Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

СООТНОШЕНИЕ ГОС-ВА И ПРАВА



ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ТГП. МЕСТО ТГП В СИСТЕМЕ ЮРИД. НАУКИ И ПРАКТИКИ

Предмет изучения ТГП составляют основные общие закономерности существования и развития гос-но-правовых явлений, т.е. изучение наиболее общих закономерностей функционирования гос-ва и права, формулирует понятия, категории, конструкции и модели отдельных юридических явлений.

Особ-тью предмета ТГП является то, что дисциплина изучает гос-но-правовую основу общества в целом (в их единстве).

ТГП выступает, как общеправовая базовая наука. На нее опираются в своем формировании и развитии все юр.науки:

Чтобы определить Место ТГП в системе юр. наук, подразделим их на группы:

1) историко-правовые науки – ТГП, история гос. и права зарубежная и отечественная, история правовых и полит. учений.

2) отраслевые юр. науки – ГП, УгП, КонстП, АдП, + НалП, БанкП, ЭколП (занимаются исследованием 1 сферы гос-но-правовой жизни).

3) прикладные юр. науки – криминалистика, суд. медицина, суд. психиатрия, суд. статистика и др.

4) организационные науки – судоустройство, организация прокуратуры, адвокатуры, нотариата и др.

5) международные науки – МПП, МЧП, морское, космическое право и др.

Методология – это совокупность приемов, правил, принципов научной деятельности, при помощи которых изучается право и гос-во в общем. Основные направления (функции) ТГП:

1) Методологическая

2) Познавательная

3) Прикладная

4) Идеологическая

Основные группы методов ТГП:

1) общие служат основанием, на котором развивается наука ТГП.(метафизика, диалектика)

2) специальныеэто те, которые используются во всех или многих областях научного знания.

- (исторический - гос-но-правовые явления должны изучаться не просто в развитии, а с учетом специфических условий существования отдельных народов, стран, регионов, истор. традиций, культуры, обычаев и др.;

- логический – основывается на исполнении таких приемов как анализ и синтез, индукция и дедукция.

- системный – лежит исследование гос-но-правовых явлений как систем;

- функциональный – позволяет выявить в гос-но-правовых явлениях их функции, социальное назначение, методы и формы действия.

3) частные - это приемы, которые выступают следствием усвоения ТГП научных достижений конкретных (частных) технических, естественных и гуманитарных наук

- метод конкретно-социологических исследований – это анализ, переработка и отбор необх. информации о важнейших сторонах юр. практики.

- метод моделирования – один из главных методов изучения гос-но-правовой действительности, состоит в изучении гос-но-правовых процессов, институтов в моделях.

- статистический - получение количественных показателей гос-но-правовых явлений и процессов.

- метод социально-правового эксперимента – способ проверки науч. гипотез или проектов какого-либо решения.

- - математический– способ оперирования с количественными характеристиками (применяется в криминалистике, суд. экспертизе при исследовании следов преступлений).

- - кибернетический – это прием, позволяющий с помощью кибернетики познать гос-но-правовые явления.

- - синергетический – взаимодействие разл. систем, способных к самоорганизации, саморегулированию.

ТГП является наукой фундаментальной, т.к. раскрывает глубинные связи и отношения в гос-но-прав-вой действительности и формулирует положения, используемые иными юр.науками.

ТГП явл. Обобщающей наукой, т.к. синтезирует выводы отраслевого значения, разрабатывает общие модели и понятия, применимые ко всем отраслям права.

ТГП имеет методологич. значение для др. юр.наук, т.к.разрабатывает базовые идеи, концепции и приемы изучения тех или явлений.

ТГП есть исходная по отношению к др. юр. наукам дисциплина, т.к. от уровня ее развития зависит состояние юриспруденции в целом.

Таким образом, ТГП можно охарактеризовать как науку общественную, политическую, теоретико-историческую, обобщающую, исходную, фундаментальную и методологическую.

 


СООТНОШЕНИЕ ГОС-ВА И ПРАВА

 

Право и гос-во тесно связаны. Если право — определённый порядок в обществе, то оно не может не опираться на гос-во, как на механизм, который его поддерживает.

