Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ



Петербургский исследователь А.Д. Кривоносов указывает, что корпоративные издания появились в Европе в первой половине XIX века, и выделяет четыре основных периода их развития за рубежом.

1830-1899 годы — «период спорадических корпоративных изданий». В это время на некоторых предприятиях появляются свои газеты и бюллетени. Одним из первых таких изданий считается бюллетень для рабочих, выпускавшийся в 1830-е гг. основателем Германского центра продаж Фридрихом Листом. Помимо издания Ф. Листа можно упомянуть, например, «Friedensblatt fuer unser Haus», выпущенный в 1859 году текстильным фабрикантом Карлом Менцем, «Hazell's Magazine» (1860) — журнал для сотрудников английской фирмы Hazell, Watsell and Viney.

Первые два десятилетия XX века — период «скромного развития корпоративной прессы», затронувший переживавший экономический подъем индустриальный «мир всего мира». В это время появляются, например, «Die Fafrt» (1903, издание для сотрудников берлинских трамваев»), «The Imperial Life Agents News» (1900, издание для сотрудников одноименной фирмы в Торонто), «Shakyo Getsupo» (1903, издание страховой компании Teitoku в Токио) и другие.

1919-1940 годы — период «активного появления» корпоративных изданий. Многие крупные европейские фирмы выпускают собственные издания: Siemens, Bosch (Германия, 1919),

Arbeid en Vermaak (1920, телефонная компания Амстердама), «Те- lefoni d'ltalia» (1925, Италия), «Citroen Information» (1924, Франция), «Bulletin des CFF» (1924, журнал Железнодорожной компании Швейцарской конфедерации) и другие.

Со второй половины 1940-х годов — «период современных корпоративных изданий, характеризующийся повсеместным появлением внутренних изданий, разнообразием содержательных и оформительских форм».

Чарльз Диккенс в книге «Американские заметки», изданной в Лондоне в 1842 году, описывает журнал «Lowell Offering», имевший подзаголовок: «Сборник оригинальных статей, написанных исключительно работницами, занятыми на фабриках». Писатель высоко отзывается об издании: «О литературных достоинствах журнала «Говорит Лоуэлл» могу лишь заметить, что он мог бы с успехом выдержать сравнение со многими английскими периодическими изданиями, хотя статьи в нем и написаны девушками после тяжелого трудового дня». Из рассуждений писателя о журнале видно, что он был не единственным в Америке середины XIX века.

Разумеется, журнал «Говорит Лоуэлл» и ему подобные издания не отвечают сегодняшним представлениям о корпоративном или фирменном (house journal) издании. Но сам факт появления такого рода изданий свидетельствовал о возникновении потребности в новой коммуникации. Эта потребность была исторически обусловлена, а ее развитие было исторически детерминировано.

В начале XIX века производство в Европе все в большей степени становилось индустриальным, то есть преимущественно промышленным в современном понимании этого термина. Здесь завершался промышленный переворот — переход от мануфактуры к машинному производству.

Переход производства в новое качество означал не только то, что основная часть товаров в стране производилась не для личного потребления производителей, а для продажи на рынке, но и то, что процесс производства этих товаров становился по определению коллективным, что стало важным фактором возникновения потребности в новой коммуникации.

Развитие промышленного производства на этапе перехода к машинному производству носило преимущественно экстенсивный характер. Соответственно, рост заводов и фабрик обеспечивался помимо прочего ростом численности персонала на них. Само производство ввиду его усложнения сосредоточивалось там, где концентрировалось знание, то есть в городах. Поэтому его рост в развитых странах вызвал к жизни активный процесс урбанизации. И это также было существенным условием возникновения корпоративных изданий. Перемещение огромных масс людей из деревень в города означало не просто смену форм деятельности, но и кардинальную смену всего устройства жизни. Именно это обстоятельство определило тот факт, что потребность в новой коммуникации возникла даже у рядовых работниц фабрик. Оторванные от привычной жизни, они искали в новой форме общения душевного утешения. Диккенс пишет: «Со страниц журнала, словно струей животворного деревенского воздуха, веет любовью к красотам природы, к тишине, которую писательницы оставили у себя на родине; а в библиотеке вы едва ли найдете книги, где воспевались бы красивая одежда, красивые браки, красивые дома или красивая жизнь, хотя, казалось бы, здесь-то и открывается благоприятная возможность для изучения таких предметов».

Вслед за Европой в период промышленного переворота вступила Америка. Волны иммиграции, особенно во второй половине столетия, несли в страну иммигрантов новейшие достижения Европы. В 1875 году И. Зингер стал продавать ручные швейные машины в Америке и одновременно начал выпускать специальную газету для покупателей («Gazette»), в которой учил их правильному пользованию, как мы сказали бы теперь, бытовой техникой.

Эту газету, вероятно, можно считать первым фирменным изданием для клиентов. Таким образом, в начале XIX века в Европе возникли первые внутрикорпоративные издания, а к концу его в США появились первые издания для клиентов. Алгоритм развития новой формы коммуникаций вполне определился. В последней четверти двадцатого века он привел к возникновению самого многочисленного отряда периодической печати — корпоративной прессы.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.