Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вопрос №46. Место и роль правоохранительных органов в аппарате Российского государства в современных условиях



Правоохранительная система — это система государствен­ных органов, обеспечивающих защищенность граждан и органи­заций от противоправных действий.

Особую группу органов в этой системе составляютсудебные органы (судебная власть). К ним относятся Конституционный суд, суды общей юрисдикции, арбитражные суды. Суды выполняют правоохранительные функции только в той части, когда они защищают права человека от противоправных посягательств. Во­обще же их задачи куда более широкие. Суды рассматривают любые споры о праве и выступают органами правосудия. Суды кон­тролируют исполнительные органы, когда рассматривают жало­бы на их незаконные действия, а Конституционный суд — высшую законодательную и исполнительную власть.

В отличие от законодательных органов суды новых правил не создают. Они также не управляют обществом, как исполнитель­ные органы. Судебная власть осуществляет правосудие, т.е. зани­мается разрешением споров на основе действующего законодатель­ства, рассматривает уголовные, административные, гражданские дела. В том случае, когда конкретная ситуация законодательством не урегулирована и к спорной ситуации не может быть применена другая, сходная по содержанию норма, суд разрешает спор исхо­дя из общего смысла и принципов законодательства, главным из которых является принцип справедливости. Суд и справедли­вость — понятия нераздельные, потому что справедливость явля­ется главным принципом его деятельности.

Судебная власть принадлежит не суду как учреждению, а конкретным судьям (одному судье или судебной коллегии). Судеб­ные органы не находятся в отношении прямой подчиненности друг другу. Если таковая и имеется, то проявляется она в виде отмены вышестоящими судами решений судив нижестоящих. Та­ким образом, судебная власть — это специфическая независимая власть.

Существует множество и других правоохранительных органов.

Прокуратура орган, который осуществляет надзор за соб­людением прав и свобод граждан, исполнением законов всеми госу­дарственными органами, юридическими и должностными лицами, общественными объединениями. Не остаются без присмотра на этот счет органы власти субъектов Федерации, органы местного само­управления. Органы милиции, осуществляющие оперативно-розыс­кную деятельность, дознание и предварительное следствие, уголовно-исполнительные учреждения также находятся под надзо­рам прокуратуры. Помимо этого прокуратура — это орган, представляющий и отстаивающий государственные интересы в суде. Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор высту­пает в качестве государственного обвинителя. Прокуратура ведет также расследование тяжких преступлений.

Милиция — это орган, который призван охранять закон­ность и общественный правопорядок. На нее возлагаются также обязанность по пресечению и предупреждению преступлений, ро­зыск скрывшихся лиц, производство дознания и расследование пре­ступлений, не относящихся, согласно Уголовно-процессуальному кодексу РСФСР, к категории тяжких.

Уголовно - исполнительные учреждения могут быть выделе­ны в особую группу правоохранительных органов. К ним относятся различные виды колоний, тюрьмы, следственные изоляторы и т. п. Все эти учреждения выполняют специфические задачи: организу­ют работу по исправлению и перевоспитанию осужденных, содер­жанию лиц, находящиеся под следствием.

Органы государственной безопасности, объединяемые в Федеральную службу безопасности, стоят на страже националь­ной безопасности страны. Они выявляют посягательства на кон­ституционный строй, защищают экономическую безопасность Рос­сии. Одной из сторон их деятельности является защита конститу­ционных прав и свобод граждан. Их особенностью следует считать то, что они используют в основном - негласные методы роботы, поскольку гласные методы выявления правонарушений не всегда дают нужный эффект.

Внешняя разведка государственный орган, ставший само­стоятельным совсем недавно, имеет своей задачей выявление ин­формации, показывающий действительную роль и значение стра­ны за рубежом, а также информации, способствующей упрочению безопасности России.

Нотариат это система органов, в функции которых вхо­дят удостоверение имущественных сделок, оформление наследственных прав, засвидетельствование документов для придания им достоверности и др. Нотариальная деятельность придает за­конную форму различным фактическим обстоятельствам и тем са­мым содействует утверждению правового порядка в общественной жизни.

Налоговая полиция осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства, а в случае выявления серьезных его нарушений осуществляет расследование и сбор необходимых до­казательств для применения санкции.

Таможенные органы это, с одной стороны, органы, кото­рые ответственны в определенной мере за экономическую безопас­ность страны, а с другой — органы, способствующие пополнению государственной казны. Эффективная их работа способна при­нести стране ощутимую пользу.

Адвокатура — это не государственная организация, а доб­ровольное объединение лиц, профессионально занимающихся адво­катской деятельностью, осуществляемой за вознаграждение. За­дача адвокатуры — оказание юридической помощи гражданам и организациям. Эта помощь необходима не только в судебном раз­бирательстве, но и в тех случаях, когда граждане и организации вступают в какие-либо отношения с другими правоохранительными органами.

Адвокаты, оказывая юридическую помощь:

ü дают консультации и разъяснения по юридическим вопросам. устные и письменные справки по законодательству;

ü составляют заявления, жалобы и другие документы правово­го характера;

ü осуществляют представительство в суд и других государ­ственных органах по гражданским делам и делам об администра­тивных правонарушениях;

ü участвуют в предварительном следствии и в суде по уголов­ным делам в качестве защитников, представителей потерпевших, гражданских истцов, гражданских ответчиков.

Адвокаты оказывают и иную юридическую помощь, причем законодательство предусматривает, что в определенных случаях такая помощь оказывается гражданам бесплатно. Структура госу­дарственного аппарата приведена на рисунке.

Должностные лица и работники государственного аппарата хотя непосредственно и не заняты в производстве материальных благ, однако выполняют весьма важные социально полезные фун­кции.

Вместе с тем на содержание государственных служащих, осуществляющих управленческую деятельность, требуется нема­ло финансовых средств. Неоправданное расширение бюрократи­ческого слоя создает для общества опасность "самопоедания". Но есть и худшая опасность: бюрократия может существенно ограни­чить участие масс в политический жизни. Бюрократия справедли­во рассматривается как "необходимое зло". Да, без нее невозмож­но сколько-нибудь эффективно управлять повседневными делами общества, однако при ее содействии народ отдаляется от приня­тия решений, которые существенно затрагивают его положение. Mера нужна во всем, и в деле определения объема государствен­ного аппарата в том числе.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.