Существование правового государства без наличия в нем гражданского общества невозможно. Именно благодаря гражданскому обществу в государстве происходят регуляция и выполнение нормативных актов: гражданское общество выступает независимым наблюдателем за выполнением законов в государстве.
Благодаря таким организациям гражданского общества как профсоюзы, студенческие объединения, ассоциации адвокатов происходит непосредственная защита личных и социальных прав человека и гражданина в государстве.
33 Право – система общеобязательных, формально определенных, установленных (либо санкционированных) и обеспеченных государством правил поведения (норм), выражающих общую волю народа и выступающих в качестве государственного регулятора общественных отношений.
Таким образом, государство является субъектом регулирования общественных отношений, а право– инструментом регулирования. Содержание права определяется материальными и духовными условиями жизни общества.
Признаки права:
1. Нормативность – состоит из отдельных норм;
2. Общеобязательность – правовые предписания обязательны для всех субъектов права, находящихся под юрисдикцией данного государства;
3. Формальная определенность – нормы содержатся, в официальных источниках;
4. Системность – право представляет собой систему норм, которые взаимосвязаны и взаимодействуют;
5. Стабильность – право должно быть стабильно, иначе оно теряет качество регулятора общественных отношений;
6. Динамизм – право должно развиваться, иначе оно превращается в тормоз развития общества;
7. Гарантированность – право создается или санкционируется, а также обеспечивается государством;
Право – это система общеобязательных, нормативных предписаний или правил поведения, которые устанавливает и реализует государство. Право выражает интересы общества, регулирует наиболее значимые общественные интересы, предоставляет субъективные права и возлагает юридические обязанности.
Раскрывая понятие права, необходимо обратиться к его признакам:
1) государственно-волевой характер, который характеризует право как выразителя государственной воли общества, которая обусловлена экономическими, национальными, духовными, природными и другими условиями его жизни;
2) нормативность. Право осуществляется как государственная воля в правовых предписаниях, которые проявляются в реальной жизни в виде системы официально признаваемых, действующих в государстве юридических норм;
3) взаимозависимость права и государства, которая обнаруживается как при применении мер государственного принуждения в определенных правом случаях, так и при создании гарантированности правовых норм государством;
4) общеобязательность – выражается в том, что все принятые в государстве правовые нормы направлены в адрес неопределенного количества лиц и обязательны для выполнения всеми под страхом наказания за их нарушение;
5) формальная определенность. Право как общественная воля реализуется в форме официальных юридических актов, установленных государственной властью, и содержат предписания, устанавливающие границы свободы субъектов права.
6) системность и иерархичность, которая состоит в том, что нормативные акты применяют не изолированно, а в комплексе, в котором акты взаимодействуют, а также дополняют друг друга;
7) регулирующее воздействие, которое реализуется через предоставление субъектам не только некоторых субъективных прав, но и возложение на них юридических обязанностей;
8) установление и обеспечение государством, так как оно имеет право на монополию правотворчества, все же другие субъекты правоотношений могут лишь принимать участие в правотворческой деятельности с разрешения государства.
Сущность и содержание права отражают основные и устойчивые свойства права. Они зависят от экономического строя государства, политики, морали, культуры и т. д. Важное влияние на формирование права и его содержание играет такой духовный фактор, как учение о прирожденных, естественных и неотъемлемых правах человека. По своей сущности право – общесоциальное, так как: 1) изъявляет согласованную общественную волю; 2) призвано служить интересам всего без исключения населения государства; 3) гарантирует организованность и развитие социальных связей; 4) право является мерилом свободы и ответственности субъектов правоотношений; 5) выступает как средство удовлетворения разнообразных потребностей и интересов.
Социальная ценность права определяется:
1) общественной востребованностью, т. е. состоянием права в качестве определенного достижения цивилизации, проявления культуры и развития мысли отдельного человека; 2) инструментальной востребованностью – использованием права как инструмента механизма, который с помощью юридических средств регулирует общественные отношения и обеспечивает их правильность и определенность.
35Принципы права - это основные исходные положения, юридически закрепляющие объективные закономерности общественной жизни.
Рассмотрим некоторые важные принципы права.
