Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 2.1. Функциональные стили современного русского языка



I. Задания для самостоятельной работы

Возьмите связный текст или отрывок текста (не научного) объемом около 500 печатных знаков и охарактеризуйте все знаменательные слова с точки зрения их стилистической окраски, пользуясь следующим алгоритмом

1. определите, является ли слово нейтральным или стилистически окрашенным;

2. назовите, какой вид окраски присутствует в данном слове: функциональная, эмоциональная, оценочная, экспрессивная;

3. опираясь на толковые словари, по возможности дайте детальную характеристику стилистической окраски каждого слова, например, шутливое, неодобрительное и т.д.

II. План практического занятия

1. Стилистика как наука. Понятие стиля. Общая характеристика стилей. Стилистическое расслоение лексики.

2. Экспрессивные стили.

3.Научный стиль. Возникновение и развитие. Лексико-грамматическое и синтаксическое оформление научного стиля. (Термины, условные и причинно-следственные отношения в предложении).

III. Рекомендации по выполнению самостоятельных заданийи подготовке к практическому занятию

При изучении этой темы необходимо рассмотреть вопросы, отражающие становление стилистики как науки. Следует дать определение понятию функционального стиля и функциональной разновидности языка. Необходимо разграничить понятие «функционального стиля» и «экспрессивного стиля», указать несовпадение классификаций, сравнить существующие в отечественной лингвистике типологии (акад. Д.Н. Шмелева, М.Р. Львова, Т.М. Надеиной, О.Я. Гойхмана).

Функциональные стили – это исторически сложившиеся структурно-функциональные разновидности литературного языка, об­служивающие определенные сферы человеческой деятельности.

Язык – это сложная знаковая система, элементы которой при ее практической реализации имеют варианты на всех языковых уровнях. В процессе речевой деятельности и в зависимости от целей и условий общения мы отбираем определенные средства языка. В каждом конкретном случае отбирается один из имею­щихся в языке вариантов. Если определенное языковое средство использо­вано, то оно отобрано стилистически, даже в том случае, когда ре­зультат отбора воплотился в стилистически нейтральном варианте. Отбор средств языка производится согласно установившимся в обществе при­вычкам и нормам.

Те навыки употребления языка, которые можно квалифицировать как коллективные, изучаются стилистикой.

Необходимо определить место публицистического стиля среди других стилей языка, указать сферу его применения в обществе и функции, которые он выполняет. Это функции воздействия (агитации, пропаганды), и информативная функция (сообщение новостей). Необходимо отметить, что все языковые особенности стиля обусловлены этими функциями. Следует дать определения понятиям «информации», «информационного поля», «оценочного поля», «информационной нормы».

Публицистический стиль неоднороден, в нем выделяют разновидности и жанры.

При характеристике стилевых признаков на разных уровнях языка важно иметь в виду то, что публицистика испытывает на себе влияние других стилей, в частности, научного и разговорного.

Большую роль в публицистике играют оценочная лексика, различные языковые средства усиления экспрессии.

Необходимо так же дать определения понятиям речевого стандарта, клише, штампа.

Знакомясь с разговорным стилем, следует указать стилеобразующие элементы (произношение, особая лексика, суффиксы и т.д), отличающие его от книжных стилей и просторечия. Важно так же уяснить, что разговорная речь является нормированной, но нормы устной речи не совпадают с нормами письменной речи. Здесь разные критерии. То, что является нормой для устной речи, может быть ошибкой в письменной, и наоборот.

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература

1.Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие / Л. А. Введенская. - 22-е изд. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 539 с. С 59 – 68

2.Русский язык и культура речи: учеб. пособие. Модуль 1. / Н.Г. Келеберда. – Ростов н/Д : Российская таможенная академия, Ростовский филиал, 2011 – 64 с. С 33 – 71

Дополнительная литература

1.Боярышникова, Е.Н. Речевая культура молодого специалиста: учеб. пособие/ Е.Н. Боярышникова - 3-е изд. - М.: Флинт – Наука, 2007. – 224 с.

2.Зарецкая, Е.Н Риторика: Теория и практика речевой коммуникации: : учеб. пособие/ Е.Н. Зарецкая - 22-е изд. - М.: Логос, 2008. - 285 с.

3.Клюев, Е.В. Речевая коммуникация: учеб. пособие/ Е.В.Клюев - 22-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2009. – 539 с

4.Основы теории коммуникаций: учебник / под ред. М.А. Василика. - М.: Гардарика, 2007. - 413 с.

5.Русский язык и культура речи: учебник / под ред. О. Я. Гойхмана. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2007. - 240 с.

6.Русский язык и культура речи: учебник / под. ред. В. И. Максимова. - 2-е изд. - М.: Гардарика, 2007. - 413 с.

Интернет-ресурсы

Библиотека Гумер – языкознание http://www.gumer.info

2.Виноградов С.И.Культура русской речи. http://lib.socio.msu.ru

3.Универсайт. Портал // http://www.universite.ru

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.