Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

креативного мышления студентов

Ю.А.Лахова,

Екатеринбург, Россия

 

Метод интеллект-карты как средство развития

креативного мышления студентов

Развитие креативного мышления развивающейся личности является как для мировой, так и для современной отечественной педагогики одной из непреходящих задач. Это обусловлено рядом взаимосвязанных причин социального, экономического, общественного и общечеловеческого характера. Так, сегодня происходит изменение парадигмы общественного развития с ориентацией на культуру и общечеловеческие ценности и, как следствие, изменение парадигмы образования на всех ступенях обучения человека, повышение самоценности личности и, в связи с этим, постепенное формирование нового взгляда на духовность и ее духовную культуру, интенсивная «информатизация» всех сфер жизни общества и обусловленное этим постоянное обновление социального заказа на специалиста высшей квалификации, обладающего не только фундаментальными профессиональными знаниями, но и творческой мобильностью в сочетании с устойчивой адаптивностью к постоянно меняющимся условиям жизнедеятельности. В числе причин, вызывающих необходимость постоянного обновления содержания образования и коррекции педагогических задач можно также назвать творческую сущность самого человека, которая определяет творческую направленность его деятельности в самых разных сферах жизни. Именно поэтому в педагогической науке большое внимание уделяется изучению психических процессов, связанных с такой творческой деятельностью. Одним из таких процессов является креативное мышление личности, развитие которого целенаправленно или стихийно происходит на протяжении всей жизни человека [ссылка на автора 4].

Проблема развития мышления личности, и в том числе развития творческого мышления, поднималась в науке разными специалистами философами, психологами, педагогами, физиологами и др. Мышление как психический процесс, присущий сугубо человеку, изучалось, прежде всего, философами и психологами. Так, в общем плане мышление человека исследовали К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Э. Боно, А. В. Брушлинский, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, В. П. Зинченко, А. Н. Кочергин, А. Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, О. К. Тихомиров, Д. Б. Эльконин и др ссылка на источник]. Психологический механизм мышления как мыслительного процесса исследовали В. С. Библер ссылка на источник], который рассматривал мышление как творчество в логике мысленного диалога, А. В. Брушлинский ссылка на источник], исследовавший связь таких процессов, как мышление, учение, воображение на уровне субъекта, В. П. Зинченко ссылка на источник], разрабатывавший проблему мышления в связи с образованием, сознанием и культурой личности, А. Н. Кочергин ссылка на источник], изучавший возможности моделирования мышления, В. А. Ясвин ссылка на источник], С. Д. Дерябо ссылка на источник] изучали психологические механизмы мышления. В. И. Панов ссылка на источник] занимался психодидактикой образовательной среды, Т. Бьюзи ссылка на источник] разработал метод интеллект-карты и др. [7]. Современные социально-экономические условия ставят перед системой профессионального образования задачу подготовки компетентного, конкурентоспособного специалиста для работы в динамично меняющихся условиях, способного самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи, готового к дальнейшему самообразованию и саморазвитию. Решение этой проблемы сосредоточено в построении нового образовательного пространства и реализации положений Болонской декларации. Все эти изменения и многие другие заставляют нас обратиться к концептуальному подходу психодидактики и планировать, строить и реализовывать образовательную деятельность с учетом данного подхода. В условиях инновационных преобразований образовательной сферы меняется стратегия подготовки специалистов, в том числе и будущих педагогов дошкольного образования [ссылка на автора 1, с. 150].

