Романо-германская правовая семья сложилась на основе рецепции (заимствования) римского права в XII-XVI вв. и получила распространение в континентальной Европе.
Особенности романо-германской правовой семьи:
1) основным источником права служит нормативный правовой акт (закон);
2) единая иерархическая система источников права;
3) деление на публичное и частное право, а также на отрасли права;
4) законодательство носит кодицифированный характер;
5) сходство основных понятий и категорий;
6) единая система правовых принципов;
7) ведущая роль принадлежит конституции, обладающей высшим юридическим авторитетом.
Основные черты семьи общего (прецедентного) права:
- источником права выступает судебный прецедент, т.е. норма, сформулированная судьями в процессе рассмотрения дела.
- творцами права являются судьи,
- судьи, обобщая практику, вырабатывают юридические принципы - прецеденты, составляющие систему общего права.
- казуистический характер, своеобразное понимание норм права - они не отделены от судебного решения.
- специфика структуры права: отсутствует деление на частное и публичное, не четко выделены отрасли права.
- в структуре права выделяют: прецедентное право; право справедливости; статутное право. Право справедливости - собой совокупность норм, сформировавшихся из решений лорда-канцлера, который действовал от имени короля при рассмотрении жалоб на решения обычных королевских судов. Статутное же право - это право парламентского происхождения.
- недостаточно кодифицированный характер законодательства.
В структуре общего права можно выделить группу английского права - Великобритания, Канада, Новая Зеландия, Австралия, некоторые бывшие английские колонии, США.
Славянская правовая семьястала выделяться в качестве самостоятельной в трудах дореволюционного русского юриста Н.М. Коркунова, проф. В.Н. Синюкова, сформулировавших особенности славянской правовой семьи.
Славянская правовая семьи характеризуется:
- самобытностью государственности,
- особыми условиями экономической жизни, когда ведущей формой хозяйствования является крестьянская община, основанная на взаимопомощи и местном самоуправлении, ответственности по принципу «круговой поруки»,
Семья мусульманского права отличается:
-норма права - божественного происхождения, не подлежит изменению, нуждается в разъяснении и толковании,
- четырьмя главными источниками мусульманского права: Коран - священная книга мусульман, где собраны речи и проповеди пророка Мухаммеда; Сунна - сборник преданий о жизни пророка, его образе мыслей и действий, Иджма - согласие мусульманского сообщества об обязанностях мусульманина, Кияс (Кийяс) - суждение по аналогии, т.е. применение к новым сходным случаям правил, установленных Кораном, Сунной и Иджмой.
- закон относится к второстепенным источникам, который не может противоречить исламу и религиозно-правовой доктрине.
- в структуре мусульманского права отсутствует публичное и частное право, в качестве основных отраслей уголовное, судебное и семейное право.
Семья мусульманского права включает Иран, Ирак, Пакистан, Саудовскую Аравию, Ливан, Судан и др. В ряде мусульманских государств мусульманское право сохранило свое значение лишь в отдельных сферах (Алжир, Египет, Сирия).
Семья обычного (традиционного) праваохватывает страны Центральной и Южной Африки и Мадагаскар, государства Гану, Сьерра-Леоне, Гамбию, Уганду, Малави, Сенегал, Берег Слоновой Кости, Того, Камерун и др.
Для национальных правовых систем семьи обычного права свойственно:
- регулирование общественных отношений обычаями,
- отличие от обычаев европейских народов заключается в уважении предков, духов земли,
- право групп и сообществ, а не индивидов, т.е. второплановость субъективных прав отдельной личности.
- право коллективной отвественности.
В результате колонизации Африки возникла дуалистическая система права, сочетающая право метрополии и обычное право, наличие туземных суд.
Краткое содержание ответов по теме:
ПРАВОТВОРЧЕСТВО
1. Понятие, содержание и принципы правотворчества
Под правотворчеством понимается деятельность государства по изданию, изменению и отмене нормативных правовых актов.
