Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Система законодательства: понятие, основные элементы, структура

49. Систематизация нормативных актов: понятие, виды. Правовая система государства – это большое количество нормативно-правовых актов, предписаний, которое требует определенной группировки, классификации для удобного и целесообразного использования их в процессе правоприменения. Таким образом, в правовой системе функционирует большое количество нормативных актов, что и определяет необходимость осуществления их систематизации. В юридической науке получили развитие три вида систематизации. 1. Инкорпорация – это деятельность по объединению правового материала, при котором он полностью или частично размещается в различных сборниках в установленном порядке. Инкорпорацией могут заниматься как государственные органы, так и общественные организации и отдельные граждане, поэтому различают инкорпорацию официальную, неофициальную, официозную. Официальная инкорпорация предполагает принятие унифицированных сборников и собраний, а также инкорпорированных актов теми органами, которые издали эти акты. Данная инкорпорация осуществляет подготовку и издание соответствующих систематических собраний и сборников специальными, уполномоченными на такую деятельность государственными органами. Неофициальные систематические собрания формируются различными ведомствами, научными и учебными заведениями, а также частными лицами без поручения и контроля правотворческого органа. Одним из видов систематизации является хронологическая систематизация документов по официальной дате их опубликования. Предметная инкорпорация – это такой вид систематизации, который позволяет выделить действующие нормативные акты высших органов государственной власти и управления, расположенных по предметному принципу со строго тематической направленностью. Предметная инкорпорация является результатом глубокого изучения и анализа материала, который объединяют по отраслевому признаку. 2. Кодификация – это одна из разновидностей систематизации, осуществляющая деятельность по основательной (внешней и внутренней) переработке действующего законодательства через подготовку и принятие нового кодификационного акта, который приводит правовые нормы к единой юридической силе, которая сообщается новому акту законодательным государственным органом. Существуют следующие виды кодификации: – всеобщая кодификация (формирование сводных кодифицированных актов по главным отраслям законодательства; – отраслевая кодификация (систематизация норм права по какой-либо отрасли или подотраслиправа); – специальная кодификация, соединяющая нормы права института или группы институтов права. 3. Консолидация – это систематизация нормативных актов, которая создается путем устранения и преобразования нормативных актов, их унификации и создания законодательства крупных однородных блоков как важного промежуточного звена между текущим правотворчеством и кодификацией. Таким образом, все виды систематизации – это процедуры по обработке, а также упорядочению законодательства, его улучшению, устранению противоречий, несогласованностей. Это также обоснованная, необходимая и определенная деятельность уполномоченных лиц и органов, через которую осуществляется упорядочение законодательства в целях использования и применения ее на практике.

50. Понятие, признаки и виды правоотношений Правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные правовыми нормами, участники которых наделены субъективными правами и юридическими обязанностями. Признаки правоотношений: это общественные отношения, т.к. они могут возникать только между людьми; участники правоотношений наделены субъективными правами и юридическими обязанностями; отношения, урегулированные правовыми нормами; это волевые отношения, т.к. для их возникновения необходима воля участников; это отношения, которые охраняются государством. Виды правоотношений: по отраслевой принадлежности различают гражданские, уголовные, трудовые и другие правоотношения; в зависимости от характера правоотношения могут быть: регулятивные – связанны с правомерным поведением участников; охранительные – направлены на восстановление нарушенных прав и связаны с применением государственного принуждения; в зависимости от определенности участников правоотношения могут быть: относительные – когда участники точно определены;абсолютные – это отношения, в которых точно известна только одна уполномоченная сторона, а обязанная сторона – это все остальные люди, которые должны воздержаться от нарушения прав уполномоченной стороны; в зависимости от распределения прав и обязанностей правоотношения могут быть: простые – когда у одной стороны есть права, а у другой только обязанности; сложные – когда права и обязанности есть у каждой из сторон. В состав правоотношений входят 3 элемента: субъект, объект и содержание.

51. Состав правонарушения: понятие и элементы Состав правонарушения - ряд обязательных признаков правонарушения, которое влечет правовые последствия в виде юридической ответственности. Элементы состава правонарушения: субъект, объект, субъективная сторона, объективная сторона. СУБЪЕКТ - это праводееспособное лицо, совершившее правонарушение. Не могут быть субъектами малолетние дети, душевнобольные, невменяемые. Не могут также быть субъектами некоторых преступлений иностранцы (гос.ая измена, дезертирство) ОБЪЕКТ - это то, на что посягает правонарушитель, чему причиняется непосредственный вред, ущерб. Различают общие и специальные объекты. Общие объекты - правопорядок, интересы государства и общества, полит.строй. Специальный объект- блага, ценности, жизнь, честь, здоровье, собственность, имущество. ОБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА правонарушения это совокупность его внешних признаков, отвечающих на вопросы, что, где, когда произошло. К таким признакам относится: деяние (действие или бездействие), вина, противоправность, вредный результат, юридическая ответственность. Также принимаются во внимание время, место, способы совершения деяния. СУБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА правонарушения - это психическое отношение субъекта к своему деянию и его последствиям. Имеются в виду цели, мотивы, установки, которыми руководствовался правонарушитель, замышляя и осуществляя правонарушение. К субъективной стороне также относится предварительный сговор, корысть, поведение после преступления. Субъективная сторона правонарушения отвечает на вопрос: Как субъект относится к своему деянию, главное не что произошло, а почему? Это выражается понятием вина. Вина -это психическое отношение правонарушителя к совершенному им деянию и его последствиям. Вина бывает: умышленная и неосторожная Умысел (умышленная вина) может быть: 1.прямым . Прямой умысел, это когда субъект сознавал общественную опасность своих действий, предвидел возможность или неизбежность наступления опасных последствий, не желал, но сознательно допускал эти последствия либо относился к ним безразлично. 2.косвенным. Косвенный умысел - это когда субъект осознавал общественную опасность своих действий, предвидел возможность наступления опасных последствий и желал их наступления. Неосторожность делится: 1.Преступная самонадеянность или легкомыслие. Самонадеянность (легкомыслие) - когда лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий. 2.Преступная небрежность или халатность. Небрежность (халатность) - когда лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия. Состав правонарушения является общим признаком для всех правонарушений, его наличие порождает юрид. Ответственность

52.Субъекты правоотношения: понятие, виды. Правосубъектность. Субъекты правоотношений – это участники конкретных правовых отношений, которые имеют предусмотренные законом права и обязанности.В теории государства и права различают субъект правоотношения (это конкретный участник реального правоотношения) и субъект права (это потенциальный участник возможного правоотношения).Виды субъектов правоотношений:1) индивидуальные субъекты:а) граждане РФ; б) иностранные граждане; в) лица без гражданства (апатриды); г) лица с двойным гражданством (бипатриды); 2) коллективные субъекты: а) государство в целом; б) государственные образования; в) государственные органы и учреждения; г) негосударственные организации; д) церковь, конфессии и т.д. Правосубъектность – это способность быть субъектом права, которая предполагает наличие у субъекта правоотношения правоспособности и дееспособности. Субъектами права являются лица или организации, за которыми признано законом особое юридическое свойство (качество) правосубъектности, дающее возможность участвовать в различных правоотношениях с другими лицами и организациями. Правосубъектность включает в себя правоспособность и дееспособность, а также правовой статус субъекта права. Под правоспособностью понимается способность иметь права и обязанности, предусмотренные законом, т.е. конкретные позитивные права и обязанности участника различных правоотношений. Под дееспособностью (физических лиц) имеется в виду способность своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности. У юридических лиц, органов государства и общественных организаций право- и дееспособность, как правило, не разрываются, всегда вместе присутствуют у правомочного юридического лица.

