Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Заговор на покраденную вещь 2 страница



Аще кто на изумруд часто зрит, тогда зрак человеческий укрепляет, и очи от прилучающихся недугов во здравии сохраняет. и носящему его весельство наводит (согласно психофизиологии человека, зеленый свет и впрямь успокаивает – А.А.)..

Тот же камень толчен, в питии прият, пользует прокаженным и печени, и желудковым болезнем помогает (и выше и, особо, в последнем случае. речь идет о распространенной ошибке, идущей от главного принципа магии, принципа аналогии признаков, «подобное к подобному». Здесь – «зеленую» желчь, «зеленую» печень и желудок – связывали с «зеленым» же драгоценным камнем, изумрудом, рекомендуя его от «желудковых» болезней, отравлений «ядостью» и «окорму». Аналогичное «лечение» можно найти для десятков других веществ и минералов – А.А.).

О берюзе

Берюза (бирюза – А.А.)., или ферюза, есть камень синостен, смешан с некоторою белостию, а (пригодный камень тот, где, по цвету) чтобы синесть одолела бледость.

А коли человек с коня спадет, тот камень сохраняет его от расшибения (свинцовую воду, например, и ныне применяют от синяков, врачи бирюзу применяли аналогично, но одно лишь «магическое» ношение ее на себе, разумеется, отнюдь НЕ охраняет от ушибов! – А.А.).

Аристотель премудрый пишет про него. что умноживают его цари великие в сокровищах свои (х) и чествуются им. Носящему его – весельство наводит. Аще кто носит при себе, не может быти тот человек убит, понеже никогда (бирюзу) не видали на убитом человеке (забавный вывод, не учитывающий то, что любые драгоценности, как добычу с убитых тут же снимают – А.А.).

А когда разотрут его и пиют, помогает от окормов змииных (от отравлений,т. е.) и от иных многих пакостей уздравляет, и болезнь из почек и из пузыря выведет.

О бечете

Бечета камень сердце обвеселит. а кручину и неподобныя мысли отгонит, разум и честь умножает, от грому и от неприятелей обороняет и от губительнаго мороваго поветрия сохраняет, чреватым женам (беременным женщинам, т. е.) ко скорому рождению детей приводит.

О аматисте

Аматист (аметист – А.А.) камень цветом вишнев (ый), а родится во Индеи. Сила того камени – пьянство отгоняти (считали так, согласно основному принципу магии, «подобное к подобному», по простой зрительной аналогии, т. к. аметист – камень «винного» цвета – А.А.), мысли лихия отдаляет, добрый разум делает и во всяких делах помощь даст. Аще кто с того камени изопьет, неплодным же (плод) дает, и окорм гасит. И воинских людей от их недругов оберегает, и ко одолению привадит, и к ловлению зверей диких и птиц добре помогает.

О тумпазе

Тумпаз (желтый топаз – А.А.) камень назван (так) от места, откуду приведен сперва. а то место (на)зовемо Парси (видимо, Персия, «фарси» – А.А.). А (тот сорт топаза) кои всех лутши – и тот цвет имеет, что золото, а который темен – тот не столь добр.

Тумпаз, (для того) кто при себе носит – гнев человеческий и похоти телесные смиряет. Воитель мудрый пишет, (что) коли тумпаз в кипячею воду положишь, и вода кипеть не начнет и престанет и назад его можешь голою рукою вынять, и то дело испытано неким мудрецом во фряжской земле, во граде Париже (речь, видимо, идет о веществах с высокой теплоемкостью и о чисто физическом эксперименте, возможно, уже во французской Академии, который здесь, в лечебнике приведен как «волшебство», абсолютно «ни к селу, ни к городу». Трудно, однако сказать, с топазом ли данный опыт проводился и проводился ли вообще – А.А.)

