Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



В президентской инициативе «Наша новая школа» определены направления развития общего образования, среди которых создание условий для раскрытия способностей каждого ребенка, подготовка к жизни. Школьники уже в школе должны иметь возможности раскрыть свои способности, подготовиться к жизни. В образовательном процессе должен стать приоритетным индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья школьников.

Например, учитель знает, что в классе есть ученики, которые «теряются» при ответе у доски и с учетом этой индивидуальной особенности выбирает стратегии взаимодействия.

Современное образование совершает поворот к личности ребенка.

Подготовка к решению жизненных задач, минимизация рисков для здоровья возможны в том случае, если у школьника в процессе учебной и внеучебной деятельности формируются компетентности, развиваются личностные свойства и способности, позволяющие ему успешно справляться с той деятельностью, которой он занимается сегодня. Удовлетворять актуальные потребности и решать задачи возрастного развития, как в стенах образовательного учреждения, так и за его пределами; быть адаптированным к меняющимся условиям внешней среды на всех этапах возрастного развития.

Под стрессоустойчивостью понимается обобщенное личностное свойство, которое выражается в способности человека противостоять стрессовым факторам, возникающим на пути его духовного роста и самосовершенствования, обеспечивая высокую эффективность жизнедеятельности и здоровье (эмоциональное, нравственное и физическое благополучие). Под стрессоустойчивостью школьника в учебной деятельности понимается обобщенное личностное свойство, которое характеризует его способность противостоять стрессовым факторам учебной деятельности, обеспечивая ее высокую эффективность и здоровый эмоциональный тонус ребенка в течение учебного времени. Критерием эффективности концепции определено повышение результативности деятельности (улучшение школьной успеваемости, результатов контрольной работы, поведения в ситуациях обучения и общения) при здоровом эмоциональном тонусе (удовлетворенность результатами деятельности, преобладающий положительный эмоциональный фон, активность, хорошее самочувствие). Стрессоустойчивость проявляется единством субъектно-деятельностных и личностных характеристик и может рассматриваться как интегральный критерий качественного образования.

Решение проблемы формирования здоровья и личностного развития в образовательной практике во взаимосвязи с проблемой стресса и стрессоустойчивостью личности представляется наиболее оптимальным и органичным по следующим причинам:

1. Определенность проявлений стресса позволяет с высокой степенью достоверности оценить аффективные состояния субъектов образовательного процесса и их влияние на личностное развитие, эффективность деятельности и здоровье.

2. Стресс вызывает одинаковые изменения в организме взрослого и ребенка, поэтому знание стрессовых проявлений и значения стресса для жизнедеятельности человека поможет ребенку и взрослому определить способы оптимального взаимодействия, лучше понять друг друга и в нужную минуту прийти на помощь.

3. Формирование стрессоустойчивости является личностно значимым процессом, в ходе которого на практике осуществляется осознанный поворот человека к самому себе, собственным ценностям, переживаниям и возможностям с целью достижения благополучия, личного совершенства и самореализации в жизни и деятельности.

4. При формировании стрессоустойчивости внимание концентрируется на факторах, которые позволяют человеку управлять стрессом, использовать его позитивные возможности, вследствие чего сохраняется и укрепляется здоровье. При этом и ребенок, и взрослый становятся активными субъектами собственного развития и совершенствования.

Таким образом, создание в образовательной среде условий для формирования стрессоустойчивой личности, соответствует назначению образования и стоящим перед ним задачам. При этом осуществляется переход от профилактики вредных привычек и средовых влияний, основанной на передаче знаний об их губительной связи со здоровьем, к передаче знаний и созданию условий для формирования поведения и развития личностных качеств, которые становятся барьером для вредных привычек и влияний. Т.е. формирование и укрепление здоровья становится неотъемлемым свойством образовательной среды.

Условия формирования стрессоустойчивости:

- формирование стрессоустойчивости несовместимо с увеличением учебной нагрузки, а является органическим компонентом образовательной среды;

- наличие возможностей для удовлетворения потребностей школьников;

- формирование познавательной компетентности по проблемам стресса и стрессоустойчивости за счет включения необходимой информации в содержание образования;

- индивидуальный подход к каждому ученику;

- существует заинтересованность и готовность педагогов к формирующей работе;

- наличие выбора индивидуализированных способов управления стрессом с целью оптимизации стрессовых состояний;

- высокая стрессоустойчивость поддерживается профессиональной деятельностью учителя, но по мере взросления школьника все более становится результатом его развития и самоуправления.

Тренинг стрессоустойчивости:

Цель тренинга: Формирование у школьников компетентностей и способностей, необходимых для эффективного решения жизненных задач, реализации имеющихся возможностей, саморазвития и самосовершенствования без потери здоровья.

Принципы проведения занятий и методические рекомендации:

1. Безопасность.

Безопасность достигается доброжелательной атмосферой, принятием каждого школьника, добровольностью участия в предлагаемых процедурах, положительным характером обратной связи, конфиденциальностью информации, получаемой в ходе тренинга.