53. Содержание правоотношения. Понятие и структура субъективного права и юр обязанности. Объект правоотношения. Содержание правоотношений составляют субъективные права и юридические обязанности. Субъективные права и юридические обязанности — это как бы две стороны одной медали: они взаимонаправлены, корреспондируют друг другу, не могут существовать друг без друга. Субъективное право — это мера возможного или дозволенного поведения. В субъективном праве всегда заключен какой-либо интерес управомоченного: материальный, духовный, семейный, политический или иной. Именно в этом состоит для управомоченного ценность субъективного права. Дозволенное поведение хотя и зависит от усмотрения управомоченного, его воли и желания, но имеет рамки. Поэтому мы для его характеристики и употребляем слово «мера». Гражданин получает заработную плату в строго установленном размере, он может одновременно состоять только в одном зарегистрированном браке, может по-лучить бесплатное высшее образование только один раз и др. Юридическая обязанность — это мера необходимого или должного поведения. Обязанность логически соответствует субъективному праву, на него направлена и осуществляется в интересах управомоченного (индивида, организации, государства в целом). Получается, что в правоотношении именно управомоченный является центральной фигурой. Без соответствующей обязанности субъективное право превратилось бы в фикцию. Обязанность определяется как должное поведение потому, что от выполнения ее нельзя отказаться, тогда как субъективным правом можно и не воспользоваться. Если гражданин, например, вступил в брак, то он не может настаивать, чтобы супруг выбрал его фамилию, поскольку обязан не препятствовать этому выбору. Поступив на работу, работник не может решать, выполнять ли ему конкретную работу или нет, поскольку это теперь является его обязанностью. Юридическая обязанность, как и субъективное право, также ограничена определенными рамками. Требовать исполнения обязанности сверх установленной меры — произвол, беззаконие. Работник обязан выполнять работу, но не любую, а обусловленную при поступлении на работу, и не 24 часа в сутки, а не более 8 часов, если ему установлен нормальный рабочий день. Покупатель при купле-продаже обязан оплатить товар в обусловленном размере. Преступник обязан отбыть конкретный срок наказания. За нарушение юридических обязанностей наступает юридическая ответственность. Объектами правоотношений являются разнообразные социальные блага. Различают следующие их разновидности: 1) материальные блага (вещи, деньги, ценные бумаги, результаты действий). Купля-продажа, мена, дарение, транспортные, издательские услуги и др. — вот далеко не полный перечень договоров, направленных на их получение; интеллектуальные блага — учеба в вузе, создание научного произведения, изобретения и др.; политические блага — выборы достойных в депутаты, проведение референдума, участие в митинге, осуществление свободы слова и др.; экономические блага — поступление на работу, получение отпуска и др.; социальные блага — пользование услугами здравоохранения, устройство ребенка в детский сад, получение пенсий, пособий и др.; эстетические блага — посещение театра, музея, выставки и т. п.; личные блага (жизнь, честь, достоинство, комфорт) — вступление в брак, личная неприкосновенность и др.; юридическое благо — отстаивание прокурором интересов потерпевшего в уголовном процессе, получение юридической консультации и др.

54. Юр факты: понятие и классификация. Фактич-е составы. Правоотношения, а стало быть, и субъективные права и обязанности, являющиеся их содержанием, возникают, функционируют, изменяются и прекращают свое существование под влиянием определенных условий. В теории их обозначают понятием «юридические факты». Юридические факты — это такие конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Без юридических фактов невозможны правоотношения. Например, имея право на поступление в институт, гражданин может реализовать это право и вступить в правоотношение с вузом лишь при наличии юридических фактов — наличие аттестата о получении среднего образования, факта успешной сдачи вступительных экзаменов в вуз и издания приказа о зачислении. Юридические факты содержатся в гипотезе правовой нормы. Многообразные юридические факты в зависимости от оснований можно классифицировать по следующим видам: по связи с волей участников правоотношений: события и действия, События не связаны с волей людей (наводнения, стихийные бедствия, самовозгорание имущества), действия же зависят от воли участников правоотношения и бывают правомерными и неправомерными; по характеру наступающих последствий: правообразующие (прием на работу), правоизменянщие (перевод на другую работу), правопрекращающие (увольнение с работы). Нередко для возникновения правоотношения или его прекращения необходим не один юридический факт, а их совокупность. Тогда речь ведут о фактическом составе. Например, для вступления в брак необходимы пять условий (юридических фактов): совершеннолетний возраст, согласие обоих лиц, отсутствие психической болезни, отсутствие близких родственных отношений, отсутствие у кого-либо из вступающих в брак другого зарегистрированного брака. Таким образом, правоотношение, как и норма права, — важнейшее юридическое средство. Норма права сама по себе никаких изменений в реальной жизни не порождает. Изменения наступают лишь в том случае, если нормы права воплощаются в человеческих поступках. Возникновение, изменение или прекращение правоотношений может быть обусловлено одним юридическим фактом или совокупностью юридических фактов, которая именуется фактическим составом. В фактические составы могут входить как действия, так и события. Так, для возникновения права на страховое возмещение помимо такого события, как землетрясение, разрушившее дом, необходимо наличие действия, а именно такого, как договор страхования, заключенный страхователем - собственником дома со страховщиком. В одних случаях фактические составы порождают правовые последствия при условии возникновения составляющих их юридических фактов в строго определенном порядке и наличия их вместе взятых в нужное время. Например, наследник, указанный в завещании, может стать собственником наследуемого имущества при наличии следующих юридических фактов, разворачивающихся в строгой последовательности: составление завещания наследодателем; открытие наследства; принятие наследства наследником. В теории права такие фактические составы именуются сложными. В других случаях фактические составы порождают правовые последствия только при наличии всех вместе взятых необходимых юридических фактов независимо от того, в какой последовательности они возникли. Так, приостановление срока исковой давности наступает при наличии следующих фактов: нахождение истца или ответчика в составе Вооруженных Сил; переведение данных Вооруженных Сил на военное положение. Важно только то, чтобы эти два факта были в наличии и возникли в течение последних шести месяцев срока исковой давности. Фактические составы указанного вида именуются в теории права простыми.