Тот же камень пособляет, кто кровию блюет, и от той болезни обороняет. кою называют волком (дерматит, кожное поражение, «волчанка» – А.А.). Тот же камень, (будучи) на нутр (о) положен, то кровь уймет и раны телесныя зажжение угасит (т. е. поможет от нагноения или воспаления).

О малариузе

 

Малариус камень (для того) кто при себе носит, и того чинит веселым, и промеж мужа и жены любовь умножает, а коли на шеи повешен, сны лихия и страшныя отгонит… И болезни горляные и в щеках мокротныя и волгостныя исцеляет. Той же камень в воду положь, и ту воду давай пить тяжко воздыхающим (тяжело дышащим, видимо, астматикам – А.А.) – поможет, и (в)нутренния болезни отгоняет, и младенца во утробе матерне содержит, и тою подою аще в очи пустит – уздравляет.

О гранате, или вннисе

(Красный) Гранат, а по-рус (с)ки «виниса камень» – веселит (своим видом) сердце человеческое и кручину отдаляет. Тот же камень, кто его носит во рте у себе. у того человека речь и смысл к судебным делам направляет. Тот же камень, кто его при себе носит, и того человека к людем прилюбаем.

О агатасе

Агатес камень (агат – А.А.) (бывает двух сортов, и) черн и светел. Аще (Если же) его сожжешь и дай скорбным пити, и он помогает от падечия скорби (от «падучей болезни», от эпилепсии, т. е.), и духи нечистыя отгоняет. И желудковые болезни помогает. и к сладости ественной приводит (т. е. аппетит возвращает).

Тот же камень положи в воду и дай умолкнуть три дни, и ту воду дай пить жене во время рождения (ребенка), и тем легостно рождение (ей) чинит.

Ту у же воду давай пить девице для обличения нечистоты ея, и как выпьет, то нечистота в ней не удержится, того ж часа изыдет вода та на низ, а только (если) непорочна – то не изыдет (с точки зрения женской рефлексологии, для сексолога это довольно своеобразный способ определения нарушенного целомудрия – А.А.).

Тот же камень духом нечистым сопротивляется и волхвом, и ужи(й) отгоняет… того ради орлы тот камень кладут в гнезда своя, что от гнезд их ужи бегают (любопытная попытка «объяснить» появление ярких предметов в гнездах птиц, у многих из которых подобные приношения и впрямь распространены, как у аистов, ворон, сорок и т. п. Впрочем, уменьшение числа «ужей», т. е. змей вблизи орлиных гнезд вполне объяснимо и без камня агата – орлы едят змей, и один из видов даже так и именуется, «орел– змееяд» – А.А.).

О аспиде

Аспид-камень (возможно, «аспидный сланец», используемый для грифельных досок – А.А.) многими цветыми бывает, а из них лучши (е) и сильнее (сорт) светлой зеленой, чтоб в нем (в окраске) струи черленые проходили скрозь того камени. А буде крест (сделанный из) того камене (для того)кто носит на себе, и того от потопа на воде и трясовичное биение уймет (т. е. резкий озноб при лихорадке).. и от соблазнства сохраняет.

О магните

Магнит-камень (магнетит – А.А.) родится в Индеи в горах при б (е)регу морском, аки железо. [… | А кто ево истолкши приемлет (внутрь) во фряжском (французском, т. е.) вине с сахаром, и он густую кровь и мокрость изнутри выведет, кто ево при себе носит. велегласие творит и весельство наводит.

Тот же камень аще муж носит при себе, тот мил бывает жене. Аше (а если) жена носит – то же чинит и ей (свойство магнита притягивать железо в «магическом» переложении, по магическому принципу «подобное к подобному», применено для «притяжения» супругов или же, как описано чуть ниже, наоборот, для выяснения «неверности»– А.А).

Тот же камень положь под головы жеие. которая мужу своему верна, и она сквозь сон мужа своего обымет той (же) час, а которая от мужа блудит – и та с постели как летит, будто кто ее спихнул. И то чинится от того камени во сне страшливое видение и боязнивое.