Если исходить из нормативного понимания права, сводящего право к нормам, то в соотношении ”право – гос-во” главная роль принадлежит гос-ву. Это естественно. Правовые нормы издаются гос-вом, отсюда и подчиненное отношение права, как системы норм, к гос-ву, творцу этих норм. Об обусловленности гос-ва правом говорить не приходится: если что-либо в праве не устраивает гос-во, то правовые нормы просто изменяются.

Если исходить из социологического понимания права, где право понимается как реально сложившиеся отношения (право - это то, что делает судья), то право и гос-во оказываются на равном уровне. При таком понимании право формируется как через гос-во (законы), так и в фактически складывающихся отношениях людей. Как право не предопределяется гос-вом, поскольку право складывается и, минуя гос-во, так и гос-во не связано правом, поскольку право формируется и через посредство гос-ва.

Если исходить из ценностного понимания права, согласно которому содержание права составляют общечеловеческие идейные ценности, то можно говорить о приоритете права перед гос-вом. Гос-во не произвольно в установлении правовых норм, оно связано идейным содержанием права; далеко не все законы, принятые гос-вом, оказываются правовыми. Именно при таком понимании права, когда оно приобретает приоритет перед гос-вом, можно говорить о правовом гос-ве. Определяющий содержательный признак правового гос-ва - связанность гос-ва правом. Во вне этот содержательный признак проявляется, по крайней мере, в двух важнейших ипостасях. Во - первых, основное направление деятельности правового гос-ва состоит в закреплении и обеспечении прав человека (идея приоритета человека перед обществом и гос-вом) и, во - вторых, в последовательном проведении разделения властей (идея предотвращения тирании, демократической организации гос-венной власти).

В современной литературе указываются 3 модели (подхода) взаимоотношений гос-ва и права:

§ тоталитарная (гос-во выше права и им не связано);

§ либеральная (право выше гос-ва);

§ прагматическая (гос-во поддерживает и усиливает мощь права, но связано им).

Тоталитарный подход

Предполагает, что право — продукт гос. деятельности, следствие гос-ва. Еще недавно считалось, что право находится в подчиненном отношении к гос-ву. Фактическим условием для данного подхода служила наша политическая практика видеть в праве некий придаток гос-ва. Теоретической предпосылкой этому являлось формально-догматическое отношение к понятию права как совокупности норм, издаваемых гос-вом. Однако для современной России данный подход уже не подходит.

Либеральный подход

Праву принадлежит безусловный приоритет в сравнении с гос-вом. Такой подход имеет определенные преимущества. Он является философской платформой для утверждения в политической практике идеи господства права. Но данная идея выражает скорее желаемое, чем действительное.

Прагматический подход

Связь между правом и гос-вом не имеет столь однозначного причинно-следственного характера (гос-во порождает право, или наоборот). Связь видится более сложной, имеющей характер двусторонней зависимости: право и гос-во друг без друга не могут существовать, а значит, между ними имеется функциональная связь.

Этот подход позволяет выявить глубинные связи между нравом и гос-вом, избежать односторонности, понять, что дает право гос-ву, выяснить истинную роль гос-ва в обеспечении права. Он в настоящее время преобладает в нашей юридической науке.

 

Исходя из прагматической (3) модели соотношения гос-ва и права можно остановиться на 3 ее главных аспектах:

1. единство (выражается в их одновременном происхождении в силу одних и тех же причин; сходной типологии; одинаковой в опред. степени обусловленности экон., культурными и иными условиями; общей истор. судьбе)

2. различие (гос-во осуществляет силу, а право — волю. Они не совпадают по форме, структуре, элементному составу, содержанию; они относятся к разным сферам общественной жизни)

3. взаимодействие (первое создает второе, изменяет его, совершенствует, охраняет от нарушителей, претворяет в жизнь. Воздействие гос-ва на право осуществляется непрерывно — от создания права до его реализации в общественных отношениях. Гос-во способствует распространению права, обязывает участников обществ. отношений действовать в соответствии с правом, исключать противоправные подходы в достижении общественно значимых результатов)

 

Т.о. гос-во как организация нуждается в праве не меньше, чем право в гос-ве. Зависимость гос-ва от права проявляется, как во внутренней организации гос-ва, так и в его деятельности.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.