55. Понятие и формы реализации права. Реализация права – это определенный, строго обусловленный процесс осуществления правовых предписаний, воплощение этих предписаний в поведении людей. Реализация права рассматривается не только как процесс или внешнее проявление процесса правового регулирования, но и как его конечный результат. Реализация права - это воплощение предписаний правовых норм в жизнь в фактической деятельности субъекта. Реализация права всегда связана только с правомерным поведением людей, то есть таким поведением, которое соответствует правовым предписаниям. В одном случае – это активные положительные действия (использование права или исполнение обязанности); в другом - это бездействие субъектов (воздержание от совершения неправомерных действий). Следовательно, правомерное поведение субъектов общественных отношений реализует норму права, а противоправное - нарушает ее. В литературе классификация форм реализации права проводится по различным основаниям. Прежде всего в зависимости от юридического положения правореализующего субъекта выделяют два вида реализации права: – Простая (непосредственная) реализация - осуществляется физическими и юридическими лицами без вмешательства государственных органов; – Сложная (правоприменительная) реализация - осуществляется в виде государственно-властной деятельности компетентных государственных органов и сопровождается вынесением акта применения права; Непосредственная реализация права в свою очередь подразделяется на три формы (в зависимости от правореализующих действий и виду реализуемых юридических норм): – Использование норм права - состоит в реализации субъективных прав, то есть в осуществлении субъектами своих прав, предусмотренных управомочивающими нормами права; – Исполнение норм права - состоит в реализации юридических обязанностей, т.е. в обязательном совершении активных положительных действий, предусмотренных обязывающими нормами права; – Соблюдение норм права - состоит в реализации юридических запретов, т.е. обязанностей пассивного типа, когда лицо воздерживается от совершения действий, предусмотренных запрещающими нормами права; Нормы права могут быть реализованы: вне правоотношений; посредством создания (изменения или прекращения) правоотношений; Вне правоотношений реализация права может осуществляться в виде воздержании от действий, запрещенных правом (хищение, хулиганство).правовой запрет осуществляется в повседневной жизни, когда субъекты не совершают поступков, относительно которых в праве имеется соответствующее запрещение, воздерживаются от неправомерного поведения, сообразуя тем самым свои поступки с требованиями правовых норм. В большинстве случаев соблюдение запретов происходит незаметно, обычно не фиксировано. Именно поэтому его юридический характер ярко не проявляется. Кроме этого, вне правоотношений нормы права могут реализовываться в форме активных действий по реализации прав (например, участие гражданина в демонстрации) и исполнению юридических обязанностей (например, оплата проезда в транспорте). Специфика этой формы реализации в том, что все правореализующие действия прямо исходят из нормативного акта и не вызывают никаких юридически значимых последствий. Реализация права посредством правоотношений, в свою очередь (в зависимости от правового положения субъектов), может быть подразделена на две группы: – Гражданско-правовая форма - в этом случае правоотношения возникают между субъектами, находящимися в равном положении, не подчиненными друг другу. Сторонами таких правоотношений являются граждане, частные фирмы, кооперативы, общественные организации, которые заключат различного рода договоры, сделки (заем, наем квартиры, завещание), а также государственные организации, однако не в качестве органов, наделенных властными полномочиями, а как участвующие в хозяйственном обороте юридические лица. В данном случае они, выполняя хозяйственные функции, находятся в равном юридическом положении с теми лицами и организациями, которые вступают с ними в правоотношения, заключают с ними договоры (например, договоры аренды, поставки промышленной продукции); – Административно-правовая форма - в этом случае правоотношения возникают между субъектами, где одна сторона имеет специальные властные полномочия, т.е. стороны находятся в юридически неравном, соподчиненном положении. В правоотношениях подобного рода участвует государственный орган или должностное лицо, а также любой другой орган по специальному уполномочию государства, в результате возникают отношения власти подчинения; По субъектному составу выделяют следующие формы реализации права: – Индивидуальная форма (например, составление завещания, оплата проезда); – Коллективная форма (например, заключение коллективного договора между администрацией предприятия и трудовым коллективом); По внешнему проявлению выделяются: – Активная форма (например, исполнение обязанности по уплате налогов, использование права заключить сделку); – Пассивная форма (соблюдение всевозможных правовых запретов, когда требуется воздерживаться от определенных действий);

