Целый ряд авторов стали рассматривать позитивную ответственность как элемент правового статуса личности и именовать ее статусной или статутной [14]. «Подобный подход наполняет понятие позитивной ответственности юридическим содержанием» [15, с. 14]. Черных Е.В. отмечает, что установление статутной ответственности имеет место до факта правомерного или противоправного поведения, до оценки как ответственного, так и безответственного поведения. Она определена законом и является предпосылкой реализации юридической ответственности в любом общепризнанном аспекте ее проявления [16]. В последние годы в научной литературе высказываются точки зрения о том, что ретроспективная и позитивная юридическая ответственность едины. При этом ответственность имеет две формы реализации: добровольную (позитивную) и государственно-принудительную (негативную). Так, эта концепция определения сущности юридической ответственности поддерживается такими учеными, как Д.А. Липинским [17, с. 14], В.А. Номоконовым [18], В.Н. Кудрявцевым [19, с. 286-287], Р.Л. Хачатуровым и Р.Г. Ягутяном [20, с. 79]. Например, Д.А. Липинский полагает, что «юридическая ответственность – это юридическая обязанность соблюдения и исполнения требований, предусмотренных нормой права, реализующаяся в правомерном поведении субъектов, одобряемом или поощряемом государством, а в случае ее нарушения – обязанность правонарушителя претерпеть осуждение, ограничение личного, имущественного или неимущественного характера» [21, с. 14]. В правовой доктрине существуют и иные точки зрения, не получившие должной поддержки со стороны ученых. Думается, что будет более правильным объединить эти концепции в группунетрадиционных подходов. Представители юридической науки предлагают определение юридической ответственности как способности лица нести ответственность [22, с. 104]. Демидов Ю.А. понимает под юридической ответственностью оценку общественно опасного деяния [23, с. 49]. Еще менее распространенную позицию на определение юридической ответственности высказывает В.В. Мельников. Юридическая ответственность – «это признаваемая государством способность лица отдавать себе отчет о своем противоправном деянии и претерпевать на себе меры государственно-принудительного воздействия в форме лишения благ, непосредственно ему принадлежащих» [24, с. 43-46]. Дискуссионной является точка зрения о том, что названия ретроспективного и позитивного аспектов юридической ответственности неудачны. Бернштейн Д.И. полагает, что используя указанные термины, происходит сосредоточение на противоположности этих подходов, при этом утрачивается единство, некорректно отражается направленность и функциональное назначение ответственности за противоправные деяния [25, с. 47-48]. О правовой ответственности правильнее говорить, считает Д.И. Бернштейн, как об ответственности за исполнение и как об ответственности за нарушение [26, с. 50]. Поддерживает эту концепцию и В.С. Епанешников [27, с. 15]. Разделяя позицию Е.А. Носкова [28, с. 32], отметим, что указанные подходы к определению понятия юридическая ответственность представляются не совсем удачными. Думается, что в содержании указанных подходов не прослеживается четкая сущность юридической ответственности. Это может вызвать путаницу понимания этой и без того сложной правовой конструкции, поскольку непонятно за нарушение или исполнение чего следует юридическая ответственность. Отказаться от терминов «ретроспективная» и «позитивная» юридическая ответственность предлагает и В.В. Похмелкин, отмечая, что использование указанных терминов может привести к возникновению мнения о существовании двух видов юридической ответственности [29, с. 34-37]. Указанная позиция вполне обоснована, поскольку, действительно, юридическая ответственность едина. Дифференцированы лишь формы ее реализации. Учитывая особенности правовой природы, содержания юридической ответственности, необходимо учитывать ее разноплановость, многоаспектность. От всестороннего, тщательного исследования юридической ответственности, как в теоретическом, так и правоприменительном аспекте, зависит дальнейшее развитие, совершенствование как отечественных теоретических концепций, так и законодательства Российской Федерации о юридической ответственности, особенно в сфере государственного и муниципального управления. Более того, следует учитывать, что никакое определение не может содержать в себе все признаки юридической ответственности, поскольку оно будет слишком громоздким, терминологически загруженным.

