Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ



Основные формы занятий: лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов.

При проведении занятий осуществляется использование активных и интерактивных форм занятий (деловые и ролевые игры, творческое задание, дискуссии и др.) в сочетании с внеаудиторной работой. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет 20% аудиторных занятий.

В рамках дисциплины используются следующие образовательные технологии:

1.ИТК (информационно-коммуникативные технологии);

2.тестирования, круглые столы, экспресс - опросы;

3.подготовка презентаций и научных проектов (электронные версии).

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература:

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Учебное пособие для вузов. Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 2001. – 544 с.

2. Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов/ А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю.Кожевников и др.; Под редакцией В.Д. Черняк, 3-е изд., стер., М.: Высшая шк.; 2009. – 496 с.

3. Введенская Л.А., Червинский П.П. Теория и практика русской речи. Трудные случаи, 2005. С. 31-95

4. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. - М.: Университетская книга, Логос, 2006. – 432 с.

5. Введенская Л.А., Павлова Л.Г.Риторика для юристов: учебное пособие. Изд. 2-е. – Ростов – на – Дону, Феникс, 2003. – 576 с.

Дополнительная литература:

1.Голуб И.Б. Новый справочник по русскому языку и практической стилистике. Учебное пособие / И.Б. Голуб – М.: Эксмо, 2007. – 464 с. – (образовательный стандарт XXI).

2.Орфоэпический словарь русского языка / Авт. – сост. Н. И. Новинская. - Ростов –на - Дону: Феникс, 2004. – 334 с.

3.Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. – СПб.: «ДИЛЯ», 2006. – 1136 с.

4. Петров О.В. Основы судебного красноречия: учеб. пособие. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2006. – 208 с.

5. Алексадрова З.Е. Словарь синонимов русского языка / под ред. Л.А. Чешко. – М., 1989.

6. Саяхова Л.Г., Амерова Р.Х. Грамматико-орфографический словарь. – Уфа: Китап, 2001. – 360 с.

7. Русский язык и культура речи / Под редакцией д.ф.н. проф. В.Д.Черняк. Санкт – Петербург – Москва, 2007. С. 5 – 42.6

8. Культура русской речи / Под редакцией Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева., М.: «Норма». 2009, С. 98-148

Периодические издания

1. Русская речь (журнал)

2. Русский язык в школе (журнал)

 

Программное и коммуникационное обеспечение:

http://www.gramma.ru

http://festivel.1september.ru

http://www.it1t.edu.nstu.ru/article4.php.;

http://www.specialscool.ru/experiment/?id=48.

http://edu.redline.ru/enter.jsp

http://slovari.gramota.ru

 

Учебная дисциплина обеспечена учебно-методической документацией и материалами. Ее содержание представлено в локальной сети вуза (факультета) и на сайте Института права БашГУ www.law-bsu.ru. Обучающимся обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам в компьютерном классе Института права БашГУ.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Компьютерный класс, доступ к сети Интернет (во время самостоятельной работы и на практических занятиях), доступ к электронно-библиотечной системе.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

По лекционному курсу

Учебная дисциплина «Русский язык и культура речи» в ФГОС-3 относится к М.2. Профессиональному циклу вариативной части. Трудоемкость зачетных единиц составляет 2 ЗЕТа. Объем часов: на I к. ОДО – ЛК - 14, ПЗ - 20,СРС - 36, КСР - 2; на I к. ОЗО (бакалавриат) – ЛК - 4, ПЗ - 6, СРС - 62, КСР - 0, на I к. СФО – ЛК - 4, ПЗ - 6, СРС - 62, КСР - 0.

Лекции составляют основу теоретического обучения, раскрывают состояние и перспективы развития соответствующей области науки, концентрируют внимание обучающихся на наиболее сложных вопросах, стимулируют их активную познавательную деятельность и способствуют формированию творческого мышления.

Основные требования к содержанию лекционного курса:

1. Соответствие ФГОС, ООП и рабочей программе учебной дисциплины.

2. Построение лекционного курса на идейно-мировоззренческой, научной основе, общечеловеческих правовых идеалах, ценностях, принципах и новейших достижениях лингвистической науки.

3. Освещение истории развития науки и роли в ней известных ученых-лингвистов, философов, мыслителей.

4. Отражение прогрессивных международных положений, проблемных вопросов, раскрытие современных концептуальных положений, понятий и идей, а также перспектив развития лингвистической науки.

5. Наполнение лекций факторами, обеспечивающими их воспитательную направленность.

6. Реализация межпредметных и внутрипредметных связей (методика преподавания русского языка, современный русский язык, литература, иностранный язык; стилистика, риторика, судебная риторика).

Лекционный курс охватывает 7 тем:

Тема 1. Современная речевая ситуация. Культура речи. Роль речевой культуры в профессиональной подготовке юриста.

Тема 2. История развития норм русского литературного языка. Нормативный аспект культуры речи. Характеристика основных норм литературного языка.

Тема 3. Словари и речевая культура.

Тема 4. Функциональные стили современного русского литературного языка. Официально- деловая письменная речь.

Тема 5. Культура письменной и устной речи. Орфография и пунктуация как показатель речевой культуры.

Тема 6. Речевое общение. Основные единицы речевого общения. Вербальные и невербальные средства общения.

Тема 7. Основы ораторского искусства. Публичные выступления. Языковые особенности публичной речи. Судебная речь.

Основные функции лекций: обучающая, познавательная, воспитательная, развивающая.

Виды лекций

1. Вводная лекция (2 час). Современная речевая ситуация. Культура речи. Роль речевой культуры в профессиональной подготовке юриста. Ознакомление с целями, задачами учебной дисциплины; с основной и дополнительной литературой по русскому языку и культуре речи; с формами текущего и итогового контроля за посещаемостью и успеваемостью студентов.

2. Основной лекционный курс - 12 часов. Содержание курса соотносится с представленными в рабочей программе темами. Основные из них: 1. Разграничение языка и речи. Основные функции русского языка. 2.Понятие нормы русского литературного языка. Виды норм. 3. Функциональные стили русского литературного языка. 4. Судебная риторика.

Теоретические положения лекций по русскому языку и культуре речи базируются на современных концепциях обучения русскому языку в школе и вузе с учетом новых направлений в лингвистической науке. Учитывается факт перехода образовательной системы на компетентностную основу. В лекциях раскрывается структура и содержание основных компетенций: языковая, коммуникативная, лингвокультурологическая. Кроме предметных компетенций, большое внимание уделяется надпредметным компетенциям.

В качестве особых рекомендаций для преподавателей, читающих курс «Русский язык и культура речи» в Институте права, отметим следующие:

1. Для иллюстрации теоретических положений лингвистической науки следует приводить юридические тексты. Это могут быть отрывки из судебных речей А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако и других судебных ораторов, а также фрагменты из кодексов РФ, сборников законов.

2. Каждая лекция должна носить проблемный характер. Студенты на лекции должны находиться в ситуации поиска ответа на поставленный лектором вопрос. Это связано с тем, что лекции по русскому языку и культуре речи носят практическую направленность и обратная связь именно во время лекции очень важна.

3. При обсуждении вопросов, связанных со стилями русского языка, следует создавать (по возможности) речевые ситуации, в которых студент должен строить свое речевое поведение. Эти ситуации должны соотноситься с будущей профессией студентов: следователь, судья, прокурор, адвокат и т.д.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.