2. Соответствие возрастным возможностям.

Возраст школьников учитывается при постановке целей, подборе упражнений, определении времени, необходимого для формирования того или иного компонента. Компетентности и способности, повышающие стрессоустойчивость, неразрывно связанные друг с другом, формируются как на специализированных уроках, так и органично вплетаются в тематику других занятий.

3. Универсальность.

Сценарии отдельных уроков, элементы их содержания могут быть включенными в контекст различных учебных предметов.

4. Комплексность.

В тренинге используются различные подходы к преодолению стресса, что дает возможность каждому школьнику выбрать наиболее подходящие для себя.

5. Рефлексивность.

Совместное обсуждение целей и задач предстоящей деятельности, происходящих изменений.

6. Включенность.

Учитель – активный участник всех процедур, кроме тех, где требуется обеспечение безопасности.

Предлагаемая технология может быть реализована в системе дополнительного образования, в качестве факультативного (элективного курса) педагогом или психологом.

 

ВЫВОДы ПО ГЛАВЕ

Проблема детского стресса с каждым годом становится все острее. По данным медиков, среди пятнадцатилетних подростков еженедельную головную боль испытывали около 30 процентов девочек и 20 процентов мальчиков. За пять лет эти цифры подскочили чуть ли не в полтора раза. Скорее всего, это результат чрезвычайной перегруженности детей школьными и различными дополнительными занятиями. А также невероятными потоками информации, большая часть которой им зачастую непонятна. Ведущие американские психологи советуют: не забывайте выключать телевизор! Старайтесь, чтобы дети хотя бы несколько часов в день проводили в тишине наедине с книгой или тихими, традиционными играми. С ними полностью согласны и наши российские врачи и педагоги. Хотите, чтобы детство осталось в памяти ребенка как самое счастливое, золотое время, спрашивают они. Значит, нужно чаще разговаривать с сыном или дочерью о том, о сём, брать их на руки, обнимать. Пусть лучше в доме звучит их собственный смех, а не записанные на пленку "бурные аплодисменты" по телевизору. Счастливое детство - это самое главное наследство, которое мы оставим своим детям. В трудную минуту эти положительные эмоции и уверенность в себе могут оказаться не менее важными, чем фамильный капитал.

Программы борьбы со стрессом можно реализовать в масштабе школы.

Общий вывод таков: более здоровые дети - это более счастливые люди, не знающие что такое стресс.

Формируя у детей адекватные способы реакции на различные стрессовые ситуации, следует первоначально изложить детям следующие рекомендации, которым они должны неукоснительно следовать в своей повседневной жизни:

1. Научитесь уважать себя. Поставьте во главу угла своё физическое и психическое здоровье. Перестаньте относится к себе как к каторжнику, который должен "умереть, но выполнить задуманное дело".

2. Познайте себя. Практически все из нас представляют, кем они должны были бы быть, некоторые - какими бы им хотелось быть, и совсем немногие чётко знают, какими способностями - физическими, душевными и умственными они обладают на самом деле.

3. Осознавайте свои эмоции. Основные негативные человеческие эмоции - нетерпение, раздражение и злость - можно свести к минимуму, если ребёнок осознает реальные причины своих успехов:

- способность к творческому созиданию;

- способность к выполнению поставленной задачи;

- организованность;

- способность быть лидером;

- способность увидеть перспективы.

4. Позвольте себе поиграть. Не ждите, пока кто-то предоставит вам возможность получить положительные эмоции - организуйте их сами. Помните, что расслабление и восстановление сил - не синонимы. Помогите себе сами.

5. Сфокусируйте своё внимание на концентрации, а не на самовлечении.

6. В модификации своего характера вам поможет только практика.

Эффективность работы школьного учителя по защите психического здоровья детей определяется прежде всего тем, насколько он может обеспечить следующие психологические условия, способствующие полноценному развитию учащихся:

- учёт возрастных особенностей детей при воспитательной работе с ними;

- развитие индивидуальных особенностей учащихся;

- создание в школе благоприятного для детей психологического климата.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В нашей работе мы рассмотрели проблему стресса и стрессоустойчивости. Выяснили, что стресс - это часть нашей жизни, с ним надо уметь справляться, но не избегать его. Здравый смысл и житейские наблюдения также подтверждают, что постоянный «уход» от стресса - это не выход, не панацея от болезней. Каждый без труда вспомнит среди своих знакомых тех, кто сохраняет хорошее здоровье, жизнерадостность и отзывчивость, несмотря на беспрерывные, многочисленные стрессы. А другие – болезненны и недоверчивы, хотя стрессов избегают и живут вроде бы без напряжения.

Необходимо помнить, что стресс может «повредить» не только психическое здоровье человека, но и физическую сторону нашего организма. Кстати, уже упоминавшийся Селье выдвинул весьма интересную гипотезу о том, что старение - итог всех стрессов, которым подвергался организм в течение своей жизни

Говоря о стрессе необходимо напомнить, что одним из его факторов является эмоциональная напряженность, которая физиологически выражается в изменениях эндокринной системы человека.

