Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Мнения и высказывания исламских ученых относительно временного брака



1. Первое, на что нужно обратить внимание при изучении этого вопроса — сообщение от Ибн ’Аббаса в «Сунан» ат-Тирмизи: «Временные браки заключались до прихода Ислама. Оказавшись в чужой земле, о которой он ничего не знал, мужчина заключал брак с какой-нибудь женщиной на то время, которое он проводил там , и она хранила у себя его вещи и заботилась о нём. Но когда был ниспослан аят: “кроме своих жен и невольниц, которыми овладели их десницы”, все женщины, за исключением упомянутых в аяте, стали запретны».

Из дошедших до нас сообщений на эту тему следует, что временный брак был запрещен в самом начале становления Ислама, а практиковался лишь в невежественном обществе многобожников.

أن رجلاً سأل ابن عمر t عن المتعة فغضب وقال: (والله ما كنا على عهد رسول الله r زنائين ولا مسافحين)

2. В «Муснаде» Ахмада приводится сообщение о том, что один человек спросил Ибн ‘Умара о временных браках, и тот разгневался, сказав: «Клянусь Аллахом, во времена Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, мы не были прелюбодеями и развратниками!»[6]. Это означает, что в мусульманском обществе во времена Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, временный брак не практиковались. На это указал и имам ан-Навави в своих комментариях к «Сахиху» Муслима и ас-Сарахси аль-Ханафи в «Аль-мабсут», а также шейх Махлюф в «Сафвату-ль-байан» и другие.

3. Ибн ‘Аббас полагал, что временный брак остался дозволенным на крайний случай для тех, кто вынужден прибегнуть к этому средству. Однако крупнейшие сподвижники опровергли его мнение и не приняли его фетву. Более того, они жёстко упрекнули его за неё.

Среди оппонентов Ибн ’Аббаса в этом вопросе был ‘Али ибн Абу Талиб, который сказал Ибн ’Аббасу: «Поистине, ты впал в заблуждение… Посланник Аллаха, да благословит его и приветствует Аллах, запретил нам заключать временный брак во время похода на Хайбар»[7].

‘Абдуллах ибн аз-Зубайр также возражал Ибн ’Аббасу в этом вопросе.

Ат-Тирмизи, аль-Байхакы и ат-Табарани утверждают, что в конце концов Ибн ‘Аббас изменил своё мнение в этом вопросе и отрёкся от своей фетвы.

Как бы там ни было, Ибн ‘Аббас никогда не утверждал, что временный брак дозволен. Он лишь сказал, что временный брак подобен мертвечине, которую разрешается употреблять умирающему с голода, поскольку он вынужден делать это. А это означает, что Ибн ‘Аббас считал, что изначально временный брак является запретным.

4 — Ибн ‘Умар передаёт, что когда ‘Умар ибн аль-Хаттаб стал халифом, он обратился к людям с проповедью и среди прочего сказал: «Клянусь Аллахом, о ком бы я ни узнал, что он заключает временные браки, имея постоянную жену, я непременно побью того камнями, если только он не приведет мне четырёх свидетелей, которые засвидетельствуют, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, разрешил заключать временные браки после (известного мне) запрета!»[8]. Из хадиса можно понять, что ‘Умар, да будет доволен им Аллах, не сам запретил временные браки, а лишь сообщил людям о том, что временные браки запретил Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

Ученые фикха из числа потомков Али ибн Абу Талиба (Ахлю-ль-бейт)[9], да помилует их Аллах, единогласно утверждали о запретности временных браков.

О том, что ‘Али ибн Абу Талиб считал временные браки запретными, упоминается в большинстве авторитетных источников приверженцев Сунны.

Если говорить о шиитских источниках, то об этом упоминается в «Муснаде» Зейда ибн ‘Али, «Тахзиб аль-ахкам» ат-Туси[10], «Аль-истибсар» ат-Туси и «Васаиль аш-шиа» аль-‘Амили[11], об этом рассказывалось выше.