62. Понятие о законности. Принципы, требования законности.Законность – это основная категория юридической науки и практики. Даже самый совершенный закон будет действенным лишь тогда, когда он выполняется, влияет на общественные отношения, поведение и сознание людей, т. е. эффективность права можно охарактеризовать понятием «законность». Законность, таким образом, – это соблюдение всеми субъектами права законов и подзаконных актов. Формирование гражданского общества потребует качественно нового уровня законности. Законность формулирует общий принцип отношения общества к праву в целом. Сущность законности состоит в настойчивом и точном, строгом соблюдении, исполнении и применении законов и подзаконных актов, которые действуют на территории государства, всеми субъектами права, а именно гражданами, должностными лицами, государственными и общественными организациями. Принципы законности – это принципиальные положения правовой жизни общества, которые выражают содержание законности.К принципам законности относят: единство законности; верховенство законности; связь законности с культурой; связь законности с целесообразностью; всеобщность законности; гарантирование прав и свобод личности;

неотвратимость наказания за нарушение закона. Единство законности – это понимание и применение нормативных актов, оно должно быть одинаковым на территории всей страны. Всеобщность законности обозначает равенство всех перед законом независимо от благосостояния, социального положения, национальности и других признаков. Последовательное претворение в жизнь данного принципа реализует и гарантирует права и свободы личности, а также равную ответственность всех перед законом.

Существует взаимосвязь законности с общей культурой населения страны. От культурного уровня общества будет зависеть состояние законности. Законность же опирается на правовые (культурные) законы и правовую культуру. Цивилизованные, культурные законы формируют нормативную базу законности, а правовая культура является условием для создания правовых законов и их качественной реализации. Связь законности с целесообразностью проявляется в недопустимости отступлений от предписаний законов по соображениям полагаемой целесообразности. Гарантированность прав и свобод личности проявляется в конституционной обязанности государства защитить права и свободы человека и гражданина. Гарантиями законности являются условия и средства, которые могут создать прочную основу точной и строгой реализации законов всеми субъектами права.

В систему гарантий законности входят социально-экономические, политические, идеологические, юридические и общественные гарантии. Верховенство Конституции и закона понимается таким образом, что законы имеют высшую юридическую силу и выступают главным регулятором всех общественных отношений. Иные нормативные акты при этом являются подзаконными и принимаются на основании и во исполнение законов. Неотвратимость наказания за нарушение закона состоит в том, что каждое правонарушение должно быть раскрыто, а виновные в его совершении обязаны понести соответствующее содеянному наказание. Требованиями законности являются: 1. Верховенство закона в отношении других нормативно-правовых актов.2. Издание нормативно-правовых актов лишь полномочными органами и в пределах своей компетенции. 3. Своевременность обновления законодательства в соответствии с потребностями развития общества. 4. Обеспечение прав и свобод гражданина и человека, провозглашенных международными актами. 5. Надзор за точным и неуклонным соблюдением и исполнением законов.6. Пресечение любого беззакония и произвола.

64. Становление концепции правового государства.Возникновение и развитие идеи правового государства. Идея правового государства своими корнями уходит в античное общество. Государство как организация публично-властной силы, основанной на законе, явилось как бы прототипом правового государства. Мыслители античности (Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон и др.) пытались выявить связи между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества. Они считали, что наиболее разумна и справедлива та форма общежития людей, при которой закон обязателен как для граждан, так и для государства. Государственная власть, признающая право и одновременно ограниченная им, по мнению античных мыслителей, считается справедливой государственностью. Например, Аристотель считал, что «там, где отсутствует власть закона, нет места и (какой-либо) форме государственного строя». Он также отмечал, что во всяком государственном строе имеется три элемента: первый – законосовещательный орган о делах государства, второй – магистратуры, третий – судебные органы. С идеями древнегреческих мыслителей о праве, свободе, человеческом достоинстве перекликаются гуманистические взгляды и воззрения древнеримских политических и общественных деятелей. Они трактуют государство как публично-правовую общность людей. «Государство, – утверждает Цицерон, – есть достояние народа, а народ не любое единение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов». Символическим выражением разумной и справедливой организации публичной власти стал образ богини правосудия Фемиды (с повязкой на глазах, с мечом и весами правосудия), олицетворяющей единение силы и права – правопорядок, в равной мере обязательный для всех. Идеи о взаимосвязи права и государства, закона и политики античных мыслителей оказали заметное влияние на становление и развитие учений о правах и свободах личности, разделении властей, конституционализме в эпоху Нового времени. Новое юридическое мировоззрение требовало новых представлений о свободе и достоинстве личности путем их утверждения посредством права. Обеспечение политической свободы личности возможно только на основе правовой организации и деятельности системы законодательной, исполнительной и судебной властей. В основе современных концепций правового государства лежат идеи Дж. Лильберна, Г. Гроция, Б. Спинозы, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.- Ж. Руссо, И. Канта, Г. Гегеля и других европейских просветителей, которые полагали, что на смену бюрократическому государству эпохи абсолютизма должно прийти государство, в основе которого лежит идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами и свободами. Впервые законодательное закрепление права и свободы человека получили в Конституции США (1789), а также были объявлены в Декларации прав человека и гражданина во Франции (1789). С точки зрения концепции естественного права, люди по договору образуют государство для охраны своих прав и свобод.