Особое внимание современных исследователей обращено на подготовку специалистов, способных творчески реализовывать свои педагогические умения в новых условиях жизни, в ситуациях быстрых перемен. Профессиональная деятельность педагога дошкольного профиля имеет свои специфические особенности. Многие исследования подчеркивают, что успешное развитие ребенка дошкольного возраста, его личностная активность и социальная состоятельность зависит от грамотного, целенаправленного руководства со стороны взрослого [ссылка на автора 4]. На основе компетентностного подхода можно смоделировать образ современного педагога дошкольного образования, определить его профессиональную компетентность как уровень знаний и профессионализма, позволяющих принимать правильные решения в конкретной педагогической ситуации с целью содействия благополучному развитию ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения. Проанализировав данные компетенции, мы пришли к выводу, что для их реализации студенту необходимо развивать творческие умения, креативность. Это связано как с возрастными особенностями дошкольников, так и самих будущих педагогов [ссылка на автора 8]. Дошкольный возраст самый сенситивный для развития творческих способностей, креативности, творческого мышления. Ребенок 3-6 лет занимается разными видами деятельности, которые обогащают его знания о предме­тах и их свойствах. Дошкольник все более самостоятельно выби­рает и применяет различные способы и приемы решения встав­ших перед ним практических задач. Специальные исследования мышления дошкольника показали, что на этом возрастном этапе происходит перестройка отношений практического действия к ум­ственному. Вместе с переходом процесса мышления во «внутрен­ний план». Своеобразие мыслительного процесса, которое приводит ма­ленького ребенка порой к совершенно неожиданным для взрослого выводам и заключениям, объясняется, во-первых, от­сутствием тех знаний, которые необходимы для уста­новления действительно существенных связей между условиями или сторонами какого-то явления, и, во-вторых, неумением последовательно мыслить.

Чтобы рассуждать, делать выводы, сравнивать и обобщать, необходимо владеть не столько каждой отдельной операцией, сколько общим способом умственной деятель­ности. Мыслительный процесс включает три обязательных звена: синтез I — первичный (восприятие задачи как целого), а н а-л и з (дробление задачи на части, выделение ее условий, дан­ных), синтез II — вторичный (решение, новое понимание всей задачи). Мыслительный процесс у маленького ребенка движется от синтеза I прямо к синтезу П. Анализ — это существеннейшее звено мышления — сводится у дошкольников к вычленению какого-то одного, часто совершенно случайного признака предмета иди условия. Ребенок младшего дошкольного возраста, отталкиваясь от какого-то единичного, яркого элемента, легко устанавливает ис­комые связи. Естественно, что они часто не соответствуют дей­ствительности. Так появляется алогичность детских суждений. Многочисленные исследования показывают, что, если детей специально обучать (даже непродолжительное время), у них быстро меняется ход мыслительного процесса. Если пяти-, семилетних дошкольников учат наблюдать и делать выводы, у них происходят значительные сдвиги в развитии мышления. Значит, когда дети учатся искать и устанавливать наиболее существенные признаки в предметах и явлениях, находить существенные зависимости, связи между ними, у них быстро развиваются подлинно логиче­ские формы мышления, на основе творческого поиска новых идей из уже имеющихся знаний. Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Дети способны заниматься творчеством не только независимо от места и времени, но, самое главное, независимо от личностных комплексов. Взрослый человек, часто критически оценивая свои творческие способности, стесняется их проявлять. Дети, в отличие от взрослых, способны искренне проявлять себя. Они с удовольствием выступают на сцене, участвуют в концертах, конкурсах, выставках и викторинах. Развитие интеллекта в молодости, периоде профессионального становления связано с развитием творческих способностей, преобладание так называемого дивергентного мышления [ссылка на автора 5, с. 93].

