Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Идеалистическая концепция понимания права



Дальнейшее развитие правовой мысли происходило в освобождении науки от теологии. Первый шаг в этом направлении был сделан знаменитым итальянским мыслителем Никколо Маккиавелли (1469-1527 г.) в “Рассуждениях...”, в “Государе...” и других произведениях. С именем Маккиавелли связывают введение термина “государство” (stato), как аппарата, управляющего поданным народом, обществом. Вся власть государя “должна покоится на крепкой основе... Основой же власти служат хорошие законы и хорошее войско...”.

Развитие буржуазной правовой мысли продолжили голландские мыслители Гуго Гроция и Барух Спиноза. По Гроцию, предметом юриспруденции являются вопросы права и справедливости. Естественное право определяется им как “предписание здравого разума”, источником права является сама разумная природа человека как социального существа. В соответствии с этим человеку присуща способность к знаниям и деятельности согласно общим правилам. Такое соблюдение общих правил общежития, урегулирования отношений внутри общества и есть право.

Новый подход к пониманию права получил развитие и в творчестве Спинозы (1632-1677 г.) Все законы природы, согласно его “Политическому трактату”(1677 г.), характеризуются “решениями Бога”, раскрытыми человеческим разумом. По природе люди - враги, когда “человек человеку - волк”. В этой постоянной борьбе необходимо право как способ самосохранения людей, безопасного существования и достижения своих желаний. Право определяется как мера свободы индивида. Спиноза писал, что “только разумная воля ... является свободной”. Однако проблема свободы рассматривается им преимущественно с этической стороны.

Дополнением к правопониманию Спинозы послужило учение английского мыслителя Гоббса (1588-1679 гг.) В представлении Гоббса государству принадлежит абсолютное право ограничивать естественную свободу, чтобы гарантировать совместную жизнь людей. В основе права лежит закон, который запрещает делать то, что противоречит самой человеческой природе. Если Гоббс в качестве основы права рассматривал силу, считал естественным состоянием войну всех против всех, то в отличие от него Джон Люк (1632-1704 г.) понимает под правом способ упорядочения отношений между людьми в целях защиты естественных прав, равенства и свободы, защиты личности и собственности.

Развитие правовой мысли получило широкое освещение в работах французских мыслителей Вольтера (1694-1778 гг.), Руссо (1712-1778 гг.), Монтескье (1689-1755 гг.). Главная тема всех правовых теорий - это политическая свобода, вытекающая из разума, справедливость. Гражданское общество не может существовать без права, без установления общих законов, обеспечивающих “развитое состояние жизни людей”.

Большое влияние на развитие правопонимания оказало учение родоначальника классической философии Эммануила Канта (1724 – 1804 гг.). Взгляды о праве были изложены в “Учении о праве”, “Критике практического разума.” Кант, исследуя функцию человеческого разума, отмечает мышление, волю и чувство. У Канта существует фундаментальная противоположность между природой и сознанием. В природе господствует необходимость. Сознание же обладает свободой воли. на этой концепции свободы основаны моральные законы, которые поощряют или запрещают определенные действия. Это ведет к появлению концепции долга. Произвольные действия любой личности должны быть гармонизированы с действиями другого лица, в соответствии с универсальным законом природы. Всеобщий закон гласит: “поступай внешне так, чтобы свободное проявление твоей воли было совместимо со свободой каждого.” Понятие права, таким образом, состоит в возможности универсального обоюдного принуждения в гармонии со свободой всех, в беспрепятственной реализации свободы индивида на основе нравственности.

Знаменитую веху в истории правопонимания представляют достижения гениального немецкого мыслителя Гегеля (1770-1831 гг.). В своем произведении “Философия права” (1820 г.) Гегель исключает возможность однозначного понимания права. Право рассматривается как определенная ступень и форма свободы, как проявление свободной воли, выраженной в нравственности. Нравственность, отличаемая от морали, рассматривается как понятие, приводящее право и мораль к единству.

Мораль делится на умысел и вину, намерение и благо, добро и совесть. Нравственность включает семью, гражданское общество, государство. Вся история человечества понимается им как постоянное развитие сознания свободы. Право существует независимо от закона, но в законе оно получает свое утверждение, становится всеобщим и известным всем. Позитивное право является лишь отражением этой свободы и разума.

Современное развитие идеалистических теорий получило отражение в учениях о праве Рудольфа Штаммлера (1856-1938 гг.) и Джоржия Дель Векло (1878-1970 гг.). Подобно Канту Штаммлер считает, что между восприятием и волей существует фундаментальное различие. Право есть соотношение цели и средств, способов ее достижения. Поэтому право принадлежит к области воли и выступает как согласование целей и средств. Истинное право является согласованием воль в сообществе.

Неокантианец Дель Веккио считает, что право характеризуется всеобщностью и принадлежностью. Юридическая норма является всеобщей, поскольку служит базисом для регулирования отношений между людьми. Право носит принудительный характер, так как его соблюдение гарантировано силой. По Дель Веккио, необходимо стремиться к созданию универсального права, предопределенного природой и основанного на справедливости. Под справедливостью понимается способность интуитивно оценивать свои правовые действия.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.