Тот же камень, тёрт мелко, и сыпь ево на жар угольной, и тогда дивныя и страшныя дела покажутся, что невозможно будет человеку тут стоять[3].

8. О вхожденин банном

Учитель магистр глаголет: что в баню не входим студеных и зимних. Пристоит (необходимо) паритися (тем) кои не работают и егда всласть брашно приемлют (слишком сытно питаются, т. е.) и с преизлишеством вино или пиво пиют, и от чего раждается волгость промеж кожи и тела, тем людям пристоит паритися в сухом пару. А иным людям, кои вельми работают и ездят во дни жаркия. а пот на теле пролиется, те да парятся в мылие с водою, да пот смывают,

Мастер глаголет: Аще в мыльню итти хочешь или рожки ставити (кровососные рожки, для снятия кровяного давления, что делали специальные банщики-кровопуски – А.А.), тогда луна будет во ущербе, а добро есть поити в балию (баню).

Пристоит всякому человеку ноги парити водою теклою, в которой парена есгь романова трава (ромашка), понеже (т. е., поскольку) то очем и мозгу и г (о)лаве лечба (хорошая) есть.

Главу же парим на тощее сердце (голодное) или (за)долго после стола (и еды), и то твори (м) чрез пятнатцеть дней, а 20 дней не перепусти. А в мыльню не ходи борзо (сразу же, т. е.) после стола или егда человек пиян, но ждем докуды износится или три или четыре часы после стола.

А в мыльне да не пием, понеже (поскольку) от того великая болесть печени бывает. Тако же и не скоро после мыльни ядим или пием, дондеже (покуда) тело обхолодится. А паримся в среднем пару, а не в жарком, понеже жаркой пар не попустит отворитися потнице ис тела, а пот станет промеж кожи и тела.

А недобре (если) паримся знойно долго, понеже от того безсилье бывает и естественную теплость сильно вытянет и наводит человеком неохотство, кое же и к питию и ко спанью. А после исхождения мыльнаго не скоро студись (старайся не олаждаться, т. е.), понеже от того бывает великая пакость мозгу главе и костем и спине. и от того родится судорога и грыжа.

Трезвое же парение любивость наводит телу, а то пристоит (и это необходимо, т. е.) вельможам и целомудреным людем – любивым же пристоит паритися, егда брашно в полы изноет. и от того они тукость (жирное) приемлют часто, еже парение болесть наводит.

Аще кого утроба держит или глава болит или очи, или зубы, или язвы сеченыя, или грыжа или оток (отек) или кто обьелся, те да не входят в мыльню, и аще заповедь преступают. в великой недуг впадают.

А прежде вхождения баннаго человек да идет на столчках и потом мало да походит. Никто да пиет вина или пива или иного студенаго пития в мыльне. А после мыльни да не ядим никакоже перцу и луку, и чесноку или иныя, кои естеством суть горячи. И то с прилежанием внимаем, понеже от того родится болесть, к(отор)ая именуемая «канинус апетитус», сиречь ненаясыть[4].

Кто хощет гораздо (про)потети в мыльне. тот прежде мыльни да не пиет. Мыленном парении различна есть врачба, яко же учители глаголют, понеже парение иутр (о) мякчит, и потницы отворяются, и собирательная вредительная мокрость исходит, и ветр вредительной отворяется, и сон наводит, и умелит телесную вредительную мокрость, и утробюе течение завяжет, и утомление холодит, и сладость в брашне наводит.

А иногда баня болесть наводит, понеже (поскольку, т. е.) сила телесная от того (парения) малеет, да мнится человеку, что сердце у него разгорелося, и рыгание творит, и вредительная мокрость от того раж– дается, и смерть наводит, аще (если он с) небрежением в баню поидет, (с теми ошибками) яко выше (о)писано есть.