سئل الإمام جعفر الصادق t عن المتعة فقال: «ما تفعله عندنا إلا الفواجر»

В «Бихар аль-анвар»[12] говорится, что когда имама Джафара ас-Садика спросили о временных браках, он сказал: «Среди нас делают подобное только распутницы». А в «Ар-рауд ан-надыр», посвящённом зейдитскому фикху сообщается, что он открыто назвал временный брак прелюбодеянием.

الإمام محمد الباقر t قال: «هي الزنا بعينه»

Имам Мухаммад аль-Бакир, да будет доволен им Аллах, сказал о временном браке: «Это является прелюбодеянием» и об этом упоминается в «Ар-рауд ан-надыр». Смотрите также высказывания имамов о запретности временных браков в «Аль-кафи» аль-Кулейни[13].

Имам аль-Хасан ибн Йахйа ибн Зейд, ученый по фикху из числа жителей Ирака, утверждает о существовании единодушного мнения (иджма‘ — إجماع) среди Ахлю-ль-бейт, гласящего о запретности временных браков и об этом упоминается в «Ар-рауд ан-надыр».

Существуют, разумеется, и противоположные сообщения, якобы передаваемые от имамов, однако при их анализе становится очевидным, что эти высказывания не принадлежат потомкам Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и приписываются им несправедливо, поскольку они явно противоречат Корану и Сунне, а также согласному мнению сподвижников и факихов мусульманской общины, в числе которых и ученые фикха из числа Ахлю-ль-бейт. Исследователи также доказали, что у этих сообщений слабая цепочка передатчиков (иснад).

В истории Ислама и особенно в ее первые три века не было ни одного человека из числа потомков Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ученых или простых людей, который был бы рождён от временного брака. Однако если бы такие браки разрешались или боле того считались обязательными, то многие из них сами заключали бы временные браки и у них были бы дети от таких браков. Однако ничего подобного не было! В книгах, посвящённых родословной Ахлю-ль-бейт, упоминаются только две категории матерей: законные жены, взятые в жены из свободных женщин и невольницы (пленницы). Это является неопровержимым доказательством того, что Ахлю-ль-бейт не заключали временных браков. В свою очередь, данное обстоятельство безоговорочно указывает на их запрет временного брака. Кроме того, этим в очередной раз выявляется ложность сообщений о допустимости временного бракa.

عن سَبُرَة الجهني t قال : قال رسول الله r: «يا أيها الناس إني قد كنت أذنت لكم في الأستمتاع ألا وإن الله قد حرمها إلى يوم القيامة، فمن كان عنده منهن شيء فَلْيُخَل سبيلها، ولا تأخذوا مما آتيتموهن شيئاً »

Сабура аль-Джухани передаёт, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «О люди! Я разрешил вам заключать временные браки. Поистине, Всевышний Аллах запретил это до самого Судного дня. У кого есть такие жёны, отпустите их и не забирайте у них ничего из того, что вы дали им»[14].

 

Ниже приводится сравнительная характеристика двух видов брака, почерпнутая из книг сторонников дозволенности временного брака[15].

 

ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ, ЧТО АРГУМЕНТЫ СТОРОННИКОВ ВРЕММЕНОГО БРАКА НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ДОКАЗАННЫМИ И ПРИВОДЯТСЯ ТУТ ЛИШЬ В КАЧЕСТВЕ ПРИМЕРА!

 

