Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Нормативные и ненормативные регуляторы



В обществе исторически складывается и действует система социальных регуляторов. Термин «регулирование» означает определять и упорядочивать поведение людей, придавать конкретное направление,

В первобытном обществе действовала система мононорм, регулировавших значимые для жизни родовой общины наиболее важные общественные отношения.

В регулятивной системе принято выделять:

- нормативные,

- ненормативные социальные регуляторы.

Нормативное регулирование осуществляется посредством установления конкретных рамок поведения участников общественных отношений.

Регулирующее воздействие нормативных регуляторов имеет целью упорядочить общественные отношения с помощью механизма социального принуждения.

Социальное принуждение может быть:

- государственным,

- моральным посредством норм нравственности и этических норм,

- корпоративным со стороны общественных объединений,

- со стороны мирового сообщества в случае нарушения общепризнанных норм и принципов международного права,

- религиозным.

Систему нормативных регуляторов составляют нормы права, морали, обычаи, политические, корпоративные, религиозные, технические нормы и др.

Нормативные регуляторы взаимодействуют друг с другом в процессе регулирования общественных отношений.

Выделяют три вида ненормативных регуляторов:

- ценностный,

- директивный,

- информационный.

Ценностный регулятор определяет поведение членов общества с помощью исторически сложившейся системы социальных ценностей.

Директивный регулятор - воздействие на общественные отношения с помощью приказа, указания, направленных на решение какой-либо важной задачи, цели.

Информационный регулятор - воздействие на общественные процессы с помощью средств массовой информации (СМИ).

Действующие в обществе нормы принято подразделять на:

- социальные,

- технические.

Социальные нормы - это определенные стандарты поведения участников социального общения.

Технические нормы регулируют отношения между людьми и внешним миром - природой, техникой.

К техническим нормам относят:

- биологические,

- санитарно-гигиенические,

- технологические,

- экологические и др.

Технические нормы создаются людьми. Наиболее важные технические нормы закрепляются в нормах права, приобретают юридическую силу и называются технико-юридическими (правила противопожарной безопасности, правила дорожного движения, правила строительных работ, различные ГОСТы, стандарты и т.д.).

Социальные нормы включают:

1. обычаи, т.е. правила поведения, утвердившиеся в результате их длительного применения, в том числе нравы - правила, имеющие нравственное содержание и значение, традиции - правила поведения, унаследованные от предшествующих поколений.

2. Религиозные нормы (каноны),установленные различными вероисповеданиями и имеющие обязательную силу для исповедующих ту или иную веру. Религиозные нормы формализованы и документально зафиксированы в Библии, Коране, Талмуде. Каноническое право может служить частью национальной правовой системы.

3. Корпоративные нормы - правила поведения, создаваемые общественным объединением и регулирующие отношения между его членами. Распространяются на членов данной организации, формализованы в уставе, положении, принимаются на общих собраниях, конференциях, съездах, определяют права, обязанности членов объединения, порядок формирования, компетенцию руководящих органов, обеспечиваются специальными санкциями - предупреждение, выговор, исключение из организации и др.

4. Политические нормы - регулируют правовой статус субъектов политической системы, политических партий, закреплены в политических документах - декларациях, программных документах партий.

5. Мораль представляет собой правила поведения, основанные на представлениях людей о добре и зле, достоинстве и чести, справедливости, долге и служащие мерилом и оценкой деятельности индивидов, организаций и других субъектов. Мораль несет оценочную нагрузку (плохо - хорошо), оценивает цели и мотивы этих поступков. Мораль - универсальный регулятор, наименее формализованный характер, не обеспечивается государственным принуждением, санкцией является общественное осуждение.

Социальные нормы:

1) носят социальный, т.е. регулируют отношения между людьми;

2) объект регулирования – общественные отношения;;

3) определяют границы должного и возможного поведения субъектов;

4) характеризуются многократностью действия;

5) основаны на свободе воли индивида, т.е. возможности выбора варианта поведения.

6) цель - упорядочение общественных отношений.

Социальные нормы различаются по:

1) способу формирования (государством, обществом),

2) форме закрепления (специальные акты государства, религиозные, литературные памятники, летописи, в устной форме);

3) методам обеспечения (государственным принуждением или угрозой его применения, общественным мнением);

4) оценочным критериями поведения и поступков (с точки зрения правомерного и неправомерного, законного и незаконного, наказуемого и ненаказуемого, критериев «плохо - хорошо, честно - бесчестно, справедливо –несправедливо»);

5) характеру ответственности за нарушение (юридическая ответственность, регламентированная действующим законодательством, общественное осуждение либо меры общественного воздействия);

6) пространству действия (право регулирует лишь наиболее важные сферы общественных отношений).

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.