Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Мара-Морена, Навья Владычица



 

Имя славянской Богини зимней стужи и смерти Морены (Мары) восходит к общему индоевропейскому корню mar-/mor-,

связанному со смертью (мором). Существует много исследований на тему трактовки общеиндоевроиейского корня тr-, связанного к санскритским тrtis (r с точкой внизу — читается какри), латинским mors, русским съ-мьртъ и т.д.

В переводе с санскрита шага—значит «убивающий», «унич­тожающий». Не случайно в буддийской мифологии Мара— Бо- жество, персонифицирующее зло и всё то, что приводит к смерти живые существа. Он (Мара) искушал Будду под деревом Бодхи и создавал препятствия на Духовном пути всех Бодхисаттв, стре­мившихся к Просветлению. Согласно буддийским мифам, Бо­жеству Маре подчинено огромное количество духов ненависти и вожделения (рассматриваемых буддийскими философами, пре­жде всего, как олицетворения различных аспектов человеческой дущи; также Он (буддийский Мара) имеет дочерей, воплощаю­щих собой сексуальные страсти.

Древне-кельтские мифы повествуют о Богине войны Мор­рыгай (ирл. Морригу), появляющейся на полях битв и прел вещаю­щей смерть. Чаще всего Она принимает облик вороны; именно в таком виде Она уселась на плечо героя Кухулина, когда то погиб в бою против армии королевы Меда (королевы Коннахта, ярост ной женщины-воительницы).

В цикле легенд о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола важное место занимает образ Морганы ле Фэй, сводной сестры Артура. Во всех британских вариантах мифов о леген­дарных рыцарях она представлена заклятым врагом Артура часто виновницей его гибели. Одна из легенд рассказывает, как Моргана похитила волшебный меч Экскалибур (принадлежав­ший Артуру) и передала его Акколону (своему любовнику из Галлии), который затем вызвал Артура на поединок. Когда Ак­колон уронил меч, Артур узнал оружие, а рыцарь признал свою вину и сдался. Однако после кровавой битвы под Солсбери стоившей жизни большинству рыцарей Круглого Стола, ког да король и его мятежный племянник Мордред поразили друг друга, Моргана была одной из трёх женщин, которые на чер­ном корабле увезли смертельно раненного Артура в Аволлон (сё спутницами были королева Северных Штормов и королева Потерянных Земель). Некоторые варианты мифов гласят, что Моргана ле Фэй (держащая в руке яблоневую ветвь — символ изобилия) является владычицей Аваллона («Яблоневого Остро­ва»[139]). В потустороннем мире Она — Богиня Зимы, Тьмы и Смерти, противостоящая Артуру — «Господину Лета», Противовес тёмной стороне деятельности Морганы ле Фэй создает Её роль целительницы и хранительницы тела Артура на Авал­лоне.

В славянских мифах и легендах часто встречаются персона­жи, носящие такие имена, как Мара, Маря, Маруха, Мора (и близ­кос к нему Кикимора — Мара в рогатой кикс, или кичке, головному уборе замужней женщины), Морена, Марена, Морана, Марана,

Маржана, Маржена и т.п., связанные (по первоначальному этимологичсскому родству или по вторичному звуковому уподобле­нию) с олицетворениями смерти, а также с сезонными ритуалами умирания (а затем воскресания) Природы. В весенних обрядах славян «Мореной» называется соломенное чучело — воплощение смерти и зимы, которое сжигают на Масленицу (приуроченную к Весеннему Равноденствию), что призвано обеспечить в конце будущего лета хороший урожай. В русских деревнях в Купальскую ночь сжигают на костре чучело Морены— злой ведьмы». В эпоху двоеверия имя Мары в Купальских обрядовых песнях было частично вытеснено именем Марьи (Девы Марии). В западнославянской мифологии известна польская Маржана, отождествляемая хронистом XV века Я. Длугошем с римской Богиней Подземного мира Церерощ чешская Морана, отождествляемая с греческой Богиней мрака и чародейства Гекатой (древние авторы, говорящие о Божествах славян-язычников, упоминали о Морепе как о Богине вроде Гекаты и Деметры - несущей одновременно смерть и плодородие). Белоруская Мара — «нечисть», сходная по функциям с Марой низшей мифологии народов Европы, олицетворяет собой, в частности, злой дух, садящийся ночью на грудь спящего и вызывающий удушье (в Средние века ассоциировавшийся также с инкубами и суккубами). Представление о Маре как о воплощении ночного кошмара запечатлено в польском zmora («кошмар»), француским cauchemar («кошмар»), английском nightmare («кошмар», от — «ночь»).