УСЛОВИЯ ПОСТОЯННЫЙ БРАК ВРЕМЕННЫЙ БРАК
Срок: Неограничен Ограничен определённым сроком, вплоть до одного полового сношения. Зурара передаёт, что он спросил имама, разрешается ли мужчине заключать с женщиной временный брак на час или два, и он сказал: «Нет, одно или два половых сношения, день или два…» (Абу Джафар аль-Кулейни, «Аль-кафи», том 5, стр. 495).
Развод (таляк): Допустим Развод не даётся. Абу Джафар сказал: «Ей не даётся развод» (Абу Джафар аль-Кулейни, «Аль-кафи», том 5, стр. 451).
Покровитель (вали):   Требуется Не требуется вали. Абу ‘Абдуллах сказал: «Нет ничего запретного в том, чтобы жениться на девственнице с её согласия без разрешения её покровителя» («Мустадрак аль-васаиль», т. 4, с. 459).
Число жён: Не более четырёх одновременно Не ограничено. Абу ‘Абдуллах сказал: «Можешь жениться хоть на тысяче одновременно, ибо они — наёмницы» (Абу Джафар аль-Кулайни, «Аль-кафи», т. 5, с. 45).
Свидетели: Требуются Не требуются свидетели. Абу ‘Абдуллах сказал: «Женись на скольких хочешь без вали и свидетелей» (аль-‘Амили, «Васаиль аш-ши‘а», т. 21, с. 64).
Защищённость от искушений и прелюбодеяния (ихсан): Мужчина и женщина считаются защищё-нными Мужчина и женщина не считаются защищёнными. Муса аль-Казым ответил на вопрос о том, считается ли мужчина защищённым от искушений, если он состоит во временном браке: «Нет. Считается только постоянная связь» (аль-‘Амили, «Васаиль аш-ши‘а», т. 28, с. 69)
Регистрация: Регистрируется Не регистрируется. Мусу ибн Джафара спросили, разрешается ли жениться на женщине без какого-либо подтверждения, и он сказал: «Если речь идёт о достойных доверия мусульманах, то ничего запретного в этом нет» (аль-‘Амили, «Васаиль аш-ши‘а», т. 21, с. 65).
Жильё: Женщине полагается Женщине не полагается жильё. Разрешается заключать временный брак даже ради одного сношения.
Соблюдение справедливости и равенства между жёнами: Требуется Не требуется, поскольку временная жена — наёмница, не обладающая правами жены.
Создание семьи: Является целью Создание семьи не является целью, поскольку временный брак заключается с единственной целью — удовлетворить страсть под видом брака.
Брачный дар (махр): Женщина получает махр Женщина получает плату. Абу ‘Абдуллах сказал: «Они — наёмницы» (Абу Джафар аль-Кулайни, «Аль-кафи», т. 5, с. 452).
Право на махр: При заключении брака, женщина получает такое право Из положенной ей платы вычитают столько, сколько дней она отсутствовала. Абу ‘Абдуллах сказал: «Из её платы вычитают те дни, в которые она не исполняла свои обязанности перед ним, за исключением дней менструации» (Абу Джафар аль-Кулайни, «Аль-кафи», т. 5, с. 461).
Идда после смерти мужа: Женщина соблюдает идду После смерти мужа женщина не соблюдает идду. Абу ‘Абдуллах сказал: «Она не соблюдает идду» (аль-‘Амили, «Васаиль аш-ши‘а», т. 21, с. 79)
Идда после развода: Три менструальных цикла или три месяца Два менструальных цикла или 45 дней. Абу Джафар сказал: «Идда после временного брака — 45 дней или два менструальных цикла» (Абу Джафар аль-Кулайни, «Аль-кафи», т. 5, с. 458).
Содержание в период идды: Женщине полагается содержание Женщине не полагается содержание. Абу ‘Абдуллах сказал: «Ей не полагается содержание» (аль-‘Амили, «Васаиль аш-ши‘а», т. 21, с. 79)
Дозволенность для бывшего мужа: Вступление в брак и последующий развод делает женщину дозволенной для её прежнего мужа, давшего ей трёхкратный развод Вступление во временный брак и последующий развод не делает женщину дозволенной для её прежнего мужа, давшего ей в своё время трёхкратный развод. Аль-Бакира спросили, может ли мужчина, давший жене трёхкратный развод, снова жениться на ней после того, как она вступала во временный брак с другим мужчиной, и он ответил: «Нет» (Абу Джафар аль-Кулайни, «Аль-кафи», т. 5, с. 425).
Наследство: Супруги наследуют друг другу Супруги не наследуют друг другу. Абу Джафар сказал: «Она не наследует» (Абу Джафар аль-Кулайни, «Аль-кафи», т. 5, с. 451).
Вероисповедание жены: Мусульманин может жениться только на мусульманке или женщине из числа людей Писания (иудеи и христиане) Вероисповедание не имеет значения. Абу ‘Абдуллах сказал: «Нет ничего запретного в том, чтобы заключать временные браки с огнепоклонницами» (Аль-‘Амили, «Васаиль аш-ши‘а», т. 38, с. 212).
Необходимые условия для жены, вступающей в брак: Мужчина не должен жениться на женщине, пока не убедится в том, что она не состоит в браке Это не является непременным условием. Мансур передаёт, что он спросил Абу ‘Абдуллаха: «Я встречаю женщину в безлюдной местности и спрашиваю её, есть ли у неё муж, а она говорит, что нет». Абу ‘Абдуллах сказал: «Этого достаточно, чтобы поверить ей» (Абу Джафар аль-Кулайни, «Аль-кафи», т. 21, с. 38).
Название женщины: Жена Наёмница. Абу ‘Абдуллах сказал: «Женись хоть на тысяче, ибо они — наёмницы» (Абу Джафар аль-Кулайни, «Аль-кафи», т. 5, с. 452).
Половая близость: Жена не может поставить условие об отсутствии половых отношений Временный брак: жена может поставить условие об отсутствии половых отношений. Женщина говорит мужчине: «Я вступаю с тобой в брак с тем условием, что ты можешь смотреть на меня и прикасаться ко мне, как хочешь, и получать от меня то, что получает мужчина от жены, кроме полового сношения, а в остальном можешь наслаждаться мною как желаешь, ибо я боюсь позора». Абу ‘Абдуллах сказал: «Он не имеет права ни на что, кроме того, что оговорено в этом условии» (Абу Джафар аль-Кулайни, «Аль-кафи», т. 5, с. 467).
Малолетние: Разрешается заключать брак, но не разрешается прикасаться к ней Разрешается заключать брак и прикасаться. Хомейни сказал: «Разрешается прикасаться со страстью, прижиматься и тереться половым органом о её бёдра» («Тахрир аль-василя», т. 2, с. 241).
Развод зыхар: Действителен Зыхар недействителен. Абу ‘Абдуллах сказал: «Зыхар действителен по отношению к такой женщине, по отношению к которой действителен развод таляк» (аль-‘Амили, «Васаиль аш-ши‘а», т. 27, с. 236)
Обмен клятвами (лиан): Действителен Лиан не применяется. Абу ‘Абдуллах сказал: «Мужчина не может обмениваться клятвами с женщиной, с которой он заключил временный брак» (аль-‘Амили, «Васаиль аш-ши‘а», т. 27, с. 236).

