Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Символическая интерпретация востока и запада



В языческой архитектуре

 

Поклоняющиеся солнцу команчи, приготовляясь идти на войну, кладут свое оружие перед восходом солнца на восточную сторону хижин, чтобы его осветили первые лучи. Вождь луизианских натчезов каждое утро перед восходом становился в дверях своего дома лицом на восток и пускал табачный дым сначала в направлении востока, а потом и остальных стран света. В Древней Мексике коленопреклоненные молельщики обращались лицом на восток, а двери их святилищ - на запад. У перуанцев поклонение солнцу выражалось даже в том, что деревни строились у них на склонах, обращенных на восток, чтобы обитатели могли видеть восход своего божества. В храме солнца в Куско золотой блестящий диск этого светила помещался на западной стене, смотрел через восточные двери прямо на восток, так что на него падали первые лучи восходящего солнца и, отраженные им, озаряли все святилище. То же самое в Азии. Брахман, совершив омовение на рассвете, углубляется в размышления о лучезарном свете солнца, этот свет и есть Брахма, высшая душа. Поклоняясь солнцу, лицо его обращено на восток, в полдень опять поклоняется солнцу, становится лицом на восток. Приношение делается сначала на восток, а потом на север и на юг и т.д. Не менее ясен смысл обычая, на который указывает римский архитектор и инженер Витрувий (2-я пол. 1 века до н.э.), обобщивший опыт греческого и римского зодчества в трактате «Десять книг об архитектуре». Священные дома бессмертных богов, говорил он, должны устраиваться по мере возможности таким образом, чтобы храм и помещенная в нем статуя были обращены на запад. Тогда всякий приближающийся к алтарю для жертвы, обета или молитвы видит в одно и то же время статую и восток, и ему кажется, что перед ним встают, глядя на него, божественные образы. Алтари богов должны быть ориентированы на восток.

Но у Афинян был обычай располагать вход в храм на восток так, чтобы изображенное божество внутри храма могло видеть восходящее солнце. Лукиан имеет в виду этот обычай, говоря о наслаждении смотреть на прекрасного, всегда желанного гостя, приветствовать его восход и упиваться его светом через отворенные двери. У флоридских апалачей пещерный храм тоже открывался на восток. Иудейский храм имел вход с востока, а святилище его было обращено на запад. Поклонение солнцу считалось у иудеев великим грехом, и связанное с ним обращение солнцепоклонников на восток было противно иудейским обычаям» (493).

Э.Б. Тайлор. Первобытная культура:

Пер. с англ. – М.: Политиздат, 1989.

Глава XI. Анимизм. (Окончание).С. 493

 

Пирамида Хеопса (Хуфу) — это в высшей степени «пирамида» Египта, самая монументальная из трех. Вероятно, это та архитектурная форма, что получила наибольшее отражение в литературе с тех пор, как она стала известна западному миру.

Она возведена на квадратном фундаменте со стороной, равной 230 м, и достигает в высоту 147 м. Направленность каждой из сторон соответствует стороне света. (75)

История искусства. Первые цивилизации. – Пер.

с исп. – ЗАО «Бета-Сервис», 1998. С. 75.

 

О композиции китайских культовых ансамблей можно судить главным образом по их описаниям, содержащимся в письменных источниках. Известно, что в древнем Китае существовало пять главных храмовых комплексов — так называемые «предместные храмы» (цзяа), находившиеся в окрестностях столицы строго по четырем сторонам света от нее и служившие местом проведения сезонных жертвоприношений, и центральное святилище страны, называемое Светлый зал (Минтан), который тоже выносился за пределы столицы и помещался к юго-западу от нее. В этом святилище совершались жертвоприношения (132) Небу, Земле и божествам-покровителям частей света. (133)

Кравцова М.Е. История культуры Китая.

– СПб.: Лань, 1999. С. 132-133.

 

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ПО ЯЗЫЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Тема 1. Понятие языческой культуры

Какое определение языческой культуры дается в учебном курсе лекций?

Языческая культура воссоздает образ духов, богов и главных богов, а потому является идеей мистической силы, развернутой в науке, литературе, искусстве и философии.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.