Подлинный старорусский травник

 

История медицины знает огромное количество травников (отсюда слова «травить», «отравить», «отрава»), лечебников и «зелейников» («зелье» – трава, травный настой, яд и пр. изготовленный из трав). Многие из них полны чисто сказочными свойствами и описаниями несуществующих растений. Некоторые из них вполне приложимы к «практике» и в наши дни. однако же, именно за подобные книги или переписанные в тетради описания, вплоть до Петровских времен, людей хватали как колдунов, пытая, подвешивали на дыбу, жгли факелами, вызнавая, что за «колдовские» корешки значатся в «волховских» тетрадках, безжалостно сжигали в срубах.

Названия многих трав не являются ныне общепризнанными и «официальными». Однако многие травы вполне узнаваемы.

Так «Адамова голова», в действительности более известна как мандрагора, или, иначе, скополия. «Вороний глаз» – ныне так и называется: это вполне обычная небольшое растение наших сосново-еловых лесов. «Гага» – березовая чага, нарост на коре. И – так далее.

В Травнике есть – Девясил, Дягиль, Зверобой, Золототысячник, Иван-да-Марья, Крапива, Любисток, Мать-и-Мачеха, Молодило, Осот, папоротник (имеется в виду, видимо: «орляк») Петров Крест, Попутник (подорожник), Прострел (подснежник), Ромашка, Чистотель, Щавель и другие, здесь не упомянутые.

Травы пользовали зачастую более полноценно, нежели ныне – в свежих водяных вытяжках, «кашицах» из тут же нарубленного растения, в порошках, в парениях (например в бане), в курениях. Не забывались ни корни, ни листья, ни цветы, не плоды.

Распространенные ныне спиртовые настойки в старину были замещены более щадящими, забытыми ныне жировыми вытяжками, например, отварами в молоке или растопленном сале (см. напр. трава «архангел»), разведениями в том же молоке или сметане.

Многие растения, особенно свежесорванные, носили при себе, что давало постоянный чрезкожный контакт и, несмотря на примитивность применения, вполне могло способстовать излечению некоторых недомоганий. Практиковались также растения вмазанные в комочек пчелиного воска, также носимого на себе, что так же было не лишено смысла – через воск вещества довольно легко проникали к коже и «целили».

Если сравнивать различные травники, в частности чудесные «колдовские» и обычные «лечебные», то можно заметить отдельные забавные моменты того, как вещи обыкновенные становятся волшебными.

Так, некоторые травы «превращались» в «магические», видимо, по причине простого непонимания прочитанной в травнике фразы. Например, когда врач писал (см. напр.»хмея»), что трава помогает «от сабли» – он имел в виду обычное лечение рубленой раны.

Но, когда тетрадь с рецептами брал в руки человек неграмотный, ему казалось, что речь идет об магической защите «от сабли» с помощью названной травы. А далее, переписывая рецепт или давая его кому-то другому, он «рекомендовал» такую траву уже не как «лечебную», а как…волшебную, магическую! Так рожались легенды, множились загадки и чудеса, являлась невиданная магия.

Так, мандрагора, содержит сильнодействующие алкалоиды (в частности «скополамин»), способные и отравить и исцелить довольно быстро. Именно поэтому ее, как и другие подобные же травы, считали травой «волшебной». Ее применяли в частности: отпаивать «околдованных» (например, женщин, бьющихся в истерике и пр.).

Однако, уже в колдовстве ее рекомендовалось втирать в область сердца, тогда, видимо… в связи с введенными через кожу токсинами возникало отравление с бредом (интоксикация с галлюцинированием). утверждали: что «увидишь демонов».

Еще одной «магической» травой полагали – папоротник. Добывать его советовали ее в день Иоанна Предтечи, копать, предварительно положив на земле с четырех сторон серебро, обычно – крупные серебряные рубли, а, для «надежности» добычи и охраны от нечистой силы – побольше.

