Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вопрос №9. Функции права в раннеклассовых обществах. Право как основа и средство осуществления власти в раннеклассовом обществе



Если при изучении процессов происхождения государства основное внимание уделяется обобщению истории организационных форм и социальных структур, на этапе раннеклассового общества, то при изучении происхождения права - нужно уделять внимание регулятивным началам в жизни этих обществ.

Обращаясь к социально-экономической сущности присваивающей системе хозяйства видно, что эта система объективно не нуждалась в учете вклада каждого члена общества в результаты конкретной охоты, занятия рыболовством и т. п. Не было нормирования затрат времени на участие того или иного члена общества в процессах обеспечения жизнедеятельности локальной группы.

Регулятивным фактором для таких затрат выступали половозрастная структура общества, клана, экологическое состояние среды, возможности и потребности самих общин охотников, рыболовов и собирателей, умения и опыт отдельных членов общины. Самоорганизация, иные самопроизвольные процессы - вот главное, что характеризует в целом взаимодействие человека и природы в присваивающей экономике, на протяжении многих лет.

В некоторых районах, где сформировались высокоспециализированные общества охотников и собирателей, главным образом ведущие морской промысел, возникла потребность и в нормировании деятельности членов общества. Однако это был побочный путь существования и развития первобытного общества, своеобразное исключение, которое не приводило к становлению производящей экономики. В этих и некоторых других регионах нормирующим фактором выступала и забота отдельных общин о сознательном поддержании необходимого экологического состояния среды их обитания, своеобразной «Красной книгой» - тотемной системой, включающей виды животных, запрещенных к охоте.

В производящем хозяйстве, дело обстоит иначе. К IV-III тыс. до н. э. самоорганизационные процессы взаимодействия человека и природы, поддержание равновесия между ними, сменяются сознательным регулированием организации сельскохозяйственного производства, ремесла, скотоводства и т. п. На этом этапе происходит усложнение организации производства, появляются новые управленческие функции, происходит становление подлинно трудовой деятельности, ее нового типа, связанного с производством пищи. Возникает необходимость регламентировать сельскохозяйственное производство, хранение, распределение и обмен прибавочного продукта и возникающих на этой основе отношений собственности. Появляется объективная причина нормировать, а следовательно, и учитывать, трудовой вклад каждого члена общества, результаты его труда, его участие в создании общественных фондов. Эта экономика объективно ведет и к дальнейшему разделению труда. Появляются группы организаторов производства, работников информационных систем учета труда и распределения его результатов, систем контроля за соблюдением регламентирующих норм, лиц и организаций, обеспечивающих - а если и надо, то и с помощью принуждения, насилия, - выполнение этих регламентаций, этой нормировки. Появляется тот самый особый слой людей, выделившийся из общества, о котором шла речь выше в связи с происхождением государства и осуществлением государственной власти.

Следует выделять не только два способа хозяйствования - присваивающей и производящей экономики, но и наличие двух принципиально отличных систем регулирования, привязанных четко к сущности, экономическим и экологическим характеристикам этих способов хозяйствования, ко всему комплексу материальных, социальных и духовных отношений, существовавших в них.

СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ присваивающей экономики имели свое особое содержание, формы выражения, способы реализации и защиты, составляли достаточно сложную регулятивную систему. В структуре этой системы можно выделить следующие элементы.

СОДЕРЖАНИЕ. Социальные нормы были направлены на обеспечение присваивающей экономики, гармоничного существования и воспроизводства конкретных общин в природной среде. Одним из важных факторов такого существования было закрепление за соответствующей группой, кланом той или иной территории, на которой они перемещались.

В социальных нормах закреплялась и тотемная система (тотем - идеализированное существо - покровитель отдельного члена группы или всей группы). Эта система выполняла функции экологического регулятора, была своеобразной «Красной книгой». Социальные нормы регулировали брачно-семейные отношения, способы приобретения женщин в других группах, в некоторых ситуациях их похищение. Эти нормы обеспечивали социализацию жизни общин, кланов и т. п.

СПОСОБЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ. Можно выделить три основных способа - запреты, дозволения и позитивное обязывание (в зачаточной форме).

Запреты существовали главным образом в виде табу, т. е. в виде подкрепленной религиозными верованиями недопустимости совершать те или иные поступки.

Дозволения (или разрешения) также определяли поведение человека или объединений людей в присваивающей экономике, указывая например, на виды животных и время охоты на них, на виды растений и сроки сбора их плодов, пользование источниками воды, на допустимость добрачных половых связей и т. п.

Позитивное обязывание имело своей целью организовать необходимое поведение в процессах приготовления пищи, строительства жилищ, разжигания огня, изготовления оружия и т. п.

ФОРМЫ ВЫРАЖЕНИЯ. Социальные нормы присваивающей экономики находили свое выражение в мифологических системах, в традициях, обычаях, ритуалах и иных формах. Мифы являются руководством к действию, диктуют способы поведения, которым должны следовать аборигены в своих взаимоотношениях с природой и друг с другом. Юноши при прохождении инициации, т. е. в процессе перевода в группу взрослых (брачно-способных), изучали и усваивали социальные нормы общества, знакомясь при этом с мифами и с сопровождающими их обрядами.

