Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Цели и результаты реформы жилищно-коммунального хозяйства



 

Развитие института управления в жилищной сфере формировалось в рамках реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации и впрямую завесило от целей реформирования, предусмотренных Концепцией реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации (Указ Президента РФ от 28 апреля 1997 г. N 425) и Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2001 г. N 797 "О подпрограмме "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации".

Реформа жилищно-коммунального хозяйства предполагала:

финансовое оздоровление жилищно-коммунальных предприятий;

повышение надежности функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения;

переход к самофинансированию организаций жилищно-коммунального хозяйства путем прекращения бюджетных ассигнований на предоставление им дотаций, а также перекрестного субсидирования потребителей;

увеличение тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения до экономически обоснованного уровня, определяемого в основном путем конкурсного отбора организаций, предоставляющих эти услуги;

ликвидацию сверхнормативного износа основных фондов;

увеличение доли платежей населения в покрытии издержек на эксплуатацию и развитие объектов жилищно-коммунального хозяйства.

Основными целями реформирования жилищно-коммунального хозяйства являлись:

ликвидация дотационности жилищно-коммунального комплекса;

обеспечение условий проживания, отвечающих стандартам качества;

снижение издержек производителей услуг и соответственно тарифов при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг;

смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования.

Эти цели достигались:

совершенствованием системы управления, эксплуатации и контроля в жилищно-коммунальном хозяйстве;

переходом на договорные отношения и развитием конкурентной среды;

предоставлением потребителям возможности влиять на объем и качество потребляемых услуг, преимущественно конкурсным отбором организаций, осуществляющих управление жилищным фондом и его обслуживание;

внедрением ресурсосберегающих технологий;

прекращением практики перекрестного субсидирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги;

совершенствованием системы оплаты жилья и коммунальных услуг, в том числе установлением повышенных тарифов на сверхнормативную площадь жилья и сверхнормативное потребление коммунальных услуг, а также дифференциацией оплаты жилья в зависимости от качества и его местоположения;

совершенствованием системы социальной защиты населения: упорядочением существующей системы льгот, усилением адресной направленности выделяемых на эти цели средств;

повсеместным полномасштабным переходом к системе персонифицированных социальных счетов граждан.

Объединение собственников жилья в товарищества собственников жилья стало рассматриваться как один из наиболее приемлемых способов защиты прав собственников в жилищной сфере и как элемент демонополизации сферы управления жилищным фондом. Так как предполагалось, что товарищество собственников жилья:

способно оказывать влияние на стоимость и качество, предоставляемых жилищно-коммунальных услуг;

получает реальную возможность самостоятельно решать вопросы организации обслуживания и эксплуатации жилья, а следовательно, и определять порядок расходования средств, направляемых на эти цели;

имеет возможность применять ресурсосберегающие мероприятия, что позволяет значительно уменьшить общий объем потребления ресурсов за счет предотвращения неоправданных расходов воды, газа и других энергоресурсов;

приучает население экономно относиться к предоставляемым жилищно-коммунальным услугам, так как у него появляется возможность прослеживать связь между своими затратами и потреблением этих услуг, что практически невозможно осуществить в муниципальном жилищном фонде, и в частности в отдельных приватизированных квартирах.

Реформа собственности в жилищном хозяйстве должна была привести к развитию конкуренции в двух направлениях:

конкуренция в сфере управления недвижимостью за получение заказа от собственника на управление жилищным фондом;

конкуренция подрядных организаций за получение заказа на предоставление жилищно-коммунальных услуг от управляющей компании.

Прошло 15 лет с начала реформаторских преобразований в сфере реформы жилищно-коммунального хозяйства и можно подвести некоторые итоги:

построена система межбюджетных отношений между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации;

введена система социальной защиты граждан при оплате ими жилого помещения и коммунальных услуг;

изменена система ценообразования на выполнение работ и оказания услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирных домах;

создана система органов государственных жилищных инспекций в субъектах Российской Федерации;

упорядочена система льгот, предоставляемых отдельным категориям граждан, и определения источников их финансирования;

введена дифференциация ставок оплаты жилья в зависимости от его качества, местоположения и благоустройства;

структура платежей приведена в соответствие с бременем несения расходов собственников;

продолжается процесс разгосударствления управляющих и эксплуатационных организаций;

продолжается переход на договорные отношения в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг населению;

обеспечивается контроль обоснованности и уровня тарифов на предоставление жилищно-коммунальных услуг;

осуществляется переход к установке индивидуальных приборов учета и регулирования потребления воды, газа и других энергоресурсов в жилых домах-новостройках, реконструированном или капитально отремонтированном жилье.

