Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Проблемы детей среднего возраста



Прогнозируемые ситуации Варианты решения
Обидчивость, повышенная чувстви­тельность к несправедливости Внимательное, доброе отношение к детям, стремление разобраться в причинах пове­дения детей
Внешнее проявление взрослости: курение, игра в карты, проба спиртного, употребление взросло­го лексикона, использование кос­метики, украшений. Бодрствова­ние после отбоя, различные ноч­ные занятия Проводить разъяснительную работу с привлечением всех специалистов и пока­зом соответствующих кинофильмов. Приучать к выполнению разумного ре­жима дня. Если невозможно полностью избежать ночных занятий, направлять их в приемлемое русло.
Замкнутость, одиночество. Обост­ренное переживание своих недос­татков Стремиться переключать внимание детей, давать поручения, связанные с необходи­мостью общения
Непослушание, действие «напе­рекор», постоянные споры Вникать в интересы детей, сотрудни­чать с ними
Проявление тайн (укромные уголки леса, полянки, места ры­балки). Озорство, шалости Знать секреты детей, совместно сохра­нять их, разумно использовать. Органи­зовывать интересные игры с элемента­ми романтики,

Таблица 7.

Проблемы детей-подростков

Прогнозируемые ситуации Варианты решения
Замкнутость, агрессивность, лег­кая ранимость. Чередование плохого и хорошего настроения, уход в «себя» Поведение такого ребенка полностью зависит от того, как Вы себя с ним буде­те вести
Неподчинение взрослым, дейст­вия «наперекор», критиканство. Стремление к независимости, вызывающее поведение. Дейст­вия опережают мысли Пытаться понять подростков, понять причины того или иного их поступка, тактично направлять их действия в нуж­ное русло, стать приятным собеседни­ком.
Прыщики, разочарование от соб­ственного отражения в зеркале В индивидуальной беседе разъяснять подростку, как избавиться от этих осо­бенностей или сгладить их, как сделать, чтобы «этого» было меньше.
Интерес к себе В коллективной беседе — находить у такого подростка лучшие качества и подчеркивать их.
Развитие интереса к противопо­ложному полу, появление новых ощущений, чувств, переживаний Тактично, целомудренно раскрыть под­росткам красоту настоящей любви. На вопросы отвечать тактично и серьезно
Проявление чрезмерной само­стоятельности Стремление освободиться от родительской опеки Учитывать это и предоставлять подрост­кам как можно больше подконтрольной самостоятельности
Несбывающиеся мечты подрост­ков Поразмышлять вместе с подростками о будущем

Тема № 8 «Отрядные огоньки. Методика проведения»

Огонек - откровенья святая пора,
Это правда крутая и друга слова.
Разговор по делам, по душам, по сердцам.
То, что редко судьба преподносит всем нам.

 

Огонёк – особая форма общения, позволяющая каждому участнику высказаться, понять других, проанализировать день, ситуацию, раскрыть себя с необычной стороны, научиться понимать других людей, слушать и слышать.

Виды отрядных огоньков:

По логике развития смены

ОГОНЬКИ ОРГПЕРИОДА

Цель: знакомство детей и вожатых друг с другом, формирование у детей потребности в общении, в рефлексии совместной деятельности; организация процесса самопознания.

ОГОНЬКИ ОСНОВНОГО ПЕРИОДА

Цель: рефлексия деятельности отряда, взаимоотношений в отряде; фиксация и поддержка положительных изменений в каждом ребенке из отряда. Обычная продолжительность – не более одного часа. В ситуации кризиса или конфликта в отряде огонек может быть более продолжительным. Главное, создавать атмосферу непринужденного общения, а не превращать огонек в стандартную и формализованную форму.

ОГОНЬКИ ИТОГОВОГО ПЕРИОДА

Цель: подведение итогов деятельности отряда; подготовка к последействию. Эти огоньки являются самыми важными в формировании самопознания и самооценки. Одна из задач прощального огонька – создание такого эмоционального настроя, при котором сдержанная грусть сочеталась бы с оптимизмом.

По содержанию

ОГОНЁК ЗНАКОМСТВ

Цель: познакомить ребят с правилами и законами огонька; сформировать представление ребенка об отряде, создание положительного эмоционального настроя.

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ОГОНЬКИ

Цель: организация разговора по актуальной для отряда теме. Такой огонек способствует самопознанию личности, ее духовному развитию.

КОНФЛИКТНЫЕ ОГОНЬКИ (ОГОНЬКИ-ОТКРОВЕНИЯ)

Цель: снятие конфликтов в отряде.

Откровенный разговор – один из труднейших огоньков, как для детей, так и для вожатого. Для детей – потому, что у большинства из них не было опыта такого разговора, и ребятам бывает трудно оценить поступки другого человека, свои поступки и рассказать о том, что ты действительно думаешь о своем товарище и узнать правду о себе. Вожатому нужно поддерживать атмосферу доброжелательности, чтобы огонек не превратился в место сведения счетов и взаимных обвинений.

ОГОНЬКИ АНАЛИЗА

Цель: научить ребят видеть причины удач и неудач в организации какого-либо дела, привить навыки коллективного анализа и самоанализа.

В начале вечернего сбора вожатый делит отряд на микрогруппы. Затем предлагает ребятам обсудить сегодняшний день по группам. Например: что было хорошего в сегодняшнем дне? Что было не очень? Почему? Что с этим делать, как это можно сделать по-другому? После пяти минут обсуждения от каждой группы выступает один представитель. Группа может дополнять.

 

 

Условия, необходимые для проведения огонька:

1. Участники удобно устроены в кругу.

2. Наличие живого огня (обычно в центре круга).