56. Применение права: понятие, основные черты, стадии. Применение права - это государственно-властная деятельность компетентных государственных органов (или иных лиц по специальному уполномочию государства), заключающаяся в вынесении индивидуальных конкретных предписаний, направленных на реализацию норм права. Прежде всего, применение права отличается от непосредственной реализации по субъекту - применение всегда осуществляется государственным органом, должностным лицом или иным субъектом по специальному уполномочию государственного органа. Признаки применения права: 1. является государственно-властной деятельностью. Для государственно-властной деятельности характерно: - категоричность велений; - их односторонний характер; - обеспеченность государственным принуждением. 2. субъектами правоприменительной деятельности являются компетентные государственные органы (судебные, правоохранительные, органы управления); 3. с точки зрения содержания применение права представляет собой деятельность, связанную с вынесением индивидуально-конкретных предписаний; 4. применение права носит процедурный характер, это процессуальная деятельность, осуществляемая в специально установленных законом формах. Применение права - это особый вид государственной деятельности, он необходим не всегда. Государство соизмеряет сферы, где необходимо его вмешательство и где граждане самостоятельно осуществляют реализацию своих прав. Обобщенно можно выделить несколько сфер, где применение права необходимо (случаи применения права): 1. когда необходимо установить контроль государства за установлением отношений, т.е. те ситуации, в которых субъективные права и юридические обязанности не могут возникнуть без вмешательства компетентного государственного органа (например, право на жилище не может реализоваться без выдачи ордера на данную жилплощадь; получение пенсии не может осуществляться без вынесения органом социальной защиты решения о назначении пенсии конкретному человеку и т.д.); 2. когда существует спор о праве, т.е. когда имеются препятствия к осуществлению субъективного права или отсутствует добровольное исполнение юридической обязанности (например, когда необходимо истребовать вещь из чужого незаконного владения либо когда разведенный супруг добровольно не выплачивает алименты на содержание ребенка); 3. когда необходимо применить меры юридической ответственности. Применение права представляет собой не разовое действие, а процесс, протекающий во времени. Для него характерна последовательность совершения определенных действий, которые следуют друг за другом в установленном порядке. Эта поэтапность носит объективно обусловленный характер, не может быть нарушена и позволяет характеризовать применение права как процесс. Правоприменительное решение только тогда будет правомочным и эффективным, если соблюдена поэтапность его вынесения. Группа действий, совершаемых в определенной последовательности и с определенной целью, и составляет стадию процесса применения права. Выделяют три основных стадии применения права: - установление фактических обстоятельств дела; - выбор и анализ нормы права; - принятие решения и его документальное оформление. Однако для более полной характеристики правоприменительного процесса необходимо рассмотреть и факультативные стадии, т.к. они указывают на некоторые весьма важные характеристики применения права и раскрывают значимость некоторых требований надлежащего правоприменения. Стадии применения права: - установление фактических обстоятельств дела. Применять нормы права можно только к конкретным фактическим обстоятельствам, требующим юридического вмешательства. Без фактического основания применение права невозможно. Прежде всего устанавливается круг фактов, необходимых для решения дела. При этом необходимо установить юридическое значение фактов (т.к. некоторые фактические обстоятельства не имеют юридического значения и не повлияют на суть выносимого решения). Исследование фактических обстоятельств чаще всего должно проводиться с помощью определенных юридических средств, в установленных законом формах и порядке. Например, на этой стадии используются такие средства как осмотр места происшествия, исследование вещественных доказательств, документов, показаний свидетелей и др. На этой стадии реализуется такое требование правоприменительного процесса как обоснованность. - выбор и анализ нормы права. На этой стадии осуществляется т.н. юридическая квалификация, т.е. решается вопрос о том, какая норма будет положена в основу рассматриваемого дела. Это стадия подразделяется на несколько подстадий (этапов): - выбор юридической нормы, которая подлежит применению к данным фактическим обстоятельствам, наиболее соответствует данному случаю, отражает эти обстоятельства в своем содержании (в гипотезе нормы); это собственно юридическая квалификация; - проверка подлинности и юридической действительности нормы; здесь оценивается с точки зрения подлинности сам акт, содержащий норму; он должен соответствовать всем требованиям, предъявляемым к акту правотворчества (быть изданным уполномоченным на то органом, опубликованном в официальном издании, иметь необходимые реквизиты и т.д.); - проверка юридического действия нормы с точки зрения временных, пространственных и субъектных пределов действия нормы права; - толкование нормы права, т.е. прежде всего уяснение подлинного содержания нормы самим правоприменителем, а в необходимых случаях - обращение к актам официального толкования. На этой стадии реализуется такое требование надлежащего правоприменения как законность. - вынесение решения и его документальное оформление. На этой стадии достигается цель правоприменительной деятельности. Именно в принятии на основе нормы права официального индивидуального акта властного характера проявляется применение права в собственном смысле слова. Все предшествующие стадии лишь подготавливают условия для окончательного решения, а все последующие - создают условия для его проведения в жизнь. Вынесение решения - это акт, который связывает нормы права с конкретным случаем, властно распространяет на него действие нормы, устанавливающей права и обязанности конкретных субъектов. Вынесение решения - это творчески организующая деятельность, поэтому оно не ограничивается формальным подведением жизненных обстоятельств под общие предписания нормы. Именно на этой стадии реализуются такие требования надлежащего применения права как целесообразность и справедливость. Документальное оформление решения - важнейшее условие его юридической действительности. Нарушение правил оформления правоприменительных актов, несоблюдение требований юридической техники ведет к юридической ничтожности акта, когда он не может применяться и порождать юридических последствий. - доведение содержания решения до сведения заинтересованных лиц. Обнародование решения может осуществляться или сразу после его вынесения, или позже. Но оно обязательно должны иметь место. Субъекты должны знать обо всех правовых решениях, прямо касающихся их. Необнародованные правоприменительные решения в подавляющем большинстве случаев не могут быть реализованы (например, при вынесении приказа о наложении дисциплинарного взыскания лица должны быть ознакомлены с ним под роспись; судебный приговор должен быть оглашен, после чего лица, которых он касается, получают копии приговора). Не во всех случаях правоприменительная деятельность заканчивается вынесением решения. Иногда требуется принять меры по проведению этого решения в жизнь. В этом случае мы имеем дело с еще одной - факультативной - стадией применения права: - исполнение принятого решения. Эта стадия позволяет провести в жизнь такое требование надлежащего правоприменения как эффективность.