Идея правового государства вместе с этим тесно связана с концепцией разделения властей. Либеральное правовое государство заинтересовано в известном ослаблении государственной власти путем осуществления принципа ее разделения. Смысл этой идеи заключается в том, что государство не должно возлагать все свои полномочия на какого-либо одного правителя (или орган). Сосредоточение всей власти в одних руках порождает произвол, уничтожает свободу. Свобода может быть там, где власть ограничена правом. Речь идет о том, что надо различать законодательную, исполнительную и судебную власти. Они должны быть самостоятельны. Принцип разделения властей исключает какое-либо сосредоточение власти в одних руках или в одном органе, что служит гарантией от произвола, неограниченного и бесконтрольного самовластия. Принцип разделения властей предусматривает не просто отделение законодательной, исполнительной и судебной властей друг от друга, но и создание таких условий, при которых они ограничивали бы друг друга на основе системы «сдержек и противовесов». Законодательная власть может контролировать власть исполнительную путем издания обязательных для нее законов. Исполнительная власть имеет право законодательной инициативы. Судебная власть контролирует обе ветви власти путем проверки конституционности (законности) принимаемых ими юридических актов. Философские основы теории правового государства содержатся в трудах Иммануила Канта, которые можно свести к следующим тезисам: источником нравственных и правовых законов выступает практический разум, или свободная воля людей; человек становится моральной личностью, если возвысился до понимания своей ответственности перед человечеством в целом; в своем поведении личность должна руководствоваться требованиями категорического императива: «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему, как к средству» и «поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом»; правом, основанным на нравственном законе, должны быть определены границы поведения людей, для того, чтобы свободное волеизъявление одного лица не противоречило свободе другого; право призвано обеспечить внешне благопристойные, цивилизованные отношения между людьми; государство – это соединение множества людей, подчиненных правовым законам, или «государство в идее, такое, каким оно должно быть» обязано сообразовываться «с чистыми принципами права»; государство призвано гарантировать правопорядок и строиться на началах суверенитета. Термин «правовое государство» (Rechtsstaat) впервые был применен в немецкой юридической литературе в первой половине XIX века в трудах ученых К. Т. Велькера, Р. фон Моля, а затем и в других странах, в том числе в России. Свою теорию правового государства Р. фон Моль изложил в книге «Наука полиции в соответствии с принципами правового государства». В англосаксонской правовой системе применяется термин «правление права» (The Rule of Law). Концепция правового государства, сложившаяся в политико-правовой доктрине XVIII–XX вв., включает: установление реальных гарантий прав и свобод личности; разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; верховенство правового закона; взаимную ответственность личности и государства; осуществление высшего конституционного контроля. Таким образом, мы видим, что идея правового государства, зародившаяся в античную эпоху, усилиями передовых мыслителей многих столетий превратилась в стройную теорию, а затем нашла свое практическое применение в развитых странах мира, в том числе и в Российской Федерации на современном этапе ее развития. В современной западной политико-юридической мысли утвердилась концепция либерального правового государства. По существу теория правового государства основана на признании незыблемости прав и свобод человека и принципа разделения властей. Взаимоотношения личности и государственной власти в условиях правового государства принципиально иные, нежели в абсолютистском государстве, ибо для правового государства характерно ограничение государственной власти, связанность ее правом и законом. Для того, чтобы понять суть правового государства, недостаточно ограничиться набором внешних характеристик и определенной системой принципов, институтов и норм. Суть правового государства заключается именно в характере законов, их соответствии правовой природе вещей, направленности на обеспечение прав и свобод личности. Еще Гегель подчеркивал, что хорошие законы ведут к процветанию государства, а свободная собственность есть основное условие его блеска.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.