Полагалось копать «не оглядываясь», чтобы не побила («порушила») сторожащая траву «нечистая сила», и потому, любой случайный прохожий в лесу мог показаться трясущемуся от страха колдуну – такой «нечистой силой». Страшась погибнуть колдун убегал, бросая начатое.

Забавно, но, возможно, как раз такое, случайно оставленное «вспугнутым» колдуном «серебро» и наводило прочих поселян, в том числе и других колдунов на шальную мысль, что с помощью папоротника можно… «искать клады»!

Так, словно в детской игре «испорченный телефон», возникало еще одно очередное «кольцо мнений», среди уже существующих тысяч таких же «колец» – зацикливающихся «сам на себя» народных слухов.

В любом «Травнике» несмотря на довольно бесхитростные описания, они, порой достаточно точны, на что желательно обратить внимание тем, кто хочет воспользоваться рецептами далекой старины. При этом надо иметь в виду, что далеко не всегда то название, что применяется ныне имеется в виду для травы в старом описании.

Под одним названием порой кроются совершенно разные травы. Поэтому к самому описанию растения надо отнестись крайне внимательно, ибо ошибка может дорого стоить.

Так, часто встречающееся выражение «трава ростом со стрелу» означает, буквально – длину «со стрелу», то есть около метра, ростом «в колено» – пол-метра, в «локоть», в «пядь», в «нож», в «иглу» – все это размеры, сравниваемые с предметами.

Выражение «листочки как денешки», означают – круглые листья (как «денежки», монетки).

Слова, типа «цветом красна» могут оказаться двояки по смыслу – или красновато все растение, и красноваты его цветы.

Смысл многих слов менялся из эпохи в эпоху. Слово «худой» означало отнюдь не нечто «тощее», а – плохое. Слово «добрый» – не нечто ласковое, а – хорошее.

Впрочем, поскольку некоторые термины ныне уже основательно подзабыты, а то и просто не применяются, приведем несколько встречающихся в этом и в других «Травниках» слов:

«Будылье» – стеблевая часть.

«Былина» – длинный стебель

«Вороной» – темный

«Гривна» – денежная единица в Древней Руси. В упоминаниях травников, где траву ритуально (магически) рвут «через гривну» имеется в виду, видимо, первоначальный ее смысл, «гривна» – шейное ожерелье из серебра или золота («грива» – шея).

«Грыжа» – от слова «грызть», «грызение»: то есть постоянно ощущаемая острая «боль».

«Ефимок» – монета.

«Желва», «желвак» – глубокое подкожное нагноение, проступающее через кожу, как выпуклость.

«Кила» – опухоль, часто аллергического происхождения, возникающая очень быстро и потому приписываемая в старину колдовству.

«Порча» – в отличие от «грыжи», есть заболевание без постоянно напоминающего «грызения», т. е. боли. Ныне «порчей», в целях рекламного привлечения к практикующим деятелям «нетрадиционной» медицыны нарочито называют исключительно некие вредоносное «колдовские» последствия, которые обычный врач, «традиционными» способами «снять» якобы не может.

«Пядь» – мера длины, отрезок между растянутыми большим и указательным пальцами средней человеческой руки.

«Отрасли» – побочные от стебля отростки, веточки.

«Рамень» – темнохвойный, обычно, еловый лес.

«Скорбь» – какая-либо болезнь.

«Червленый» – красный.

«Черная болезнь» – падучая: эпилепсия.

Следует иметь в виду, что приводимый нами «Травник» избран, собственно, только лишь из-за его краткости. В планах наших, кроме всего прочего, было, так же привести систематизированные краткие отрывки, например, из на редкость любопытного произведения вполне официальной медицины давних лет, известного под типичным для старинных времен пышным и многообещающим названием «Энциклопедия питания и врачевания, составленная личным лекарем Ея Императорского Величества, Екатерины II, профессором Н. Амбодиком, в 1784 году» (СПб.: 1784).

