Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Краткая характеристика правовых семей



Романо-германская правовая семья сложилась на основе рецепции (заимствования) римского права в XII-XVI вв. и получила распространение в континентальной Европе.

Особенности романо-германской правовой семьи:

1) основным источником права служит нормативный правовой акт (закон);

2) единая иерархическая система источников права;

3) деление на публичное и частное право, а также на отрасли права;

4) законодательство носит кодицифированный характер;

5) сходство основных понятий и категорий;

6) единая система правовых принципов;

7) ведущая роль принадлежит конституции, обладающей высшим юридическим авторитетом.

Основные черты семьи общего (прецедентного) права:

- источником права выступает судебный прецедент, т.е. норма, сформулированная судьями в процессе рассмотрения дела.

- творцами права являются судьи,

- судьи, обобщая практику, вырабатывают юридические принципы - прецеденты, составляющие систему общего права.

- казуистический характер, своеобразное понимание норм права - они не отделены от судебного решения.

- специфика структуры права: отсутствует деление на частное и публичное, не четко выделены отрасли права.

- в структуре права выделяют: прецедентное право; право справедливости; статутное право. Право справедливости - собой совокупность норм, сформировавшихся из решений лорда-канцлера, который действовал от имени короля при рассмотрении жалоб на решения обычных королевских судов. Статутное же право - это право парламентского происхождения.

- недостаточно кодифицированный характер законодательства.

В структуре общего права можно выделить группу английского права - Великобритания, Канада, Новая Зеландия, Австралия, некоторые бывшие английские колонии, США.

Славянская правовая семьястала выделяться в качестве самостоятельной в трудах дореволюционного русского юриста Н.М. Коркунова, проф. В.Н. Синюкова, сформулировавших особенности славянской правовой семьи.

Славянская правовая семьи характеризуется:

- самобытностью государственности,

- особыми условиями экономической жизни, когда ведущей формой хозяйствования является крестьянская община, основанная на взаимопомощи и местном самоуправлении, ответственности по принципу «круговой поруки»,

Семья мусульманского права отличается:

-норма права - божественного происхождения, не подлежит изменению, нуждается в разъяснении и толковании,

- четырьмя главными источниками мусульманского права: Коран - священная книга мусульман, где собраны речи и проповеди пророка Мухаммеда; Сунна - сборник преданий о жизни пророка, его образе мыслей и действий, Иджма - согласие мусульманского сообщества об обязанностях мусульманина, Кияс (Кийяс) - суждение по аналогии, т.е. применение к новым сходным случаям правил, установленных Кораном, Сунной и Иджмой.

- закон относится к второстепенным источникам, который не может противоречить исламу и религиозно-правовой доктрине.

- в структуре мусульманского права отсутствует публичное и частное право, в качестве основных отраслей уголовное, судебное и семейное право.

Семья мусульманского права включает Иран, Ирак, Пакистан, Саудовскую Аравию, Ливан, Судан и др. В ряде мусульманских государств мусульманское право сохранило свое значение лишь в отдельных сферах (Алжир, Египет, Сирия).

Семья обычного (традиционного) праваохватывает страны Центральной и Южной Африки и Мадагаскар, государства Гану, Сьерра-Леоне, Гамбию, Уганду, Малави, Сенегал, Берег Слоновой Кости, Того, Камерун и др.

Для национальных правовых систем семьи обычного права свойственно:

- регулирование общественных отношений обычаями,

- отличие от обычаев европейских народов заключается в уважении предков, духов земли,

- право групп и сообществ, а не индивидов, т.е. второплановость субъективных прав отдельной личности.

- право коллективной отвественности.

В результате колонизации Африки возникла дуалистическая система права, сочетающая право метрополии и обычное право, наличие туземных суд.

 

 

Краткое содержание ответов по теме:

ПРАВОТВОРЧЕСТВО

1. Понятие, содержание и принципы правотворчества

Под правотворчеством понимается деятельность государства по изданию, изменению и отмене нормативных правовых актов.