57. Понятие и виды пробелов в законодательстве, применение права при пробелах.Пробел в праве представляет собой полное или частичное отсутствие в источниках права норм, принципов, идей, необходимых для профессиональной юридической оценки фактов и связей, возникших или способных возникнуть в такой сфере общественных отношений, которая входит или должна входить в сферу правового регулирования (в силу действующих в обществе экономических, социальных, политических и других отношений). Пробел в законе? это полное или частичное отсутствие во всем массиве действующего законодательства правовой нормы, необходимой для полноценного решения вопроса, входящего в сферу правового регулирования. Это ситуация, в которой конкретное решение спорного вопроса полностью или в какой-то части законом не предусмотрено. Вопрос о наличии пробела в праве можно ставить только в том случае, когда в процессе столкновения определенных интересов (личных или общественных) возникла необходимость юридической квалификации спорной ситуации (факта, отношения) и если необходимость такой квалификации охватывается профессиональным юридическим правосознанием. Признаками наличия пробела в праве являются: a) факт вхождения конкретной спорной ситуации в сферу общественных отношений, подлежащих правовому регулированию; б) невозможность однозначного разрешения данной ситуации при помощи действующих правовых норм; в) необходимость профессиональной юридической оценки данного спора. Основными видами пробелов в праве являются: a) правовой вакуум (который может быть обусловлен неучтенностью той или иной ситуации при разработке закона, возникновением новых общественных отношений после издания конкретного закона); б) неполнота правовой нормы (выраженная в неурегулированности порядка применения закона, в наличии отсылки к актам, которые не приняты, и т.п.) в) квалифицированный пробел. Для того, чтобы устранить наличие пробела, исследуются материальные общественные отношения, подлежащие урегулированию, состояние действующего по этому вопросу законодательства, компетенция правотворческих органов или иных государственных органов, призванных устранить пробел, правоприменительная практика и другие моменты. Наличие пробелов всегда является свидетельством несовершенства законодательства, объясняется недостатками системных связей и его систематизации, доказательством отставания законодательного регулирования определенных, особенно новых отношений, изъянами законодательной техники. В тоже время пробелы в праве объективно возможны, иногда неизбежны, потому что даже самое совершенное законодательство не в состоянии охватить все видоизменения юридической практики. Иногда приходится разрешать дела при отсутствии конкретных норм права. Основным способом восполнения пробела в праве является издание недостающей нормы права. В случаях, когда правотворческий орган не устранил пробел, необходимо найти нормы права, регулирующие однородное отношение. Другими словами, преодолеть пробел можно с помощью правоприменительного процесса, когда не создается новых норм права, но применяется аналогия закона и аналогия права. Аналогия закона - это решение конкретного юридического дела на основе правовой нормы, рассчитанной не на данный, а на сходные случаи в соответствии с общими принципами законодательства. «Необходимость применения данного приема заключается в том, что решение по юридическому делу обязательно должно иметь правовое основание. Поэтому если нет нормы, прямо предусматривающей спорный случай, то надо отыскать норму, регулирующую сходные со спорным отношения. Правило найденной нормы и используется в качестве правового основания при принятии решения по делу». Если при наличии пробела аналогичной нормы права не найдено, то применяется аналогия права. Аналогия права - это решение конкретного юридического дела на основе общих принципов и смысла права, если отсутствует норма, регулирующая сходные правоотношения. Особое значение в данном регулировании приобретают принципы права, закрепляемые в конституции и общих положениях (Общей части) отраслевого законодательства. Аналогия права должна применяться лишь в порядке исключения. Для применения аналогии закона необходимы следующие условия: общественное отношение, которое по своим признакам входит в предмет правового регулирования; общественное отношение не урегулировано нормами права, соглашением сторон или обычаем делового оборота; норма права, регулирующая сходное общественное отношение; отсутствует противоречие между применяемой нормой и существом отношения, подлежащего урегулированию. Например, жилищное законодательство допускает перевод пригодных для проживания жилых помещений в категорию нежилых только на условиях и в порядке, установленных Жилищным кодексом. Однако эти вопросы решаются только применительно к государственному и муниципальному жилищным фондам. Применительно к частному жилищному фонду эти же вопросы могут решаться с использованием аналогии закона. Аналогия права допустима только при наличии пробела в законе, который не может быть восполнен с помощью аналогии закона. В уголовном и административном праве аналогия исключается. В зарубежных странах применение аналогии также жестко ограничено. Отсутствие применения аналогии при привлечении к карательной (штрафной) ответственности - гарантия неприкосновенности личности, стабильности правового регулирования. Необходимо также, чтобы применение права по аналогии специально предусматривалось законодательством. Таким образом, применение аналогии в целом не восполняет пробела в праве, восполнение пробелов в праве относится к компетенции правотворческих органов. В связи с процессом постоянного совершенствования законодательства применение права по аналогии становится редким исключением. Специальный юридический анализ пробелов в праве должен опираться на учет социальных факторов, потребностей общества. В современных условиях чаще всего встречаются пробелы, связанные с незавершенностью правотворчества, недостатками законодательной техники, развитием юридической практики. Наличие пробелов - не всегда есть свидетельство недостатков права, а чаще свидетельствует о динамике права (конструктивные пробелы). Пробелы в праве в итоге обязательно должны быть ликвидированы правотворческим органом, но до этого момента они могут быть восполнены путем аналогии на основе прямых указаний закона, во избежание правоприменительного произвола. Особым способом применения аналогии является субсидиарное применение закона (применение норм одних отраслей и институтов права к отношениям, регулируемым другими отраслями и институтами). В любом случае в процессе применения аналогии необходимо учитывать системные связи права.

 

58. Юридические коллизии и способы их разрешенияЗаконодательство является очень сложным, многоотраслевым образованием, в котором очень много разночтений, несогласованностей, конфликтующих или конкурирующих норм и институтов. Юридические коллизии – это противоречия между правовыми актами, которые регулируют одни и те же общественные отношения. Они привносят в правовую систему несогласованность, дефекты, являются причинами неудобств в правоприменительной практике, затрудняют использование законодательства. Причины юридических коллизий могут быть: 1) объективными, в частности при отставании права от более динамично развивающихся общественных отношений. В этом случае происходит то, что одни нормы устаревают, а другие появляются, не всегда обязательно отменяя прежние и действуя зачастую одновременно с ними; 2) субъективными, которые прежде всего возникают из-за недостатка опыта законодателя, а также низкого качества законов, непоследовательной систематизации нормативных актов и др. Юридические коллизии – это расхождения или противоречия между различными нормативно-правовыми актами, которые регулируют одни и те же или смежные общественные отношения, а также противоречия, которые возникают в процессе правоприменения и осуществления уполномоченными органами и должностными лицами своих действий. Можно выделить следующие виды юридических коллизий РФ: 1) между Конституцией и всеми другими нормативными актами (данная коллизия должна разрешаться в пользу Конституции); 2) между законами и подзаконными актами (должна разрешаться в пользу законов как актов большей юридической силы); 3) между общефедеральными актами и актами субъектов Российской Федерации (если последний принят в пределах ведения, то в соответствии с ч. 6 ст. 76 Конституции РФ действует именно он; если последний принят вне пределов ведения, то в силу вступает общефедеральный закон); 4) между актами одного и того же органа, но изданными в разные периоды времени (действует тот акт, который принят позже); 5) между актами, которые приняты разными органами (применяется тот акт, который обладает более высокой юридической силой); 6) между общим и специальным актами (если они приняты одним органом, то применяется последний; если разными органами – действует первый). Существует несколько способов разрешения коллизий: 1) отмена старого акта; 2) принятие нового акта; 3) внесение изменений в действующие акты; 4) систематизация законодательства; деятельность судов; 5) референдумы; 6) переговоры через согласительные комиссии; 7) толкование и др. Разрешить юридическую коллизию можно, анализируя практику реализации законов и оценки использования актов полностью или их отдельных норм. Зачастую это делается в ответ на запросы государственных органов разных уровней, а также по обращениям общественных организаций и отдельных граждан. Основной причиной запросов и обращений являются неясности в трактовке понятий и терминов, некоторых норм, различные позиции в отношении области их применения, круга субъектов, на которых должно распространяться их действие. Несогласованность в действиях различных органов и организаций также может дать повод для того, чтобы обратиться за официальной оценкой нормативного акта. Юристы, чтобы устранить коллизию, должны иметь высокий профессионализм, выполнять точный анализ обстоятельств дела, выбрать единственно возможный или наиболее целесообразный вариант решения.

