Доклад на семинарском занятии должен включать: содержание главных понятий по вопросу и связи между ними, постановку и решение рассматриваемой проблемы в историческом и социокультурном контексте, самостоятельную оценку изучаемого явления, анализ его места и роли в современном обществе. Продолжительность выступления с докладом – 10-15 минут. Сообщение по теме представляет собой краткое выступление – 3-5 минут, – раскрывающее отдельный аспект рассматриваемого вопроса или дополняющее доклад.
Подготовка к тренингам и ролевым играм предполагает совместную работу студентов в команде. Для этого необходима серьёзная подготовка, свободное владение материалом пройденных занятий, умение слаженно и эффективно решать поставленные преподавателем задачи.
Основная учебная литература для подготовки к семинарским занятиям
Белая Е.Н. Теория и практика межкультурной коммуникации: Учебное пособие. М., 2011.
Садохин А.П. Введение в межкультурную коммуникацию: Учебное пособие. М., 2010.
Семинарское занятие 1.
Понятие идентичности. Виды идентичности. Физиологическая идентичность. Социальная идентичность.
Культурный шок: причины, факторы. Фазы развития культурного шока. Симптомы культурного шока и способы его преодоления.
Практическое задание (на выбор):
составить список рекомендаций для преодоления депрессии, которые Вы могли бы дать другу, эмигрировавшему в другую страну;
составить список рекомендаций для преодоления культурного шока, которые Вы могли бы дать другу, собирающемуся в туристическую поездку за рубеж.
Тренинг 1:«Типы реакции на другую культуру».
Студенты попарно подготавливают сценки-диалоги на тему: «Встречи представителей различных культур», презентуют их на занятии, комментируют и отвечают на вопросы студентов группы.
Семинарское занятие 2.
Соотношение вербального, невербального и паравербального видов коммуникаций.
Стереотипы и предрассудки в межкультурной коммуникации, механизмы их формирования и функции.
Ролевая игра: «Пойми меня!».
Студенты по очереди при помощи средств невербальной коммуникации пытаются донести до присутствующих свою мысль.
Тренинг 2:«Межкультурные конфликты и способы преодоления».
Студенты подбирают примеры существующих в различных странах культурных стереотипов и предрассудков, а также моделируют межкультурные конфликты, реально возникавшие (по материалам СМИ) или могущие возникнуть в ходе контакта представителей различных культур в разных сферах общественной жизни (бизнес, политика, туризм).
Методические рекомендации
по выполнению контрольной работы
Выполнение контрольных работ призвано решить следующие задачи:
- изучить определенный минимум литературы по вопросам исследования, отечественный и зарубежный опыт и зафиксировать необходимую информацию;
- обработать полученный материал, проанализировать, систематизировать, интерпретировать и грамотно изложить состояние изучаемого вопроса.
В соответствии с учебным планом и Рабочей программой курса «Культура и межкультурные взаимодействия в современном мире» каждый студент должен написать контрольную работу по одному из предложенный вариантов. Номер варианта определяется по последней цифре номера зачётной книжки студента; если номер зачётки оканчивается на 0, выполняется 10-й (или 20-й, или 30-й и т.д.) вариант. Возможно определение темы контрольной работы исходя из личного интереса студента и наличия литературы.
Контрольная работа заключается в выборе темы, отборе и изучении литературы, составлении плана, написании и оформлении контрольной работы, подготовке сообщения по теме контрольной работы.
После того как будет выбрана тема, необходимо отобрать и законспектировать литературу. Далее следуют работа над конспектами; расположение материала в смысловой последовательности, его анализ, оценка. Необходимо привести собственные суждения по рассматриваемым вопросам, раскрыть связь темы с современностью.
Контрольная работа должна быть оформлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к данному виду работ. Она обязательно должна иметь:
- титульный лист (правила оформления см. в Приложении),
- план (содержание),
- введение,
- основную часть,
- заключение,
- список источников и литературы.
В контрольной работе необходимо стремиться придерживаться принятой терминологии, обозначений, условных сокращений и символов, не злоупотреблять выражениями-штампами; не допускать изложение материала от первого лица.
Контрольная работа выполняется на стандартных листах (формат А4). Объём контрольной работы составляет 20-25 страниц. С левой стороны листа должны быть поля шириной 3 см, справа – 1,5 см, сверху и снизу – по 2 см. Текст набирается на компьютере в текстовой редакторе Microsoft Word шрифтом Times New Roman. Размер шрифта основного текста – 14 кеглей; подстрочных ссылок (сносок) – 10 кеглей. Межстрочный интервал основного текста – 1,5.
Во введении (2-3 страницы) обосновываются актуальность темы, мотивы её выбора и излагаются поставленные задачи.
В основной части (15-20 страниц) последовательно раскрывается содержание темы согласно поставленным задачам, дается оценка тех или иных идей или концепций, раскрывается их связь с современностью.
Заключение (2-3 страницы) содержит выводы по работе.
Особое внимание следует обратить на сноски на ту литературу, которая цитируется. Сноски, желательно, помещать постранично, с указанием автора, названия работы, названия публикации, в которой помещена статья автора, года, издательства и города, где издана работа или публикация.
Например: Крейг Р.Т. Теория коммуникаций как область знаний // Альманах сравнительных социогуманитарных исследований. СПб., 2003. С.15-16; или: Садохин А.П. Теория и практика межкультурной коммуникации: учебное пособие. М., 2004. С.62.
Если в списке литературы указаны источники, из которых ни один не цитируется, то преподаватель беседует со студентом о содержании данного нецитируемого источника для выяснения, читал ли студент данный источник, и лишь затем решает вопрос о зачете или незачете контрольной работы. Тексты, взятые из Интернета, не засчитываются.
Требования к контрольной работе:
- соответствие содержания теме, смысловая связь введения, основной части и заключения;
- полнота раскрытия темы согласно задачам, поставленным во введении;
- обоснованность выбора темы во введении, Вашей позиции в основной части и выводов в заключении;
- логичность плана, последовательность и ясность изложения;
- аккуратность во внешнем оформлении.
Студенты выступают по теме контрольной работы в учебной группе в течение 7-10 мин. Устное выступление – это не сплошное чтение текста, а свободное изложение проблемы, подкрепляемое необходимыми цитатами, которых в выступлении должно быть немного. Необходимо продумать, как Вы будете обосновывать актуальность Вашей темы, в какой последовательности Вы будете излагать основные положения Вашей работы, какие выводы Вы сделаете. Составьте тезисы (2-3 страницы) и разбейте сообщение на такие моменты, как актуальность темы, изложение главных идей по теме контрольной работы, Ваша оценка и точка зрения, выводы. Будьте готовы к дискуссии в аудитории. Сообщение оценивают, как правило, по таким параметрам: насколько оно содержательно, интересно; логика выступающего и его контакт с аудиторией; обоснованность ответов на вопросы.
Контрольная работа позволяет развить у студента такие важные в его будущей профессиональной деятельности качества, как самостоятельное творческое мышление, способность к понятийному творчеству.
Студенты, не получившие «зачтено» за контрольную работу, к зачёту по дисциплине не допускаются.