Правотворчество представляет собой монопольную деятельность государства.

Стадии правотворчества:

- выявление общесоциальных интересов,

- согласование акта с заинтересованными органами и лицами, с действующей системой законодательства и права,

- оформление принятого решения, придание ему государственно-властного характера.

Правотворческая деятельность основана на принципах:

- законность,

- демократизм,

- научность,

- профессионализм,

- гласность,

- системность.

Принцип законности означает:

- принятие нормативных правовых актов осущемствляется субъектами, которые наделены соответствующими полномочиями и в их пределах;

- оформление акта строго в соответствии с определенной процедурой;

- акт не должен противоречить конституции, законам, общепринятым принципам и нормам международного права, действующему законодательству.

Принцип демократизма проявляется в:

-возможности принятия наиболее важных нормативных правовых актов путем референдума,

- обсуждение законопроектов в средствах массовой информации, научной общественностью, в общественных объединениях.

Принцип научности предусматривает:

- наличие научно обоснованной стратегии правотворчества,

- прогнозирование социальных последствий действия новых актов и норм;

- учет достижений отечественной и мировой юридической науки.

Принцип профессионализма предполагает:

-для принятия эффективных нормативных правовых актов учет множества разнообразных факторов объективного и субъективного характера,

- владение правилами юридической техники.

Принцип гласности означает, что принимаемые правотворческими органами акты подлежат обязательному опубликованию.

Принцип системности предполагает, что:

-принимаемые акты не должны противоречить действующим актам,

- не должны содержать коллизий, пробелов, дублирования,

- должны использовать средства регулирования общественных отношений, присущие данной отрасли права.

Правотворчествоследует отличать от правообразования, включающее:

-анализ социальной ситуации в стране,

- выявление потребности в правовом регулировании общественных отношений,

- разработку и принятие нормативного правового акта.

Правотворчество – завершающий этап процесса правообразования.

Виды правотворчества

В зависимости от субъекта правотворчества принято выделять:

-законотворчество,

- подзаконное правотворчество,

- правотворчество органов местного самоуправления,

- непосредственное правотворчество народа (референдум), делегированное

правотворчество,

- локальное правотворчество.

Законотворчество - ведущий вид правотворчества, осуществляемый представительными законодательными органами государства, обладающими правом принимать акты высшей юридической силы - законы.

Подзаконное правотворчество реализуется органами исполнительной власти, предназначено для детализации законов, их конкретизации, решения вопросов, требующих оперативного реагирования. Исполнительный орган власти принимает акты в пределах его компетенции.

Непосредственное правотворчество (референдум) реализуется:

- через референдум, являющийся высшей формой прямого (непосредственного) выражения воли народа,

- решения референдума обладают высшей юридической силой;

- решения не нуждаются в каком-либо утверждении и могут быть отменены только другим референдумом;

- референдум основывается на принципах свободы и добровольности участия, выражения своего мнения,

- организация и проведение референдума осуществляются государством.

Делегированное правотворчество:

- правотворчеством органов местного самоуправления,

- органы местного самоуправления не входят в государственную систему,

- вправе принимать нормативные акты по вопросам местного значения.

Чрезвычайное правотворчество - принятие законов и других нормативных правовых актов для регулирования общественных отношений, связанных с экстремальными ситуациями в условиях режима чрезвычайного положения в целях:

- предупреждения и устранения социальных катастроф,

- обеспечения безопасности граждан, защиты их прав и свобод,

- восстановления законности и правопорядка;

- применения экстраординарных мер в условиях особого правового режима осуществления государственной власти.

Локальное правотворчество - реализация правомочий на издание нормативных правовых актов отдельными учреждениями, организациями коммерческого или иного характера для регулирования конкретных производственных и иных управленческих задач. Локальные акты издаются руководителями организаций и имеют ограниченное действие в пределах данной организации, ее структурных подразделений и работников. Издаются в форме уставов, положений, правил, приказов, распоряжений и т.д.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.