Виды:
v Общеправовые - это основные начала, которые определяют наиболее существенные черты права в целом, его содержание и особенности как регулятора всей совокупности общественных отношений. Они распространяются на все правовые нормы и с одинаковой силой действуют во всех отраслях права вне зависимости от характера и специфики регулируемых ими общественных отношений (принципы социальной свободы, социальной справедливости, демократизма, гуманизма, равноправия, единства юридических прав и обязанностей, ответственности за вину, законности).
v Межотраслевые - выражают особенности нескольких родственных отраслей права (например, уголовно-процессуального и гражданско-процессуального). Общими принципами указанных отраслей права являются, например, коллегиальность в рассмотрении уголовных и гражданских дел, гласность судебного разбирательства. В то же время на родственные (смежные) отрасли права в полной мере распространяются и общие правовые принципы. Они проявляются отдельно в каждой отрасли и интегрируются в межотраслевые принципы.
v Отраслевые - характеризуют наиболее существенные черты конкретной отрасли права (например, административного и гражданского). Принципами гражданского права являются равенство сторон в имущественных отношениях, обеспечение договорной дисциплины и др.
Функции права соответствуют функциям государства. Исходя из этой аналогии, согласно первой классификации можно выделить экономическую, социальную, экологическую и другие функции.
Если же исходить из специфических признаков права и способов воздействия на общественные отношения, то выделяют следующие функции:
1. Регулятивную – реализуется через закрепление общественных отношений в нормативно-правовых актах. Но при этом обеспечивается свобода и организованность общественных отношений;
Регулятивная функция права реализуется следующими путями:
1) путём закрепления этих отношений в нормативно-правовых актах. Правовые нормы придают общеобязательную форму тем отношениям, которые составляют основу нормального функционирования общества;
2) путём обеспечения высокой степени свободы и организованности общественных отношений, способствования их непрерывному совершенствованию и развитию.
2. Охранительную – она ориентирована на охрану положительных правоотношений и пресечение противоправного поведения.
Охранительная функция реализуется через установление запретов на совершение противоправных деяний.
36Источники (формы) права - это официальные способы внешнего выражения и закрепления норм права.
Виды основных источников (форм) права:
а) нормативно-правовой акт;
б) нормативно-правовой договор;
в) правовой обычай;
г) правовой прецедент.
Нормативно-правовой акт - это исходящий, как правило, от компетентного органа государства акт-документ, содержащий нормы права.
В современных государствах нормативно-правовой акт представляет собой наиболее распространенный источник права. Он устанавливает, изменяет, отменяет нормы права, вводит их в действие. Основными субъектами права, которые принимают и издают нормативно-правовые акты, являются соответствующие правотворческие органы государства. Они принимают и издают нормативно-правовые акты на основе и в пределах своей компетенции.
37 Для марксистского правопониманияхарактерно понимание сущности права в качествевозведенной в закон воли правящего класса.
Уже в нач. XIX в. нем. историч. школа юристов считала, что право является не продуктом чьей-либо воли, а результатом естеств. развития народного правосознания.Гос-во должно выявлять и систематизировать те нормы, которые стихийно возникают в общении между людьми, а не насаждать насильственно нормы, противоречащие «народному духу».
Еще более древней (времена Цицерона) является идея естественного права.И человек, и общ-во тесно связаны с природой. Естеств. права человека – право на жизнь, на неприкосновенность личности на стремление к счастью. Эти права происходят от самой природы человека, всякий человек имеет их от рождения.Гос-во должно учитывать эти права.
Нормативизм.Сущность права – в его нормативном характере и общеобязательности пр. норм. Разные концепции правопонимания. Еллинек (волюнтаристская концепция)понимал право как проявление гос. воли, авторитета. Иеринг («юриспруденция интересов») – в основе возникновения, развития и понимания объективного права всегда право субъективное. Субъективное право – это охраняемый законом интерес.Кельзенисследовал право с т. зрения его бытия, разработав «чистую теорию права».Сущ-т суждения с алетической модальностью (т. е. суждения о сущем, напр., снег белый) и суждения с деонтической модальностью (т. е. суждения о должном, напр., снег следует убрать). Пр. норма – это суждение о должном. (Напр., УК РФ прямо закрепляет, что УК основан на Конст. РФ. Такое суждение имеет алетическую модальность. Его следует преобразовать в суждение с деонтической модальностью – положения УК нельзя толковать так, чтобы они противоречили Конст. РФ.)
