Основные формы занятий: лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов.
При проведении занятий осуществляется использование активных и интерактивных форм занятий (деловые и ролевые игры, творческое задание, дискуссии и др.) в сочетании с внеаудиторной работой. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет 20% аудиторных занятий.
В рамках дисциплины используются следующие образовательные технологии:
1.ИТК (информационно-коммуникативные технологии);
2.тестирования, круглые столы, экспресс - опросы;
3.подготовка презентаций и научных проектов (электронные версии).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная литература:
1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Учебное пособие для вузов. Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 2001. – 544 с.
2. Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов/ А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю.Кожевников и др.; Под редакцией В.Д. Черняк, 3-е изд., стер., М.: Высшая шк.; 2009. – 496 с.
3. Введенская Л.А., Червинский П.П. Теория и практика русской речи. Трудные случаи, 2005. С. 31-95
4. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. - М.: Университетская книга, Логос, 2006. – 432 с.
5. Введенская Л.А., Павлова Л.Г.Риторика для юристов: учебное пособие. Изд. 2-е. – Ростов – на – Дону, Феникс, 2003. – 576 с.
Дополнительная литература:
1.Голуб И.Б. Новый справочник по русскому языку и практической стилистике. Учебное пособие / И.Б. Голуб – М.: Эксмо, 2007. – 464 с. – (образовательный стандарт XXI).
2.Орфоэпический словарь русского языка / Авт. – сост. Н. И. Новинская. - Ростов –на - Дону: Феникс, 2004. – 334 с.
3.Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. – СПб.: «ДИЛЯ», 2006. – 1136 с.
4. Петров О.В. Основы судебного красноречия: учеб. пособие. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2006. – 208 с.
5. Алексадрова З.Е. Словарь синонимов русского языка / под ред. Л.А. Чешко. – М., 1989.
7. Русский язык и культура речи / Под редакцией д.ф.н. проф. В.Д.Черняк. Санкт – Петербург – Москва, 2007. С. 5 – 42.6
8. Культура русской речи / Под редакцией Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева., М.: «Норма». 2009, С. 98-148
Периодические издания
1. Русская речь (журнал)
2. Русский язык в школе (журнал)
Программное и коммуникационное обеспечение:
http://www.gramma.ru
http://festivel.1september.ru
http://www.it1t.edu.nstu.ru/article4.php.;
http://www.specialscool.ru/experiment/?id=48.
http://edu.redline.ru/enter.jsp
http://slovari.gramota.ru
Учебная дисциплина обеспечена учебно-методической документацией и материалами. Ее содержание представлено в локальной сети вуза (факультета) и на сайте Института права БашГУ www.law-bsu.ru. Обучающимся обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам в компьютерном классе Института права БашГУ.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Компьютерный класс, доступ к сети Интернет (во время самостоятельной работы и на практических занятиях), доступ к электронно-библиотечной системе.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
По лекционному курсу
Учебная дисциплина «Русский язык и культура речи» в ФГОС-3 относится к М.2. Профессиональному циклу вариативной части. Трудоемкость зачетных единиц составляет 2 ЗЕТа. Объем часов: на I к. ОДО – ЛК - 14, ПЗ - 20,СРС - 36, КСР - 2; на I к. ОЗО (бакалавриат) – ЛК - 4, ПЗ - 6, СРС - 62, КСР - 0, на I к. СФО – ЛК - 4, ПЗ - 6, СРС - 62, КСР - 0.
Лекции составляют основу теоретического обучения, раскрывают состояние и перспективы развития соответствующей области науки, концентрируют внимание обучающихся на наиболее сложных вопросах, стимулируют их активную познавательную деятельность и способствуют формированию творческого мышления.
Основные требования к содержанию лекционного курса:
1. Соответствие ФГОС, ООП и рабочей программе учебной дисциплины.
2. Построение лекционного курса на идейно-мировоззренческой, научной основе, общечеловеческих правовых идеалах, ценностях, принципах и новейших достижениях лингвистической науки.
3. Освещение истории развития науки и роли в ней известных ученых-лингвистов, философов, мыслителей.
4. Отражение прогрессивных международных положений, проблемных вопросов, раскрытие современных концептуальных положений, понятий и идей, а также перспектив развития лингвистической науки.
5. Наполнение лекций факторами, обеспечивающими их воспитательную направленность.
6. Реализация межпредметных и внутрипредметных связей (методика преподавания русского языка, современный русский язык, литература, иностранный язык; стилистика, риторика, судебная риторика).
Лекционный курс охватывает 7 тем:
Тема 1. Современная речевая ситуация. Культура речи. Роль речевой культуры в профессиональной подготовке юриста.
Тема 2. История развития норм русского литературного языка. Нормативный аспект культуры речи. Характеристика основных норм литературного языка.
Тема 3. Словари и речевая культура.
Тема 4. Функциональные стили современного русского литературного языка. Официально- деловая письменная речь.
Тема 5. Культура письменной и устной речи. Орфография и пунктуация как показатель речевой культуры.
Тема 6. Речевое общение. Основные единицы речевого общения. Вербальные и невербальные средства общения.
Тема 7. Основы ораторского искусства. Публичные выступления. Языковые особенности публичной речи. Судебная речь.
Основные функции лекций: обучающая, познавательная, воспитательная, развивающая.
Виды лекций
1. Вводная лекция (2 час). Современная речевая ситуация. Культура речи. Роль речевой культуры в профессиональной подготовке юриста. Ознакомление с целями, задачами учебной дисциплины; с основной и дополнительной литературой по русскому языку и культуре речи; с формами текущего и итогового контроля за посещаемостью и успеваемостью студентов.
2. Основной лекционный курс - 12 часов. Содержание курса соотносится с представленными в рабочей программе темами. Основные из них: 1. Разграничение языка и речи. Основные функции русского языка. 2.Понятие нормы русского литературного языка. Виды норм. 3. Функциональные стили русского литературного языка. 4. Судебная риторика.
Теоретические положения лекций по русскому языку и культуре речи базируются на современных концепциях обучения русскому языку в школе и вузе с учетом новых направлений в лингвистической науке. Учитывается факт перехода образовательной системы на компетентностную основу. В лекциях раскрывается структура и содержание основных компетенций: языковая, коммуникативная, лингвокультурологическая. Кроме предметных компетенций, большое внимание уделяется надпредметным компетенциям.
В качестве особых рекомендаций для преподавателей, читающих курс «Русский язык и культура речи» в Институте права, отметим следующие:
1. Для иллюстрации теоретических положений лингвистической науки следует приводить юридические тексты. Это могут быть отрывки из судебных речей А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако и других судебных ораторов, а также фрагменты из кодексов РФ, сборников законов.
2. Каждая лекция должна носить проблемный характер. Студенты на лекции должны находиться в ситуации поиска ответа на поставленный лектором вопрос. Это связано с тем, что лекции по русскому языку и культуре речи носят практическую направленность и обратная связь именно во время лекции очень важна.
3. При обсуждении вопросов, связанных со стилями русского языка, следует создавать (по возможности) речевые ситуации, в которых студент должен строить свое речевое поведение. Эти ситуации должны соотноситься с будущей профессией студентов: следователь, судья, прокурор, адвокат и т.д.