Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Генетический» подход к пониманию права



Основой для «генетического» подхода к пониманию права послужила марксистская формула о том, что классовая воля, формирующая право, определяется материальными условиями жизни этого класса. В данном подходе акцент переносится на последнюю часть формулы. Внимание сторонников «генетического» подхода сосредотачивается на исторических, экономических, социальных особенностях данного строя, на анализе таких особенностей, раскрытии закономерностей происхождения и формирования правопонимания. С экономической стороны право связано с развитием производства и обращения. Уже на весьма низкой ступени общественного развития «возникает потребность охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов и позаботиться о том, чтобы отдельный человек подчинился общим условиям производства и обмена».

Социальной «первопричиной» права является классовое общество. Однако на формирование права влияют и многие другие факторы. Этим объясняются качественные особенности права на различных этапах развития общества, существования разных исторических типов права. И всё же ряд специфических черт права следует искать в специфике товарного производства и обращения. Самое главное состоит в том, что товарное производство и обращение выделило личность, обладающую «автономными» правами, известной самостоятельностью и независимостью. Данное обстоятельство неизбежно должно было отразиться и на характере общественного регулирования, выражающего волю господствующего класса. Отсюда начали складываться особенности правового регулирования, которые находят проявление в нормативности, формальной определённости норм.

С политической стороны право связано с возникновением и развитием определенных демократических институтов, утверждением субъективных прав и свобод. В эксплуататорском обществе равенство субъектов, политические права и свободы являются своеобразной проекцией требований, вытекающих из условий товарного хозяйства, на область политики. В праве эксплуататорских государств нередко закрепляются антидемократические принципы и установления. Однако несомненно и то, что развитие демократических институтов в политически организованном обществе невозможно без права. Именно в праве демократические институты находят наиболее адекватные способы своего выражения и закрепления. С каждым типом демократии связан свой «соответствующий» тип права.

С этической стороны право связано с принципами морали, прежде всего такими, как гуманность, справедливость, добросовестность. «Мораль, - как утверждает С.С. Алексеев, - не есть нечто внешнее по отношению к праву. Она представляет собой такую форму общественного сознания, которая проникает в самую «плоть» права. В соответствии с этим «правовое» - это всегда в своей основе также и моральное». Вполне понятно, что в праве общественно-политической формации выражается господствующая мораль - мораль экономически господствующего класса. Однако надо учитывать, что право воплощает в себе простые нормы нравственности и справедливости, те элементарные, веками известные, тысячелетиями повторяющиеся.

Таким образом, право обуславливается особыми факторами экономического, политического и этического порядка. Социальная ценность права, его роль в обществе зависят от силы влияния каждого из факторов, от их соотношения. В современной литературе рассматриваемый «генетический» подход развивается по двум направлениям. Сторонники одного из них усматривают правовые явления в объективных предпосылках права. Так, по мнению Е.А. Лукашевой, «социальная обусловленность права - это не только детерминированность его содержания достигнутым уровнем общественного развития, но и то, что определенные общественные отношения запрограммированы именно как правовые».

Согласно другому направлению право не совпадает со своим материальным источником, но по содержанию адекватно ему. Сторонники этого направления полагают, что правом следует признать лишь такую нормативную систему, содержание которой отвечает определенным требованиям: отражает объективные потребности общества, достигнутую в нем меру свободы индивида, выражает функции справедливого распределения социальных благ. «Право, - пишет В.С. Нерсесянц, - как форма (и мера) свободы и равенства, объективно обусловленная данным способом производства и соответствующим ему уровнем социального, политического, духовного и культурного развития, в его соотношении с законом (т.е. официальной формой общеобязательно-нормативного признания или непризнания объективно сложившихся мер этой свободы и равенства) выступает как источник, олицетворение и критерий справедливости».

В обоих направлениях имеет место попытка дать содержательную характеристику правовой системы в целом, и на той основе признать правом только «правильное» право. Однако поиски содержательной характеристики права могут быть успешными только с учетом классово-исторической обусловленности правовых систем, т.к. содержание права разных эпох и государств отражает природу конкретной формации, господствующие в ней социальные интересы.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.