Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОС-ВА И ПРАВА. СОВРЕМ. ВЗГЛЯД НА ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОС-ВА И ПРАВА



К основным теориям возникновения гос-ва принято относить:

1. Теологическая (божественная, религиозная)

2. Патриархальная (отеческая)

3. Договорная (естественно-правовая)

4. Органическая

5. Психологическая

6. Ирригационная (водная, гидравлическая)

7. Насилия (внутреннего и внещнего)

8. экономическая (классовая)

Теологическая теория

Господствовала в средние века (при феодализме). В наст. время наравне с др. теориями распространена в Европе (офиц. доктрина Ватикана) и др. континентах, а в ряде исламских государств (Иран, Сауд. Аравия) носит офиц. характер.

Суть: Гос-во возникло по воле Бога, следовательно, гос-во, его институты, власть:

= вечны, незыблемы и святы;

= их возникновение и упразднение не зависит от человека;

= являются выразителями воли Бога на Земле

Теологическая теория призывает:

· принять гос-во и власть как данность, полученную свыше;

· признать власть монархов святой и происходящей от Бога (Папа Римский-представитель Бога на Земле, монархи-представители Папы и через него Бога в своих гос-вах);

· полностью и во всем подчиняться власти – небесной (божественной), т.е. церковной и земной, являющейся представительницей небесной на Земле, - т.е. монархам и гос-ву,

· не пытаться изменить установленный Богом порядок.

Достоинства:

+ укреплению гражданского согласия в обществе, усилению духовности;

+ препятствует насилию, революциям и гражд. войнам, переделу власти

Недостатки:

- основана на вере в Бога, а не на проверенном научном знании, т.е. не научна

- теорию нельзя ни доказать, ни опровергнуть

Современный вариант – христианско-демократическая концепция гос-ва, основанная на подчеркивании уникальности и самоценности каждого человека, заботе каждого гражданина об обществе, а также помощи со стороны гос-ва тем, кто не может самостоятельно себя обеспечить: инвалидам, детям, безработным, пожилым.

Патриархальная теория

Основатель – Аристотель, потом Конфуций. Люди, как коллективные существа стремятся к общению и образованию семей, из нескольких семей складывается селение (род), а из всех селений или родов образуется Гос-во.

Суть: Гос-во возникает по модели семьи (т.е. Гос-во – своеобразная «большая семья», состоящая из множества обычных семей).

= власть правителя является продолжением отцовской власти в семье, т.е. монарх - отец всего народа;

= благосостояние общества невозможно без королевской (отцовской) заботы;

= король действует во благо подданных, охраняет и защищает их (как отец членов семьи);

= власть короля (отца) ничем не ограничена и незыблема;

= подданные обязаны чтить короля и подчиняться ему (как члены семьи отцу)

Достоинства:

+ способствует сплочению общества; уважению, почитанию гос. власти;

+ культивирует дух родства, братства, взаимосвязи членов общества (как членов семьи)

Недостатки:

- прямое отождествление гос-ва и семьи, власти монарха и отца. Этому противоречат след. факты:

- в семье существуют действительные родств. связи, в то время как народ вряд ли правильно объявлять родственниками;

- монарх – представитель публичной власти, отделенной от народа, и его власть имеет иную основу, чем власть отца в семье (зачастую монарх призывался из др. гос-ва, и его власть сильно формализована, сопровождена церемониалом, осуществляется опосредованно, через чиновников, бывает подкреплена законами и опирается на аппарат принуждения).

- вряд ли можно считать гос-во прямым продолжением семьи, т.к. оба эти института зарождались постепенно и почти в одно и то же время в процессе разложения первобытнообщинного строя.

Договорная теория.

Возрождена и переосмыслена в период кризиса феодализма в интересах формировавшегося в то время класса буржуазии. Авторы: Ж.Ж.Руссо, Дж.Лок, Радищев.

Суть: В основе гос-ва лежит так называемый «общественный договор», который состоит в следующем:

· первоначально люди находились в догос-венном (первобытном) состоянии, в «естественном состоянии», которое понималось разными авторами по-разному (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие – «золотой век»)

· каждый преследовал только свои интересы, не считаясь с интересами других, что приводило к «войне всех против всех», в результате которой неорганизованное общество могло уничтожить само себя;

· чтобы этого не случилось, люди заключили «общественный договор», в силу которого каждый отказывался от части своих интересов ради взаимного выживания;

· в результате был создан Институт согласования интересов, совместной жизни, взаимной защиты – Гос-во.

Данная теория имела большое прогрессивное значение:

= были разрушены теологические и патриархальные представления о возникновении гос-ва, а вместе с ними идеалы святости и непогрешимости власти, полного подчинения ей, отсутствия у народа возможности повлиятиь на власть;

= сделан шаг к созданию гражд. общества;

= фактически выдвинут принцип народного суверенитета – власть производна от народа и принадлежит народу;

= гос. структуры, власть существуют не сами по себе, а должны выражать интересы народа, быть у него на службе;

= подготовила почву возникновения республик – как альтернативы монархиям 17-18вв;

= гос-во и народ имеют взаимные обязательства – народ соблюдает законы, платит налоги, выполняет воинскую и др. повинности; гос-во регулирует отношения между людьми, наказывает преступников, создает условия для жизни и деятельности людей, защищает от внешней опасности;

= право менять власть, если она перестала выражать интересы народа

Недостатки:

- ее идеалистичность: «общественный договор» скорее идеал, чем реальность, т.к. гос-ва возникали зачастую другими путями – войнами, насилием и при наличии иных условий;

- ни одно гос-во не возникло на основе договора между гражданами и правителями;

- сам по себе общественный договор между всеми членами общества маловероятен в силу различия интересов и слишком большого числа жителей гос-ва, физически не способных знать и учитывать интересы друг друга;

- общество воспринимается одномерно, как единое целое, в то время, как в реальной действительности оно разделено на разл. группы – классы, сословия, касты, общины, имеющие, как правило, разные интересы и враждебные друг к другу.

Органическая теория

Возникла в 19 в. в связи с успехами в естествознании.

Суть:Гос-во возникает и развивается подобно биологическому организму:

= люди образуют гос-во, как клетки - живой организм;

= гос. институты подобны частям организма: правители - головной мозг, коммуникации (почта, транспорт) и финансы – кровеносная система, рабочие и крестьяне – руки,

= между гос-вами, как в живой среде, идет конкуренция, выживают самые приспособленные, т.е. самые разумно-организованные

Достоинства:

+ восприятие гос-ва, как единого целостного и взаимосвязанного организма;

+ признание роли конкуренции государств в совершенствовании их внутреннего механизма;

+ оригинальность теории

Недостатки:

- прямое проецирование биологических законов на жизнь общества;

- сильное влияние дарвинизма;

- отождествление гос-ва с биологическим организмом, в то время, как оно является организмом социальным.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.