Книга эта, в отличие от «народных» травников содержит сведения достаточно апробированные и проверенные на десятках больных, в то время как приводимый ниже «Травник» содержит рецепты, подчас труднопроверяемые, иногда непонятные, а иной раз просто, чисто «сказочные».

Приведенный ниже текст не адаптирован, цитируется по сборнику «Домострой» (М.: Советская Россия, 1990). Примечания в скобках, по тексту наши – А.А.

1. «Адамова глава»

Трава Адамова Глава растет по черным лесам. Былина зелена, одна. толста. листики зелены, невелики, в ефимок шириною, продолговаты. А цвет на той траве жолт (ый), наверху – в червоннии золото. что петушок, а в цвету в середине, что человек на коне сидит, а на отраслях цветки жолты же, толко малы. Корень кисть неболшой, цветом сер (ый), а внутри бел (ый) с желтиною.

И ту траву рвать с крестом господним и говорить:

«Отче наш, помилуй мя боже».

А кто грамоте не умеет и (надо тогда) сотворить ему 300 молитв Иисусовых. И принеся ту траву в дом свой, который человек порчен и кто портил – даи (им, и тому и другому) пить и того обличит, или которая жена не родит – дай пить.

А кто хощет диавола видеть или еретика, и тот корень возьми, водой освяти, и положи на престол и не замай 40 дней, и те дни пройдут – носи при себе – узришь водяных и воздушных демонов (из-за отравления – А.А.).

А воду хощеши держать или мельницы ставить – держи при себе или пойми взверхъ – хощеши воздвигнуть полату, храмину и землю под себя подвести. И та трава есть царь во всех травах. А когда кто ранен или сечен (порезан) – приложи к ране – в три дня заживет.

Примечание: В.И. Даль определяет эту траву как «растен. Palolownia imperialis. Адамова голова, мертваяголова, т. е. человеческий череп; | тропическое растение мандрагор, Mandragora offic. или Atropa Mandragora, из семейства пасленовых. | Растен. черный осот, Centaurea scabiosa, пупочник, шишкарник, шелобольник, пустосель или пустосел, ошибочно постушель. | Вят. растен. Cypripedium calceolus, кукушкины сапожки».

2. «Царь архангел»

Трава Царь Архангел ростет мала в локоть. тонка, видом синя, на сторонах по девяти лис (т)ков, вверху четыре цвета: червнленыи, зелен, багрян. синь. Растет при больших реках и при полынских, или при полянках, при болотах и при подольниках. А под тою травою корень стоит человеком (т. е. человекообразной формы), а трава выросла из ребер его.

Рвать на Иванов день чрез золотую гривну или серебреную.

И кто ту траву носит при собе, и тот человек не боица диявола ни в день, ни в нощь, ни злаго человека, и на суду сопротивника одолеет, и люди его любят.

А корень ея добр: у которыя жены детей нет, а ты истопи того коренья в каком ни есть молоке и дай пить, то будут дети, а у кого старая порча, хоть за 30 лет, выдет вон.

Примечание: Возможно, это «царь-трава» Petasites offic, подбел, чумный корень, лопух. В разных списках четырехцветные травы фигурируют под разными именами, но на основе сравнения текстов-описаний можно выделить четыре их разновидности: 1) царь Архилин (травник 18 в. из собрания ГПБ: Змеев 1895, 220), архилим (Тр 3, 77), архангел (травник? в., Балов 1898, 23); 2) семитар (травник 18 в.(ГПБ F.VI.6): ПЛДР 1987, 500), симитарим (лечебник 17 в., Синод. собр. № 481: Лахтин 1911, 72), симтирим (травник-лечебник к. 17– нач. 18 в. ГПБ: Змеев 1895, 208), парамон (Тр 2, л. 58 +58об.); 3) намлисей (Тр 1, л. 10 +10об.), царь Сим (Тр 2, л. 20 об. -21); 4) ахтоном (Тр 2, л. 14об.), цемравная (лечебник кон. 17 в., Кавелин 1894, 532). Ботанически эти растения не определены, и вероятнее всего относятся к разряду волшебных трав, подобно цветку папоротника существующих лишь в народном воображении.

