Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Социологическая концепция понимания права



 

В XIX столетии в развитии правопонимания возникло новое направление - социологическое. Дальнейшее развитие капиталистической рыночной экономики, выход на общественную аренду в качестве самостоятельной силы пролетариата, борьба за расширение политических и социальных прав личности способствовали развитию “социологии”, основанием которой стал Югюст Конт (1798-1857 гг.). Опираясь на предшественников в лице Тюрго, Кондорсе, Сен-Симона, Конт провозглашает новую перспективу в историческом движении общества, основанную на идеи прогресса, поступательного развития общества. Противопоставляя эмпирический метод метафизическому, Конт приходит к выводу, что человеческая эволюция проходит через три стадии: во-первых, теологическая стадия, когда силы природы объясняются через посредство персонированных божеств; во-вторых, метафизическая стадия, когда эти персонированные божества объясняются с помощью причинных связей; в-третьих, научная стадия, когда персонификация вообще изгоняется из природы, и природа начинает исследоваться экспериментально и объективно. Социология создает истинную науку о человеческом обществе, основанную на фактах, а не на идеологии.

Заметной фигурой в развитии социологической школы стал германский правовед Рудольф Фон Иеринг (1818-1892 г.). Право по теории Иеринга, является суммой условий социальной жизни, обеспеченной мощью государства с помощью средств внешнего принуждения. В нем содержится три главнейших элемента: его цель, его норма, его зависимость от принуждения. Право существует для осуществления определенной цели, заключающейся в обеспечении условий общественной жизни: внеправовых (человек и природа), смешанно-правовых (человеческая деятельность), чисто правовых (юридические предписания). Норма является правилом человеческого поведения, отличающимся своим обязывающим и императивным характером. Принуждение - это признание права государством и осуществление его с помощью государственной силы. Таким образом, право - совокупность установленных государством правил, обладающих принудительной силой.

Рассматривая право в социологических аспектах, Эуген Эрлих (1862-1922 гг.) указывает, что право - является продуктом социологического развития и одновременно его стимулом. В обществе существует два права: живое право, действующее на самом деле в обществе, и право, исходящее из государства, юридические нормы которого регулируют взаимоотношения между государством, законом и обществом. Согласно теории Леона Дюги (1859-1928 гг.) социология создает истинную науку о человеческом обществе, основанную на фактах, а не на идеологии. Он считает, что социальные нормы, так же как биологические законы организма, основываются на факте, которым является общество. Право существует благодаря фактам, а не из-за принципов добра, счастья. Люди живут и могут жить только в обществе. Поэтому необходимо поддерживать общественную солидарность. Это позволяет установить норму права, свободного от произвольного характера человеческой воли. Государство должно выполнять социальную функцию: организовывать определенные службы, обеспечивать непрерывную их деятельность и контролировать их действия.

Немецкий юрист Филипп Хеп (1858-1943 гг.) и американский правовед Роско Паунд (1870-1964 гг.) считают важнейшей задачей всех теорий права социальную инженерию. Задача права заключается в сбалансировании в обществе противостоящих интересов с помощью классификации норм. Право должно защищать три главных группы общественных интересов: а) публичные интересы (интересы государства), б) общественные интересы (общая безопасность), в) индивидуальные интересы (интересы личности, семейных, материальных отношений).

Ряд исследователей социологической школы Эуген Эрлих (1862-1922 гг.) и Герман У. Канторович (1877-1940 гг.) разработали теорию свободного права, руководствуясь тем, что ни одно правило не бывает справедливо для всех времен и всех членов общества. Эта теория дает руководство судье по приспособлению писанного закона к потребностям правосудия. Свободно принятое решение не является, на их взгляд, произвольным, поскольку исходит из принципов и традиций правосудия, основывается на правилах, содержащихся в судебных решениях, юридической литературе.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.