59. Акт применения правовых норм: понятие, особенности, видыАктом применения норм права, или индивидуальным актом, называют официальный правовой акт, который имеет индивидуальное государственно-властное предписание, вынесенное уполномоченным на то органом по конкретному юридическому делу. Правоприменительные акты обладают следующими признаками: 1) они принимаются компетентными органами или должностными лицами в строгом соответствии с законом; 2) правоприменительные акты обладают государственно-властным характером и охраняются принудительной силой государства; 3) акты применения права носят индивидуальный характер; 4) правоприменительные акты имеют установленную законом форму и точное наименование. Акты применения норм права как документы имеют определенную структуру, состоящую из следующих обязательных элементов: 1) вводной части, которая содержит наименование правоприменительного акта (приказ, постановление, распоряжение, приговор и др.), название органа, должностного лица, издавшего его, время издания, конкретный адрес предприятия; 2) описательной части, где излагаются фактические обстоятельства дела и перечисляются собранные доказательства; мотивировочной части, обосновывающей принятое решение; 3) резолютивной части, излагающей содержание принятого решения, а также сведения о порядке его обжалования. Акты применения права классифицируют на определенные виды по различным основаниям: 1) по форме внешнего выражения; 2) по субъектам, применяющим нормы права; 3) по функциональному признаку; 4) по предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности); 5) в зависимости от характера общественных отношений и применяемых к ним норм права; 6) по способу принятия; 7) по характеру решения; 8) по юридическому значению; 9) в зависимости от действия во времени. По форме внешнего выражения правоприменительные акты можно разделить: 1) на акты-документы (приговоры, указы, решения, постановления, резолюции и др.); 2) акты-действия (словесные – устные распоряжения начальника и конклюдентные – жесты постового милиционера). По субъектам, применяющим нормы права, различают:1) акты представительных органов; 2) акты исполнительных органов; 3) акты правоохранительных органов; 4) акты государственного контроля (налоговой инспекции, таможенного органа и др.); 5) акты органов местного самоуправления. По функциональному признаку выделяют: 1) акты-регламентаторы; 2) правоприменительные акты. По предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности) различают: 1) акты конституционно-правовые; 2) акты административно-правовые; 3) акты уголовно-правовые; 4) акты применения материального и процессуального права. В зависимости от характера общественных отношений и применяемых к ним норм права правоприменительные акты подразделяются: 1) на регулятивные; 2) охранительные, устанавливающие ответственность за правонарушения (приговор суда). По способу принятия акты применения права систематизируют: 1) на принятые коллегиально; 2) принятые единолично. По характеру решения правоприменительные акты бывают: 1) запрещающие; 2) обязывающие; 3) управомочивающие. По своему юридическому значению акты применения права подразделяются: 1) на основные; 2) вспомогательные, содержащие предписания, подготавливающие издание основных актов. В зависимости от действия во времени различают: 1) акты однократного действия (наложение штрафа); 2) длящиеся акты (регистрация брака, назначение пенсии и др.).

60. Понятие, назначение и способы толкования права Толкование норм права - это деятельность компетентных государственных органов, общественных организаций и отдельных граждан, направленная на установление содержания правовых норм. Объектом толкования являются конкретные нормативно-правовые акты, при этом имеют значение не только нормы, зафиксированные в них, но и общие положения, например, преамбулы актов. Предметом толкования является историческая воля законодателя, выраженная в законе (во избежание толкования, которое может привести к изменению содержания самого нормативного акта). Задача толкования состоит в выяснении того смысла нормы, который сформулировал законодатель. Цель толкования состоит в правильном, точном и единообразном понимании и применении закона, в выявлении его сути, выраженной в словесной формулировке. Тем самым толкование призвано противодействовать попыткам отойти от смысла правовых норм, противопоставить «букву» и «дух» закона. Основной идеей толкования является идея охраны и всемерного укрепления законности. Функции толкования раскрывают значение, социально-полезный результат, который достигается с помощью приемов и способов толкования. Принято выделять следующие функции толкования: познавательную, регламентирующую, правообеспечительную, конкретизационную и др. Способы толкования правовых норм связаны с толкованием-уяснением. Такое уяснение достигается различными способами. Способы толкования - это относительно обособленные совокупности приемов анализа правовых актов. Выделяют грамматическое, логическое, систематическое, историко- политическое, телеологическое, специально-юридическое, функциональное толкование. Грамматическое толкование выражается в толковании с помощью языковых (филологических) средств, с помощью правил грамматики, орфографии и др. При таком толковании необходимо выяснить, в каких словах, предложениях сформулированы гипотеза, диспозиция и санкция правовой нормы. Осуществляется полный грамматический анализ текста нормы, начиная с отдельных слов, их значений, грамматических форм, связей между ними и заканчивая предложениями, для чего уясняется их грамматическая и смысловая структура. Систематическое толкование состоит в уяснении смысла нормы путем ее сопоставления с другими нормами и установлении связей между ними. Это толкование осуществляется с помощью анализа системных связей юридической нормы с другими нормами, путем выявления места и роли конкретной нормы права в системе права. Любая норма права является составной частью системы права и действует в связи с другими нормами. Поэтому, чтобы уяснить действительное содержание определенной нормы права, необходимо установить ее логическую связь с другими нормами, например, необходимо правильное установление отсылочных связей между общими и конкретными нормами. Это позволяет толковать правовую норму без изменения ее внутреннего содержания, дополнять предписание исследуемой нормы, уточнять ее, ликвидировать возможность возникновения пробелов в процессе применения нормы права. Историко-политическое толкование норм права представляет собой уяснение их целей и задач на основе анализа исторической обстановки, в которых они были приняты. Логический способ толкования состоит в использовании законов и правил логики для понимания действительного смысла правовой нормы.его объема, структурных и отсылочных связей позволяет уяснить содержание нормы. Логический анализ понятия является самым распространенным в толковании норм права. С логической стороны правоприменение представляет собой силлогизм, т.е. умозаключение, когда из двух категорических суждений необходимо выбрать третье. Суждения (посылки) и образуют логическую связь правовых терминов и конструкций, при этом учитываются термины, объединяющие суждение в умозаключение. Функциональный способ толкования основан на факторах и условиях реализации права. Функциональный способ зависит от применяемых подходов (статика или динамика) толкования. Большое значение данный способ приобретает в периоды становления систем права, приспособления права к новым условиям жизни. Он заключается в применении различных оценочных терминов и суждений (добросовестный выгодоприобретатель, сделка, противная основам правопорядка и нравственности, корыстные, низменные цели, уважительные и неуважительные причины, мнимые сделки, фиктивный брак, нравственные качества опекуна или попечителя, существенный вред, крупный и незначительный ущерб, преступление определенной степени тяжести и др.). Специально-юридический способ означает толкование с помощью раскрытия содержания юридических терминов, используемых в законодательстве. Данный способ строится на использовании правил юридической техники и технико-юридических средств. Он преимущественно совпадает с правилами формально-юридического анализа текста акта. Специально-юридическое толкование включает в себя не только понятийное толкование правовых норм и установление связей между понятиями, но и определение принадлежности норм к отраслям и институтам права, конструктивное и нормативное толкование. Специально-юридическое толкование, основанное на юридико-технических средствах и приемах, прежде всего «касается толкования специальных терминов («траст», «комитент», «акцепт» и др.). Однако этот способ толкования не сводится только к уяснению специальных терминов (тогда он отожествлялся бы с грамматическим толкованием). Интерпретатор должен обладать специальными научно-теоретическими познаниями, используя значение таких, например, категорий, как «тип правового регулирования», «правовой режим», «юридическая конструкция» и др.. Специально-юридический способ толкования позволяет формализовать системные отношения между отраслями, институтами и отдельными нормами права, выработать определенные стандарты применения норм права, на основе типичных приемов раскрытия содержания юридических терминов. Телеологический способ толкования означает толкование с помощью установления целей принятия нормативно-правового акта. Обычно эти цели формулируются в преамбулах, общих частях кодексов и в общих положениях законов. Кроме того, данные цели прослеживаются по результатам законодательной работы (пояснительные записки, доклады по законопроекту и др.). Такое толкование основано на приоритетных задачах правового урегулирования конкретных ситуаций, нацеленное на определенный результат, например, на защиту прав человека и гражданина.