3. «Бронец»

Трава Бронец ростет кустиками, что гороховина, цвет ворон (ой), ягоды голубы.

Та трава добра: хотя старая порча или грыжа, и ея пить с хмелем по молоду месяцу (в новолуние, т. е.), то всю нечистоту выгонит и очи светлыми будут и кашлю запретит.

Примечание: В.И. Даль определяет эту траву как «Бронец м. легкий-бронец, растен. Smilacina bifulia, сердечная, змеевец, заячья кровь, заячья соль, соколиные глаза, – ягодки, дерябка; она же брунец».

4. «Боронец»

Другои боронец ростет на борочках высоко, при брусничном месте вышиною в пядь, зелена вельми, листочки узеньки, что кошечьи нохти, вверху коленца лапатачка.

И та есть вельми добра, который человек трет ею тело тогда не пухнет от всякаго удара и щепоты не будет.

Примечание: В.И. Даль определяет эту траву как «бедренец-камнеломка». В народе употребляют спиртовую настойку корней как хорошо проверенное средство при грудных болезнях, особенно при кашле. Такое же применение имеет и другой вид: бедренец большой.

5. «Варахиль»

Трава варахиль, а ростом в стрелу, на пахотных местах, по межам. Толста, мохната, корень таков. как есть девятосилов (т. е., у травы «девясила»), и цвет лазорев (ый) таков же.

Кто ея пьет, утопя в вине с муравлями (настойка на рыжих лесных муравьях – А.А.) на тощее сер (д)ца, то которой человек хмельное пьет, тот не станет пить, и будет духу хмельнаго бегать. Добра та трава (и) от тараканов: покуря дымом, то от той травы вон выдут (из дома) тараканы и сверчки и всякой гад.

Примечание: очевидно, этот один из видов девясила. На территории России и Беларуси встречаются девясил британский (народное название боровняк, золотушник), иволистный (народное название жёлтый глаз, сердечная трава), шершавый (народное название нашатырка, чайная трава), высокий, или дикий подсолнечник. Растут но берегам рек, на заливных лугах, в кустарниках и лесах; девясил высокий выращивается как лекарственное и декоративное растение.

6. «Воронец»

Трава воронец ростет лопушками вороными, цвет прибел, собою (размером) ниска, что капуста, ростет при реке.

Та трава добра: аще который человек трясется телом. топи в молоке и хлебай и пей сок ея по молоду месяцу (новолунию) и по ветху месяцу, помилует бог.

Примечание: растение Paris quadrifolia, вороньи ягоды, глаз, натягач, волчий глаз, родимец.

7. «Вороново око»

Трава вороново око ростет по раменским (темнохвойным, еловым, т. е.) местам, в пядь, листы накрест 4 или 5, среди их (посередине) ягода черна, корень тонок бел.

Оная добра битому человеку пить, пить от чириев и коросты. А корень к зубам годен, ягоду съесть с утра – не боится порчи, корень годен в молоке или пить с медом, а у ково не стоит (половой член – А.А.) – хлебай в молоке.

Примечание: В.И.Даль определяет это растение как «Poligonatum efficiale, купена, купень, куп, печатки, кровавник, волчья трава, волчьи глазки, вороньи глазки, сорочьи ягоды, сындрик».

8. «Гага»

Гага именуется губа березовая (ныне – «чага березовая»), ростет на сырой березе, а которая ростет на сухом, та не пригодится в лекарство. Возьми ту гагу и бересто с нее срежи долой. чтобы не было белова.

Повари ее в молоке пресном и то мало попей от гортанной болезни и от кашлю, а губу вынь и спрячь – опять пригодитца.