Социологич. теория прававозникла в нач. XX в в Австрии (Эрлих) на почве позитивизма и получила разв. на почве америк. прагматизма. Право отождествляется со сложившейся суд. практикой его применения.Реальное право существует не в законе, а в суде, в админ. и ином органе, применяющем право. Америк, юрист Паунд развил эту теорию – судья, принимая решение, должен учитывать не только предписания закона, но и потребности обществ, развития.
Понятием «правовая система» отечественное правоведение оперирует примерно с середины 80-х годов, но к настоящему времени эта категория, наряду с категориями экономической, политической, социальной систем, прочно вошла в научный и повседневный обиход. Она объединяет все элементы правовой материи, позволяет увидеть связи между ними, степень их разработки, нацеливает правотворческие, правоприменительные и правоохранительные органы на решение практических задач.
Правовая система — это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны.
Правовая система образуется в связи с правом и базируется на нем, отсюда ее название. Однако она не сводится только к праву, а значительно шире его. Правовая система — комплексное образование. Она включает все, что имеет правовую (юридическую) окраску. По верному замечанию американского юриста Лоуренса Фридмэна, «именно структура правовой
системы — ее скелет или каркас — является длительно существующей частью, придает форму и определенность целому»[1].
Правовая система является важнейшим инструментом общественно-экономического развития и преобразования многих сторон социальной жизни.
В этой связи правовая система современной России в соответствии с потребностями развития общества требует существенной переработки и обновления.
Это и происходит в настоящее время по следующим направлениям: осмысление юридической наукой происходящих процессов и их прогнозирование; существенное обновление и переработка действующего законодательства, создание нормативно-правовой базы рынка; развитие и углубление демократических, гуманистических и нравственных начал в жизни общества; защита личности и собственности; максимальная увязка правовой системы с экономической, политической, социальной и другими системами, что позволит эффективнее использовать потенциальные возможности юридических средств.
39 Проблемы типологии правовых систем во Франции разрабатывались Рене Давидом, в Германии – Цвайгертом. В России они до недавнего времени не были предметом специального исследования, хотя все основные особенности, напр., англосаксонского и романо-германского права были известны русским и немецким правоведам еще в XIX в.
Правовая система – 1) взятые во взаимосвязи 2) характерные для данного гос-ва и 3) обусловленные исторически: а) особенности общественного строя (не в марксистском, а скорее в культурологическом понимании); б) ключевые правовые доктрины и особенности правопонимания; в) основные особенности источников и содержания права.
Правовая семья – группа правовых систем, объединенных сходными условиями исторического развития и поэтому имеющих существенные «общие особенности», отличающие их от др. правовых семей. При этом какого-либо единого критерия классификации правовых систем по семьям не предлагается. Речь идет об историческом «родстве», объективном сходстве правовых культур.
Основные правовые семьи:
1) романо-германская;
2) семья социалистич. права(которая происходит от романо-германского права);
3) семья Общего права,которую у нас принято называть англосаксонской (хотя собственно англосаксонский период в развитии английского права закончился завоеванием Англии норманнами Вильгельма Завоевателя, после чего и возникло Общее право и появились те особенности, которые характеризуют сегодня «англосаксонскую семью»);
4) мусульманское право;
5) право Индии;
6) право стран Дальнего Востока(Китай, Япония);
7) право стран черной Африки(«черная» она в отличие от арабской северной Африки).
Цвайгерт предлагает иную классификацию. Он считает, что «германская»и«романская»семьи – самостоятельные семьи. Называет семью Общего права «англо-американской»,выделяет «северную»(т. е. скандинавскую) правовую семью.
40Правовая семья - это совокупность национальных правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования. Наиболее известной является классификация французского учёного Рене Давида[1], в соответствии с которой выделяются:
· романо-германская правовая семья,
· англосаксонская правовая семья,
· религиозная правовая семья (мусульманская, иудейская и др.),
· социалистическая правовая семья,
· традиционная правовая семья,
1 . Романо-германская правовая система объединяет правовые системы всех стран континентальной Европы. Эта правовая система возникла на основе рецепции римского права. Основной источник права — нормативный акт. Ей присуще чёткое деление норм права на отрасли, а все отрасли подразделяются на две подсистемы: частное право и публичное право. К сфере публичного права относятся административное, уголовное, конституционное, международное публичное. К частному относятся гражданское, семейное, трудовое, международное частное. В системе органов государства проводится четкое различие на законодательные и правоприменительные органы. Законотворческие функции составляют монополию законодателя. Для большинства стран этой системы характерно наличие писаной конституции.