Мифы аккумулируя и распространяя социальный опыт, были не только нормативной, но и определенной идеологической системой, даже способом мышления первобытного человека. Лишь со временем, с трудами Аристотеля, а затем Гегеля, разработавших категории логики, человечество перешло от мифологического к логическому сознанию. В мифах человек выступал частью природы, а не в качестве «господина», «творца». Но все же главное в мифах это их нормативная, предписывающая часть, которая аккумулировала практический опыт человечества и доводила его до сведения каждого члена общества.

Формой выражения социальных норм было и классификационное родство, при котором конкретные люди включались в определенные конкретные группы (классы) родственных отношений. От этих отношений зависели властные отношения, распределительные отношения (какие продукты, какую пищу, кто и кому должен поставлять).

В обществе присваивающей экономики не было всеобщего уравнительного пользования участками территории.

Также самопроизвольно складывающиеся традиции и обычаи являлись формой выражения социальных норм, в связи с чем эти общества называют традиционными обществами.

ПРОЦЕДУРЫ. Формирование и осуществление социальных норм в присваивающих обществах также имело самостоятельные, отличные от раннеклассовых обществ, процедуры. В доклассовом обществе были дополитические, властные (потестарные) органы, которые тоже вырабатывали нормы. Такие как нормы земельные, имущественные, уголовные, а по субъектам - нормы родственных отношений, брачно-семейные, групповые, межгрупповые. Были и своеобразные «процессуальные» нормы. Нарушение разбиралось и наказание назначалось самим коллективом. Однако собственно суд как специально созданный и работающий по установленным правилам орган появляется все же на этапе становления раннеклассовых государств.

САНКЦИИ. Это еще один важнейший элемент регулятивной системы присваивающих обществ. Санкции имели свою структуру: общественное порицание, изгнание из общины, нанесение телесного повреждения, смертная казнь - это типичные формы.

Такой была структура регулятивной системы присваивающих обществ, которая в целом по своему содержанию, и в своих элементах была совершенно иного типа, чем та, которая возникла в производящей экономике.

В концепции государства и права утверждается о качественном отличии двух нормативных систем, порожденных разными способами существования человеческого общества. Но при этом не отрицается некоторая формальная преемственность самих норм присваивающей и производящей экономики: их свойство меры, масштаба поведения, многократности использования, обязательности, возможности принудительного исполнения.

Однако правила (нормы) поведения в доклассовом, догосударственном обществе не могут быть отнесены ни к категории правовых, ни к категории моральных норм. Они имеют характер МОНОНОРМ, т. е. единых, еще нерасчлененных специфических норм первобытного общества. Они отличаются от права, которое как иное состояние регулятивной системы появляется лишь на следующем этапе развития общества, в его классовой, государственной организационной форме. Отличаются они и от морали. В частности, их исполнение обеспечивается не только общественным порицанием, что характерно для морали, но и наказанием на основе твердо фиксированных санкций.

Нельзя мононормы делить и на институциональные, т. е. выработанные и санкционированные особыми органами, и неинституциональные, т. е. выработанные и выполняемые одними и теми же общностями.

Мононормы находятся в органичной связи с экономикой и идеологией присваивающего общества, в котором человек еще является частью природы. Он присваивает готовые естественные формы и именно это закрепляется прежде всего идеологически и в социально-регулятивной системе.

Верно отметил Ф. Энгельс, «на известной, весьма ранней ступени развития общества возникает потребность охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов и позаботиться о том, чтобы отдельный человек подчинился общим условиям производства и обмена».

Мононормы присваивающих обществ под воздействием социально-экономических и политических условий классового общества перерастают в нормы права и морали производящих обществ как путем «расщепления» на эти нормы, так и путем появления новых позитивно-обязывающих норм, обусловленных организацией земледелия, скотоводства и ремесла.

Отличие права от мононорм прослеживается по многим направлениям.

ПО СОДЕРЖАНИЮ. Становление производящей экономики приводит к качественному изменению всех сторон жизни общества, в том числе идеологии. Постепенно в городах-государствах все больше разрушается социальное, экономическое, информационное равенство, возникает частная собственность, в том числе на землю, эксплуатация. Именно эти классовые отношения закрепляет и выражает, т. е. начинает обслуживать, нормативная система, приобретая иные качества.

СПОСОБЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ. Продолжает развиваться, приобретая новый уровень, система запретов, дозволений и позитивных обязываний, происходит расщепление мононорм. Позитивное обязывание занимает все больший и больший объем. Неукоснительное соблюдение агрокалендарей становится основой всей производительной, общественной, и личной жизни членов раннеземледельческой общины. Возникает аппарат контроля за соблюдением агрокалендарей (жрецы).

Появляются, таким образом, способы, регулирующие поведение человека путем указания на то, что обязательно надо делать («должно»), что разрешено делать («можно»), что запрещено делать (нельзя), или что безразлично для общества, т. е. можно поступать по своему собственному усмотрению. Этот новый способ регулирования и характеризует право.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.