3. Огонёк готовится ведущим (реже – в конце смены – лидерами группы).

4. Разговор вполголоса.

5. Поддержание доброй атмосферы («правило свободного микрофона»).

6. Тема огонька актуальна для большинства участников.

7. Наличие своих традиций огонька.

Законы огонька

«Здесь и сейчас» - всё, что говорится на огоньке, никуда и никогда не выносится, обсуждается только в конкретное время и в конкретном месте.

«Я - позиция» - на огоньке мы говорим только свою позицию и только о себе, никого никогда не осуждаем.

ОГОНЬКИ ЗНАКОМСТВ

«Расскажи мне о себе». Это рассказ-эстафета с передачей предмета по кругу – тот, у кого предмет, рассказывает о себе.

«Имена». Каждый ребенок, по очереди, рассказывает о своем имени: почему его назвали именно так, откуда произошло его имя, как называли его в детстве, как он хочет, чтобы называли его здесь, какое его любимое прозвище.

«Загони джина в бутылку». Все пишут на листочках свои пожелания на смену. Ведущий их собирает и объясняет, что джин, живущий в бутылке, исполнит все желания, только надо очень-очень сильно этого захотеть. Листочки складываются в бутылку с надписью «Джин» и открывают ее только в конце смены. Пожелания читают и обсуждают, что исполнилось, а что нет.

«Букет цветов». Для огонька необходим изготовленный заранее букет цветов. На каждом цветке – вопрос. Высказывающийся дарит цветок по своему выбору. Рассказывая о себе, ребенок вспоминает самый яркий день в своей жизни. Это огонек-тест. Ведущий получает срез по уровню ценностей ребенка, его запросам.

«Гороскоп». Отряд распределяется по группам – знакам зодиака. Рассказ о своем знаке зодиака (его характеристиках) дает возможность ребенку показать себя с неожиданной стороны. После высказывания – краткая характеристика знака.

«Музей любимых вещей». Каждый участник приходит со своим любимым предметом и рассказывает о нем. Рассказ об этом предмете дает возможность ребенку показать себя с неожиданной стороны.

«Пакет откровений». Необходим необычно оформленный конверт с необычными вопросами. Ответы помогают выявить неординарность мышления ребенка.

«С неба звездочка упала». Детям говорится о том, что когда падают звезды, можно загадывать желание и многие люди, увидев упавшую звезду, загадывают свое самое заветное желание, и оно обязательно сбывается. Ребята пишут каждый на своей звезде (вырезанной из разноцветного картона), чего они ждут от этой смены. Вожатый собирает все звезды и вешает их на стену. В конце смены их снимают, читают пожелания, и все вместе обсуждают, что сбылось, а что нет.

ОГОНЬКИ ОСНОВНОГО ПЕРИОДА

«Если бы я был…». Ребятам задается такой вопрос: если бы я был волшебником, то в сегодняшнем дне я бы исправил…; сделал…; добавил…

«Машина времени». Игра-отправление в будущее. Взгляд на предстоящий период с точки зрения перспектив – ребята рассказывают о предстоящей смене так, будто они ее уже прожили. Развивает образно-ассоциативное мышление детей. Закрепление навыков построения перспективы, творческих подходов. Ведущий может выделить проблемы, волнующие детей.

«Жизненный девиз». Каждый участник пишет на листке бумаги свой жизненный девиз, затем все вместе обсуждают, что же для нас главное в жизни, к чему мы стремимся и т.д.

«Моя забытая игрушка». У каждого из нас в детстве была любимая игрушка. Мы выросли и перестали с ней играть, забыли ее, а игрушка до сих пор помнит нас, вспоминает, как вы играли вместе, и как было весело. Что бы сейчас рассказала эта игрушка? Представьте, что игрушка вдруг заговорила и поведала нам о своем хозяине. «Я большой плюшевый мишка. Я живу в шкафу. Меня подарили хозяину, когда ему было два года…».

«Сказочная поляна».На воображаемой полянке мы можем превратиться во что угодно: в цветок, бабочку, жука, даже камешек на тропинке. Поделись своими ощущениями, нравится ли тебе быть тем, в кого ты превратился, как ты себя чувствуешь, что видишь?

«Три желания». Давайте представим, что на волшебном огоньке могут сбыться три любые желания. Загадайте их. Поделитесь с другими, кто какие желания загадал. Расскажите о двух желаниях, а одно, самое сокровенное, оставьте при себе.

«Жаль, что его нет». Все участники сидят в кругу, два или три ребенка выходят и садятся за кругом. Остальные должны представить и рассказать о том, что изменилось бы, если бы этих детей не было бы с начала смены.

«Карта жизни». Подготовка: рисуется карта, на которой обозначены различные географические объекты с необычными названиями: материк Счастья, остров Одиночества, море Радости, поляна Мечты и т.д. Каждый участник бросает кубик, на какой географический объект он попадает, о тех случаях из своей жизни человек и рассказывает. Чтобы помочь, ведущий задает наводящие вопросы. Например, кубик попал на остров Одино­чества, тогда вопросы могут быть такие: бывают ли такие моменты, когда тебе очень одиноко? Любишь ли ты одиночество? Как и любой другой, огонек заканчивается добрыми словами, песнями.

«Подарок отряда». Сегодня у нашего отряда праздник (или день рождения, или определённая «годовщина»). Каждый ребенок представляет себя подарком или придумывает подарок, который хочет подарить отряду в этот знаменательный день. «Какими «подарками» вы себя представляете? Чем бы вам хотелось быть? Кому понравилось быть «подарком»? Почему?»

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ОГОНЬКИ

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.