Из приведённой сравнительной характеристики можно сделать несколько выводов.

Временный брак имеет более двадцати отличий от постоянного брака по Шариату. Исходя из этого, временный брак является запретным и его нельзя считать одним из видов узаконенного Шариатом брака.

Зурара передаёт: «Однажды ‘Абдуллах ибн ‘Умайр аль-Лейси пришёл к Абу Джафару и спросил: «Что ты скажешь о временном браке?» Он ответил: «Аллах разрешил его в Своей Книге и в Сунне Своего Пророка, и он дозволен до самого Судного дня». ‘Абдуллах сказал: «О Абу Джафар! Подобный тебе говорит это?! А ведь ‘Умар запретил его!»[16]. Он сказал в ответ: «Даже если и так». ‘Абдуллах сказал: «Заклинаю тебя Аллахом не объявлять дозволенным ничего из того, что запретил ‘Умар!». Он сказал: «Ты следуешь мнению своего товарища, а я придерживаюсь слов Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и я готов поклясться в том, что слова Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, — истина, а слова твоего товарища — ложь». Тогда ‘Абдуллах сказал ему: «Тебя бы порадовало, если бы твои женщины, твои дочери и родные и двоюродные сёстры делали это?»[17]. И Абу Джафар отвернулся от него, когда он упомянул о его дочерях и сёстрах».