Правотворчество представляет собой монопольную деятельность государства.
Стадии правотворчества:
- выявление общесоциальных интересов,
- согласование акта с заинтересованными органами и лицами, с действующей системой законодательства и права,
- оформление принятого решения, придание ему государственно-властного характера.
Правотворческая деятельность основана на принципах:
- законность,
- демократизм,
- научность,
- профессионализм,
- гласность,
- системность.
Принцип законности означает:
- принятие нормативных правовых актов осущемствляется субъектами, которые наделены соответствующими полномочиями и в их пределах;
- оформление акта строго в соответствии с определенной процедурой;
- акт не должен противоречить конституции, законам, общепринятым принципам и нормам международного права, действующему законодательству.
Принцип демократизма проявляется в:
-возможности принятия наиболее важных нормативных правовых актов путем референдума,
- обсуждение законопроектов в средствах массовой информации, научной общественностью, в общественных объединениях.
Принцип научности предусматривает:
- наличие научно обоснованной стратегии правотворчества,
- прогнозирование социальных последствий действия новых актов и норм;
- учет достижений отечественной и мировой юридической науки.
Принцип профессионализма предполагает:
-для принятия эффективных нормативных правовых актов учет множества разнообразных факторов объективного и субъективного характера,
- владение правилами юридической техники.
Принцип гласности означает, что принимаемые правотворческими органами акты подлежат обязательному опубликованию.
Принцип системности предполагает, что:
-принимаемые акты не должны противоречить действующим актам,
- не должны содержать коллизий, пробелов, дублирования,
- должны использовать средства регулирования общественных отношений, присущие данной отрасли права.
Правотворчествоследует отличать от правообразования, включающее:
-анализ социальной ситуации в стране,
- выявление потребности в правовом регулировании общественных отношений,
- разработку и принятие нормативного правового акта.
Правотворчество – завершающий этап процесса правообразования.
Виды правотворчества
В зависимости от субъекта правотворчества принято выделять:
-законотворчество,
- подзаконное правотворчество,
- правотворчество органов местного самоуправления,
- непосредственное правотворчество народа (референдум), делегированное
правотворчество,
- локальное правотворчество.
Законотворчество - ведущий вид правотворчества, осуществляемый представительными законодательными органами государства, обладающими правом принимать акты высшей юридической силы - законы.
Подзаконное правотворчество реализуется органами исполнительной власти, предназначено для детализации законов, их конкретизации, решения вопросов, требующих оперативного реагирования. Исполнительный орган власти принимает акты в пределах его компетенции.
- через референдум, являющийся высшей формой прямого (непосредственного) выражения воли народа,
- решения референдума обладают высшей юридической силой;
- решения не нуждаются в каком-либо утверждении и могут быть отменены только другим референдумом;
- референдум основывается на принципах свободы и добровольности участия, выражения своего мнения,
- организация и проведение референдума осуществляются государством.
Делегированное правотворчество:
- правотворчеством органов местного самоуправления,
- органы местного самоуправления не входят в государственную систему,
- вправе принимать нормативные акты по вопросам местного значения.
Чрезвычайное правотворчество - принятие законов и других нормативных правовых актов для регулирования общественных отношений, связанных с экстремальными ситуациями в условиях режима чрезвычайного положения в целях:
- предупреждения и устранения социальных катастроф,
- обеспечения безопасности граждан, защиты их прав и свобод,
- восстановления законности и правопорядка;
- применения экстраординарных мер в условиях особого правового режима осуществления государственной власти.
Локальное правотворчество - реализация правомочий на издание нормативных правовых актов отдельными учреждениями, организациями коммерческого или иного характера для регулирования конкретных производственных и иных управленческих задач. Локальные акты издаются руководителями организаций и имеют ограниченное действие в пределах данной организации, ее структурных подразделений и работников. Издаются в форме уставов, положений, правил, приказов, распоряжений и т.д.