9. «Девесил»

Растет от корени листье кустом, а из листья ствол один с отрослями, листки по нем зелены ни гладки, цветы жолты с половины былины и до верха несамочасты, а величиною цветы подибны маковому. А растет по старым дворищам и по огородам. Корень толст (ый), велик, растет не в глубину, по подземелью, и у корени отраслеи многи, корень цветом желтоват, в средине бутто беловат.

Та трава добра: кто ея часто рвет. то скоро от убою раны живит, и (к) иным многим статьям пригодна. Возьми корня, истилки как муку и смешай со сметаной и мажь, где почесуха, и будешь здоров.

10. «Дягиль»

Есть трава дягиль, ростет по огородам и по сухим местам. собой в локоть, наверху кисточка беловата, корень, что перец.

Та трава добра пить у которой жены груди болят, а корень держи на зубах, (для лечения их) угодна.

11. «Кудрявой дягиль»

Есть трава кудрявой дягиль, ростет при реках и при полняках. цвет бел (ый), а инои синь или желтои бе сердца, Добра она от еретиков (от «нечистой силы», т. е.).

Ту траву кто ест, и тот человек никания порчи не боится, аще в пир пойдешь, грызи корень хотя однажды в день или в неделю – скорби (болезни – А.А.) своя избудешь, носи дягиль на главе – люди любят (последнее, видимо, аналогично применению современных духов и одеколона – А.А.)

12. «Косая железенка»

Трава косая железенка ростом в локоть или в стрелу, собою красновата, цвет желт (ый) или багров (ый), листы, что елочки, а ростет по земле ничком, по брусничникам.

Та трава добра у кого (мужской) кутак не стоит: пей в вине и хлебай в молоке – будет стоять, хотя 10 днев не стоял.

13. «Зверобой»

Есть трава зверобой, ростет по высоким местам, ростом в локоть, листочки меленки, лист протива листа часто, цвет синь, а сотрешь, что руда (как кровь, т. е.), пить от уразу.

14. «Земляница»

Трава земляница, ростет по прелям (по проталинам, т. е.), что снег долой, а оноа и цветет, а ростет кустикам, цвет желт (ый) пробел собою, меньше пяди.

Та трава, добра хлебать в молоке малым детям, которые не спят, добра от колотья и у кого очи преют.

15. «Змеица»

Есть трава змеица, собою тонка, ростет ничком по земли, цвет белой, мала, едва знать с землею.

Хорошо с нею до чего коснется просить у людей – все сделается в твою пользу. Если будешь просить у мущины, то положь ту траву под правую пазуху, а если у женщины– то под левую (подобные действия, возможно, аналогичны применению современных духов и одеколона, давая «хороший» запах и создавая, потому, «хорошее» впечатление).

16. «Золотуха»

Есть трава золотуха, ростет ис-под колоды, и по лесам, где женская пол не заходят, собою желта и толста и долга, что полевые персты.

Добра от волосеника и от усовея (язвы и нарывы с «волосом», т. е. с густым, тянущимся «в волос» гноем – А.А.) и нырок добре чистить.

17. «Золотуха»

Трава золотуха ростет на навозных местах в лесах, мужеской цвет желт (ый), а женский – синь.

Та трава угодна всякому человеку от недуги.

Примечание: Золотарник обыкновенный (народные названия: василек малый, живительная трава, золотая розга, золотник, золототысячная трава, золотуха, золотушник, краснянка, порышник, семисильник, сердечник, цвинчарей, цвинчурия, центурия) – многолетнее травянистое растение семейства астровых (сложноцветные) – Asteraceae Dumort. (Compositae Giseke) – с единичными прямостоячими, часто красноватыми стеблями и коротким деревянистым корневищем высотой 80—100 см.

18. «Иван»

Есть трава на земли именем Иван (видимо, Иван-чай или Иван-да-Марья), ростет в стрелу, на нем два цвета: один синей, а другой – красной. А листочки малинькие, что денешки, по сторонам. И ростет на старинных превеликих реках.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.