61. Виды толкования права по объему и по субъектам. Толкование по субъектам делится на официальное и неофициальное. Официальное толкование дается уполномоченными (компетентными) государственными органами. Оно содержится в специальном акте, является обязательным и имеет юридические последствия. Официальное толкование по объему делится на нормативное и казуальное. Нормативное толкование распространяется на всех лиц, на все случаи, предусмотренные толкуемой правовой нормой. Нормативным данное толкование является в силу того, что носит общий характер, является обязательным при рассмотрении всех дел, которые разрешаются на основе истолкованной нормы. Нормативность такого толкования выражается также в специальных актах толкования (интерпретационных актах). Эти акты не являются источниками права, но являются основой для понимания и применения норм права (например, постановления пленумов высших судов). Кроме высших судебных инстанций официальное толкование могут осуществлять исполнительные органы в пределах своей компетенции (Президент, Правительство и др.), но специальных актов толкования эти органы не издают. Например, различные министерства и ведомства принимают акты разъяснительного характера (указания, информационные письма и т.д.). Субъекты Федерации также имеют право официального толкования актов на своей территории. Нормативное толкование в свою очередь делится на аутентичное (дается тем же органом, который издал нормативно-правовой акт) и легальное (даваемое специально уполномоченным органом). При аутентичном толковании специального полномочия на толкование не надо в отличие от легального толкования. При легальном толковании акт-разъяснение имеет силу в том случае, если определенный орган наделен специальной компетенцией. Казуальное толкование - это такое разъяснение содержания правовой нормы, которое дается в связи с рассмотрением конкретного юридического дела (в процессе правоприменения). Такое толкование имеет силу лишь для определенного конкретного случая (казуса). Оно формально обязательно только для конкретного разрешения дела. В ряде случаев действительное значение актов казуального толкования, которое дается вышестоящими инстанциями, распространяется и на другие случаи, например, на аналогичные дела, рассматриваемые нижестоящими судебными инстанциями (правоприменительное толкование). В этом случае эти акты приобретают значение прецедентов судебного толкования, которые не являются прецедентами в собственном смысле слова, так как формально их не обязательно применять к сходным случаям. В некоторых случаях имеет место делегированное толкование, которое дается органом, получившим на это специальное полномочие в силу закона. Неофициальное толкование - это толкование нормативных актов субъектами, которые не имеют на это официального права. Оно не является юридически обязательным и может исходить как от отдельного гражданина, так и от организации. Значение такого толкования зависит от авторитета толкователя (ученого, адвоката, нотариуса, следователя и др.). Особой разновидностью неофициального толкования является доктринальное толкование (доктрина - наука), которое дается учеными-юристами (например, в комментариях к законам). Доктринальное толкование имело большое значение во времена античности и в средние века (как источник права). В настоящее время в качестве источника права сохраняется в некоторых государствах с религиозной правовой системой. Но доктринальное толкование в большинстве стран имеет значение в силу научной аргументации, которую используют другие субъекты правотворческого и правоприменительного процессов. Научные рекомендации помогают тем самым официальным органам совершенствовать правотворческую и правоприменительную деятельность. Неофициальное толкование по видам делится в целом на доктринальное (научное), профессиональное (компетентное толкование юристов-практиков) и обыденное (толкование любым человеком).

Толкование по объему (результат толкования) связано с толкованием-интерпретацией. Основной целью толкования при этом является раскрытие содержания правовой нормы применительно к конкретной ситуации, связанной с квалификацией юридических фактов. Результаты толкования выражаются в юридических оценках и интерпретационных нормах. Интерпретационные акты являются результатом толкования органов, имеющих право на официальное толкование. Результат толкования характеризуется не только по содержанию, но и по объему, который определяется его соотношением с текстом нормы. По объему толкование может быть буквальным, распространительным и ограничительным. Буквальное толкование означает толкование нормы права в точном соответствии со смыслом текста нормативно-правового акта. Действительное содержание нормы права, установленное в результате толкования, соответствует результату, полученному на основе простого прочтения текста нормативного акта (буква закона и дух закона (смысл) полностью совпадают). Такое толкование можно назвать адекватным. Распространительное (расширительное) толкование означает, что действительное содержание нормы права шире ее текстуального выражения, т.е. расширяется смысл нормы права до желаемого или действительного содержания (дух закона шире буквы закона). Норма права при этом толкуется несколько шире ее текста. Ограничительное толкование - это толкование, при котором действительное содержание нормы права несколько уже ее текстуального выражения. Расширительное и ограничительное толкование являются исключением из общего правила толкования, при котором смысл закона и текст закона полностью совпадают. Ограничительное или распространительное толкование возможно лишь в случаях обнаружения несоответствия между предполагаемым содержанием нормы права и ее текстом. В остальных случаях подобное толкование является отступлением от принципа и режима законности. Например, при расширительном толковании смысл нормы в целом исходит из ее текста, т.е. данный смысл предполагается, но он не выражен прямо, непосредственно. Этим отличается толкование от аналогии закона, когда делается отсылка к другой норме. Аналогия необходима в силу того, что юридические факты не охватываются ни текстом, ни смыслом нормы права. Ограничительное и распространительное толкование норм права связано в целом с системностью права, когда смысл толкуемой нормы раскрывается на основе содержания других норм права. Например, ограничительное толкование может быть основано на наличии специальной нормы права, которая применяется в случае конкуренции с общей нормой (специальная норма ограничивает сферу действия общей нормы). Распространительно толкуются незавершенные положения норм, связанные с аналогичными условиями, обстоятельствами или с определенными предполагаемыми категориями субъектов (например, перечень законных представителей лица, перечень условий, сопутствующих заключению договора и т.д.). Нельзя расширительно толковать завершенные нормой права перечни или, наоборот, ограничительно толковать незавершенные перечни. Нельзя ограничительно или расширительно толковать легальные дефиниции. Во всех случаях подобного толкования задача субъекта толкования состоит в правильном раскрытии содержания нормативно-правового акта с учетом, прежде всего, воли законодателя, выраженной в тексте нормы права.