Подводя итог можно напомнить основные черты психического стресса:

1) стресс - состояние организма, его возникновение предполагает взаимодействие между организмом и средой;

2) стресс - более напряженное состояние, чем обычное мотивационное; оно требует для своего возникновения восприятия угрозы;

3) явления стресса имеют место тогда, когда нормальная адаптивная реакция недостаточна.

Итак, стресс - целостная реакция личности на внешние и внутренние стимулы, направленная на достижение полезного результата.

Данное определение стресса не только отвечает принципу системности, но и акцентирует внимание на человеке как личности.

Таким образом, стресс в нашей жизни занимает достаточно большое место, с одной стороны, играя роль индикатора, благодаря которому мы можем вовремя замечать вредоносное повреждающее воздействие (при условии, что человек сразу безошибочно диагностирует у себя состояние стресса), а с другой стороны, вследствие своего патологического характера наносит вред организму, очень часто несоразмерный с оказываемым воздействием.

Итак, изучив основные показатели стресса, этиологию стрессовых ситуаций, можно сделать вывод о том, что данное состояние достаточно часто встречается в нашей действительности, не исключением является и дети младших классов.

Любая стрессовая ситуация может напрямую быть связана с тем или иным расстройством в организме человека.

Задача психолога - помочь ребёнку разобраться в причинах стресса, научить его самостоятельно выявлять допустимую степень стресса, помогать бороться с основными его проявлениями.

Необходима организация оказания психологической помощи ученикам младших классов; в системе образовательного процесса следует рассмотреть основные стрессовые ситуации, с которыми они могут столкнуться в период учебной деятельности; рекомендовать родителям и преподавателям применение продуктивных алгоритмов борьбы со стрессовыми ситуациями.

Не следует жалеть средств и усилий, потраченных на профилактику стресса и борьбу с его последствиями, потерять можно гораздо больше.

 

 

Список литературы:

1. Апчел В.Я, Цыган В.Н. Стресс и стрессоустойчивость организма.- СПб.: Питер, 1999.- 86 с.

2. Бернс Р.С. Развитие Я-концепции и воспитание. -М., 1986 г.

3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. -М., 1987 г.

4. Божович Л.И. Психологическое развитие школьника и его воспитание. – М., 1974 г.

5. Вальдман А.В., Козловская М.М., Медведев О.С. Фармакологическая регуляция эмоционального стресса.- М.: Медицина, 1979.- 359с

6. Варданян Б.Х. Механизмы саморегуляции эмоциональной устойчивости. Категории, принципы и методы психологии. Психологические процессы. - М.: 1983.

7. Василюк Ф.Е. Психология переживания. - М., 1984.

8. Волкова А.И. Психология общения. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 446 с.

9. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.- с.360-372.

10. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка.- М.,1993.

11. Караганова О.Л. Игра в коррекции психического развития ребенка. Учебное пособие. - М.:Российское педагогическое агенство,1997.

12. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса.- М.: Наука, 1983.- 386 с.

13. Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника: Книга для учителей. - М.: Просвещение, 1993.

14. Леонтьев А.А. Психология общения. - М., 1999.

15. Марищук В.Л., Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. – СПб.: Сентябрь, 2001.-

16. Меерсон Ф.З., Пшенникова М.Г. Адаптация к стрессовым ситуациям и нагрузкам.- М.: Медицина, 1993.- 256 с.

17. Немов Р.С. Психология образования. -М., 1995 г.

18. Погодаев К.И. К биологическим основам «стресса» и «адаптивного синдрома»// Актуальные проблемы стресса.- Кишинев: Штиинца, 1976.- с.211-229.

19. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций.- М.: Прогресс, 1979.- 392 с.

20. Савченков Ю.И. Основы психофизиологии: учеб. пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.- с.267-271.

21. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М., 1999.- с.186-213.

22. Селье Г. На уровне целого организма. - М: Наука, 1972.

23. Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1982.- 124с.

24. Суворова В.В. Психофизиология стресса.- М.: Педагогика, 1978.- 208 с.

25. Тарасов Е.А. Как победить стресс. - М.: Айрис-пресс, 2002.

26. Уколова М.А., Гаркави Л.Х., Квакмча Е.С. Место стресса в адаптационной деятельности организма. Стресс и его патогенетические механизмы: материалы всесоюз. симпоз.- Кишинев: Штиинца, 1973.- с.11-39.

27. Чирков Ю.Г. Стресс без стресса.- М.: ФиС, 1988.- 176с.

28. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции.- СПб.: Питер, 2006.- 256 с.

29. Эверли Дж.С., Розенфельд Р. Стресс: природа и лечение. Пер. с англ.- М.: Медицина, 1985.- 224 с.

 

 

приложение № 1

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.