2. Англосаксонская правовая семья
Общее право доминирует в национальных правовых системах Великобритании (кроме Шотландии), Канады, США, Ямайки, Австралии и т. д. Прародительницей этой правовой семьи была Англия. В основе этой правовой системы — принцип stare decisis (лат. стоять на решённом), означающий, что при выработке решения судом господствующая сила принадлежит прецеденту. Основным источником права в Англо-саксонской правовой системе является обычай (подтверждённый судебным прецедентом), законодательство рассматривается как разновидность договора. Таким образом, в отличие от романо-германской системы, судебные решения играют большую роль в собственно формировании права, тогда как романо-германская система оставляет за судами функцию толкования и применения права.
3. Социалистическое право
Строго говоря, социалистическая правовая система не является самостоятельной системой, а лишь ответвлением романо-германской правовой системы. Для социалистической системы характерен государственный контроль над многими сферами общественной и экономической жизни в обмен на законодательное закрепление большого числа социальных гарантий, а также упрощённый порядок судопроизводства с фактическим отказом от состязательности. При этом практически во всех социалистических государствах сохранялись все формальные признаки романо-германской правовой системы. В рамках англосаксонской системы развитие в сторону социалистической системы не наблюдалось. Одним из характерных, хотя и второстепенных, институтов социалистического права являлся товарищеский суд.
4. Религиозное право
Религиозная правовая система — это правовая система, где основным источником права выступает священное писание. Наиболее известными примерами являются исламское право (шариат) и иудейское право (галаха). В Европе религиозное право не прижилось даже в Средние века, поскольку авторитет Церкви относился исключительно к духовной сфере; вопросы же наказания и гражданского права относились к исключительной прерогативе местных правителей. В допетровской Руси Церковь не имела судебной власти, однако в отдельных случаях церковное покаяние (уход в монастырь) с согласия Церкви могло служить заменой отдельных форм уголовного наказания.
Тем не менее, религиозное право во всех случаях было не абсолютной, а лишь преобладающей нормой. В еврейском праве действовала норма «дина демалхута дина» (Закон царства — закон), означавшая, что закон государства, на территории которого проживала данная еврейская община, должен беспрекословно исполняться.
5. Традиционная правовая семья
Традиционные правовые системы до сих пор встречаются в некоторых странах Центральной и Южной Африки, Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании. Для них характерно то, что внутри племенной общины или этнической группы регулированиеобщественных отношений происходит посредством многочисленных обычаев и традиций. Они являются для них неписанными нормами поведения, которые складывались в течение длительного времени и вошли в привычку в результате многократного применения. Повиновение нормам обычного права происходит добровольно и основано на уважении духов предков или духов природы.
Обычное право регулирует, как правило, поведение коллектива, а не отдельной личности, поэтому оно является правом групп и сообществ, и не является правом индивидов (то есть это не субъективное право). Оно влияет на формирование местной власти, регулирует брачно-семейные отношения, вопросы землевладения, собственности и наследования, определяет порядок и организацию правосудия внутри общины. Например, вступление в брак является не союзом между мужчиной и женщиной, а соглашением между различными племенами и кланами
+ к 40 вопросу
Основные черты романо-германской правовой семьи:
o 1) единая, иерархически построенная система источников писанного права, доминирующее место в которой занимает НПА;
o 2) главная роль в формировании права отводится законодателю;
o 3) имеются писаные конституции, обладающие высшей юридической силой;
o 4) высокий уровень нормативных обобщений достигается при помощи кодификации НА;
o 5) весомое положение занимают подзаконные НА;
o 6) деление системы права на публичное и частное, на отрасли;
o 7) на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина;
o 8) особое место занимает юридическая доктрина, разработавшая основные принципы построения данной правовой семьи.
Основные черты англосаксонской правовой семьи:
o 1) основной источник права - судебный прецедент;
o 2) юридические прецеденты носят индивидуальный характер;
o 3) ведущая роль в формировании права принадлежит суду, который занимает особое положение в системе госорганов;
o 4) на первом месте находятся не обязанности, а права человека, защищенные судом;
o 5) главенствующее место занимает процессуальное право, которое определяет материальное право;
o 6) отсутствуют кодификационные отрасли права;
o 7) отсутствует деление права на публичное и частное;
o 8) статутное право и юридические обычаи выступают в качестве дополнительных источников;
o 9) юридическая доктрина носит прикладной характер.