А для будущих специалистов дошкольников в связи с ранее рассмотренными нами возрастными особенностями развития мышления детей дошкольного возраста это очень актуально. Существуют разные технологии развития мышления: позиционный метод, триз-педагогика, шесть шляп мышления, интеллект карты [ссылка на автора 9]. Проанализировав все эти технологии развития мышления, мы пришли к выводу, что наиболее эффективным будет для развития креативного мышления студентов дошкольников метод интеллект карт. Для студентов этот метод позволяет: создавать ясные и понятные конспекты лекций; максимальная отдача от прочтения книг/учебников; эффективнее подготовиться к экзаменам; за меньшее время дать больше информации, при этом вас лучше понимают и запоминают; управление временем: план на день, неделю, месяц, год… ; успешная генерация новых идей; четкое видение всех «за» и «против» [ссылка на автора 3, с. 131]. Благодаря визуализации процессов мышления метод интеллект-карт позволяет: глубоко изучать личность учащихся и обнаруживать причины их когнитивных и эмоциональных затруднений; вести мониторинг когнитивных и личностных изменений, происходящих с учащимися в образовательном процессе; разрабатывать и реализовывать программы коррекции когнитивных и эмоциональных затруднений; развивать креативность; формировать коммуникативную компетентность в процессе групповой деятельности по составлению интеллект-карт; формировать общеучебные умения, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией (конспектирование, аннотирование, участие в дискуссиях, подготовка докладов, написание рефератов, статей, аналитических обзоров, проведение контент-анализа и т. д.); улучшать все виды памяти (кратковременную, долговременную, семантическую, образную и т. д.); ускорять процесс обучения; формировать организационно-деятельностные умения; формировать умения, связанные с метакогнитивным контролем собственной интеллектуальной деятельности.

Так же этот метод широко используется в работе с дошкольниками. Так как он разработан с учетом ассоциативности мышления и памяти, этот метод очень яркий и красочный, а так как у дошкольников наглядно-образное мышление, метод позволит дошкольникам гораздо лучше усваивать и запоминать информацию, развивать свое креативное мышление и творческие способности, благодаря тому, что в самой работе по созданию интеллект-карты предполагается видение проблемы с разных сторон, плюс визуализация процессов и использование коротких слов и образов, а не предложений [ссылка на автора 10].

Таким образом, можно сделать вывод, что для развития креативного мышления будущих педагогов дошкольного образования с учетом компетентностного подхода и принципов психодидактики метод работы с интеллект-картами очень перспективен.

Список литературы

1. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): Метод. пособие. М., 2005. - 285 с.

2. Болонский процесс: нарастающая динамика и многообразие / Под науч. ред. В И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002 - 408 с.

3. Возрастная психология: личность от молодости до старости : Учеб.пособие по курсу "Возраст.психология" для студентов и преподавателей вузов / М.В.Гамезо, В.С.Герасимова, Г.Г.Горелова и др.. - М. : Пед.о-во России, 2001. - 272с.

4. Зотова О. Н. Креативная основа формирования инновационно-педагогической направленности специалистов системы дошкольного образования [Текст] / О. Н. Зотова // Молодой ученый. — 2011. — №4. Т.2. — С. 89-94.

5. Люблинская А. А. Детская психология. Учебное пособие для сту­дентов педагогических ин-тов. М.: Просвещение, 1971. – 415 с. С. 243-247-261.

6. Панов В. И.Психодидактика образовательных систем: теория и практика. — СПб.: Питер, 2007. — 352 с.

7. Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-08/dissertaciya-razvitie-tvorcheskogo-myshleniya-buduschih-uchiteley-izobrazitelnogo-iskusstva-sredstvami-narodnoy-pedagogiki#ixzz2DVgfYv8R автор, название работы

8. cross-kpk.ru Компетентностная составляющая в профессиональной подготовке специалистов дошкольного образования О. Башкатова

9. http://thinkingsschool.ru/ автор, название работы

10. http://www.gramotey.com/?open_file=1269032299 автор, название работы

Оформить текст и список по форме, заполнить заявку

 

Фамилия  
Имя  
Отчество  
Организация  
Должность  
Ученая степень, ученое звание  
Я намереваюсь выступить с докладом, участвовать в обсуждении докладов на конференции, только опубликовать материалы, провести мастер-класс.  
Название доклада, мастер-класса  
Почтовый адрес  
Электронный адрес  
Телефоны дом.  
раб.  
моб.  
Необходимость проживания (выбрать) (оплата за счет командирующей стороны) в гостинице  
в профилактории УрГПУ  
Получение сборника (выбрать) лично  
по почте  

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.