Если временные браки дозволены, тогда почему девятый имам шиитов Мухаммад ибн ‘Али ибн Муса не желал подобного для членов своей семьи? Неужели он разрешал это своим последователям и запрещал своим домочадцам? И можно ли найти лучшее доказательство, чем отвращения потомков обитателей дома посланника Аллаха к временным бракам?!

Заключение

1. В Коране содержится запрет на заключение временных браков.

2. Во времена Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, временные браки не заключались среди мусульман.

3. Сподвижники единодушно утверждали о запрете на временный брак, включая ‘Али и Ибн ’Аббаса.

4. Ученые по фикху мусульманской общины, в том числе из Ахлю-ль-бейт, единодушны в том, что временный брак запрещен.

5. Временный брак был запрещен с приходом Ислама и этот запрет останется в силе до Судного Дня и нет доводов на дозволенность данного вида брака, кроме иносказательного аята и ложных сообщений.

О Господи! Покажи нам истину истиной и надели нас способностью следовать за ней! Покажи нам ложь ложью и надели нас способностью сторониться её! Воистину, Ты – Слышащий, Отвечающий

Абу ‘Умар Салим.

03, 06, 1431гх.

понедельник 17.05.2010.


[1] Об этом виде брака упоминается в хадисе ‘Аиши о видах брака, существовавших во времена невежества, который приводится в «Сахихе» аль-Бухари: «…мужчина говорил своей жене, очистившейся после менструации: “Пошли к такому-то и проведи с ним ночь!” После этого он не прикасался к ней до тех пор, пока не становилось ясно, что она беременна от человека, с которым была. Когда же становилось ясно, что она беременна, муж прикасался к ней, если желал. Он поступал так, стремясь иметь ребёнка от человека благородного происхождения. Это называлось «браком пользования» (никах аль-истибда‘)».

[2] То есть он должен подвергаться наказанию за прелюбодеяние, как женатый или как холостой?

[3] Аль-‘Амили, «Васаиль аш-ш‘иа», том, 38, стр. 68.

[4] Ат-Туси, «Аль-истибсар», том, 2, стр. 142, и аль-‘Амили, «Васаиль аш-шиа», том 21, Стр. 12. Этот хадис от ‘Али ибн Абу Талиба, да будет доволен им Аллах, приводят также аль-Бухари № 5115, 5523, и Муслим № 1406, 1407.

[5] Более буквальный перевод: «в пользование вам», «для вашего наслаждения».

[6] Имам Ахмад ибн Ханбаль, «аль-Муснад», том 8, стр. 58, и 110, Шейх Ахмад Шакир, да помилует его Аллах, назвал сообщение хорошим, также см. «Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха», аль Альбани, том 4, стр. 250.

[7] Этот хадис приводят Муслим в «Сахих», № 1407, ан-Насаи № 3365, аль-Байхаки, «ас-Сунан ас-Сагир», том 5, стр. 57.

[8] См. аль-Альбани, «Сахих Сунан ибн Маджа», хадис № 1611, Ибн Хаджар аль-Аскалани назвал сообщение достоверным в «Ат-Талхис аль-Хабир», том 3, № 1171.

[9] Ждите статью о убеждении Ахлю-с-Сунна относительно обитателей дома Пророка r.

[10] Том 7, стр. 251.

[11] Том 4, стр. 441.

[12] Аль-Маджлиси, том 100, стр. 318.

[13] Том 5, стр. 449 – 453.

[14] Этот хадис приводят Муслим в «Сахих», том 4, стр. 134, № 1406, Ибн Маджа «Сахих Сунан ибн Маджа», хадис № 1610.

[15] Составлена братом ‘Усманом аль-Хамисом.

[16] Ранее мы указали что ‘Умар, да будет доволен им Аллах, не запретил временный брак из себя.

[17] Аль-Кулейни «аль-Кафи фи аль-фуру‘», том 2, стр. 42; ат-Туси «ат-Тахзиб», том 2, стр. 186; и аль-Амили, «Васаил аш-Ши‘а», том 14, стр 437.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.