Основные черты религиозной правовой семьи:
o 1) главный творец права – Бог, а не общество и государство, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда;
o 2) источники права – религиозно-нравственные предписания и ценности;
o 3) тесное переплетение юридических положений с религиозными, философскими и моральными постулатами, с местными обычаями образует в совокупности единые правила поведения;
o 4) особое место в системе источников занимают труды ученых-юристов;
o 5) отсутствует деление права на публичное и частное;
o 6) НПА имеет вторичное значение;
o 7) судебная практика не является источником права.
Основные черты правовой семьи традиционного права:
o 1) главное место в системе источников права занимают обычаи и традиции, имеющие, как правило, неписаный характер и передаваемые из поколения в поколение;
o 2) обычай и традиция представляют собой синтез юридических, моральных, мифических предписаний;
o 3) обычаи и традиции регулируют отношения в первую очередь групп и сообществ, а не индивидов;
o 4) НПА имеют вторичное значение;
o 5) судебная практика не выступает в качестве основного источника права;
o 6) судебная власть руководствуется идеей примирения, восстановления согласия в общине и обеспечивает ее сплоченность;
o 7) юридическая доктрина не играет существенной роли;
o 8) многие обычаи и традиции архаичны.
41 Правовой статус личности — это совокупность прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности, признаваемых и гарантируемых государством.
Итак, правовой статус личности определяется как юридически закрепленное положение личности в обществе, государстве. В основе правового статуса лежит фактический социальный статус, право же лишь этот статус закрепляет, вводит его в законодательные рамки. Социально-правовой и нормативно-правовой статусы соотносятся как содержание и форма.
Правовой статус объективно отражает как достоинства, так и недостатки реально действующей политико-юридической системы. К негативным же тенденциям в правом статусе личности в Российской Федерации относятся: крайняя неустойчивость, слабая социально-правовая защищенность, отсутствие надежных гарантирующих и охранительных механизмов. Правовой статус в современной Российской Федерации несет на себе печать глубокого социально-политического, экономического и духовного кризиса в обществе, государстве. Стабильность правового статуса личности подорвана процессами суверенизации, прошедшими после распада СССР, межнациональными и региональными конфликтами.
К позитивным же тенденциям правового статуса личности можно отнести следующие:
• под правовой статус личности подводится современная законодательная база, отвечающая международным критериям,
• закладывается приоритет личности как высшей социальной и моральной ценности,
• правовой статус личности очищается от идеологического и классового догматизма,
• в государстве осуществляется переход от командно-закрепительных методов регламентации правового статуса к дозволительно-разрешительным,
• в праве действует презумпция невиновности, принцип «не запрещенное законом дозволено».
В современной Российской Федерации выделяют следующие виды правового статуса личности:
1) общий правовой статус — это конституционный статус гражданина государства, члена общества, он не зависит от текущих обстоятельств, является единым и одинаковым для всех, исходным для остальных правовых статусов личности;
2) специальный правовой статус — это особенный, родовой статус определенных категорий граждан, имеющих специфические дополнительные права, обязанности, льготы, предусмотренные законодательством;
3) индивидуальный правовой статус — это единичный статус; совокупность персонифицированных прав и обязанностей конкретного лица. Данный статус меняется вместе с изменениями в жизни человека.
Каждый индивид выступает одновременно носителем описанных выше трех видов правового статуса. Кроме указанных видов, выделяются также правовые статусы физических лиц — статус российских граждан, находящихся за рубежом, статус иностранных граждан, находящихся на территории Российской Федерации, лиц без гражданства либо с двойным гражданством, статус беженцев, статус лиц, которые работают в экстремальных условиях, особых регионах страны и т. д. Существуют также правовые статусы юридических лиц, отраслевые, профессиональные и должностные статусы и т. д.
В структуру правового статуса личности входят следующие юридические элементы:
а) правовые нормы, которые устанавливают данный правовой статус,
б) правосубъектность лица,
в) основные субъективные права и юридические обязанности лица, законные интересы личности,