62. Акт толкования права. Отличие от нормативно-правовых актов и актов применения права. В процессе толкования норм права практическое значение имеют акты толкования (интерпретационные акты). Акт толкования права - это правовой акт, содержащий разъяснение смысла юридических норм. Акты толкования не просто разъясняют смысл норм права, но содержат прежде всего конкретизирующие предписания. Это не нормативные предписания, так как они не имеют самостоятельного значения и действуют на основе толкуемых норм права. Так как субъекты толкования не являются субъектами правотворчества, «предписания общего характера, содержащиеся в интерпретационных актах, следует считать не нормами права, а правоположениями. В отличие от норм они не имеют юридической силы, но имеют юридическое значение. Последнее проявляется в том, что правоприменительные органы (нижестоящие суды) должны при решении конкретных вопросов учитывать содержание правоположений. Однако при этом они не могут составлять основу правоприменительных решений». Виды актов толкования различаются в зависимости от: типов официального толкования (акты нормативного и казуального толкования); юридической природы (интерпретационные акты правотворческих и правоприменительных органов); конкретных органов, осуществляющих толкование, (акты суда, прокуратуры, администрации и др.); формы (постановления, разъяснения, приказы, инструкции и т.д.); предмета правового регулирования (акты толкования конституционного, гражданского, административного, уголовного права и др.); характера (материальные и процессуальные интерпретационные акты). Самостоятельное значение, прежде всего, имеют интерпретационные акты правотворчества и интерпретационные акты правоприменения. Акты толкования не подменяют собой акты правотворчества и правоприменения, они имеют дополнительное (субсидиарное) значение к названным нормативно- правовым и индивидуальным актам.

Среди правовых актов-документов различают: нормативно-правовые акты (нормативные акты); акты толкования права (интерпретационные акты); акты применения права (правоприменительные акты). Нормативные акты - первичны, интерпретационные и правоприменительные акты - производны от нормативных в том смысле, что без нормативных актов их существование немыслимо. Вначале появляется (издаётся) нормативный акт, затем появляются акты его толкования и применения, т.е. он (нормативный акт) - обязательная предпосылка появления последних, поскольку невозможно толкование и применение права без самого права (представленного таким его источником как нормативный акт). Различие этих актов по субъекту выражается в том, что в соответствии с законодательством Украины только нормативные акты - результат деятельности субъектов правотворчества, т.е. нормативные акты - результат правотворческой деятельности (правотворчества). Законодательство Украины не предусматривает правотворческие полномочия для субъектов толкования и применения норм права. Нормативные акты - разновидность источников (форм) права, акты толкования и применения права такого официального статуса не имеют. Нормативные акты содержат нормы права. Акты толкования права содержат разъяснения содержания соответствующих норм права, т.е. в них растолковывается (объясняется) как надо правильно понимать смысл тех или иных норм права. Правоприменительный акт содержит индивидуальное (персонифицированное) властное предписание, вынесенное уполномоченным на то органом (лицом) в результате решения им конкретного юридического дела. Правоприменительные акты применяются с учётом актов их официального толкования. Сами по себе акты толкования права юридического значения не имеют, они действуют и применяются в единстве с теми нормами, которые толкуют (в единстве с соответствующим нормативными актами).

63. Правовое поведение: понятие и виды правовое поведение – это, во-первых, поведение людей: либо отдельных индивидов, либо коллективов, групп людей. Речь в данном случае идет о субъектах правового поведения. Ими могут быть люди и только люди, поскольку право способно иметь дело лишь с поведением людей. Попытки воздействовать при помощи права на поведение животных или на так называемое «поведение» неодушевленных предметов, имевшие место в прошлом и встречающиеся кое-где в современных государствах[11], по всей видимости, можно отнести к области своего рода юридических курьезов, ибо ни поведение животных, ни тем более «поведение» неодушевленных предметов объективно не поддаются правовой регламентации. Во-вторых, правовое поведение – это поведение, которое внешне выражено в форме конкретных физических действий или бездействия. Это объективная, т. е. внешняя сторона правового поведения, ибо внешне правовое поведение может быть выражено либо в форме конкретного физического действия (активного поведения), либо в форме бездействия (пассивного поведения). Здесь вполне уместно привести слова К. Маркса, который отмечал: «Помимо своих действий я совершенно не существую для закона, совершенно не являюсь его объектом»[12]. В-третьих, правовое поведение – это поведение, предусмотренное нормами позитивного права и получившее с их стороны определенную юридическую оценку. То есть это поведение, находящееся в сфере действия юридических норм и так или иначе урегулированное ими. В этой связи правовое поведение принято рассматривать как юридически значимое поведение. Этим оно отличается от юридически безразличного поведения, поведения, которое находится за пределами действия правовых норм, а значит, не урегулированное ими. Вместе с тем правовое поведение не следует отождествлять с юридически значимым поведением, поскольку юридически значимым может быть поведение, не урегулированное нормами права, но находящееся в сфере правового регулирования. Кроме того, юридически значимым, но не правовым считается поведение, хотя и находящееся в сфере правового регулирования, но совершаемое, например, малолетними детьми или лицами, признанными в установленном законом порядке невменяемыми. В-четвертых, правовое поведение – это осознанное, сознательно-волевое поведение. Право, как известно, способно воздействовать только на такое поведение людей, которое носит осознанный характер и контролируется волей человека. Вследствие этого поведение, не контролируемое сознанием и волей человека (например, поведение тех же малолетних детей, поведение душевнобольных, поведение лиц, находящихся в бессознательном состоянии), не может быть объектом правового воздействия, не может считаться правовым поведением, хотя юридически значимым оно может и являться. Например, причинение вреда малолетним ребенком нельзя рассматривать как правовое поведение, но юридическое значение такое действие имеет. В-пятых, правовое поведение – это всегда социально значимое поведение. Поступки людей, не оказывающие никакого влияния на общественные отношения, являются, как принято считать, безразличными для права. «Известно, – пишет В. Н. Кудрявцев, – что в сферу действия права входит только такое поведение людей (индивидов и коллективов), которое имеет важное социально-экономическое, общественно-политическое или гражданское (личное) значение – как позитивное (полезное), так и негативное (вредное). Изучение законодательства и практики его применения позволяет конкретно определить основные социальные характеристики того поведения, которое в данных исторических условиях предусматривается правом»[13]. Вместе с тем и здесь могут иметь место определенные отклонения. Так, в практике отдельных государств до сих пор встречаются правовые нормы, которые дают определенную оценку поведению людей независимо от того, является оно социально значимым или нет. Например, в Оксфорде, штат Огайо (США), женщинам нельзя раздеваться, стоя перед портретом мужчины, а в Миннесоте человек может попасть в тюрьму за то, что спит голым[14]. Данные примеры свидетельствуют о том, что иногда право расценивает отдельные поступки людей как юридически значимые (в данном случае как неправомерные) независимо от того, имеют они какой-либо общественный резонанс или нет. В-шестых, правовое поведение рассматривается как поведение, подконтрольное государству. Данный признак в какой-то мере перекликается с уже рассмотренным третьим признаком. Поскольку правовое поведение – это поведение, регламентированное правом, а значит, так или иначе урегулированное им, оно тем самым уже контролируется государством. Вместе с

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.