Задание 2. Ответьте на поставленные вопросы. В качестве ответа
используйте фразеологическое выражение.
Как говорят: 1. О том, кто часто меняет свои решения; 2. О том, кто часто бездельничает; 3. О человеке, который пришел не вовремя, некстати; 4. О кротком, безобидном человеке; 5. О человеке высокого роста; 6.О болтливом человеке; 7. О бесследном исчезновении кого-либо; 8. О положении, когда опасность грозит со всех сторон; 9. О человеке маленького роста; 10. О человеке, от которого ожидают успеха в какой-либо деятельности;
11. О чувстве большой неловкости, стыда; 12. Об очень дальних родственниках; 13. О бесшабашном человеке; 14. О беспорядке, неразберихе, царящих где-либо; 15. О том, кто не знает чего-либо всем известного?
Грамматические нормы.
Задание 1. Слова в скобках поставьте в форме родительного падежа
единственного числа. Учтите возможность вариантов.
Образец: много народу (народа) – интересы народа.
Килограмм … - запасы … (сахар). Кусок … - производство (сыр). Хотелось поесть … - сорт …(виноград). Не мешало бы выпить … - Расширились плантации … (чай). Нужно было долить … - запах … (бензин). Много …из ничего. –Не выношу такого (шум). Он с … не умрет. – Испытывать чувство … (голод). Прибавьте мне … - Зеленый цвет … (салат).
Литература:
1. Орфоэпический словарь русского языка. Под редакцией Р.И. Аванесова. М. Изд-во «Русский язык». 2000.
2. Фразеологический словарь русского языка. Составитель Степанова М.И. С.-Петербург. 2003.
Тема 2.Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.
Контрольные вопросы:
1.Охарактеризуйте сферу применения научного стиля, его роль в жизни общества и языка.
2. Что такое терминология? Каковы особенности термина?
Выполните задания.
Задание 1.Употребите в предложениях следующие клише:
В книге исследуется (что?); показано (что?); большое место в работе занимает рассмотрение (чего?); в монографии дается характеристика (чего?); исследование ведется через рассмотрение таких проблем, как; в книге анализируется (что?); главное внимание обращается (на что?); используя (что?); отмечается, что; подчеркивается, что; в книге дается (что?); раскрываются (что?); описывается (что?); особое внимание уделяется вопросам (чего?); в работе нашли отражение разработка проблем (чего?); вопросы (чего?); показывается (творческий) характер (чего?); )устанавливаются критерии (чего?); в книге подробно освещается (что?); характеризуется (что?); рассматривается (что?); в статье на основе анализа (чего? ) показано (что?); констатируется , что; говорится о; в заключение кратко разбирается (что?).
Литература: [2 , с.74].
Тема 3.Языковые формулы официальных документов.
Контрольные вопросы:
1.В какой форме (устной или письменной) преимущественно функционирует этот стиль?
2.Перечислите основные подстили официально-делового стиля речи.
Выполните задания.
Задание 1. Укажите на различие в оформлении двух заявлений. Напишите аналогичное заявление от своего имени.
В отдел фотокопий
Государственной библиотеки РФ
От академика Жереха Н.И.,
проживающего по адресу:
Москва, ул. Волгина, д.6, кв. 13
заявление.
Прошу сделать мне фотокопию книги Выготского Л.С. «Вопросы теории и истории психологии», т.2. – М., 1982, необходимую для научной работы.
Декану исторического факультета
Московского государственного
Университета им. М.В.Ломоносова
проф. Соколову И.С.
аспирантки кафедры истории
средних веков
Драгоевой Н.А.
заявление.
Прошу командировать меня в Санкт-Петербург в библиотеку Академии наук сроком на 10 дней для ознакомления с архивными материалами по теме диссертации.
Дата (подпись)
7 Содержание и оформление контрольных работ
Контрольная работа включает в себя основные разделы курса «Русский язык и культура речи»:
1.Орфоэпические нормы.
1.1. Нормы произношения
1.2. Нормы ударения (акцентологические) нормы
2. Лексические нормы
2.1. Лексическое значение русских и заимствованных слов
2.2. Виды речевых ошибок
2.2.1. Нарушение лексической сочетаемости
2.2.2. Употребление слова в несвойственном ему значении
2.2.3. Употребление паронимов
2.2.4. Многословие (плеоназм и тавтология)
2.2.5. Лексическая недостаточность
2.2.6. Употребление синонимов и антонимов
3. Употребление фразеологизмов; фразеологическая синонимия и антонимия
4. Грамматические нормы
4.1. Морфологические нормы
4.1.1. Категория рода существительных
4.1.2. Категория числа существительных
4.1.3. Стилистические особенности числительных
4.2. Синтаксические нормы
4.2.1. Нормы управления и согласования
4.2.2. Употребление причастного и деепричастного оборотов
4.2.3. Случаи согласования сказуемого с подлежащим
5. Употребление функциональных стилей.
5.1. Признаки и назначение официально-делового, научного, публицистического, разговорного стилей.
Требования к оформлению контрольных работ: контрольные работы выполняются на листах формата А4 по ГОСТ 2.301-68. Текст может быть выполнен рукописно или с помощью средств компьютерной техники. Рукописный текст может быть записан на одной стороне листа формата А4 с высотой прописных букв не более 10 мм. Текст следует размещать, соблюдая размеры полей:
правое –15 мм;
левое – 30 мм;
верхнее - 15 мм;
нижнее – 25 мм.
При оформлении текста, заголовков, иллюстраций, таблиц, и приложений следует руководствоваться с требованиями ГОСТ Р 1.5-2002, ГОСТ 2.105-95.
Листы контрольной работы нумеруют арабскими цифрами. Номер листа проставляют на нижнем поле листа справа. На титульном листе номер листа не проставляют.
Вопросы для подготовки к зачету
1. Культура речи, основные понятия.
2.Основные качества речи (богатство, чистота, выразительность,
ясность, понятность, точность, правильность).
3. Языковая норма, ее роль в становлении языка.
4. Речевое взаимодействие. Основные единицы общения.
5. Устная и письменная речь. Нормативные, коммуникативные,
этические аспекты устной и письменной речи.
6. Функциональные стили современного русского языка. Значение
термина «функциональный стиль».
7.Особенности стилей литературного языка (научного, научно-