Но многие проблемы в жилищно-коммунальном комплексе остались нерешенными:

  • жилищно-коммунальный комплекс из кризисного состояния не выведен;
  • резко увеличился износ основных фондов;
  • недофинансирование ЖКК продолжается;
  • жилищно-коммунальные услуги продолжаются предоставляться с высокой затратной частью;
  • демонополизация в сфере управления жилищным фондом не наступила;
  • сложившаяся система управления жилищным фондом осталась неэффективной;
  • дотационность сферы ЖКХ не ликвидирована;
  • не созданы условия для привлечения частных инвестиций;
  • продолжается рост задолженности в ЖКК, образовавшейся в первую очередь в результате невыполнения своих обязательств муниципальными бюджетами, населением, а также недостаточностью механизмов тарифного регулирования;
  • планово-предупредительный ремонт уступил место аварийно-восстановительным работам.

В жилищной сфере не удалось в полной мере воспользоваться преимуществами конкурентных отношений в сфере управления и эксплуатации жилья, поскольку в условиях нестабильного и недостаточного финансирования оказалось невозможным добиться полноценных договорных отношений.

Недостатки ранее действующей системы договорных отношений были обусловлены следующими обстоятельствами:

· управляющие организации в зависимости от организационно-правовой формы находились в неодинаковых условиях при осуществлении хозяйственной деятельности;

· органы местного самоуправления осуществляли выбор управляющих организаций путем проведения открытых конкурсов на управление жилищным фондом, собственником которого они не являлись;

· при создании управляющих организаций предполагалось, что они будут в системе договорных отношений выступать в интересах собственников жилья и защищать их права потребителей ЖКУ (Указ Президента РФ от 28 апреля 1997 г. N 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации"). Фактически созданные управляющие организации, как самостоятельные хозяйствующие субъекты, стали выступать в договорных отношениях от своего имени и за свой счет;

· управляющие организации несли убытки в связи с не исполнением населением и бюджетами обязательств по оплате за предоставленные ЖКУ;

  • управляющие организации при сложившейся системе договорных отношений не проявляли заинтересованности в развитии коммерческой деятельности, так как полученная ими прибыль взыскивалась по суду за неплатежи населения и бюджета. Таким образом, сфера управления недвижимостью оказалась не выгодной для инвестирования;
  • на управляющие и обслуживающие организации возлагались обязанности по соблюдению нормативов содержания жилищного фонда в полном объеме без учета его частичного финансирования;
  • на управляющие организации возлагались обязанности оплачивать налог на землю за собственников помещений в многоквартирном доме. При этом собственники отказывались компенсировать управляющей организации данные расходы в связи с тем, что доля в праве на земельный участок в нормативных пределах им не передавалась и следовательно налогоплательщиками они не являются;

· управляющие организации заключали договора с ресурсоснабжающими организациями от своего имени, как юридическое лицо и при невыполнении обязательств по оплате ресурсов им переставали предоставлять ресурсы (ХВС, ГВС, тепло). В связи с этим возникали социальные конфликты с населением, добросовестно оплачивающим коммунальные услуги;

· поставщики ресурсов считали управляющие организации юридическим лицом на уровне промышленного предприятия и на основании этого применяли к ним требования по оплате только по приборам учета, отключали жилые дома в целом в случае просрочки платежей населением, предъявляли требования по дополнительной оплате за сверхлимитивное водопотребление и пр.;

· управляющие и обслуживающие организации привлекались к административной ответственности за несоблюдение правил и норм по содержанию жилищного фонда без учета тех обстоятельств, что принятые ими в управление дома имели неудовлетворительное техническое состояние и требовали проведения капитального ремонта. Штрафные санкции за несоблюдение правил и норм по содержанию жилищного фонда взыскивались из средств управляющей организации, которые в свою очередь предназначены для содержания жилищного фонда. Несоблюдение нормативов по содержанию из-за недофинансирования и применения штрафных санкций приводило дополнительно к еще большему недофинансированию;

· из-за недофинансирования управляющие и обслуживающие организации вынуждены были производить работы не необходимые для содержания дома, а те которые имеют наибольшие штрафные санкции;

· в связи с отсутствием перечней работ и услуг, входящих в содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также прейскуранта цен на эти работы и услуги, население лишалось возможности проконтролировать их исполнение;

· возмещение средств за граждан, имеющих льготы по оплате ЖКУ, управляющим организациям в полном объеме не производились. Многочисленные иски, поданные в суды общей юрисдикции, рассматривались в пользу собственников и нанимателей, имеющих льготы, а управляющим организациям арбитражные суды отказывали в компенсации средств ввиду отсутствия порядка перечислений таких компенсаций в действующем законодательстве. Льготные категории граждан самостоятельно делали перерасчет платежей и не доплачивали денежные средства управляющим организациям. Не дополученные средства не компенсировались и в результате у управляющей организации образовывались невосполнимые долги.

  • плата за капитальный ремонт жилищного фонда не капитализировалась, а расходовалась на текущие работы и на погашение задолженностей;

· бюджетные средства на проведение капитального ремонта в частном жилищном фонде не выделялись;

· управление ветхим жилищным фондом стало мало перспективным и непривлекательным для коммерческих организаций;

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.