Мара-Морена — одна из самых древних, таинственных и за­гадочных Богинь в славянских традиционных верованиях. Иногда Она предстаёт в обличье высокой Женщины или, напротив, сгорбленной Старухи с длинными распущенными волосами. Иногда - в облике красивой Девушки в белом, иногда — Женщины, одетой в чёрные одежды или рваную ветошь, с растрёпанными косматыми волосами[140]. Тем не менее, мара в русских поверьях не столько образ ночного кошмара, сколько воплощенная Судьба ведающая о грядущих переменах в жизни обитателей дома. Она как призрак часто появляется в доме). Слово «Мара» также означает и «туман», «мгла», «марево». В этом Мара схожа с «Белой Женщиной», повсеместно означающей смерть и предвещающей несчастья.

Мара-Морена — это не только Владычица ночи, нотакже иПолудница, красивая Девушка в белом, появляющаяся среди зреющих хлебов в жарком летнем мареве. Время Мары полдень либо полночь дня или года — «переломные» сроки, сочетающиеся также с переломами судьбы человеческой. В образе Мары видят сочетание как рождения и плодородия, так и смерти, необходимой для обновления и продолжения жизни на Земле. Мара Морена— Великая Мать всего сущего и одновременно воплощённая Смерть, женское лоно и одновременно погребальная Крада. Она подобна морю — материнской стихии, породившей всёживое,чьи воды, тем не менее, непригодны для жизни людей и животных, обитателей этого мира.

Среди множества Ликов Тёмной Богини выделяют: Мару - в образе Предвечной Тьмы или Предвечных Вод, Мару-Море (ср. Окиян-море русских заговоров — Источник и Конец Бытия), Мару-Недолю[141], Мару-Зиму, Мару-Ночь, Мару-Смерть, Мару - Птицу (Лебедь Белую — как воплощение зимы и траура поусопшим[142], либо Чёрную — как непостижимость, темноту глубин смерти), Мару-Женщину, в том числе в образе Старухи с Косой либо с Серпом, и т.д. Таким образом, в мифологическом мышлений Мара может представляться как Сверхличная сила, действующая во Всемирьи, и одновременно как отдельное существо.

Согласно славянским сказам, Морена — супруга Кощея (Кощного Бога, Владыки Подземья, одного из Тёмных Ликов Велеса) которого Она родила дочерей: Водяницу, Ледянину, Снежану, Немочу, Замору и других, связанных с умиранием, неурожаем, скотьим мором и т.п., а также с помрачениями ума и тёмными сторонами души человека. По другой версии, Морена— Сама Великая Мать, породившая Богов, Непостижимая («Тёмная») в Своем запредельном величии... Сопровождают Морену много- численные (и безымянные) мары — бестелесные навии (или навии) вестницы смерти. Время года, которому покровительствует Морена — конец осени и зима, сторона света — запад (где умирает Солнце), а также холодный север, время суток — ночь (луч- шее время для Темного колдовства)...

 

Слава Роду!

[1999-2002]

Марины Чары

Вещая Ночь

 

Ночь — пора колдовства, чародейства да волхования всякого. Ночью Врата Нави отверсты в Явь. Ночь — обитель Сна, время Молчания...

Се — первая Чара Марина.

 

Месяц Рогий

Месяц Ясный — Серп Мары, Ладья Велесова, Рога Небесной Коровы Земун — Матери Вещего Бога. Ладья сия не имеет кормы, ибо обращена одной главой в Явь, а другой в Навь. Месяц — Ладья Мёртвых, на которой души умерших переправляются во Ино; а тако же — Ладья Новорождённых, на коей воплощающиеся души из Ино приходят в Явь...

Се — вторая Чара Марина.

 

Белая и Чёрная Луны

Различают Луны: Белую и Чёрную — Полнолуние и Новолуние (Наволуние). Белая Луна связана с Жизнью и Ростом, Чёрная — со Смертью и Растворением, а тако же с грядущим Возрождением. Белая и Чёрная Луны — как Жива и Мара — два Лика Великой Матери...

Се — третья Чара Марина.

 

Зима

Зима — Ночь Года — Кологодный Удел Мары, пора мертвенного сна и хладного оцепенения Природы, когда Трисветлый Даждьбог-Солнце томится в ледяном плену Мары, зачарованный Её колдовством...

Се — четвёртая Чара Мары.

 

Смерть

Смерть — Сила Мары в Яви. Никто из рождённых не избежит встречи с Нею — во срок свой...

Се — пятая Чара Мары.

 

Маята-Морока

Маята — сеть, коей улавливает Мара беспутные души, оплетает пустой морокой, ослепляет обманными обличьями, усыпляет разум. Погружаясь в маяту, души исполняются унынием и скорбью, обессиливают в отчаянии. Даже мудрые порой пленяются маятой, блуждают по кругу всуе...

Се — шестая Чара Мары.

 

Сокровенное Знание

Древнее Знание — вот то, что скрывает за собой маята. Пронизывая взглядом Духовного Ока маяту насквозь, мудрый прозревает Изначальную Веду — Извечное Знание, скрытое под спудом. И тогда Мара оборачивается к нему Своим Милостивым Ликом, исполненным неземной Красотой и Мудростью. Иные же — удостаиваются либо мертвенно пустого взгляда Её хладных очей, либо сеющего ужас пламенного взора Гневной Богини. Холод Вечного Льда и Негасимый Огонь Пекла — вот две преграды на Пути к Сокровенному Знанию...

Се — седьмая Чара Мары.

 

Велесовы Вилы

Велесовы Вилы, повёрнутые остриями вверх, означают Живу — Жизнь; повёрнутые же остриями вниз, они указуют на Мару — Смерть. Всяк живот, что пронзила Мара Вилами в Яви, оборачивается в Навь...

Се — восьмая Чара Мары.

 

Коса и Серп

Косой и Серпом — косит Мара колосья Жизни, когда приходит срок их. Окровавленное Железо — Марина Коса — без устали вершит работу свою на полях сражений, и тускло блестит Лунное Серебро Серпа Её, коим рассекает Богиня Смерти, когда приходит срок, тонкую Нить Макоши, связующую душу и тело. И никому из рождённых не дано укрыться от разящей силы сего Оружия...

Се — девятая Чара Мары.

 

Мёртвая голова

Мёртвая голова — жертва, так или иначе приносимая Маре каждым без исключения. Мудрый сам приносит в жертву Маре своё ложное «я» — свою ограниченную самость, «отрубая» ей голову Мечом Истинного Знания. У иных же, ослеплённых маятой, Мара силой отбирает их жизни, украшая их головами — мёртвыми костяками — частокол, окружающий Чертоги Её...

Се — десятая Чара Мары.

 

Чаша и Черпало

Чаша (Чара) — священный сосуд Мары. Черпалом сбирает Она в Чашу Силу живых — Живую воду — и пьёт её, пока не осушит до дна. Мёртвой водой из Чары Своей поит Мара тех, чья жизнь подходит к концу. Таинства Смерти — Кощная Потвора, Лунное Чародейство, ведомые сведущим...

Се — одиннадцатая Чара Мары.

 

Лунница

Лунница (Луница), обращённая рогами вверх, означает полную Лунную Чашу. Перевёрнутая Лунница означает опрокинутую Чашу, с рогов которой стекает Молоко Небесной Коровы...

Се — двенадцатая Чара Мары.

 

Неведомое

Врата Мары — Путь в Неведомое. Та, Чьи одежды белее снега, и Та, Чьи одежды чернее ночи, всё это Она — Мара. Девица Юная и Старица Мудрая — всё это Мара. Несущая ужас и Дарующая милость — всё это Мара. Предсмертный крик и звенящая тишина — всё это Мара. Кто сочтёт все окрутные Её Обличья? Кто постигнет до конца нездешнюю красоту Её и величие? Вещая Ночь глядит на нас бессчётными Звёздными Очами, с самого своего рождения мы стоим на пороге Неведомого, не решаясь сделать шаг в обитель Сна, с пустыми руками — как и были рождены — вступить в Чертоги Молчания. Но Путь наш уже начат, и нет более дороги назад...

Се — тринадцатая Чара Мары.

 

Ведающему — достаточно.

Слава Роду!

 

[2004]

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.